Храм Василия Блаженного

Россия, Москва

На Красной площади около Спасской башни Московского Кремля вот уже свыше 460 лет возвышается красочный собор. В народе он более известен как храм Василия Блаженного. Уникальный архитектурный шедевр был создан по указу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. В глазах иностранцев собор олицетворяет Российскую державу так же, как Эйфелева башня символизирует Францию, а Великая Китайская стена – КНР.

//

Характеристики храма Василия Блаженного

Названия: храм Василия Блаженного; собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву; Покровский собор

Статус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в России, объект культурного наследия России федерального значения

Координаты: 55.752652 северной широты, 37.623086 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Москва, Красная пл., д. 2

Дата основания: 1552 год

Архитектурный стиль: шатровое зодчество

Основатель: Иван IV Грозный

Конфессия: православие

Состояние: действующий

Официальный сайт: https://shm.ru/museum/hvb/

Местное время:
Погода:7 °CпасмурноОщущается как: 3 °C
Давление: 746 мм рт.ст.Влажность: 70%Ветер: 8.38 м/c

Кто построил храм Василия Блаженного

Учёные не имеют единого мнения о том, кто создал этот памятник древнерусского зодчества. Согласно одной из версий, его построил итальянский архитектор, чьё имя история не сохранила. В пользу этого предположения выступает тот факт, что многие здания Московского Кремля были воздвигнуты итальянскими мастерами. В подтверждение этому исследователи находят в соборе сочетание традиций древнерусского зодчества с чертами европейской архитектуры эпохи Ренессанса.

В 1895 г. в музейных архивах был найден рукописный сборник XVII века. На древних страницах книги в «Сказании о перенесении чудотворного образа Николая Чудотворца» летописец пишет: «…дарова ему [царю] Бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму». Так появилась авторитетная версия об именах архитекторов, построивших собор. В 1950-х гг. на основе другой летописи было выдвинуто предположение, что Постник – это имя, а Барма – прозвище одного человека.

Также на основе древних летописных сообщений известно, что некий Постник Яковлев примерно в тот же временной период занимался восстановлением Казанского кремля, разрушенного при покорении Казани. Учёные до сих пор не пришли к общему выводу о том, являются ли Постник, воздвигнувший храм в Москве, и Постник, занимающийся строительством в Казани, одним и те же лицом, или это два разных мастера с одинаковым именем.

В первой половине XX в. западные искусствоведы выдвинули предположение, что Постник, работавший при восстановлении Казанского кремля, видел, как при взятии столицы Казанского ханства была уничтожена многоглавая мечеть «Кул-Шариф». Возвратившись в Москву, он создал живописный храм с использованием элементов восточной архитектуры. Тем самым зодчий показал татарам, что, приняв крещение, они смогут найти в православной вере нечто родное и близкое.

Храм Василия Блаженного

История храма Василия Блаженного

История собора в царский период

На Руси издревле существовала традиция возводить храмы, прославляя выдающиеся ратные подвиги. Так, в XI в. князь Ярослав Мудрый повелел поставить православный собор Святой Софии там, где древнерусские воины в 1036 г. разгромили печенегов, сняв осаду Киева. В период правления Василия III – родителя Ивана Грозного – строительство храмов, посвящённых значимым победам, началось в Москве около кремлёвских стен.

Следуя традиции, Иван Грозный перед военным походом молился Богу и дал обет: если Казанское ханство ему покорится, то он воздвигнет такую великолепную церковь, какую ещё не видели на Руси. Царь исполнил обет. Уже в период завоевательного похода в честь ярких побед над татарским воинством возводились деревянные храмы на Троицкой площади (ныне – Красная площадь). Когда Казанское ханство вошло в состав Московского государства, церкви были объединены.

Татарская столица была взята русскими 2 (15) октября 1552 г. За день до этого православный мир празднует Покров Пресвятой Богородицы. Поэтому собор, поставленный в память о покорении Казани, был освящён 1 октября 1554 г. в честь данного религиозного торжества. Первоначально церковь была построена из дерева и включала 7 приделов. Но уже в 1555 г. строение разобрали. На том же месте началось возведение каменного богослужебного здания.

