Успенский собор

Россия, Москва

Успенский собор Московского Кремля — выдающийся памятник русского зодчества. Это монументальное сооружение, которое поражает своим убранством и передает дух Московской Руси. Он включен в музейный комплекс «Московский Кремль». В храме находятся уникальный иконостас и мощи святых, выставляются святыни — частица ризы Иисуса и один из гвоздей его распятия. Полный величия златоглавый Успенский собор является жемчужиной Соборной площади Кремля.

Характеристики Успенского собора

Названия: Кафедральный патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы

Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Московский Кремль»

Координаты: 55.751019 северной широты, 37.616961 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Соборная площадь

Дата основания: 1326 год

Архитектурный стиль: московская школа

Архитектор: Аристотель Фиораванти

Основатель: великий князь Иван I Калита

Конфессия: православие

Состояние: действующий

Официальный сайт: https://www.kreml.ru/museums-moscow-kremlin/

Местное время:
Погода:-11 °CпасмурноОщущается как: -15 °C
Давление: 782 мм рт.ст.Влажность: 94%Ветер: 1.48 м/c

История Успенского собора

Успенский кафедральный собор, как былинный богатырь, охраняет Москву и во все времена остается непокорным. Его взрывали, жгли, грабили французы, обстреливали в 1917 году, но он сохранил свой образ. Его возводили три раза. Последняя версия сегодня украшает Москву, доминируя своей торжественностью и монументальностью в ансамбле Соборной площади. По сей день московский Успенский собор является духовным центром России.

История храма началась в далеком 1326 году при князе Иване Калите. По благословению митрополита Петра в центре Москвы был возведет небольшой белокаменный собор. В 1337 году крупный пожар нанес ему серьезный урон. Иван III решил, что Москве нужен новый главный храм. Получив благословение митрополита Филиппа, он издал указ на месте сгоревшего возвести более величественный собор, который будет духовным центром государства.

По всей Руси был объявлен сбор денег на его строительство. Для реализации проекта привлекли русских зодчих Мышкина и Кривцова. Строительство велось несколько лет. Когда собор был возведен практически до сводов, в Москве произошло землетрясение, и он полностью рухнул. Москвичи говорили, что это плохой знак, поданный свыше. Современники считают, что землетрясения не было, а собор рухнул из-за инженерной ошибки.

Третья версия Успенского собора была полностью возведена в 1479 году. Для его строительства князь Иван III пожелал привлечь заграничного архитектора. Согласился на проект православный зодчий Аристотель Фиораванти. В Италии он был в числе лучших архитекторов. Фундамент был торжественно заложен летом 1745 года. Тогда москвичей поразила скорость возведения храма и технология строительных работ. Во время строительства Фиораванти учел все ошибки своих предшественников.

По указу архитектора в Москве в кротчайшие сроки был построен кирпичный завод. Фундамент был усилен дубовыми сваями, которые вбили на 5-метровую глубину. Стены собора возводились в два кирпича, а внутри укреплялись специальными металлическими перевязками. Для крестовых сводов использовались специально вытесанные каменные блоки. Внутри соборного пространства архитектор использовал шесть, широко расставленных кирпичных столпов.

Строительство храма длилось 4 года. Собор поразил москвичей и сегодня поражает современников своим величием, удивительной просторностью и богатством убранства. Для его росписи были привлечены лучшие мастера. В главном соборе Москвы совершались венчания на царство, выбор глав церквей, оглашались государственные акты, совершались княжеские бракосочетания. Успенский собор стал культовым центром России.

Освятил новый главный собор митрополит всея Руси Геронтий. На освещении присутствовал великий князь и огромное количество народа. В исторических документах отмечается, что в храм пришли почти все горожане. После освещения еще велись работы по росписи внутреннего пространства, но службы в храме уже не прекращались. Свой высокий статус он сохранил даже после того, как столицу Российской империи перенесли в Петербург.

Зодчий Аристотель Фиораванти остался в Московии и даже участвовал в военных походах Ивана III. Есть версия, что планировкой нового кирпичного Кремля занимался тоже Фиораванти. Но жизнь итальянского зодчего в России оказалась трагической. Когда архитектор просил отпустить его домой в Италию, великий князь не дал согласия. Фиораванти решил бежать, но был пойман. Князь счел это предательством и посадил его в тюрьму.

Итальянский архитектор вошел в российскую историю как создатель московской цитадели православия. В кремлевском соборе часто принимались государственные решения, венчались на царство наследники династии Романовых. Он стал местом хранения святынь христианства и усыпальницей митрополитов, патриархов. Это один из самых древних культурно-исторических памятников. Собор является гордостью России и величественным символом русского зодчества.

С Успенским собором связано много событий. Одно происходило во время войны 1812 года. Тогда его полностью разграбили наполеоновские войска. Но самым ужасным было то, что о в соборе устроили конюшню. Во время бегства наполеоновские солдаты вывезли из собора сотни килограммов золота и более 5 тысяч тонн серебра, из которого была выполнена утварь. Изгнав французов из Москвы, русские солдаты смогли вернуть в храм малую часть разграбленного.

Успенский собор

Особенности архитектуры и интерьера Успенского собора

Облик Успенского собора поражает гармоничным сочетанием традиционности и оригинальности. В архитектурном стиле и фасадном оформлении прослеживается византийское, древнерусское, романское и даже готическое искусства. Смотрится здание величественно и монолитно: золотое пятиглавие, арочно-колончатый фриз, идеальная гладь белокаменных стен производят сильное впечатление. Храм построен по зальному типу с шестью круглыми столпами.

Его западная часть несколько удлиненная, что делает собор более вместительным. Характерной чертой его архитектуры является просторность и обилие света, который льется сквозь окна. Фасад собора состоит из прясел, которые разграничены лопатками. Это создает ощущение особой монолитности объема, а также подчеркивает выразительность фасадов. Декоративный пояс из арок и небольших колон разделяет здание по горизонтали.

Пилястры с красивыми узкими окнами создают визуальную легкость всей конструкции. Южный и северный порталы — парадные входы в храм. Они оформлены порталами с рисунком арок. Высокие лестницы с широкими площадками предназначались для выходов государей и иерархов. Успенский собор увенчивают пять золотых глав, которые компактно размещены вокруг центрального купола, венчающего всю композицию.

Пять глав собора выступают символами православия — Иисуса Христа и четырех евангелистов. Медные врата собора украшены золотыми библейскими изображениями. Через них входили в храм члены царской семьи, а своды помнят рыдающего при коронации 16-летнего Михаила Романова. Итальянский зодчий смог создать выдержанный царственный стиль собора и гармоничное включение его архитектуры в ансамбль Соборной площади.

Впервые в русской архитектуре многоглавый собор внутри не был разделен. Такой интерьер для русского зодчества стал уникальным. Перекрытия выполнены в виде крестовых сводов и арок. Они опираются на столпы и вертикальные выступы стен. Храм не является традиционным крестово-купольным, а определяется как зальный. Впечатляющая просторность и щедро льющейся свет создают торжественную атмосферу в соборе.

Своеобразие его архитектуры особо сильно ощущается в интерьере. За счет применения новых решений и технических средств открылась возможность увеличить членения храма и исключить какие-либо затеснения пространства. Внутри храма словно огромный дворцовый зал, центр и все стены которого хорошо освещены проникающим солнечным светом. Современников он поражает не только убранством, но и своим пространством, светлостью.

Для росписи интерьера собора был приглашен иконописец Дионисий. Фрески создавали царские мастера. Циклы росписей Успенского собора создавали 150 художников. На сводах, колонах и стенах храма изображены 2066 фигур и 249 сюжетных композиций. При входе в собор сразу привлекает внимание масштабный пятиярусный иконостас. Его высота — более 16 метров. Это живописный ансамбль из 69 икон, отображающих ключевые события библейской истории.

В соборе сохранились масштабные комплексы икон трех иконостасов. Сохранен главный иконостас, созданный в 1653 году. Инициатором его создания был патриарх Никон. Он обратился к царю Алексею Михайловичу, после чего тот издал указ о создании иконостаса главного московского собора. В 1698 году был сооружен иконостас Похвальского придела. Иконостас Димитриевского придела был вновь создан только в 1913 году, в него вошли иконы XVI века.

Перед масштабным иконостасом находятся моленные места: патриаршее, царское и Мономахов престол, выполненный из орехового дерева. У патриаршего моленного места можно увидеть черный посох митрополита Петра. Великокняжеское место — Мономахов престол — создано в 1551 году специально для Иоанна Грозного. Оно украшено изображением легенды получения шапки Мономаха князем Владимиром от императора Византии.

На северной стороне — изображения православных епископов, святых чудотворцев. Над ними создана композиция «Собор апостолов». На восточной стене — «Новозаветная Троица». Своды храма украшены композициями на евангельские темы. В храме размещен ажурный шатер и серебряное паникадило с тяжеловесными гирляндами. Оно было отлито в память о победе над французами. Центр собора украшают три креста с Христом и ангелами.

Бронзовый ажурный шатер был отлит для святынь храма по приказу царя Михаила Федоровича. Отлил его Дмитрий Сверчков. Кровля шатра четырехскатная, выложенная из золотых и серебряных листов в шахматном порядке. Первоначально он предназначался для хранения модели Гроба Господня, выполненной из кипариса. В 1625 году в него был вложен золотой ковчег, инкрустированный драгоценными камнями.

Фрески и иконостас Успенского собора датируются серединой XVII века. Масштабный фресковый ансамбль был создан всего за два года. На алтарной преграде сохранились достаточно большие участки первоначальной фресковой живописи с полуфигурными изображениями святых. Искусствоведы утверждают, что некоторые из них выполнены рукой иконописца Дионисия. В Успенском соборе богатейшая коллекция икон в окладах из чистого золота.

Архитектурное решение собора характеризуется изяществом и простотой. Творение Фиораванти стало самым ярким украшением Москвы и настоящей жемчужиной главной Соборной площади. В его архитектуре и убранстве красивейшим образом отображена суть русского церковного зодчества. Успенский собор не просто украшает Соборную площадь, он формирует знаменитую во всем мире кремлевскую панораму, ставшую визитной карточкой Москвы.

Успенский собор

Реликвии и святыни Успенского собора

Риза Господня

В Успенском соборе святыни хранятся в невероятно красивом ажурном шатре, выполненном литьем. В 1625 году в ажурный шатер храма был помещен золотой ларец с частью подлинной одежды Христа. Риза Господня была прислана персидским шахом Аббасом I первому царю Михаилу Федоровичу Романову. Сопровождается эта реликвия специальной грамотой, где описывается, что христианская святыня была захвачена персами в соборе Светицховели.

После получения этой реликвии в Москве было установлено празднование Положения Ризы Иисуса Христа. Этот праздник приходится на 23 июля. В эту дату зал собора заполнен большим количеством верующих. Позже Риза Господня была разделена на несколько частей, которые переданы в киевский Софийский собор, в два храма Санкт-Петербурга и в костромской Ипатьевский монастырь. До 2007 года фрагмент Ризы Христовой хранился в музее Кремля.

Гвоздь Христа Господня

Еще одна ценная реликвия хранится в алтаре храма — Гвоздь Христа Господня. Это один из гвоздей, которым прибивали к кресту Иисуса. В собор он попал в XVII веке. Как гласит предание, Голгофский Гвоздь был послан императором Константином грузинскому царю Мириаму. До 1688 года он хранился в Грузии. В Москву его привез царь Арчил Вахтангович. Когда он хотел вернуть реликвию в Грузию, гонца задержали, и по указу Петра I святыню отправили в Успенский собор.

Владимирская икона Божией Матери и другие образы

В Успенском соборе собрана огромная коллекция икон. Особой ценностью обладает икона Божьей Матери Владимирской. Она была перевезена в Москву из Византии в 1395 году Василием I. Также здесь находятся иконы «Богоматерь Одигитрия», «Троица» и «Святой Георгий». Большинство ценных икон было привезено в Москву при Иване Грозном. Их везли с разных концов Русской земли, многие — из покоренного древнего Новгорода.

У южной стены храма расположены самые древние иконы, среди которых «Митрополит Петр с житием». Иконоведы утверждают, что она написана Дионисием, учеником Андрея Рублева. У северной стены расположены иконы, привезенные в 1923 году. Они написаны служителями Соловецкого монастыря. Самым известными из них являются образы «Богоматерь Боголюбская» и «Достойно есть». В Успенском соборе собрана самая крупная коллекция икон XI—XVII веков.

Вся иконная экспозиция храма является настоящим сокровищем русской культуры и православия. Здесь долгое время хранилась Владимирская икона Божией Матери, которая является настоящей святыней русской земли. Эта икона считается чудотворной. Позднее ее переместили в Третьяковскую галерею. Сегодня стены собора украшают две более поздние копии этой иконы. Много древних уникальных икон было похищено наполеоновскими войсками.

Гробницы храма

Московский Успенский собор еще в 1332 году стал усыпальницей митрополитов и патриархов. Первым был погребен митрополит Петр. В храме находятся 19 святых гробниц, все они расположены вдоль стен. В месте расположения высоких шатров находятся гробницы иереев. Чудотворцы Петр, Филипп, Иона, Ермоген и Филипп похоронены в деревянных раках. В конце XVI века на усыпальницы были установлены надгробия с эпитафиями.

Статус музея Успенский собор получил в 1920-е годы. Реставрационные работы по раскрытию древних икон из-под поздних слоев длились почти 30 лет. Только в 1954 году московский собор был открыт для посетителей, но через 5 лет его опять закрыли. Богослужения в соборе были возобновлены только в 1990 году, а в 1995 году были завершены все работы по восстановлению экспозиции древнего храма. С того времени Успенский собор ежедневно открыт для посетителей.

Успенский собор

Режим работы храма

Успенский собор с 1991 года включен в музей-заповедник «Московский Кремль», который является особо охраняемым объектом. Для посещения собор открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Богослужения в будние дни проходят в 8:00, 8:30, 17:00. В выходные дни — в 8:40 и 9:00. По благословению Патриарха богослужения проводятся и в отдельные праздники, например, в день Пресвятой Богородицы.

Вход в собор по билетам, их можно приобрести в кассе музея-заповедника. Она расположена в Александровском саду. Для многих удобней купить билеты онлайн на сайте музейного комплекса. Гостям столицы доступны билеты для посещения собора как в экскурсии по кремлевским музеям, так и в рамках самостоятельного посещения. Большинство экскурсий по Москве включает в себя посещение Успенского собора и других экспозиций Кремля.

Успенский собор
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Успенского собора

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх