Храм Николая Чудотворца в Хамовниках 1689 года постройки находится в Москве по адресу: ул. Льва Толстого, д. 2. Он поражает посетителей ярким экстерьером с золотыми куполами и нарядным оформлением в стиле русского барокко. Церковь привлекает красотой своих фресок, а на богослужения сюда стекаются тысячи прихожан. Здесь также хранятся мощи Святого Николая, увидеть святыню может каждый верующий.
1 889 4 0 10 мин. на чтениеНазвания: Николо-Хамовническая церковь, церковь святителя Николая в Хамовниках, Святоникольская церковь, Никольская церковь
Статус: объект культурного наследия России
Координаты: 55.732105 северной широты, 37.590338 восточной долготы
Адрес: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 2
Дата основания: 1679 год
Архитектурный стиль: русское узорочье
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://nikola-khamovniki.ru/
Если перенестись в начало XVI века, то на тот момент территория храма не относилась к Москве. Основным видом деятельности живших здесь людей было сельское хозяйство, а в окрестностях селились ткачи и ремесленники. В одном из старых районов Москвы — в Хамовниках — продавали дешёвое сукно. Лён на старорусском звучит как «хам», а льняное полотно — «хамьян». Ткачей прозвали хамовниками, а слобода получила свое современное название.
На средства работников был построен храм. Миряне чтили и считали покровителем святителя Николая, который являлся архиепископом Мир Ликийских. Первое деревянное строение было возведено в 1625 году. В летописях, датируемых 1657 годом, уже упоминается строительство каменного храма. А в 1677 году церковь была названа храма «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».
Фасад православного храма был схож с кораблём — это отличительный признак постройки середины XVII века. Церковь, которую туристы и прихожане видят сегодня, была заложена 21 мая 1679 года, когда у престола был царь Фёдор Алексеевич. На её строительство средства собирали местные ткачи и ремесленники. Конечный облик, который сохранился до нашего времени, храм получил ближе к началу XVIII столетия.
25 июня 1682 года осветили главный храм, а позднее ансамбль дополнили постройки одностолпной трапезной, колокольни и приделов. На стенах православного храма появилась художественная масляная роспись, которая сохранилась в прежнем виде. В ходе Отечественной войны 1812 года часть помещения была разрушена французами. Интерьер восстановили к 1849 году, а к 1872 году установили иконостас и повесили паникадила.
Ограда по периметру церкви и каменные ворота установлены в конце 1800-х годов. При революции 1917 года храм остался в стороне, его облик не был изувечен. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках реставрировали в 1896 году, а также в 1949 и 1972 годах. Восстановили керамику и обновили краски фасада. Несмотря на разрушения и гонения со стороны власти храм не закрывался для прихожан. Всё время в церкви проходили служения.
Художники расписывали стены церкви с 1845 года. Фрески были обнаружены позднее, при восстановлении здания в 1896 году. В 1912—1960 годы в Никольской церкви проводил службы протоиерей Павел Лепёхин, он был кандидатом богословия. Шатровая колокольня церкви — одна из самых больших в Москве. Колокол массой в 108 пудов или 1,7 т подняли на вершину сооружения в 1992 году.
Лев Толстой в своих произведениях упоминал храм Николая Чудотворца и часто посещал его. Он жил неподалёку. В 2018 году храм Св. Николая отмечал 170-летие с момента перенесения. Здесь же был прославлен образ Божией Матери «Споручница грешных». Создатели храма иконы Божией Матери в Киселёвске вдохновились архитектурным замыслом Никольской церкви. Внешний облик церкви в Кемеровской области повторяет московский аналог.
Православный храм Николая Чудотворца — памятник архитектуры, выполненный в стиле русского узорочья. Обилие кокошников на фасаде, резцы и декорированные наличники — отличительные признаки задумки зодчих. Церковь возводили во второй половине XVII века, поэтому архитекторы причисляют его к стилю московского барокко. Храм украшает Комсомольский проспект, а его золотые купола москвичи узнают издалека.
Угроза закрытия церкви возникала после революции 1917 года. Власти столицы в 1935 и 1958 годах предлагали снести храм, но идея так и не была реализована, и он сохранился до настоящего времени. Элементы русского зодчества отражают стилистику XVII века. Форма церковных зданий именуется «кораблём». С запада на восток выстроились в одну линию здания основного храма, низкой трапезной и стройной высокой колокольни.
Здание храма московского барокко кажется воздушным. По южному и северному фасадам к завершению ведут ряды из трех килевидных закомар. Из пяти небольших закомар состоят верхушки с западной и восточной сторон. Ряды кокошников служат переходом к кровле и окружают каждый из пяти барабанов, увенчанных главами. Отсутствие карниза под нижними закомарами визуально удлиняет постройку.
Стены храма построены из красного кирпича и белого камня. Ярославские мастера применяли белую штукатурку, а по углам и сводам расставляли цветовые акценты. Чтобы пройти в основное здание церкви, посетители проходят под колокольней. Внутри можно заметить низкорасположенные окна, от чего потолки не кажутся высокими. Роспись интерьера преобладает везде, кроме места, занимаемого иконостасом, и карнизов.
Привлекает внимание лепнина с неповторимыми завитыми узорами. Выпуклым рельефом выполнены серафимы и сюжеты из Ветхого Завета и Евангелия. Алтарь украшает фреска с изображением Святой Троицы. Рисунки и пейзажи выполнены в простом, но реалистичном стиле. Иконостас имеет четыре яруса, а позолота придаёт богатства внутреннему убранству. Кроме пятиглавого храма, комплекс включает трапезную, шатровую и восьмиглавую колокольни.
В архитектурном комплексе выделяется шатровая колокольня. Её экстерьер больше характерен для Суздаля, нежели Москвы. Колокольня считается одной из самых высоких в столице. Её шатёр украшен 32 слуховыми окошечками. Маленькие квадратные изразцы красного и зеленого цветов расположены ритмично и обрамляют оконные арки и ширинку постройки. Они создают динамику композиции и повторяются на разных ярусах.
На фасадах Никольского храма заметны характерные черты нарышкинского барокко. На фасаде основного храма муравленые изразцы зелёного цвета установлены в каждый кокошник. Основной храм венчают пять золотых куполов. Северный фасад стены храма выделяют надгробные таблицы из камня, созданные в XVIII веке. Они свидетельствуют о расположении приходского кладбища у стен церкви.
Храм является частью культурного наследия, и его отличают не только внешний декор и интерьер, но и украшение близлежащих построек. Ограда храма была построена в 1880-х годах. Её украшают металлические решётки, сочетающие ажурные линии и растительный орнамент. На вершинах столбов ограды установлены шары. Въездные ворота архитектурного ансамбля оформлены в стилистике XVII века.
Главной святыней церкви святителя Николая является икона Божией Матери «Споручница грешных». Она прошла долгий путь, прежде чем попасть в Никольский храм. В XIX веке, в период нахождения святыни в орловском Николо-Одринском монастыре, были впервые замечены её чудотворные свойства. Как список с одноимённой иконы она попадает в московский храм. Икона мироточила, и получали известность случаи исцеления.
Икона Пресвятой Богородицы хранится в храме 170 лет. История создания её образа не имеет точных сведений. По одной из версий, икона иллюстрирует фразу, которая читается из акафиста при молитве у иконы «Утоли мои печали». Причём её чудотворные свойства были обнаружены после 1840 года. Так, сын купца Почепина страдал от неизлечимой болезни. Мальчика мучали постоянные припадки, однако лекари не могли ему помочь.
Жена купца попросила провести службу у иконы Пресвятой Богородицы о здравии. После её окончания люди стали свидетелями чуда: мальчика перестали беспокоить припадки. Слухи о его исцелении быстро распространились в народе. Люди всё чаще говорили об иконе и приходили молиться о здоровье близких. Образу отвели почётное место в храме. В 1840-х годах икону выкупил полковник Бонческу.
Офицер заметил, что во время молитвы от образа Богоматери исходят отблески, а на поверхности образуется ароматное миро. Маслянистые капельки люди использовали для лечения и исцеления. В 1848 году полковник Бонческу передал икону в дар церкви Святого Николая в Хамовниках. Прихожане отмечали свечение, исходящее от иконы в темноте, а настоятель храма собирал капли, выделяемые при мироточении, и передавал их больным.
Молитвы у чудотворного образа «Споручница грешных» и миро могли исцелять припадки и холеру. В 1872 году в церкви освятили один из приделов в её честь. Икона стала прообразом множества списков, которые распространились в другие церкви страны. В храме размещены почитаемые святыни XVII—XVIII вв: Смоленская икона Пресвятой Богородицы, образ Святого Алексия и икона Иоанна Воина.
Николо-Хамовническая церковь стоит неподалёку от центра столицы. В пешей доступности станция метро «Парк культуры» и Фрунзенская набережная. Из-за плотной застройки и зелени сфотографировать его непросто. Посетить церковь может каждый, богослужения проходят по расписанию в будни в 17:00. Литургии в стенах храма проводятся ежедневно в 8 утра по будням и в 7:00 и 10:00 по воскресеньям.
Обсуждения