Теремной дворец – первое жилое здание из камня с анфиладной планировкой в России. Его построили на территории Московского Кремля в начале XVII века по указу Михаила Фёдоровича. Оно выполняло роль парадных покоев семьи царя. Сегодня Теремной дворец является памятником архитектуры и объектом культурного наследия. Он известен как часть дворцово-паркового ансамбля Большого Кремлёвского дворца и резиденция президента России.
2 492 1 0 15 мин. на чтениеСтатус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Московский Кремль и Красная площадь»
Координаты: 55.75064 северной широты, 37.615777 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Москва, Московский Кремль, Манежная ул., 2/10с2
Дата основания: 1635 год
Архитектурный стиль: русское узорочье
Архитектор: Антип Константинов, Трефил Шарутин, Бажен Огурцов, Ларион Ушаков
Основатель: Михаил Фёдорович
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: https://www.kreml.ru/museums-moscow-kremlin/
Исторически сложилось, что для строительства палат правящей династии выбирали возвышенности над Боровицким кремлёвским холмом. Во времена правления Ивана Калиты княжеский дворец стоял над видимыми окрестностями. Позже, в начале XV века, к ним пристроили хоромы княгини и жены Василия I Софьи Витовтовны. С каждым годом территория княжеского двора распространялась на восточные земли, ближе к Благовещенскому собору.
Так Большой Кремлёвский дворец обосновался на своём месте, а в истории Москвы начался период перестроек и расширений. Внутри кремлёвских стен появились каменные постройки: Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата. По проекту архитектора из Италии Алевиза Фрязина жилые каменные постройки возвели в 1499–1508 гг.
Дворец итальянского зодчего простоял долго, но из-за пристроек (сеней, деревянных хором) его облик был искажён. Когда на троне оказался Михаил Фёдорович, царские покои были в удручающем состоянии. Смутное время внесло свои коррективы, имущество было разграблено, сожжено или просто уничтожено. Тогда и было принято решение построить новое здание из камня и кирпича, где будут находиться царские покои.
Теремной дворец соорудили в 1635–1636 гг. по распоряжению царя Михаила Фёдоровича. Над возведением каменных царских покоев трудились зодчие Бажен Огурцов, Ларион Ушаков и Трефил Шарутин. Руководил проектом Антип Константинов. Для того времени использовались новейшие технологии строительства. Использование железных «связей» позволило возвести более тонкие стены и увеличить пространство внутри помещения.
При возведении Теремного дворца внедрили и другой строительный приём. Впервые на Руси использовали анфиладную планировку, где ряд комнат выступает центральной осью композиции, а входы в жилые зоны расположены последовательно. Новая постройка из трёх этажей была установлена над двумя уровнями палат Ивана III и Василия III, спроектированными Алевизом Фрязиным. «Верхний теремок» на вершине здания завершили в 1637 году.
Созданием царских покоев не из дерева, а из камня Михаил Фёдорович сделал вклад в большую перестройку Московского Кремля. В 1637 году завершили отделку экстерьера здания. Для росписи крыши Иван Осипов использовал сусальное золото и серебро, а для заполнения окошек – слюду. Декорированием внутреннего убранства занимался художник по иконописи Симон Ушаков. Над завершением облика дворца работали уже при царе Алексее Михайловиче.
Теремной дворец охватывал большую площадь на территории Царского двора. В него входили церкви, терема, палаты, мастерские, приказы и дворы. Практически у каждого представителя царской семьи был украшенный домик или теремок. Большинство построек было выполнено из дерева. В дворце жил царь со своими сыновьями. В северных палатах проживали царица и царевны. Парадный фасад был направлен на Соборную площадь.
В XVII веке Теремной дворец объединял комплекс сооружений, отличных по архитектурным замыслам. Грановитая палата выходила к Соборной площади и считалась парадным входом. Южнее располагались Столовая и Золотая палаты, а с севера – Постельные покои представителей царской семьи. Край холма занимали Набережные палаты. При пожаре 1696–1701 годов деревянный комплекс был разрушен, наступал упадок Кремлёвского дворца.
Такая учесть ждала бывший царский двор из-за перенесения столицы в Санкт-Петербург при правлении Петра I. В бывших княжеских палатах Теремного дворца расположили конторы коллегий. Серия пожаров в период с XVIII по XIX века внесла разруху в существование дворца. Деревянные хоромы, царский двор, кельи, по словам очевидцев, сгорели до тла. Каменные палаты на протяжении нескольких лет стояли без отделки.
Подклеты прежних приёмных палат стали основанием для строительства нового дворца, названного Зимним, – постоянной резиденции императрицы Елизаветы Петровны. Над ним работал архитектор Бартоломео Растрелли. В 1812 году, в период Отечественной войны, в здании останавливался Наполеон, а в сохранившихся постройках Теремного дворца расположилась свита.
В 1849 году завершили строительство нового дворца в Кремле, известного сегодня как Большой Кремлёвский дворец. Зодчий Константин Тон объединил новые постройки с Теремным дворцом. К празднованию 200-летия теремов по рисункам был восстановлен облик, характерный для эпохи правления Алексея Михайловича, но с изменениями. Так появились белокаменные резные наличники на первом этаже и лестничная башня на севере.
Теремной дворец был построен из кирпича, но для оконных наличников, пилястр, парапетов гульбищ и порталов использовали белый камень. В облике здания архитекторы сочетали два стиля: древнерусский и итальянский (ломбардский). Экстерьер здания выполнен в стиле хоромных построек русского узорочья. Ярусная композиция сложена ступенями с крылечками причудливой формы и открытыми лестницами, гульбищами и площадками.
В декоре прослеживаются традиционные стилистические приёмы: ширинки, изразцы, орнаментальная плетёнка, резной гребень на коньке крыши. Они сочетаются с ордерными формами классической архитектуры. В планировке дворца строители использовали приём деления пространства – анфилады, характерные для дворцовых построек XVIII века. Белокаменные наличники дополнены резьбой, карнизами, подвесными гирьками и изразцами.
Многоцветные плитки украшают четвёртый этаж дворца, парапеты, карнизы Теремка. Нарядности сооружению придают резные наличники оконных проёмов, широкие карнизы, треугольный фронтоны. Кровля Теремка имеет шахматную бело-красную окраску и необычный для XVII века позолоченный конёк. Между окнами установлены декоративные пилястры, резьба на порталах в виде переплетений, трав, ягод, растений, масок, птиц и животных.
Изначально стены изнутри украшала роспись Симона Ушакова, от которой остались отдельные фрагменты. Реставрация царских интерьеров проводилась группой художников во второй половине XIX века. В неё входили Фёдор Солнцев, Тимофей Киселёв, Пётр Герасимов и Фёдор Рихтер. Архитекторы и художники украсили Проходные сени, Престольную и Думскую палаты, Царскую спальню росписью по эскизам Фёдора Солнцева.
Оранжереи и сады вдоль Боровицкого холма появились ещё при правлении Алексея Михайловича. Архитектурный ансамбль объединяет храм Рождества Богоматери на Сенях, расположенный западнее. Его несколько раз перестраивали, но четырёхстолпная церковь из белого камня сохранилась в первоначальном виде. Она построена в конце XIV века по указу княгини Евдокии и считается одним из старейших зданий Московского Кремля.
На территории комплекса Осипом Старцевым были возведены три церкви: Воскресения Словущего, Спаса и Распятия. Над ними в 1682 году построили единую кровлю с 11 главками на шейках, украшенных изразцами. Создатели Теремного дворца в 1636 году работали над храмом Нерукотворного Спаса, который переименовали в Верхоспасский собор. Завершает дворцовый ансамбль здание Золотой Царицыной палаты, построенное в XVI веке.
Всё здание строилось как старинные деревянные хоромы. Этажи напоминают поставленные друг на друга избы. Сходство можно увидеть на примере жилых покоев. У каждой «избы» на улицу выходят три окна. Златоверхий теремок на последнем этаже занимает одну большую светлую комнату. Конструкция Теремного дворца занимает пять этажей. В двух нижних, как и при царе Михаиле Фёдоровиче, располагаются хозяйственные службы.
В XVII веке на третьем уровне функционировала царская мыленка, или баня, находились жилые комнаты для детей. До революции его использовали для хранения архива государственных бумаг, сегодня на нём расположены служебные помещения. Обстановка царских опочивален, кабинета государя, Передней и Крестовой палат восстановлена на четвёртом этаже дворца. Весь пятый этаж занимает Златоверхий теремок, окружённый открытой галереей.
В царское время палаты на втором этаже использовались как мастерские. Здесь шили царские одеяния для самого царя и придворных. Особенность третьего и пятого этажей заключается в крытых просторных галереях. Прогулки на них устраивали представители знати. В Златоверхом теремке на пятом этаже заседала Боярская дума. Доступ к четвёртому ярусу здания до XVIII века был возможен только семье царя.
В покои царя вёл парадный вход с восточной стороны здания, названный Верхним золотым крыльцом. Поднявшись по лестнице на четвёртый этаж, посетители попадают в Проходные сени. Её с обеих сторон охраняют статуи львов, вооружённые геральдическими щитами. В Проходных сенях собирались и ожидали приёма царя послы иностранных государств и бояре, а сама встреча проходила в Соборной палате.
