Благовещенский собор

Россия, Москва

Благовещенский собор является одним из старейших храмов Москвы. Построенный в XV веке, он хранит память об Иване Грозном и других русских царях. Собор находится на территории Московского Кремля и является частью его музейного комплекса. Собор обладает уникальным интерьером и самым древним в России высоким иконостасом, к главным святыням которого относятся образы работы Андрея Рублева и Феофана Грека. В храме находится и чудотворная Пименовская икона Богоматери.

//

Характеристики Благовещенского собора

Статус: объект культурного наследия России

Координаты: 55.750178 северной широты, 37.61702 восточной долготы

Адрес: г. Москва, Кремль, Соборная площадь

Дата основания: XIII век

Архитектурный стиль: московская школа

Архитектор: псковские мастера Кривцов и Мышкин

Основатель: Владимирский князь Андрей Александрович

Конфессия: православие

Состояние: действующий

Местное время:
Погода:3 °CпасмурноОщущается как: -1 °C
Давление: 753 мм рт.ст.Влажность: 67%Ветер: 8.24 м/c

История храма

История Благовещенского собора началась еще задолго до его постройки: еще в XIII веке на его месте был возведен деревянный храм на каменном постаменте. Эта церковь была возведена в 1291 году по приказу Владимирского князя Андрея Александровича и являлась домовым храмом его семьи. Храм также назывался Благовещенским, так как был построен в честь получения девой Марией благой вести. Он также носил название храма «на Царских сенях».

Основание собора было выполнено из белого камня, и оно сохранилось до сегодняшних дней. Сами стены и купол были сделаны из дерева, что в дальнейшем и послужило причиной утраты храма в результате пожара. У изначального храма был один купол и небольшой алтарь с ликами святых. В начале XV века храм перестроили, разобрав останки деревянных стен. Теперь здание было полностью выполнено из камня и обрело три купола.

Новый храм уже стал общественным, сюда мог прийти любой горожанин. Здесь было создано три купола, более обширный алтарь и иконостас. Тогда же здание обрело размеры, соответствующие современной постройке. Однако оно простояло недолго и в конце XV века было перестроено по приказу царя Ивана III. Новое здание было возведено из кирпича и белого камня, вокруг появились галереи, паперти и белые колонны.

Главной целью перестройки здания было сделать его более удобным для посещения большого количества людей. Хотя в это время он еще и оставался домовой церковью русских правителей, в нем уже проводилось много важных православных обрядов: крещений, венчаний, отпеваний. Именно поэтому храм посещали не только члены царской семьи, но и вельможи, а также многие другие верующие.

Для удобства царской семьи в храме были оборудованы особые коридоры, которые соединяли его с царскими палатами. Таким образом члены царской семьи могли посещать службы, не выходя на улицу. Через крыльцо Благовещенского собора в царские палаты также проходили послы иностранных государств, основной религией которых являлось православие. С этого же крыльца перед церемонией коронации выносились царские регалии.

Последняя серьезная перестройка храма состоялась чуть меньше, чем через сотню лет. Существенно был изменен облик здания по приказу царя Ивана Грозного. По бокам храма были выстроены четыре придельные церкви со своими отдельными иконостасами. В центральной части храма была перестроена крыша и возведены новые купола. Так собор стал девятиглавым. Именно в таком виде храм существует в нынешние дни.

Собор был богато украшен. В это время он обрел золотые купола, выполненные из позолоченных листов меди. На центральном куполе также был установлен золотой крест с цатой – особой деталью в форме перевернутого полумесяца, размещающейся в нижней части православного распятия. Верхние части стен были отделаны филенками или декоративными прямоугольными бордюрами.

Благовещенский собор

Позднее сюда был привезен образ Благовещения, созданный в Юрьевом монастыре. В целом храм стал более нарядным и богатым. Позже здесь появилось отдельное крыльцо, так как после четвертого брака царь не имел права посещать церковь. Все службы Иван Грозный после этого слушал со специального крыльца, которое было богато украшено. Отсюда же выходил царь во время торжественных мероприятий на Соборной площади.

Позже храм незначительно перестраивался. Одновременно он оставался главной церковью русских царей в Московской резиденции. В XIX веке здесь был возведен еще один придел, посвященный Николаю Чудотворцу, однако количество куполов осталось таким же. Также в соборе был выстроен еще одни коридор, который соединял его с новым большим Кремлевским дворцом. В это же время своды над папертью были украшены аркадой.

Во время событий Октябрьской революции, когда Кремль обстреливался артиллерией, храм серьезно пострадал. Один из снарядов попал в крыльцо и разрушил его. После установления советской власти собор был закрыт для богослужений. Здесь была сначала организована комиссия по сохранению памятников древности, которая начала восстановление храма. Позже в здании был организован музей. Были восстановлены крыльцо и иконы.

В 1993 году в храме начали вновь проводить богослужения, однако лишь по крупным праздникам. Традиционно в день Благовещения патриарх выпускает с крыльца белых голубей. Сейчас богослужения в храме проводятся пять раз в год: в день Собора Богородицы, на Благовещение, на Вербное воскресенье, в дни памяти Николая Чудотворца и Александра Невского.

Благовещенский собор

Особенности архитектуры и интерьера Благовещенского собора

Благовещенский собор с самого начала своей истории существенно выделялся среди прочих построек Кремля. Это обусловлено прежде всего тем, что он долгое время оставался домовой церковью. В связи с этим многие архитектурные решения были обусловлены удобством использования церкви. Кроме того, к строительству здания привлекались местные зодчие – именно поэтому его архитектура так отличается от зданий, построенных итальянскими мастерами.

Первыми известными архитекторами строения стали псковские зодчие Кривцов и Мышкин. Они использовали в своем строении родные псковские мотивы, а также приемы раннемосковской школы. Псковские мотивы прослеживаются в декоративных полукруглых нишах, нижних кирпичных поясках вокруг здания. Московские архитектурные мотивы выражаются в ярких килевидных завершениях стен, роскошных кокошниках, которые делают здание нарядным.

Основная конструкция собора сохранялась даже после многочисленных перестроек. Основа его архитектуры – крестово-купольная система, которая базируется на четырех основах-столпах. Основу здания составляют своды специальной коробовой конструкции, которые размещены по четырем сторонам света. Таким образом создается крест из всего здания. Эти четыре свода несут основную нагрузку центрального купола и создают главный зал.

Наиболее яркие архитектурные черты храм приобрел после перестройки по указу Ивана Грозного. Тогда здесь появилось девять куполов, что символизирует Небесную Церковь – она насчитывает девять различных чинов архангелов, ангелов и праведников. Пристроенные к храму четыре церкви также имеют свое значение, они были выполнены с применением различных архитектурных приемов.

Одна из церквей посвящена Собору Девы Марии, который празднуется сразу после Рождества. Второе строение выстроено в честь Собора Архангела Михаила и чествует все небесные силы, что еще раз подчеркивает особый символизм девятиглавого московского храма. Две другие постройки созданы в честь Георгия Победоносца и праздника Входа Господня в Иерусалим, который предшествует Пасхе.

Благовещенский собор

Северная и западная стороны украшены галереями с парами колонн. Первые колонны, которые расположены ближе к дверному проему, украшают коринфские антаблементы с богато украшенными резными капителями. Это делает колонны более торжественными. Арки этих галерей украшает фреска «Древо Иессеево», на которой изображены более 200 фигур Ветхого и Нового Заветов. Композиция проходит от северного до западного входа.

Южная сторона, напротив, украшена более скромно. Здесь также присутствуют колонны, однако их капители не имеют резных узоров. В южной и восточной частях преобладают более прямоугольные формы и аскетичный дизайн. Галерея с восточной стороны была снесена, так как со стороны алтаря нельзя было пристраивать какие-либо конструкции. Южная галерея соединялась коридорами с царскими палатами. Позднее коридоры разобрали.

Храм стоит на каменном основании, которое представляет собой отдельный этаж – подклет. Он был сооружен еще при строительстве первого, деревянного здания в XIII веке. Поэтому подклет является ценным памятником архитектуры. Он создан из массивных каменных блоков. В центре подклета расположен широкий каменный столб, который является основанием верхних этажей храма и несет не себе основную нагрузку.

От столба к стенам перекинуты широкие арки. Сам этаж подклета весьма низкий, так как изначально он строился для хранений ценностей, а не для частого посещения людьми. Изначально здесь хранилась казна русских царей. Позже здесь держали сокровища и подарки царской семье. В настоящее время здесь организован выставочный зал с экспонатами прошлых столетий, которые связаны с первыми временами существования города Москвы.

Верхнюю, центральную часть храма выделяет вертикальная перспектива, что придает зданию величественность. Часть коробовых сводов завышена, что подчеркивает их перспективу вверх. Барабан центрального купола также существенно завышен, что делает его более глубоким и величественным при взгляде изнутри. Вертикали подчеркиваются светом, который лучами льется из узких окон сверху в затемненную нижнюю часть.

Из особенностей собора также можно отметить убранство и светильники. Особое внимание здесь занимают внутренние порталы церкви, которые имеют сложную структуру и украшены узорчатой резьбой и росписью с эмалью и позолотой. Богато выполнен и пол помещения, который представляет из себя отдельное произведение искусства. Наборное покрытие создано из плит кремния, яшмы и агата в XVI веке.

Светильники в храме уникальны и являются памятниками культуры. Некоторые попали сюда из других храмов, другие были созданы по заказу. Уникальным является кандило Спаса Нерукотворного, которое было отлито из меди и украшено серебром. В южной галерее находится серебряная лампада, созданная по заказу правителя Михаила Федоровича специально для этого храма. Памятные надписи светильников подчеркивают их ценность.

Благовещенский собор

Реликвии Благовещенского собора

Храм Благовещения обладает множеством реликвий, начиная от древних фресок до чудотворных икон. Так, иконостас храма состоит из шести рядов и включает более 100 икон. Здесь находятся работы, которые были созданы в период с XIV по XVIII столетия. Ряды иконостаса постоянно надстраивались и изменялись, а сам он со временем пополнялся иконами разных эпох, представляющих сегодня особую ценность.

Уникальными иконами являются работы Андрея Рублева и Феофана Грека, которые относятся к XV веку. Это иконы, созданные на деревянных досках высотою в два метра. Они располагаются в деисусном ряду – самом большом ряду иконостаса. Работы являются прекрасным памятником московского направления иконописи. Также в этом ряду представлены образы Спасителя, Богоматери, архангелов и святых.

При реставрации храма были обнаружены фрески Андрея Рублева и Феофана Грека, которые были замазаны при перестройке храма в XVI веке. Самый древняя роспись на стенах – это образ Всемилостивого Спасителя. На стенах находятся и другие фрески, созданные в XV–XVI веках. В галереях на стенах изображена вся родословная Иисуса Христа, а также фигуры древних философов и поэтов античного времени – Гомера, Аристотеля, Плутарха.

В храме находятся чудотворные иконы и мощи святых. В числе первых чудотворная икона Пименовской Девы Марии, которая была передана в дар из Константинополя митрополитом Пименом российским царям. Это произошло еще в 1381 году. Другой христианской реликвией храма является крест царя Константина, который содержит часть Животворящего Древа. Из него был создан крест, на котором был распят Христос.

Крест также содержит камень из Гроба Господня и является одной из уникальных святынь. Его прислал в дар Владимиру Мономаху византийский император Алексей Комнин еще в XII веке. Таким образом возраст реликвии значительно превосходит возраст самого храма. Здесь же хранится список Донской иконы Богоматери в новом окладе, который также считается чудотворным. В честь этой иконы был выстроен Донской монастырь в Москве.

Благовещенский собор

Режим работы храма

В настоящее время Благовещенский собор принадлежит кремлевскому музейному комплексу и подчиняется его правилам и режиму работы. Посетить его можно в любой день, кроме четверга, с 9:30 до 17:00. Вход платный, стоимость одного билета для взрослого человека – 700 рублей. Льготный билет стоит 500 рублей. Билеты можно приобрести как в кассе при входе в Кремль, так и на сайте онлайн.

Чтобы посещение музея было более интересным, можно приобрести билет с аудиогидом. Он стоит 1000 рублей, а для льготных категорий – 800 рублей. В стоимость всех видов билетов входит посещение храмов Соборной площади. Важно учитывать, что количество людей в храмах и на территории Кремля ограничено, поэтому билеты продаются строго на определенное время, которое важно соблюдать, чтобы не мешать другим гостям.

По одному билету на осмотр Соборного ансамбля можно посетить сразу несколько храмов и строений: храм Благовещения и Архангельский собор, церковь Ризоположения, церковь Двенадцати апостолов и Патриаршие палаты. По нему можно осмотреть выставки, которые проходят в подклете собора и его галереях, а также в галереях Архангельского собора.

Благовещенский собор
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Благовещенского собора

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх