Музей «Палаты бояр Романовых» — архитектурно-исторический памятник XV—XVII веков в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Это строение в парке «Зарядье» — старейшее в столице РФ сооружение гражданского назначения. Оно принадлежало роду Романовых, и в его стенах разворачивались знаменательные события этой царской династии. Сегодня любой желающий может увидеть, как жили люди боярского сословия.
144 0 0 19 мин. на чтениеПарк «Зарядье» находится на месте исторического района, который был вторым по древности в Москве. Район приобрёл своё наименование из-за торговых рядов, которые развернулись вблизи Красной площади и расстилались вдоль Москворецкой улицы до Варварки. Зарядье было центром торгового ремесла, куда корабли с товарами из Европы прибывали по Москве-реке.
Археологические изыскания на данной территории наглядно продемонстрировали, что здесь было сконцентрировано множество товаров времён татаро-монгольского ига и Восточной Римской империи (Византии). А земля, на которой стоят палаты бояр Романовых, с 70-х гг. XVI века принадлежала Никите Романовичу Юрьеву. Это один из богатейших феодалов своего времени, вошедший в историю как «добрый боярин».
Никита Романович — боярин, воевода, брат первой супруги Ивана Грозного Анастасии. После воцарения его внука, первого из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, он стал дворецким при государе. Но палаты, известные по этой великой фамилии, изначально принадлежали не Романовым, а купцам Ховриным. К Никите Романовичу они перешли в качестве приданого его жены Варвары Ивановны Ховриной.
Обширная территория городской усадьбы является приметой того времени и, в частности, боярского сословия, которое существовало раньше дворянства. И хотя палаты бояр Романовых — это древнейшая сохранившаяся гражданская постройка в Москве, относящаяся к XV в., основное здание причисляется к следующим двум столетиям. Наиболее старой частью является лишь подклет.
В первом здании усадьбы, ещё до воцарения Романовых, разворачивались драматические события истории этого рода. Так, Никита Романович не раз впадал в немилость Ивана Грозного, несмотря на то, что был его шурином (было это, однако, уже после смерти его сестры Анастасии). Однажды Грозный повелел двум сотням своих стрельцов ворваться в палаты Никиты Романовича и лишить его всего скарба.
Стрельцы выполнили распоряжение в точности, забрав оружие, лошадей, товары на продажу и земли. Семья Никиты Романовича осталась в тяжёлом положении после этого грабежа. Главе рода пришлось идти на Английское подворье, что находится рядом с палатами, и просить ткани из грубой шерсти, чтобы сшить себе хоть какую-то одежду. Об этом писал англичанин Джером Горсей, живший на подворье.
Но к концу правления Ивана Грозного Никита Романович вновь был в числе его приближённых. Из-за этого Романовы представляли опасность для династии Годуновых (Борис Годунов, как известно, был шурином наследника Ивана IV — Фёдора Ивановича, а тот — сыном Грозного и сестры Никиты Романовича Анастасии). Чтобы избавиться от соперников, Годунов организовал высылку возможных соперников.
Так, сын Никиты Романовича, статный Фёдор Никитич, считался претендентом на трон после смерти наследника Ивана Грозного. Фёдор Иванович не оставил после себя детей, а Фёдор Никитич был его двоюродным братом и пользовался любовью народа. Годунов, венчавшись на царство, решил расправиться с Романовыми. Ночью 26 октября 1600 года палаты бояр Романовых подожгли, а членов семьи арестовали.
Братьев возможного претендента на престол сослали в разные концы земли Русской: одного к Белому морю, другого в Сибирь, других в прочие далёкие сёла, где те и умерли. Самого Фёдора Никитича и его жену Ксению Шестову насильно постригли в монахи под именами Филарета и Марфы. Это автоматически лишило их права на престол. А их родовая усадьба была, вероятно, «отписана на государя» (Годунова).
Но полностью выжечь фамилию Романовых из истории Российского государства у Годунова не получилось — сын Филарета и Марфы, Михаил Фёдорович, в 1613 году был избран Земским собором новым царём. Это положило конец Смутному времени и ознаменовало начало правления династии Романовых. Тогда-то усадьба, сегодня известная как «палаты бояр Романовых», получила название «Старый государев двор».