В величественном храме на Красной площади возвысились 9 приделов (церквей), расположенных в виде Вифлеемской звезды на едином основании-подклете. Каждый из них имеет отдельный вход. Осенью 1559 г. состоялось освящение 8-ми боковых церквей (строительство центральной продолжалось ещё 1,5 года). 4 придела посвящены православным праздникам, отмечавшимся в дни важных подвигов русского воинства над татарами.

Две церкви носят имена Александра Свирского и Трёх патриархов Константинопольских, которые поминаются 30 августа (12 сентября). В тот день был разгромлен конный отряд царевича Япанчи. Третий придел носит имя Григория Армянского. В день его памяти 30 сентября (13 октября) были взяты крепостная казанская стена и Арская башня. Четвёртая церковь освящена во славу мучеников Киприаны и Иустины. В день их поминовения 2 (15) октября русское воинство завоевало Казань.

Другие 4 придела собора не связаны с победами над татарами. Восточная церковь прославляет основной догмат православного вероучения – Святую Троицу, представляющую единого Бога в трёх Ликах: Бога-Отца (Ум), Бога-Сына (Слово) и Бога Святого Духа (Дух). Западный придел посвящён двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечающемуся за неделю до Пасхи (Вербное воскресенье). Он отождествлялся с триумфальным входом царя в столицу после взятия Казани.

Один придел освящен в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Им в 1555 г. было освящено начало возведения собора. Тогда икону впервые доставили в Москву крестным ходом через Казань, Нижний Новгород и Коломну (ныне святыня хранится в Кирове в Успенском Трифоновом монастыре). Другая церковь посвящена преподобному Варлааму Хутынскому, так как родитель Ивана Грозного – Василий III – перед своей кончиной принял монашеский постриг и нарёкся Варлаамом.

Создание центральной церкви, посвящённой празднованию Покрова Пресвятой Богородицы, завершилось 29 июня 1561 г. Именно тогда состоялось освящение всего храма. Эта дата считается днём открытия собора. Но историки установили её лишь в XX в. В 1957–1961 гг. в ходе реставрации в богослужебном сооружении была найдена надпись: «…совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 [от сотворения мира] месяца июня 29…».

Древнерусский архитектурный памятник получил наименование «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву». В названии подразумевается Алевизов ров. В 1508–1814 гг. он пролегал в оборонительных целях по Красной площади вдоль кремлёвской стены от Беклемишевской башни до Угловой Арсенальной. Он соединял две реки: Неглинную и Москву. Ров получил название по имени итальянского архитектора Алевиза Нового (Фрязина), возглавлявшего его создание.

2 августа 1557 г. во время возведения уникального храма скончался юродивый Христа ради Василий. Блаженный старец особо почитался жителями стольного града за его праведную жизнь, дар прозорливости и совершаемые им чудеса. Он завещал похоронить себя у собора, на месте которого ранее возвышалась Троицкая церковь. В ней богоугодный старец любил молиться. Спустя 31 год в 1588 г. юродивого канонизировали в лике блаженного.

Его мощи перенесли в собор Покрова Пресвятой Богородицы. Правитель Фёдор Иванович приказал там возвести новую церковь, посвящённую Василию Блаженному. К гробнице юродивого потянулись верующие москвичи. Многочисленный народ дивился чудесам исцеления по молитвам святому. Тогда самодержец повелел установить для его мощей серебряную раку. Она была покрыта позолотой, украшена драгоценными камнями и жемчугом.

Датой поминовения святого был выбран день его кончины. В столице он отмечался особенно торжественно. Ежегодно 2 августа в храме патриарх Московский и всея Руси служил молебен в присутствии самого царя. Церковь Василия Блаженного была особенно популярна у народа, так как только в ней были установлены печи. В тёплом помещении службы проходили ежедневно круглый год. Иные приделы не отапливались. В них богослужения совершались лишь летом и в важные зимние праздники.

Так небольшая, но тёплая, уютная церковь, посвящённая святому блаженному старцу, стала самой посещаемой в красочном богослужебном строении. Постепенно в сознании москвичей и гостей стольного града наименование придела перешло в народное название всего архитектурного шедевра, возвышающегося на Красной площади. Поэтому ныне собор Покрова Пресвятой Богородицы более известен во всём мире как храм Василия Блаженного.

Изначально собор обладал более строгим видом. Знакомые нам фигурные цветные купола были воздвигнуты только в конце XVI в. Их создание стало следствием пожара, уничтожившего изначальные, более скромные главы церквей. Несмотря на внушительные внешние размеры Покровского храма, внутренние помещения его приделов малы и соединены друг с другом лабиринтом переходов. Вследствие этого здание имеет небольшую вместимость.

В храме Василия Блаженного могла разместиться лишь царская семья со свитой. Поэтому по большим православным праздникам службы совершались за пределами собора. Прихожане и священнослужители собирались на Красной площади. В тот момент она символично трансформировалась в гигантскую церковь, куполом которой выступало само небо. Духовенство располагалось на лобном месте, где устанавливали аналой. Покровский собор представал внушительным алтарём.

В период Смуты (1598–1613) поляки разграбили богослужебное здание и сняли драгоценности с раки Василия Блаженного. В соборе они устроили конюшню. Но здание уцелело. Позже оно постоянно подвергалось изменениям. В 1672 г. был возведён 11-й придел на месте захоронения почитаемого в Москве Иоанна Блаженного. Народ дал ему прозвище Железный Колпак, так как именно этот необычный головной убор при жизни носил юродивый.

Он жил на улице, почти не покрывался одеждой, носил на теле вериги. По его смерти в 1589 г. царь Фёдор Иванович повелел по завещанию блаженного придать его земле у Покровского собора. Многие исцелялись по молитвам над его захоронением. В 1672 г. старца канонизировали. Над местом его погребения и обретения мощей построили церковь, посвящённую Положению Ризы Девы Марии, затем переосвящённую во славу Рождества Богородицы. В 1916 г. её освятили по имя Иоанна Блаженного.

Последняя треть XVII века явилась периодом масштабной перестройки собора Василия Блаженного. В 1670–1680-х гг. была создана шатровая колокольня взамен прежней, обветшавшей от времени. К храму были пристроены два нарядных крыльца, увенчанных сдвоенными шатрами. Тогда же обходную деревянную открытую галерею заменили каменной, воздвигнув над ней кровлю. Это придало отдельным приделам вид единого здания.

На Красной площади вдоль рва на местах публичных казней находились деревянные храмы (в их названиях было указание «на крови»). К концу XVII в. они обветшали и были разобраны. Их престолы перенесли в Покровский собор, пристроив новые приделы с именами закрытых церквей. Поэтому на рубеже XVII–XVIII вв. храм обрёл вид маленького церковного городка. В книге 1722 года перечислены 18 престолов. А при археологических раскопках были обнаружены фундаменты 25-ти приделов.

В 1737 г. четверть Москвы была уничтожена огнём. Трагедия произошла в праздник Святой Троицы из-за зажжённой свечи. При сильном ветре и сухой погоде пламя быстро охватило центр города. Бедствие, ставшее одним из крупнейших возгораний XVIII века, современники окрестили Великим пожаром. Его превзошёл лишь огонь 1812 года, после чего трагедия 1737 года получила имя «Троицкий пожар». В пламени почти полностью выгорел и Покровский собор. Вскоре его восстановили.

Спустя полвека в 1784–1786 гг. храм перестроили по указу Екатерины Великой. На это императрица пожаловала внушительную для своего времени сумму – 10000 рублей. Лишние приделы были ликвидированы. В оставшихся мастера создали новые росписи и пышные иконостасы в стиле барокко. Несмотря на реконструкцию, несколько тябловых иконостасов XVI века сохранились до нашего времени. В них иконы вставлены без рамок плотно друг к другу, крепясь на тяблах – деревянных брусьях.

В 1812 г. французы, вошедшие в Москву, в нижнем ярусе собора устроили конюшню. Ризница, иконостасы, железный колпак, снятый с мощей Иоанна Блаженного, и иные реликвии были разграблены, а оставшаяся церковная утварь – осквернена. При взрыве кремлёвских зданий пострадала кровля храма. После окончания войны с Наполеоном богослужебное сооружение восстановили. Когда Неглинную реку заключили в трубу, из её набережных ажурных решёток создали ограду собора.

Храм Василия Блаженного был любим московскими жителями и поражал своей красотой иностранцев. Так, путешественник из Франции Астольф де Кюстин впервые увидел расписной многоглавый храм в 1839 г. Восхищённый иноземец сравнивал необыкновенное православное здание с «букетом цветов», «разноцветным кристаллом, ярко сверкающими своими гладкими гранями в солнечных лучах», «слепящим глаза и чарующим воображение».

Храм Василия Блаженного

История собора в XX столетии

Богослужения в храме совершались до начала XX в. Последними его настоятелями стали Иоанн Восторгов (1864–1918) – миссионер, православный писатель, служивший в соборе в 1913 – 1918 гг., и Роман Медведь (1874–1937), служивший там в 1918–1919 гг. Первый из них был расстрелян в 1918 г. и канонизирован в 2000 г. в лике святого новомученика и исповедника Российского. Второй был отправлен в лагерь для заключённых. В 1999 г. его причислили к лику святых священноисповедников.

В XX в. по всему СССР религиозные святыни подвергались жестокой расправе. Священнослужителей арестовывали и расстреливали. Многие церкви были заброшены, сожжены, взорваны, превращены в склады и конюшни. Но храм Василия Блаженного по-прежнему возвышался на главной площади Москвы у стен Кремля, в котором заседало верховное руководство страны с безбожной идеологией. Кроме того, для иностранцев храм стал визитной карточкой Советской державы.

Этот почти фантастический факт явился следствием уникальности памятника древнерусского зодчества. Такого архитектурного шедевра больше нет нигде. Историческая ценность церкви была признана самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным (1879–1953). Уже в 1918 г. Покровский храм был признан объектом культурного достояния и взят под государственную охрану. Но богослужения в его верхних приделах были запрещены.

В революционный период богослужебное здание пребывало в упадке. Выбитые стёкла, протекающая крыша, разрушенный купол при боевых действиях на Красной площади – древний храм нуждался в реставрации. В начале 1920-х годов его восстановили. В соборе был организован историко-архитектурный музей, который начал работу в 1923 г. Спустя 5 лет в 1928 г. памятник зодчества стал филиалом Государственного исторического музея.

В 1929 г. был закрыт для посещения придел Василия Блаженного, со звонницы сняли колокола, все службы прекратились. Но борцам с религией этого было мало. В 1930-х гг. Лазарь Каганович (1893–1991) на заседании Политбюро представил Иосифу Сталину проект реконструкции Красной площади. По его мнению, храм мешал проведению военных парадов. Но, когда Каганович поднял с макета съёмную фигуру церкви, вождь произнёс: «Поставь на место, Лазарь».

Храм-музей не принимал посетителей лишь в годы Великой Отечественной войны. Тогда Кремль и все сооружения на Красной площади были замаскированы, чтобы немецкие налётчики не уничтожили исторические здания авиабомбами. В те годы кремлёвскую стену закрывали фанерные щиты, изображающие жилые дома. На купола храма было нанесено защитное покрытие. Пролетая над ними, гитлеровцы не догадывались, что находятся в сердце Советского союза.

После Великой Победы в храме-музее были проведены восстановительные работы. 7 сентября 1947 г. в день 800-летнего юбилея Москвы храм Василия Блаженного вновь открылся для туристов. На протяжении всего XX в. продолжалась реставрация музея без приостановки его работы для посетителей. Мастерами были открыты старинные надписи, росписи, замурованные ходы. В 1960-х гг. быстро ветшающие железные купола были заменены на более долговечные – медные.

История собора после распада СССР

В 1990 г. стали восстанавливать звонницу. Из нескольких храмов были привезены 19 колоколов различного веса (8 кг – 2,6 т) и разного года создания (от 1577 до 1996). Они вылиты в России и за границей. Наибольший колокол датирован XVIII веком. В 1928 г. его сняли с московской церкви Живоначальной Троицы и преподобного Сергия Радонежского. Спустя несколько десятилетий забытья, он зазвонил на Красной площади. В 2013 г. звонница открылась для экскурсий.

1 (14) октября 1991 г. – в престольный праздник собора Покрова Пресвятой Богородицы –впервые за много десятилетий здесь состоялось богослужение. С этого времени они стали регулярными. 2 (15) августа 1997 г. после реставрации открылся придел Василия Блаженного. С тех пор в нём по воскресным дням проходит литургия с акафистным чтением Василию Блаженному. Каждый год в день памяти святого 2 (15) августа патриарх Московский и всея Руси служит молебен у раки юродивого.

С 1991 г. собор пребывает в общем ведении Государственного исторического музея и Русской православной церкви. В 2008 г. он стал финалистом проекта «Семь чудес России». В список победителей также вошли дворцово-парковый ансамбль «Петергоф», озеро Байкал, монумент «Родина-мать» и другие достопримечательности. Конкурс проводился ТВ-каналом «Россия», газетой «Известия» и FM-станцией «Маяк». Выборы состоялись путём народного голосования по Интернету и SMS.

Памятник Минину и Пожарскому

Архитектура и символика храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – это неповторимый архитектурный ансамбль из 11 отдельных церквей. Эти приделы объединены внутренними переходами и обходной крытой галереей. Они возвышаются на общем белокаменном подклете (цокольный этаж храма). Толщина стен основания в некоторых местах достигает 3 м, что позволяет надёжно удерживать монументальное сооружение без глубокого фундамента на искусственно созданном холме.

Изначально было воздвигнуто 9 верхних церквей из кирпича. Вокруг центральной, посвящённой Покрову Пресвятой Богородицы, строго по сторонам света было поставлено 8 приделов: 4 больших и 4 маленьких. На востоке – церковь Святой Троицы, на западе – Входа Господня в Иерусалим, на севере – Киприана и Иустины, на юге – Николы Великорецкого. На С-В – церковь Трёх Патриархов, на С-З – Григория Армянского, на Ю-З – Варлаама Хутынского, на Ю-В – Александра Свирского.

Сверху богослужебное сооружение напоминало Вифлеемскую восьмиконечную звезду, которая возвестила волхвов о Рождестве Христовом. Позже к величественному собору на северо-востоке пристроили придел Василия Блаженного, а на юго-востоке – церковь Иоанна Блаженного. Первоначально храм выглядел торжественно, но строго. Не было оформлено основного фасада – в каждую церковь был отдельный вход. Богатый вид был создан за счёт декоративных элементов.

После возведения крытой обходной галереи приделы обрели форму единого здания. В нём 11 глав, включая шатровую колокольню. Приделы завершаются фигурными цветными куполами луковичной формы. Над ними возвышается шатёр главной церкви, увенчанный маленькой главой. Он символизирует небесный Покров над Русью. По словам искусствоведа Дмитрия Лихачёва, это «сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст».

Некоторые исследователи предполагают, что первоначально Покровский храм должен был стать подобием семиглавой Влахернской церкви Богородицы, находящейся в пригороде Константинополя. Именно в нём собрались на всенощную службу перепуганные жители, когда Константинополь был окружён неприятелями. В конце богослужения юродивый Андрей узрел, как явилась Богоматерь и, сняв с головы мафорий (плат), простёрла его над прихожанами.

Вскоре по заступничеству Богоматери войска недоброжелателей отступили от Царьграда. В память об этом чудесном явлении Девы Марии, спасшей своим святым покровительством народ от завоевания, православная церковь ежегодно празднует Покров Пресвятой Богородицы. А величественный храм на Красной площади, посвящённый этому празднику и подобный Влахернской церкви, был призван возвеличивать теолого-политическую идеологию: «Москва – третий Рим».

Другие учёные считают: по задумке митрополита Московского и всея Руси Макария (1482–1563) собор должен был стать символом Небесного Иерусалима. Согласно Библии, этот град – один из образов Царствия Небесного – будет вечным домом народа Божия в конце истории. Поэтому декор храма, символизирующего святой Иерусалим в центре Москвы, выглядит торжественно и соответствует концепции о том, что столица Московского государства является преемницей Римской империи.

До сих нет единого мнения о значении цветных глав собора. В XIX в. литератор Николай Чаев (1824–1914) выдвинул предположение о том, что цветовая раскраска связана с видением Андрея Юродивого. Блаженному, с чьим именем связан праздник Покрова, однажды во сне явился Небесный Иерусалим. В нём было множество садов с цветущими и плодоносящими деревьями необыкновенной красоты. Следуя описанию этого видения, зодчие создали храм, подобный букету или цветущему кусту.

При создании собора древнерусские мастера гармонично соединили в едином произведении почти все известные в то время архитектурные украшения: кокошники, расположенные в несколько ярусов; полукруглые и килевидные закомары; выступающие из стен кресты, змейки, бусины, стрелы, созданные из обожжённого кирпича. Главы собора выполнены в форме расписных фигурных куполов и шатров. Каждая из них уникальна по своему декору.

Соединяясь в калейдоскопе ярких красок и архитектурных элементов, совершенно разные детали непостижимо предстают в единстве и гармонии. Тайна благолепия отчасти кроется к сакральной геометрии храма. Во внешнем декоре преобладают круги – символы вечности и бесконечности; квадраты, означающие равенство и справедливость; треугольники, символизирующие Бога; точки, служащие знаком жизненного источника; арки в виде дуг, несущих в себе знак духовности.

Внутри Покровский храм представляет собой лабиринт с маленькими помещениями, узкими переходами. Внутреннее убранство церквей уникально. В каждом приделе – свой растительный орнамент, изображающий виноградные лозы, неземные цветы, листья. Эти узоры символизируют райские сады. С течением времени представления о Царствии Небесном менялись. В соответствии с этим подвергались переменам и настенные росписи.

В настоящее время в соборе Василия Блаженного представлена отреставрированная стенопись XVII, XVIII и XIX столетий. Наиболее ценной считается древняя роспись XVII века. Удивительно то, что на ней представлены экзотические для той эпохи тюльпаны, которые появились в Российской империи лишь в эпоху Петра Первого. Неожиданно здесь выглядит и изображение морской водоросли, цветущей и как бы колеблемой течением.

Где живописцы древней Москвы могли видеть эти южные растения, чуждые холодному русскому климату? Учёные выдвигают предположение, что экзотические представители флоры были знакомы художникам по рисункам на тканях, привозимых из дальних тёплых стран. Узоры на полотнах поражали воображение мастеров и вдохновляли их на создание уникальной храмовой живописи, удивляющей современных исследователей и посетителей собора-музея.

Храм Василия Блаженного

Реликвии храма Василия Блаженного

Собор богат древнерусскими святынями. Так, в церкви Святой Троицы хранится одна из наиболее старинных и почитаемых реликвий храма – образ «Троица Ветхозаветная» (вторая половина XVI в.). В подклете представлена икона Василия Блаженного (конец XVI в). Образ создан непосредственно для данного собора. Там же в нижних помещениях находится святыни XVII– XVIII веков: иконы Девы Марии «Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы».

В центральной церкви возвышается иконостас, созданный из дерева и декорированный оловянными накладками, покрытыми позолотой. Его перенесли сюда из кремлёвского храма Черниговских чудотворцев, упразднённого в 1770 г. В XVIII столетии эту алтарную преграду продали и увезли в Тверскую губернию. В 20-х годах ХХ века научные сотрудники храма-музея разыскали эти старинные иконы и вернули их в Покровский собор.

Иконостас в приделе Василия Блаженного был создан 1895 г. Помимо икон, написанных в тот период под руководством иконописца и художника Осипа Чирикова, здесь представлены Смоленский образ Богородицы (XVI в.) и икона «Святой Василий Блаженный на фоне Красной площади и Кремля» (XVIII в.). На южной части этой церкви размещена Владимирская икона Божией Матери, окружённая московскими святыми. Реликвия написана на металле в 1904 г.

В церкви, посвящённой Александру Свирскому, возвышается тябловый иконостас. В нём между деревянными балками (тяблами) вставлены старинные иконы, созданные в XVI–XVIII вв. Столь же древние образа хранятся в тябловой алтарной преграде в приделе Варлаама Хутынского. Наиболее ценной реликвией в этом приделе является висящий отдельно от иконостаса новгородский образ «Видение пономаря Тарасия», датируемый концом XVI в.

Данная святыня была написана на основе фрагмента из жития Варлаама Хутынского. В нём описывается сон пономаря Тарасия. В 1505 г. священнослужитель узрел озеро Ильмень, нависшее над Великим Новгородом, огненную тучу и ангелов, поражающих людей пламенными стрелами. Представший в видении Варлаам Хутынский (умер в 1192 г.) объяснил пономарю, что Господь хотел потопить Новгород за грехи его жителей, но по молитвам Богоматери и святых нашлёт на них лишь мор и пожар.

Легенда, ставшая и частью жития святого, и отдельным произведением «Видение хутынского пономаря Тарасия», создана под влиянием исторических фактов. В 1506–1508 гг. в Великом Новгороде моровая язва унесла 15000 человеческих жизней. В 1508 г. в городе случился страшный пожар, в котором погибли 2314 человек. События видения отражены на иконе. На ней топографически точно изображён город, представлены повседневные работы новгородцев: пахота, сев, рыболовство.

В церкви Входа Господня в Иерусалим хранится уникальная реликвия – образ «Святой Александр Невский в житии» (XVII в.). Вокруг изображения благоверного князя представлены 33 фрагмента из его жития. В приделе Киприана и Иустины находятся хоругви XVIII века – религиозные знамёна со святыми ликами. В приделе Николы Великорецкого в алтарной преграде представлена святыня XVIII века «Святитель Николай Чудотворец в житии».

В приделе, освящённом в честь Иоанна Блаженного, хранится древняя православная реликвия – железные вериги. Согласно преданию, эти тяжёлые цепи носил на своём теле юродивый Христа ради Иоанн Блаженный. Стяжая ими плоть, святой старец укреплял и возвеличивал свой внутренний дух. В былые времена священнослужители возлагали эту святыню на страждущих людей для исцеления от недугов и получения благословенной помощи чудотворца.

Храм Василия Блаженного

Легенды о соборе Василия Блаженного

Величественный храм Василия Блаженного овеян многими легендами, которые широко распространены в народе. Однако их подлинность не подтверждается документальными источниками. Самая известная среди них гласит о жестокой расправе над создателями собора. Согласной этой легенде, Иван Грозный лично наблюдал за строительством храма. Когда возведение завершилось, самодержец был так восхищён шедевром архитектуры, что желал сохранить его в едином экземпляре.

Вызвав Барму и Постника (по иной версии, иностранного создателя храма, чьё имя осталось неизвестным), царь спросил, смогут ли они построить ещё такой великолепный собор. Услышав утвердительный ответ, Иван Васильевич приказал их ослепить. Впервые информация об этом появляется в записках немецкого путешественника, историка, и географа Адама Олеария (1599–1671). Но данная версия не находит подтверждение в летописных источниках.

В действительности на Руси в XVI–XVII вв. талантливые зодчие высоко ценились – мастеров не хватало (так, многие здания Московского Кремля создали итальянцы). Напротив, Постник Яковлев упоминается в описании восстановления Казанского кремля, оставшегося в руинах после его взятия. Предполагается, что он же руководил строительством собора на Красной площади. Таким образом, версия о его ослеплении опровергается.

Иная легенда гласит: царь повелел заточить зодчего в темницу за то, что тот во хмелю похвастался о способности построить более красивую церковь. По другой легенде, средства на храм собирал юродивый Василий. На Красной площади он бросал монеты через правое плечо. Народ их не подбирал. Перед кончиной старец собрал их и отдал царю. Считалось, что он почил в 1552 г., а строительство стартовало в 1555 г. Ныне установлено: святой отошёл к Богу в 1557 г. в период возведения храма.

По легенде, появившейся в XIX в., Наполеон был восхищён великолепием Покровского храма и намеревался перевезти богослужебное здание в Париж. Осознав невозможность этого, император повелел взорвать прекрасный собор. Солдаты заложили взрывчатку, но реализовать приказ Бонапарта не удалось. По молитвам москвичей церковь была спасена внезапно начавшимся проливным дождём. Благодаря ему, зажжённый фитиль погас.

Красная площадь

Кто такой Василий Блаженный

Там, где ныне возвышается Покровский собор, в былые времена находилась Троицкая церковь. В ней любил молиться юродивый Василий (1468–1557). Одни почитали его Василием Блаженным, другие называли Василием Нагим. По преданию, он родился в декабре 1468 г. в Подмосковье в селе Елохове (в наше время это территория Басманного района Москвы) на паперти церкви Владимирской иконы Богоматери. Когда мальчик подрос, родители-крестьяне отдали его на обучение сапожному ремеслу.

Согласно житию, дар прозорливости проявился в московском чудотворце уже в юности, когда он был в подмастерьях у сапожника. Однажды богатый купец заказал такие крепкие сапоги, которые бы не сносились за год. Со слезами на глазах отрок Василий пообещал сшить такую обувь, какую заказчик и не сносит. Позже он объяснил свои слова недоумевающему мастеру: купец скоро умрёт, так и не успев померить обновку. Через несколько дней печальное пророчество исполнилось.

В 16 лет богомудрый юноша покинул родительский дом и поселился в Москве, избрав путь юродивого Христа ради. И в зимнюю стужу, и в летний зной не покрывал он своё тело одеждой подобно Адаму до грехопадения. Святой отягчал себя железными веригами ради смирения плоти и укрепления духа. Живя не в пустыне, а в мирской столичной суете, юродивый держал себя в воздержании среди соблазнов, в молчании в кругу сплетен, в душевной чистоте средь людских пороков.

Скрывая дар за маской безумия, он совершал странные поступки. То в торговых рядах опрокинет лоток с куличами, то квас разольёт. И радовался, принимая побои разгневанных торговцев. Но позже людям открывался смысл этих чудачеств. Выпечка оказывалась из муки с примесью мела, а продаваемый квас был непригоден для питья. Однажды, стоя пред церковью, он безутешно плакал, дивя недоумевающий народ. А на следующий день страшный пожар разрушил большую часть Москвы.

Согласно житию, ночами перед блаженным чудотворцем сами открывались врата церквей. Во время бури блаженный спас персидский корабль от потопления по молитвам плывущих на нём христиан. Будучи в московских царских палатах по случаю тезоименитства самодержца, святой Василий совершил чудо: спас Великий Новгород от пожара, трижды вылив вино за окно. Юродивый читал тайные помыслы людей. Даже Иван Грозный опасался его обличений, принимая их покорно и смиренно.

Нагой, не имеющий крова, Василий ободрял страдальцев и помогал тем, кто нуждался, но стеснялся молить о подаянии. Старец отдавал им преподнесённые ему подарки. Но лжеца, прикинувшегося мёртвым, чтобы выманить у святого Василия презент от вельможи (лисью шубу), он поразил истинной смертью, произнеся: «Писано во псалмах: лукавнующие потребятся». Женщин, смеявшихся над его наготой, он лишил зрения, но исцелил по мольбе одной из них, слёзно раскаявшейся.

72 года святой Василий нёс подвиг юродства Христа ради. Своей богоугодной жизнью старец сыскал народную любовь и среди простого люда, и среди богатой знати. Когда настало время ему покинуть земной мир, он тяжко заболел. Узнав о недуге юродивого, Иван Грозный навестил его вместе с царицей Анастасией и детьми. Предчувствуя свою кончину, старец попросил похоронить его на кладбище у строящегося храма, который ныне именуется собором Василия Блаженного.

88-летний святой почил в 1557 г. На его погребение собралось множество жителей стольного града – от нищих и убогих до знатных бояр и высшего духовенства. Гроб старца, почитаемого в народе, доставили в храм не слуги, не простолюдины. На собственных плечах его несли благородные князья во главе с царём Иваном Грозным. Отпевание юродивого совершил не рядовой священнослужитель, а митрополит Московский и всея Руси Макарий.

В 1588 г. люди заговорили о чудесах исцеления на могиле известного старца. В том же году его канонизировали в лике блаженного. Когда святые мощи юродивого Христа ради перенесли в Покровский храм, туда потянулись горожане, чтобы поклониться им и попросить чудотворца о помощи. Царствующий в то время Фёдор I Иванович повелел построить в соборе новую церковь, освящённую в честь почитаемого в народе Василия Блаженного.

Не утихает его слава и в наши дни. Придел, посвящённый этому святому, во время воскресных служб заполняется людьми, приезжающими сюда не только со всей России, но из стран СНГ, Европы, Америки. Многим из них он являлся во сне с призывом посетить этот собор и приложиться к его мощам. Несмотря на то, что святой был канонизирован на 27 лет позже завершения строительства Покровского собора, любовь верующих к старцу дала церкви народное название – храм Василия Блаженного.

Красная площадь

Интересные факты о храме Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии храма Василия Блаженного

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх