Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Россия, Москва

В историческом центре Москвы – в 15 минутах пешей прогулки от Кремля – расположен храм Воскресения Словущего. Свернув с многолюдной Тверской улицы, вы оказываетесь в неожиданно бесшумном Брюсовом переулке. Менее чем в 300 м от суеты главной столичной магистрали в окружении спокойных скверов возвышается старинная церковь. Здесь хранятся чудотворные православные святыни – икона «Взыскание погибших», образ святителя Спиридона Тримифунтского и многие другие.

//

Характеристики храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 55.759955 северной широты, 37.607087 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Москва, Брюсов переулок, д. 15/2

Дата основания: 1634 год

Архитектурный стиль: барокко

Конфессия: православие

Состояние: действующий

Местное время:
Погода:7 °CясноОщущается как: 5 °C
Давление: 773 мм рт.ст.Влажность: 62%Ветер: 3.11 м/c

Происхождение названия храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке построен в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Верующие отмечают его каждый год 13/26 сентября. В истории возведения иерусалимской церкви важную роль сыграли святая Елена и её сын – римский император Константин Великий. За свою праведную деятельность по распространению христианства они были канонизированы в ликах равноапостольных.

В 326 г. Елена в ходе раскопок при сносе языческого храма Венеры – богини красоты, любви и плодородия – нашла Животворящий Крест Господень, на котором было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Так было установлено место распятия Спасителя. По приказу императора Константина здесь построили храм Воскресения Христова. 13 сентября 335 г. состоялось его освящение. Ныне это церковное здание чаще именуют храмом Гроба Господня.

В силу того, что богослужебное сооружение было воздвигнуто на месте крестных мук, погребения и воскрешения Мессии, его уникальность в представлении Русской православной церкви считалась незыблемой. Даже в отношении названия. Поэтому церковные здания, посвящённые празднованию Обновления храма Воскресения Христова, стали именоваться храмами Воскресения Словущего (от глагола «слыть» – славиться, быть известным).

13/26 сентября в православных церквях, посвящённых этому христианскому торжеству, проходит служба пасхальным чином. Среди осенней желтеющей листвы необычно выглядит пасхальный крестный ход во главе со священниками в красных облачениях, в которых они обычно предстают перед прихожанами только во время весеннего празднования Великой Пасхи. Воскресение Словущее символизирует духовное обновление христианина.

Храм, именуемый также Воскресенской церковью, находится в Брюсовом переулке. Почему же тогда он «на Успенском Вражке»? В прошлом между Большой Никитской и Тверской улицами пролегал большой овраг. Над ним возвышался деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. По наименованию церкви овраг называли Успенским вражком. Такое же называние получил протекающий в нём ручей, впадающий в реку Неглинную. Ныне его русло заключено в подземный коллектор.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

История прихода

Изначально храм, посвящённый Обновлению храма Воскресения Христова, был деревянным. Люди в просторечии называли его церковью Воскресения Словущего, «что на Успенском вражке». В письменных источниках об этом богослужебном сооружении упоминается в 1548 г. Церковное здание нашло своё отражение в плане столицы, созданном в 1596–1598 гг. Так как им позже пользовался император Пётр I, карта получила название «Петров чертёж».

В 1629 г. в столице случился страшный пожар. Огонь погубил восточную и западную части Белого города (историческая местность, окружавшая Кремль и Китай-город с противоположной стороны от Москвы-реки). В пламени были уничтожены все строения на Успенском вражке, включая здание храма. Вскоре после этих трагических событий на том же месте началось строительного каменного церковного строения. В 1634 г. храм был открыт и освящён по благословению патриарха Иоасафа I.

Недалеко оттуда с 1620 г. стояла деревянная церковь пророка Елисея. Храм в честь этого святого возвели потому, что в день его памяти 14/27 июня 1619 г. царь Михаил Романов торжественно встретил своего родителя монаха Филарета, возвращённого из польского плена. В 1636 г. вместо сгоревшего деревянного был возведён каменный храм. После пожара 1812 г. его разобрали. Престол переместили в южный (Покровский) придел Воскресенской церкви и переосвятили в Елисеевский.