В ходе пожара 1668 г. помещения родового поместья изрядно пострадали и в следующем десятилетии были разобраны. На месте сохранённой фундаментной кладки из белого камня XVI в. мастер Мелетий Алексеев воздвиг новые палаты с крыльцом — первый и второй этажи усадьбы. Использование усадьбы как части монастыря в имперскую эпоху прекратилось — здание получило значение исторического памятника.
После падения императорской власти музей, учреждённый вседержителем Александром II, прекратил свою работу. Спустя 6 лет после революции усадьба стала филиалом Оружейной палаты. Название обезличили, изменив на «Дом боярина XVII в.». Сделано это было в соответствии с новой государственной идеологией, чтобы продемонстрировать долгую историю новой страны Советов, при этом убрав из её страниц упоминание дома царственной династии.
В 1932 г. усадьба перешла в ведение Государственного исторического музея. Палаты получили название «Музей боярского быта». На территории палат выставлялись предметы, демонстрирующие «вред» капиталистического строя. Кроме того, помещения памятника культурно-исторического наследия стали местом жительства некоторых советских граждан. Тогда же предпринимались реконструкции палат.
В начале 1940-х гг. правительство СССР поручило начать зачистку района Зарядья от всех построек, чтобы освободить площадь для 2-го дома Совнаркома. Этому воспротивился один из авторов проекта Виктор Веснин — представитель авангарда и неоклассицизма в архитектуре. По его просьбе усадьбу решили перенести в Коломенское. Но в судьбу усадьбы вмешалась Великая Отечественная война.
Это одна из самых древних гражданских построек Москвы. Из-за бессчётных пожаров и перестроек наружный вид дома многократно видоизменялся. Своим сегодняшним обликом палаты бояр Романовых обязаны реставратору, действительному статскому советнику Фёдору Рихтеру (в 1842—1865 гг. — директору Московского дворцового архитектурного училища).
Рихтер, чей отец был художником-декоратором, оформлявшим интерьеры Сената и Синода, Академии наук, Зимнего дворца, в 1827 г. при строительстве Исаакиевского собора был рисовальщиком в чертёжной, а в 1833 г. окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Шесть лет Рихтер провёл в Италии. В 1843 г. был назначен старшим зодчим Большого Кремлёвского дворца.
Это был один из первых образцов научной реставрации в России. На его счету возрождение Боровицкой башни Московского Кремля, Ипатьевский монастырь в Костроме, стены Псковского кремля и др. Он провёл скрупулёзные обмеры и фиксацию палат, обнаружил два сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы конца XV — начала XVI в., подклет и средний этаж XVII в.
При разборе поздних пристроек обнаружилось немало примечательных архитектурных деталей: древнейшие оконца, дверные проёмы, лестничные марши, забутованные новой кладкой. После уборки исторического слоя последних десятилетий из подвалов в одном из них нашли заложенный портал с широкой лестницей и фрагментами трёх ступенек. На восточной стороне дома команде Рихтера открылась часть старинного крыльца.
По его плану были выстроены балкон и парадная лестница, реконструирован верхний бревенчатый этаж, сделана роспись на сводах, уложены изразцовые печи, изготовлены златотканые обои. Однако в середине XX в. реставрацию Рихтера признали исторически недостоверной, а до реабилитации его имени и правильности реализации проекта советские реставраторы успели уничтожить часть его трудов.
Были разобраны почти все печи, залеплены белой бумагой росписи на сводах, в тереме сняты древесная облицовка и резьба. Однако сейчас специалисты, указывая на несправедливость таких упрёков в адрес Ф. Рихтера, отмечают, что он «верно реконструировал архитектуру палат». Но когда реставрацию проводили во второй раз (с 1984 по 1991 год), интерьеры вернули к варианту Рихтера.
Сегодня музей «Палаты бояр Романовых» — часть комплекса Государственного исторического музея. Их третья масштабная реконструкция стартовала в 2017 году и длилась менее года. Когда все музейные экспонаты были вывезены, эксперты приступили к работе. Одновременно трудились не более 50 человек. Объект небольшой, но бесценный для истории России.
Одной из задач было оставить композицию и оформление фасадов без изменений с момента их воссоздания в 1856—1859 гг. зодчим Фёдором Рихтером. В первую очередь занялись фасадами флигеля. Далее отреставрировали красновато-коричневую кладку стен, белокаменные полы и своды, реконструировали обмазки и штукатурное покрытие потолков, живописную облицовку стен.
Реставраторы поработали над дощатыми и паркетными полами, окнами и дверями, деревянной отделкой интерьеров. Также специалисты поменяли в здании системы отопления и водоснабжения, электрические сети и поставили новые приборы системы вентиляции. Проблемы были с фасадной штукатуркой бревенчатого терема, которая отпадала и рассыпалась по улице.
Реставраторам приходилось сооружать каркас, чтобы её восстановить соответствующим образом. Одна из реставрационных особенностей палат бояр Романовых — исключительный по своей обработке бриллиантовый руст, отличающийся от того, что украшает восточный фасад Грановитой палаты. Реставраторам в полной мере удалось скопировать технологию вытёсывания камня.
Музей «Палаты бояр Романовых» не зря именовался в советское время «Музеем боярского быта». В планировке прослеживаются традиции житейского уклада боярского сословия Российского царства XV—XVII вв. По законам того времени, палаты делятся на мужскую и женскую половины. Имеются также трапезная, живописные узкие лестницы и подвалы.
Мужская и женская половины дома различаются по своему внешнему и внутреннему оформлению. Жилые помещения первой, мужской половины, представляют собой маленькие по размерам покои с низкими, тяжёлыми сводчатыми потолками. Вторая, женская половина, напротив, состоит из больших горниц с множеством окон и будто вся пронизана светом.
Парадная зала на мужской половине дома для приёма гостей, пиров и обедов. Это самое крупное помещение основного этажа, где на стол выставлена дорогая посуда, которая выставлялась исключительно на званых обедах, чтобы продемонстрировать достаток бояр. В углу стоит оригинальный шкаф для посуды с живописными слюдяными створками, богато переливающимися на свету. Скамьи покрыты турецкими бархатистыми тканями.
Кабинет боярина — условное название гостиной, в которой глава знатного семейства мог спокойно уделять время делам, связанным с государственными нуждами (т.к. Романовы имели большой вес в политике царской России). Палата изумляет посетителей кожаными обоями, использующимися для обивки всех четырёх стен. На рабочем столе располагаются эмалированная чернильница с перьями, шкатулка для хранения дорогих вещиц, небольшой сундучок, щипчики для свечей.
Библиотека соединяется особой дверью с кабинетом боярина. Здесь в огромных сундуках держалось драгоценное имущество хозяина — книги. В помещении представлены оригинальные издания XV—XVII вв., в числе которых — государственные положения и первая часть Ветхого завета. Книгохранилище даёт понимание интересов владельца дома и, кроме того, показывает развитость книгоиздания и образовательно-просветительской сферы.
При входе в библиотеку бросается в глаза стол, украшенный кружевом. На нём — раскрытое сочинение «Сказание о Мамаевом побоище». В подбитых коробах — классическая литература личных библиотек XVII в.: «Канты духовные» — альманах с европейскими музыкальными композициями, «Пасхалия Зрячая» — книга с выдающимися по живописности картинками и схемой расчёта празднования Пасхи, а ещё — заметки по медицинскому делу и астрологическим картам.
Мальчики из высшего сословия тех лет жили с матерью до 6-летнего возраста, впоследствии их переселяли в нижнюю, мужскую половину дома — они перебирались в «комнату старших сыновей». Здесь боярские сыны занимались с учителями, осваивая разнообразные науки. О значимости географии в обучении сообщают огромный глобус и набор географических атласов. Рядом расположены приборы для изучения звёздного неба.
Из последних двух помещений по тесной лестнице можно подняться на последний уровень здания — женскую половину. Кроме того, из большой столовой комнаты наверх идёт ещё одна лестница, потайная, по коей девушки могли взбираться к себе так, чтобы не быть потревоженными взглядами посторонних представителей мужского пола. Секретная лестница уставлена витринами. Сами витрины выполнены изящно — они представляют собой арочные неглубокие проёмы с мягкой подсветкой.
Женская половина дома, сделанная, в отличие от остальной части дома, из дерева, величается теремом. Вся «женская половина» дома — по сути «новодел». Это реконструкция середины XIX в., осуществлённая реставратором Фёдором Рихтером. Первое, что видят посетители здесь, — сени: маленькая по площади комнатка, в которой можно увидеть одежду, традиционную для боярских дочерей и жён.
Расположение горницы боярыни, отгороженной от всей остальной площади здания, указывает на изолированный образ жизни представительниц боярского сословия. Распорядок дня регулировался по канонам, принятым у инокинь. Высочайшими достоинствами девушки являлись смирение, радение о собственном доме и членах семейства, цель угодить Господу и своему благоверному. Основной заботой боярыни был уход за детьми.
Подвал конца XV в. — старейшая часть палат, сохранившееся основание одной из построек белокаменной Москвы. Подземелье с гладкими стенами, узкими небольшими оконцами было самым надёжным и безопасным помещением в имении, в нём могла держаться боярская казна. Выставочные образцы представляют собой снаряжение и доспехи XVI—XVII вв. В их числе ручное огнестрельное оружие и даже несколько пушек.
На территории усадьбы боярина в прошлом находились многочисленные хозяйственные постройки: амбары, поварни, загоны и лужайки для скота, постройки для крестьян, земельные угодья. От всего этого остались лишь надгробная плита из некрополя прилегавшего к усадьбе мужского монастыря и небольшие образцы ограды. Но рядом находится множество других архитектурных памятников.
Музей находится в одном ряду с такими достопримечательностями, как храм Варвары Великомученицы, Старый английский двор (или Английское подворье), храм Максима Блаженного и Знаменский собор. Обособленно стоят храм Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) и церковь Зачатия Анны, что в Углу. В их архитектуре можно увидеть черты ренессансной традиции, барокко, ампира и даже готики.
Современные архитектурные стили явно прослеживаются в конструкциях зданий, построенных в ходе реализации проекта парка «Зарядье». Это парящий мост, нависающий над Москвой-рекой, ресторан «Восход», амфитеатр со «стеклянной корой», гастроцентр «Зарядье» и медиацентр. Это обилие стекла и металла, вытянутые плавные очертания и другие элементы демонстрируют их принадлежность к хай-теку.
Музей «Палаты бояр Романовых» открыт ежедневно, кроме вторника, с 10 утра до 6 вечера. Экскурсия занимает около часа. Его территория небольшая, а потому рекомендована для посещения с детьми — они не успеют утомиться. С экспозицией можно ознакомиться самостоятельно, поскольку особенности практически всех предметов старины раскрыты в аудиогиде и на стендах.
Цена за билет для 1 взрослого гражданина РФ или стран ЕАЭС составляет 500 рублей. Для тружеников тыла, российских студентов, солдат и сержантов российской армии, работников музеев РФ, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС — 250 рублей. Для граждан иных стран — 700 рублей. Для детей и подростков от 7 до 17 лет из России и ЕАЭС — 250 рублей, из других стран — 350 рублей.
Символическая плата в 1 рубль предусмотрена для детей до 7 лет, независимо от гражданства, и граждан России и ЕАЭС, относящихся к следующим категориям: неработающие инвалиды 1 и 2 групп и их сопровождающие, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, блокадники Ленинграда и узники нацистских лагерей, Герои Российской Федерации или СССР, члены ICOM.
Музей «Палаты бояр Романовых» находится по адресу: Москва, ул. Варварка, 10. Быстрее всего добираться на метро: рядом находится станция «Площадь Революции». Также можно воспользоваться автобусами 38, 158, М5, М8 и пр. Для владельцев автомобилей в парке «Зарядье» построена подземная парковка. При использовании такси можно остановиться прямо напротив здания на Варварке.
Обсуждения