В богато украшенном Царском кабинете, или прежней Престольной палате с выходом в опочивальню установлен царский трон. Все комнаты украшены схожим образом. Изразцовые печи собраны небольшими глазурованными плитками. Стены и потолок расписаны цветочными мотивами, ликами святых, на окнах установлены стеклянные цветные витражи. В интерьерах встречаются позолоченная лепнина, резные двери, картины с сюжетами из Библии.
Каждая комната выдержана в определённом цвете и обставлена мебелью царских времён. В Проходных сенях доминирует жёлтый оттенок, опочивальня украшена зелёными мотивами. Соборная палата расписана в серо-голубых тонах, а базовый цвет Престольной палаты – красный. Стены украшены причудливыми растительными орнаментами. Встречаются украшения геральдическими узорами, живопись с библейскими сюжетами и ликами святых.
Золотая лестница ведёт на Верхнеспасскую площадку. Она ограждена Золотой решёткой с растительным орнаментом и изображением фантастических существ, животных и птиц. Вопреки всеобщему заблуждению, её выковали из железа и покрыли позолотой. За решёткой расположено верхнее Золотое крыльцо Теремного дворца. Оно украшено характерными элементами русского интерьера, завершается пирамидальным расписным шатром.
По обе стороны крыльца установлены фигуры львов с щитами, на которых изображены вензеля Николая I. При его правлении Золотое крыльцо стояло снаружи Теремного дворца, а после перестройки его перенесли вовнутрь. Своё название оно приобрело из-за близкого расположения к Золотой палате, где ковали церковную утварь. Над лестницей арка украшена гирькой в виде головы льва с яблоком в пасти, как символ сохранения тайн.
Дворец изнутри имеет анфиладную планировку. По прибытии бояре попадали в первую комнату и ожидали прихода царя. Передняя имеет низкие своды и печи, украшенные яркими изразцами. Стены расписаны изображениями княжеской семьи Владимира и Ольги, святых Константина и Елены. После появления владыки бояре с государем следовали в Крестовую палату, где обсуждали государственные дела.
Третьей по счёту шла Золотая комната. Она представляла собой богато украшенный кабинет. На дверях красовалась золочёная кожа с изображениями животных и растений. На красном фоне стен выделялся золотой орнамент. В левом углу у окна стоял трон царя на вышитом царевнами ковре. В центре свода нанесено изображение Спасителя на престоле в окружении московских и вселенских святителей. На стенах висели гербы российских земель.
Среднее окно Золотой комнаты, рядом с которым стоял трон, было направлено во внутренний двор на Боярскую площадку. На фасаде здания оно выделяется белокаменным наличником с резьбой и двуглавым орлом. Его именовали Челобитным, так как с него спускали по верёвке ящичек, куда клали прошение царю. В следующей, четвёртой комнате располагалась опочивальня. На её стенах висели медальоны с библейскими сюжетами.
Из четвёртой комнаты на этаж ниже в мыленку спускалась витая лестница. Её пол и стены для защиты от воды были опаяны свинцом. Один вход ведёт в Молельную, где на стене висели два позолоченных киота с крестами, иконами Алексея Михайловича. В двух соседних помещениях в оконных рамах сохранилось «русское стекло» из слюды, установленное при строительстве. Из сеней поднимались на пятый ярус – большую палату на плоской крыше.
Дворец хотя и открыт для посещения, но самостоятельно здесь передвигаться не получится, нужно получить разрешение комендатуры Кремля. Его можно осмотреть в рамках экскурсии по Большому Кремлёвскому дворцу. Они проводятся небольшими группами с аккредитованным гидом. Маршрут тура, кроме Теремного дворца, включает Грановитую палату, покои императрицы. Из-за высокой цены билета популярны онлайн-туры.
Найти Теремной дворец в Москве можно по адресу: ул. Манежная, 2/10c2. Это центр Московского Кремля, он находится в доступности общественного и личного транспорта. С Соборной площади близлежащие постройки не дают в полной мере оценить красоту строения. К Теремному дворцу ходят автобусы №e10, №н12, №н11, №м2, №м1, №м9, №м6 и №м7. Выходить из транспорта нужно на остановке «Метро Библиотека им. Ленина».
К локации можно доехать из разных уголков столицы на метро. В близкой доступности расположены три станции: «Библиотека им. Ленина» по красной ветке, «Арбатская» по синей ветке и «Александровский сад» по голубой ветке. Остановиться у самого Кремля можно, но парковочных мест довольно мало, за время стоянки нужно заплатить. Выручат службы такси, например, «Яндекс Go», «Ситимобил» и др.
Обсуждения