Второй престол расформированного храма был посвящён мученику Иустину Философу, так как в день его памяти 1/14 июня 1619 г. Филарет был освобождён из заточения (24 июня того же года он стал патриархом). Престол перенесли в северный придел храма Воскресения Словущего и переосвятили в честь почитаемого на Руси святителя Николая Мирликийского (Чудотворца) – покровителя путешественников и сирот, умиротворителя враждующих и защитника безвинно осуждённых.

С установлением советской власти в ХХ в. начались религиозные гонения. Храмы и монастыри закрывались, их имущество и земли конфисковывались, многие священники были расстреляны. Действовал Союз воинствующих безбожников СССР (1925–1947). Выпускались газеты и журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Безбожник у станка», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и пр. Читались антирелигиозные лекции в учебных заведениях, на фабриках, заводах, в колхозах.

Но даже в тех условиях, когда большинство церквей оказались закрыты, взорваны, заброшены, превращены в склады и конюшни, храм Воскресения Словущего продолжал нести божий свет верующим людям. Его спасло расположение в том районе, где была сконцентрирована столичная интеллигенция. Поблизости – Московский дом композиторов, в пешей доступности – Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Большой театр и Московский дом художника.

В 1930 г. власти планировали закрыть церковь. Тогда местные жители – театральные актёры, композиторы и другие звёзды того времени – написали коллективное письмо во Всероссийский центральный исполнительный комитет – высший орган власти РСФСР до 1938 г. Они просили аннулировать постановление о закрытии храма. Прошение было удовлетворено. Но прихожане и жители окрестных домов не имели возможности слышать мелодичный звон колоколов – до 1990-х гг. они были сняты.

Находясь недалеко от Красной площади и Кремля, он считался самым центральным действующим храмом в столице. Сюда были перенесены многие реликвии (мощи, иконы) из ближайших закрытых церквей. В разное время эту церковь посещали режиссёр Константин Станиславский, актёр Иннокентий Смоктуновский, певец Иван Козловский, солистка Большого театра Мария Максакова, оперные артисты Антонина Нежданова, братья Пироговы и др.

В воскресные и праздничные дни в столичном храме собирались многочисленные верующие москвичи. Людей бывало столько, что не всем хватало места под церковными сводами. В пасхальную ночь попасть внутрь церкви было почти невозможно: народ заполнял все прилегающие к ней улицы, стоя с горящими свечами. Так, в 1944 г. в тяжёлое для Москвы и всего Советского Союза военное время на Пасху в Воскресенской церкви собрались 2,5 тысячи человек!

После распада СССР началось возрождение народного интереса к религии. Количество церковных приходов продолжает расти по всей России. Но храм Воскресения Словущего по-прежнему не теряет своей привлекательности. Он является одним из самых уютных в Москве. Сюда приезжают люди со всей столицы и из других городов, чтобы поклониться чудотворной иконе Богоматери «Взыскание погибших», образу Спиридона Тримифунтского и другим православным святыням.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Архитектура храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Воскресенский храм является типичным образцом посадской церкви XVII века. В 2021 г. ему исполнилось 387 лет. За долгие столетия старинное здание постоянно переживало разрушительное воздействие времени. Самыми губительными были пожары. Поэтому оно неоднократно подвергалось перестройке и реставрации. От первичного строения до наших дней сохранились лишь одноглавый бесстолпный четверик и трёхчастная апсида (алтарный пониженный выступ здания).

В строении четверика (четырёхугольная основная часть храма) уцелели антаблемент, завершающий стены; одноярусный пояс кокошников, внутри которых ныне изображены лики святых; цилиндрический барабан купола без окон, декорированный аркатурным поясом (ряд ложных арок). Во второй половине XIX в. над окнами основной части церкви были созданы килевидные обрамления (в форме полуовала с внешним заострением над центром дуги).

В эпоху классицизма в 1816 – 1820 гг. были воздвигнуты двухпридельная трапезная и колокольня в соответствующем стиле (первоначальные разобраны в связи с пожаром в Москве 1812 года). Возведённая колокольня украшалась французским рустом (глубокие горизонтальные полосы), имела круглый в плане ярус звона со шпилевидным завершением. Тогда же в овальные в плане северный и южный приделы были перенесены престолы из разобранного Елисеевского храма.

Приделы с закруглёнными углами выполнены в стиле классицизма. Каждый из них украшен французским рустом, пилястрами (плоские вертикальные выступы с прямоугольным сечением, похожие на колонну и имеющие базу и капитель (основание и венчающую части)). Завершает композицию треугольный фронтон. С уличной стороны храма внутри фронтона ныне изображены лики святых: святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Чудотворца.

Церкви был пожертвован большой колокол весом 327 пудов (5356 кг). Для его размещения потребовалось расширение колокольни. В 1897 г. по проекту архитектора Александра Фелициановича Мейснера верхний круглый в плане ярус со шпилем заменили прямоугольным, который совмещает элементы барокко и московского ампира. Построены дополнительные боковые помещения, где ныне располагаются церковная лавка и гардеробная.

Колокольню украшают пилястры, антаблемент, архивольты (полукруглые наличники), под окнами расположены ширинки (прямоугольные углубления в стенах). На вершине находятся закомары (полукруглые завершения наружной части стены) с круглыми окнами. Самую высокую часть храма венчает крест с расположенной под ним сферой – яблоком. Под колокольней с западной стороны храма расположен основной вход в храм со скромным крыльцом (два других – по бокам основной части церкви).

По бокам от главных дверей – прямоугольные окна с сандриками (карнизы над наличником). Таким же образом оформлено заложенное окно на скруглённой стене южного придела. В оконном проёме изображён лик Спасителя. Западная и южная части храма выходят в Брюсов переулок. Территория прихода прилегает к зданию с северной и восточной сторон и ограждена металлическим забором на кирпичных столбах. К храмовому комплексу относятся приходской дом, крестильня и воскресная школа.

Храм очень уютный. Высота свода его главной части составляет 15 м. Внутреннее убранство выполнено в стиле 1870–1880 гг. Здесь представлены лепной орнамент и живопись, изображающая библейские сцены и лики святых. Образа находятся в узорных киотах. Резные позолоченные иконостасы в основной части, северном и южном приделах поражают красотой и величием. Церковь является объектом культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Святыни храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм Воскресения Словущего богат старинными реликвиями. Самыми почитаемыми являются чудотворная икона Девы Марии «Взыскание погибших» и образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей. Около высокочтимой иконы Богоматери находится образ Иоанна Богослова – автора Евангелия от Иоанна, одного из трёх ближайших учеников Христа. Именно ему Спаситель, добровольно принимая крестные муки, поручил заботиться о Богородице: «Се Матерь твоя!»

Особо почитаемыми считаются образа Николы Можайского (конец XVI в.) и пророка Елисея (XVII–XVIII вв.) – ученика пророка Илии, наследника его силы и пророческого дара. В честь этих святых освящены северный и южный приделы церкви: Николаевский и Елисеевский. В храме хранятся старинные иконы пророка Илии (XVII–XVIII вв.) и мученика Иустина Философа (XVII в.). В XIX в. они вместе с образом святого Елисея были перемещены сюда из ныне не существующего Елисеевского храма.

В Воскресенской церкви представлены иконы преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицами их мощей, образа преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых. Здесь есть много почитаемых икон Богоматери: Казанская, Боголюбская, Смоленская, Знаменская, Страстна́я, Коне́вская, И́верская, «Утоли моя печали» и др.

«Взыскание погибших»

Одна из самых почитаемых икон в храме Воскресения Словущего – образ Девы Марии «Взыскание погибших». У этой «жемчужины верующей Москвы» находят чудотворное заступничество люди, просящие об исцелении от тяжёлых болезней и пагубного пьянства. Перед ним девицы молятся о создании счастливого брака, а люди женатые – об улучшении отношений и благополучии в семье. Акафистное пение перед иконой совершается по воскресениям после вечерни, начинающейся в 18 часов.

Усердно молясь перед сей чудотворной святыней, многие находят утешение – даже те, кто уже отчаялся получить помощь. О том, скольким людям помогла Богоматерь, говорят многочисленные приношения прихожан, хранящиеся в киоте иконы. Риза щедро украшена цепочками, кольцами, браслетами, крестиками, медальонами, серьгами. Эти драгоценности приносят верующие в благодарность за чудотворную помощь Пресвятой Богородицы.

Икона выполнена маслеными красками в стиле западноевропейской живописи. Христос изображён в полный рост. Руки Богородицы обвивают его, Её пальцы тесно переплетены. Головы Богоматери и Младенца прижаты друг к другу. Царица Небесная изображена с непокрытой головой в знак того, что ради спасения грешника она готова отдать всё – даже собственный покров, без которого в былые времена женщине было неприлично появляться в обществе.

Справа и слева от образа Приснодевы и Богомладенца изображены лики святых, являющихся небесными покровителями прежних владельцев иконы: святитель Николай Чудотворец, апостол Филипп, мученик Мамант, праведная Анна, великомученица Екатерина, преподобномученица Параскева. Чудотворная святыня украшена серебряной ризой с драгоценными камнями и находится в киоте, который особняком стоит у левого клироса в главной части храма.

Название образа связано с повестью «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век), которая получила известность на Руси в XVII в. Фео́фил Аданский жил в V–VI вв. (умер около 538 г.). По преданию, будучи архидиаконом Аданы (тогда – Римская Империя, ныне – часть Турции), он был избран епископом, но смиренно отказался от этого сана. Позже новый глава епископской кафедры несправедливо лишил его должности эконома.

Пожалев о своём отказе и желая получить высокий сан, Феофил заключил сделку с сатаной. Взамен тот потребовал отречься от Иисуса Христа и Богородицы. Спустя годы Феофил раскаялся и слёзно взмолился Деве Марии о помиловании и спасении души, называя Богоматерь Взысканием погибшим. Вняв искреннему покаянию, Царица Небесная простила богоотступника. Проснувшись, он увидел на своей подушке дьявольский контракт. В католической церкви Феофил прославлен в лике святых.

В повести, написанной задолго до появления похожей легенды о Фаусте, не говорится о том, перед каким образом молился Феофил. Поэтому образ «Взыскание погибших» связан с произведением лишь своим названием. Существует несколько особо почитающихся чудотворных списков, один из которых находится в Воскресенской церкви и датируется 1802 годом. По преданию, он принадлежал человеку, которого в одночасье постигли разорение и смерть супруги.

Оставшись с тремя юными дочерями, вдовец находился в таком бедственном положении, что готов быть покончить с жизнью. В отчаянии он взмолился перед образом «Взыскание погибших». Его мольбы о помощи были услышаны. Вскоре дочери, не имея приданного, удачно вышли замуж. В благодарность отец передал реликвию в храм Рождества Христова в Большом Палашёвском переулке. К ней за помощью стали стекаться верующие, получая помощь.

В 1812 г., когда Москва подверглась разорению французами, икону разбили на три части и выбросили. Но ей не суждено было остаться в забвении. Образ восстановил художник Т. Г. Мягков. Святыня была так почитаема прихожанами, что по их прошению в 1815 г. в храме Рождества Христова в Палашах был освящён придел в честь «Взыскания погибших». Здесь реликвия хранилась долгие десятилетия. В 1912 г. именно перед ней состоялось венчание поэтессы Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

В связи с закрытием Рождественского храма в 1929 г. чудотворный образ перенесли в церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной улице. После его закрытия в 1930 г. реликвия хранилась в церкви Вознесения Христова на Большой Никитской улице, но и она перестала работать в 1937 г. Святыня нашла своё пристанище в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. В 1981 г. во время пожара, случившегося из-за горящей свечи, реликвия чудом не пострадала – обгорел лишь киот.

Чудотворная икона Спиридона Тримифунтского

В храме Воскресения Словущего находится редкая реликвия – чудотворный образ святителя Спиридона с частицей его мощей. Епископ Тримифунтский (ок. 270 – ок. 348 гг.) жил на Кипре и помогал бедным, давал приют странникам, одалживал деньги купцам, исцелял больных, спас от наказания безвинно осуждённого и даже воскрешал мёртвых. По его кончине святитель не перестал вершить чудеса. Ныне его мощи хранятся в Греции на острове Корфу, привлекая тысячи паломников.

Святого Спиридона называют скоропомощником. К нему обращаются для исцеления, улучшения жилищных и материальных условий. Он является покровителем бедных. Ему молятся, когда грозит опасность потери жилья и имущества. Епископ Тримифунтский творит чудеса и по молитвам предпринимателей, но только тех, кто честно ведёт свои дела. Многие верующие по заступничеству святителя Спиридона смогли спастись от разорения, найти работу, приобрести недвижимость.

О чудодейственной помощи святого говорит множество драгоценностей, принесённых благодарными прихожанами и хранящихся в киоте иконы. Святыня, украшенная богатой ризой, находится в главной части Воскресенской церкви справа от амвона (рядом с ней находится образ Спасителя «Спас Нерукотворный»). В центре реликвии расположен ковчег с мощами чудотворца. Кроме того, в правой части иконы содержатся мощи 15-ти других православных святых.

Акафистное пение в честь епископа Тримифунтского совершается в Воскресенской церкви по вторникам после окончания вечерни, начинающейся в 18 часов. Традиционно во время чтения акафиста святителю Спиридону храм заполняется многочисленными прихожанами, надеющимися на его чудодейственную помощь. Порой верующих собирает так много, что не всем хватает места в церковном помещении. Чтобы во вторник попасть на вечернюю службу, лучше прийти заранее.

Образ Николы Можайского

Древнейшей святыней Воскресенской церкви является рукописный образ Николы Можайского, датируемый концом XVI в. Икона Николая Чудотворца в высоком киоте содержит частицу мощей святителя. Она возвышается около окна в левом Николаевском приделе, освящённом в честь Чудотворца. Каждый четверг после вечерни, начинающейся в 18 часов, читается акафист, посвящённый ему (в главной части храма). История иконы ведёт начало от оригинальной деревянной скульптуры.

По преданию, когда враги осадили Можайск, его жители взмолились святителю Николаю Мирликийскому. Внезапно в небесах над храмом явился грозный лик святого. В деснице он держал меч, а в шуйце – город. Узрев это чудо, супостаты в ужасе спасались бегством. С того времени Николай Чудотворец стал считаться покровителем Можайска. В память об этом событии неизвестным автором была создана деревянная скульптура в полный рост, датируемая XIV веком.

Статуя создана из дуба (размер фигуры: 182х98 см, размер с мечом: 200х98 см). Лик отличается от канонического и имеет восточные черты внешности. Николай Чудотворец изображён в епископском облачении. В правой руке он держит меч, символизирующий защиту веры и Отечества, в левой – «град Можай». В былые времена скульптуру украшали серебряная риза, митра с жемчугом и драгоценными камнями. Отдельные детали образа были из червонного золота, меч и град – позолоченными.

Образ воинственного епископа с мечом, а не мирного пастыря с библией необычен для русской культуры. Нетрадиционным является и изображение в виде статуи. Деревянные скульптуры не получили распространение на Руси, считаясь элементом языческого идолопоклонства. Но резной образ почитаемого скоропомощника Николая Чудотворца обрёл народную любовь. С разных концов страны в Можайск стекались паломники, чтобы поклониться ему и получить чудодейственную помощь.

По описаниям, сделанным в XVI в., скульптура святителя находилась в киоте в окружении резных картин, изображающих сцены из его жития. В таком виде образ Николы Можайского запечатлён на многих рукописных иконах. Ранее священная статуя находилась на территории деревянного Можайского кремля, не сохранившегося до наших дней. В настоящее время резная скульптура с фрагментами украшений представлена в Третьяковской галерее.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Деятельность прихода. Знаменитые прихожане

В рамках деятельности воскресных школ – взрослой и детской – при храме проходят занятия по православному вероучению. Для прихожан организовываются просветительские лекции, встречи молодежи, киноклуб, выставки, музыкальные концерты, паломнические и экскурсионные поездки. Несколько раз в неделю проводятся встречи группы «Прозрение» по программе анонимных алкоголиков. По четвергам волонтёры раздают еду бездомным в Москве на Курском вокзале.

Некоторое время в храме Воскресения Словущего внештатно служил протоиерей Андрей Ткачёв – известный проповедник, телеведущий и миссионер. Среди прихожан есть много известных людей, деятелей искусства и культуры. В их числе солист балета, продюсер и театральный режиссёр Андрис Лиепа и многие другие. Прихожанами Воскресенской церкви были ныне почившие актёры театра и кино Андрей Мягков, Николай Караченцев и другие звёзды.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх