Храм Воскресения Христова в Сокольниках удивляет своим богатым декором в неорусском стиле. Эта церковь примечательна тем, что в советское время она продолжала работать — поэтому сюда свозили многие святыни из других церквей с целью сохранить их. Многие реликвии, такие как чудотворный список образа Иверской Богоматери XVII века с горы Афон, хранятся здесь до сих пор, что привлекает в храм многих верующих.
1 935 23 0 17 мин. на чтениеНазвания: Кедровская церковь
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 55.791057 северной широты, 37.677036 восточной долготы
Адрес: г. Москва, Сокольническая пл., 6
Дата основания: 1909 год
Архитектурный стиль: неорусский
Архитектор: Павел Толстых
Основатель: протоиерей Иоанн Кедров
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://xbxc.ru/
Храм появился в Сокольниках еще в 1908 году. Идея его строительства принадлежала протоиерею Иоанну Кедрову. В то время он служил приходским священником в церкви иконы «Всех Скорбящих Радость» при благотворительной больнице для бедных в Сокольниках. Эта больница была выстроена известными меценатами братьями Бахрушиными и предназначалась для содержания неизлечимо больных. Она работает до сих пор.
По легенде, Иоанну Кедрову был вещий сон. В нем явилась Дева Мария, которая наказала ему выстроить храм в Сокольниках. Это был очень бедный район, где проживали в основном рабочие, малограмотные люди. Однозначно храм здесь был необходим, однако, учитывая бедность его населения, собрать пожертвования на возведение здания было невозможно. А в тот период все храмы строились исключительно на пожертвования.
До этого протоиерей активно участвовал в сборах пожертвований на благотворительные проекты. В частности, он организовывал сбор средств на нужды голодающих в 1906—1907 годах. Сложность проведения такой акции в Сокольниках священник отлично понимал. Поэтому он стал откладывать деньги с пожертвований для церкви и усердно молиться. Позже Богоматерь снова явилась ему во сне и попросила ускорить процесс закладки и возведения здания.
К этому времени строительство храма уже было одобрено Синодом. Разрешение также было выдано императором Николаем II, им же был выделен участок земли в Сокольниках. Лично епископом Владимиром (на тот момент — митрополитом всей православной церкви Российской империи) была произведена закладка храма. Это событие состоялось 28 сентября 1908 года при большом скоплении народа.
Однако, несмотря на освящение места и закладку храма, денег на строительство катастрофически не хватало. Неожиданно появился богатый купец, который пожелал внести средства на строительство храма. Как оказалось, он изначально, по данному им обету, планировал пожертвовать крупную сумму на строительство церкви. Согласно принятому обязательству, он должен был пожертвовать крупную сумму для самого нуждающегося храма.
Купцу также был вещий сон, в которому ему явились апостолы Петр и Павел. Именно они указали благодетелю на храм в Сокольниках, где испытывают сложности со сбором средств. Купец пожертвовал 40 тысяч рублей, что по тем временам было весьма внушительной суммой. В пересчете на нынешние деньги эта сумма составила бы несколько миллионов рублей. Однако этих денег хватало лишь для основных работ без отделки.
Архитектором проекта стал Павел Толстых. Получив образование в 1903 году, с этого момента он работал архитектором в Москве, где вел частную практику и по заказу государственных властей переоборудовал помещения под лазареты. По проекту архитектора храм должен был быть выстроен в неорусском стиле, который только формировался. Однако это существенно удорожало строительство, на которое не хватало денег.
В 1913 году, когда возведение храма близилось к концу, и деньги уже заканчивались, произошло еще одно необычное событие. В приход действующей церкви зашел старик-паломник и попросил о ночлеге. Священник предложил ему свой дом, и вечером за ужином они много говорили, в том числе — о строительстве нового храма. Рано утром, около 6 часов утра, отец Иоанн уже не обнаружил гостя в доме.
На столе после его ухода осталась необходимая сумма для окончания строительства храма Воскресения и его оборудования иконами и утварью. О самом паломнике не было ничего известно, кроме имени — Николай. Именно поэтому образ Николая Чудотворца является одним из самых почитаемых в церкви. Храм был достроен и освящен 22 декабря 1913 года новым митрополитом Всея Руси, епископом Макарием.
Первым настоятелем храма стал отец Иоанн Кедров. Именно поэтому храм до сих пор называется Кедровским. Отличался храм и своим хором, в состав которого входили только слепые люди. Хор пел настолько благозвучно и красиво, что многие приезжали со всей Москвы или даже из других областей только для того, чтобы послушать его. В обычном режиме собор проработал недолго, так как уже через несколько лет свершилась Октябрьская революция.
Однако и здесь храм ждали чудеса. Несмотря на то, что в 1918 году многие церковные здания отошли к советской власти, церковь в Сокольниках оставалась действующей. Служил в ней также первый настоятель, при этом НКВД не обходило его вниманием. Впервые настоятеля арестовали в 1918 году, однако его быстро освободили из-за ходатайств жителей Сокольников, которые помнили благие дела священника.
Позднее настоятеля арестовывали во второй и третий раз. Но после ареста в 1922 году ему уже не удалось вернуться обратно. Похоронен он был в 1932 году на Пятницком кладбище. Позже, в 1991 году, он был посмертно реабилитирован. Некоторое время храм оставался без настоятеля, а затем его место занял архимандрит Сергий, прослуживший здесь недолго. В середине 1930-х годов этот собор был передан православному движению обновленцев.
Обновленцы представляли собой отдельную структуру церкви, которая действовала строго под руководством советской власти и противопоставляла себя официальному Синоду. Однако в свете событий 1930-х годов это пошло на пользу храму: благодаря обновленцам церковь не стали сносить или передавать для хозяйственных помещений советской власти. Позже, в 1943 году, храм воссоединился с Русской православной церковью.
Так как в советский период собор не закрывался и официально оставался действующим, то сюда свозились многие реликвии из других церквей. Реликвии передавались как официально, при закрытии той или иной церкви, так и неофициальными путями. После закрытия храмов их сюда приносили сами священники или же прихожане. Благодаря этому здесь собралось около десятка православных святынь.
Архитектура храма Воскресения в Сокольниках существенно отличается от канонических церквей. Новшества в проект церкви были внесены молодым архитектором Павлом Толстых, который делал лично все чертежи. Именно он предложил реализовать экстерьер храма в неорусском стиле с элементами модерна. Благодаря этому храм стал напоминать красочную русскую избу с большим количеством декора.
Экстерьер здания имеет большое количество декоративных деталей: анфилад, наличников, лепнин. По традиции русского зодчества, здание поставлено на подклет — особый полуэтаж, который не является цоколем. Обычно подклет предназначался для хранения различных ценностей или для хозяйственных нужд. Здесь же подклет был предназначен для отдельных служб и был освящен в честь Рождества Христова.
Еще одно нововведение архитектора — необычная акустика храма. Акустические возможности помещения делали исполнение местного хора более ярким и красочным. Для усиления звучания у алтаря были возведены специальные своды, на которых были размещены голосники. Это специальные глиняные сосуды у потолка, которые одновременно выполняют функции звукоулавливателей и резонаторов.
Необычным архитектурным решением является пол храма, который имеет существенный уклон от пола к алтарю. Благодаря этому, место для размещения прихожан напоминает собой амфитеатр, а все происходящее во время службы прекрасно видно из любой точки храма. Также храм имеет высокую паперть, или площадку с лестницей перед храмом. Высота паперти символизирует духовный подъем и рост человека.
Сам храм выстроен в форме креста и имеет основной зал для богослужения и два придела, где проводятся отдельные богослужения. Правая часть посвящена иконе «Всех Скорбящих Радость». Этот придел был создан в память о том храме, где ранее служил отец Иоанн Кедров, а также для прихожан той самой церкви — после возведения нового храма многие прихожане пожелали посещать богослужения там, где нес службу отец Иоанн.
Другой, левый придел посвящен апостолам Петру и Павлу, которые, согласно легендам, сыграли особую роль в сборе пожертвований на храм. В приделах, помимо обычных богослужений, проводятся отпевания и венчания. В подклете проходит таинство крещения. Такое четкое архитектурное разделение позволяет разделить все службы и таинства так, чтобы их участники чувствовали себя максимально комфортно.
Алтарь храма имеет необычное строение, так как ориентирован на юг. По древней традиции алтарь в церкви всегда ориентируется на восток, как символ восхождения Солнца. Ориентация алтаря на юг говорит о его направлении в сторону Иерусалима, места распятия Христа и Гроба Господня, где каждую Пасху снисходит благодатный огонь. Такую необычную ориентацию пространства храма предложил сам священник Иоанн Кедров.
Храм имеет девять глав, которые в настоящее время покрыты позолотой. При возведении храма лишь один, центральный купол имел позолоченное покрытие, а остальные оставались черными. Это связано с древней русской традицией, по которой все купола делались черными, а сами церкви были черно-белыми. Высота главного купола составляет 34 метра, что эквивалентно высоте 12-этажного дома.
Купола боковых приделов обладают высотой в 22 метра, что сравнимо с высотой 9-этажного дома. Такая высота куполов, прежде всего, создает захватывающую перспективу, которую могут наблюдать посетители храма. Взгляд при молитве будто проваливается вверх, что способствует погружению верующего в особое эмоциональное состояние. Общая площадь храма составляет 960 кв. метров, а сам он имеет большую вместимость.
Девять куполов церкви символизируют собой внутреннее устройство Небесной Церкви, в которой существует своя иерархия: согласно священным текстам, в раю существует всего девять чинов от архангелов до праведников. Особое устройство имеют и иконостасы всех помещений храма. Они выполнены по собственным эскизам архитектора Павла Толстых, созданы из кипариса особой породы.
Иконостасы храма отличаются от тех, что можно увидеть в других церквях. Обычно они покрываются позолотой, что создает весьма торжественный вид. Все четыре иконостаса Кедровской церкви оставались без дополнительных покрытий и имели темный цвет кипарисового дерева. Позже лишь иконостас в подклете был облачен в позолоту. Остальные же сохранили свой первозданный вид.
Такое необычное решение имеет историческую подоплеку. По преданию, во время строительства здания скончалась дочь священника Иоанна. В память о ней он попросил не золотить три иконостаса и оставить восемь глав также без позолоты. Причиной может быть и то, что на строительство постоянно не хватало денег, а покрытие золотом является весьма дорогой процедурой. Поэтому от золочения могли отказаться в целях экономии.
Внутреннему обустройству храма с самого начала уделялось большое внимание. Стены здания расписаны фресками, созданными по образу росписей в Марфо-Мариинской обители. Они изображают основные этапы земной жизни Иисуса Христа и его воскрешение. Иконы храма облечены в уникальные киоты из дуба с резьбой. Лишь часть икон имеет позолоченные и посеребренные киоты. Это также отличает интерьер храма от других церквей.
Так как после Октябрьской революции храм оставался действующим, то в него свозилось множество реликвий. Поэтому незаметно церковь стала настоящей религиозной сокровищницей и местом сосредоточения православных святынь. Среди них особое место принадлежит чудотворному списку иконы Иверской Богоматери. Другое ее название — «Привратница». Образ является точной копией Иверской иконы, которая хранится на горе Афон.
Сам список был сделан в XVII веке по просьбе митрополита Никона, который впоследствии стал патриархом всея Руси. Образ был привезен в столицу и установлен в часовне у Воскресенских ворот, которые разделяют Манежную и Красную площади. Часовня была выстроена специально в честь встречи этой иконы из Афона. С тех пор все русские цари, по возвращении в Москву, обязательно поклонялись иконе перед входом в Кремль.
В 1929 году, после перемещения в церковь Воскресения в Сокольниках, икона была облечена в богатую ризу и помещена в иконостас этого храма. Интересно, что она заменила собой другой образ Богоматери, который был здесь изначально. Но место под икону, слева от центральных, царских врат подошло совершенно точно, хотя иконостас был спроектирован и построен в 1913 году, то есть за 16 лет до этих событий.
Под Иверской иконой, в глазке, который расположен в ризе, находится другая святыня — часть пелены с Гроба Господня. Эта частица была доставлена в храм значительно позже. Другая святыня храма — чудотворная Страстная икона представлена в оригинале. Она была доставлена сюда из Страстного монастыря во времена гонений на церковь. Эта икона также расположена в иконостасе церкви.
На стенах храма можно увидеть множество других уникальных икон. Например, это список московского образа Боголюбской Богоматери, выполненный в 1918 году. До этого он располагался в церкви в Варварских воротах в Китай-городе. Первообраз был создан в XII веке в память о явлении Богоматери князю Андрею Боголюбскому. Еще одна чудотворная икона — образ Пантелеимона Целителя из одноименной часовни на Лубянке.
Здесь находится редкий список образа Грузинской Богоматери, который явился в XVII веке в Грузии. Оригинал иконы позже попал в Персию, откуда был выкуплен ярославским купцом, в дальнейшем, до революции, хранился в Красногорском монастыре, где и была сделана копия. Список иконы находился в Алексеевском монастыре, недалеко от Сокольников. После закрытия обители образ перенесли в церковь Воскресения.
Еще одна уникальная реликвия — частица мощей покровителя Москвы, великомученика Георгия Победоносца. Она была перенесена сюда в 1920-х годах. В 1990-е годы, после перестройки, здесь также появилось множество других святынь. В их числе частицы мощей Александра Невского, Иоанна Златоуста, равноапостольного императора Константина, апостолов Матвея и Луки, святой Матроны.
В храме также находится и ростовая икона Евфросинии Московской. Такие иконы создаются точно по реальным размерам человека и полностью повторяют его образ. Преподобная Евфросиния была супругой князя Московского Дмитрия, который позже стал именоваться Донским. После смерти супруга Евфросиния осталась править столицей, оставаясь гарантом заветов мужа. Именно поэтому в столице святая почитается особо.
Храм работает без выходных. В будни посетить его можно с 07:30 утра до 19:00 вечера. В праздничные и выходные дни, в связи с проведением торжественных богослужений, двери храма открыты с 06:30 до 19:00. Вход в храм оборудован складным пандусом для возможности посещения маломобильными гражданами. Об использовании пандуса необходимо договариваться заранее либо обратиться к сотруднику за свечным ящиком.
При посещении храма важно следовать основным правилам нахождения в церкви: женщины должны быть в юбках ниже колена и в головных уборах, мужчины должны оставаться без головных уборов. Также в храме предусмотрено и проведение отдельных таинств. Обо всех мероприятиях можно договориться с дежурным священником. Двери храма всегда открыты для прихожан, а служители готовы оказать любую помощь.
Обсуждения