Архангельский собор — собор святого Архистратига Михаила — входит в историко-археологический ансамбль Московского Кремля. Существующий православный храм построен в 1508 году. В нем расположен некрополь, в котором захоронены практически все московские князья и русские цари, а также их ближайшие родственники. Богослужения в храме проводятся в дни поминовения усопших, престольные праздники и в праздники святых, мощи которых покоятся в соборе.
5 331 0 1 13 мин. на чтениеНазвания: собор святого Архистратига Михаила в Кремле
Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Московский Кремль и Красная площадь»
Координаты: 55.750274 северной широты, 37.617835 восточной долготы
Адрес: г. Москва, Кремль, Соборная площадь
Дата основания: XVI век
Архитектурный стиль: московская школа
Архитектор: Алевиз Новый (Алоизио Ламберти да Монтиньяна)
Основатель: великий князь Василий III Иванович
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Изначально, в середине XIII века, Михаилом Хоробритом (Храбрым) — братом Александра Невского — был возведен деревянный храм во имя его небесного заступника Архангела Михаила. В 1333 году на месте деревянного храма великий князь Иван Калита отстроил белокаменный собор. Также сохранились летописи со сведениями о росписи храма иконописцем Феофаном Греком и его учениками. Со временем Архангельский собор становится усыпальницей великокняжеского рода.
В 1471 году, при Иване III, у здания появились пристройки — придел апостола Акилы и придел Воскресения Господня. По указу государя Ивана Васильевича в 1505 году храм демонтировали из-за его обветшалости и переполненности гробницами. Существовавшие на тот момент захоронения были перенесены в другой храм. Иван III вскоре умер, и его погребли в только что заложенном храме.
Для постройки нового собора Иван III успел пригласить архитектора из Италии Алоизио Ламберти да Монтиньяна, ставшего в Москве Алевизом Новым или Алевизом Фрязиным. Завершилось возведение собора в период правления сына Иван Васильевича — Василия III. 8 ноября 1508 года новый собор был освящен митрополитом Симоном. После этого все захоронения, находившиеся здесь ранее, были возвращены.
В 1547 году Архангельский собор пострадал от пожара. Мастера, вызванные из Великого Новгорода и Пскова, восстановили поврежденную живопись. В конце XVI века с восточной стороны к храму были пристроены приделы в честь Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. Историки предполагают, что в этот период с севера, запада и юга к собору была пристроена и галерея-паперть для почетных гостей. Придел Иоанна Предтечи перестроили в XVII веке.
В 1628 году, по указанию Михаила Федоровича Романова, для надгробий изготовили плиты из белого камня. Надгробия украсили резными орнаментами и эпитафиями. При сыне Михаила Федоровича государе Алексее Михайловиче в 1652 году началась реставрация обветшалой росписи. Но из-за нехватки денег работы пришлось отложить до 1660 года. Последний этап реставрации возглавлял иконописец Симон Ушаков. В 1680 году в соборе установили новый резной иконостас.
В годы правления Елизаветы Петровны собор пришлось вновь ремонтировать. В 1737 году храм серьезно пострадал во время пожара. Князь Дмитрий Ухтомский возглавлял восстановительные работы, в ходе которых внутренние повреждения были ликвидированы, Внешний вид собора был немного изменен. В 1742—1883 годы Архангельский собор являлся кафедральным собором. С 1771 по 1801 годы протоиереем храма был Петр Алексеев — составитель «Церковного словаря».
Во времена Екатерины II около Архангельского собора хотели построить Кремлевский дворец. При подготовке фундамента будущего здания на стенах храма появились многочисленные трещины. Работы были остановлены, а сам собор был подвергнут очередной реконструкции. В 1770 году Екатерина издала указ об обновлении стенописи и икон в трех главных соборах Кремля. Только в середине 1772 года в Архангельском соборе начались работы.
В 1812 году французские захватчики разграбили и осквернили собор. В самом здании располагались походная кухня Наполеона, бочки с вином и склад провианта. После окончания войны все похищенное пришлось заменять, а сам храм отмывать от копоти и грязи. К тому же французы перед отступлением побили все бочки с вином. В 1813 году собор освятили повторно. Богослужение провел викарий Августин Виноградский.
В период с 1826 по 1847 годы собор подвергался мелким перестройкам и реконструкциям. В 1826 году одноэтажная «судебная изба» у южной стены храма была демонтирована. На ее месте возвели двухэтажную палату для священнослужителей. В 1848 году перенесли придел Покрова Богородицы в западную пристройку, а на его месте разместили придел мученика Уара. В 1895 году собор был передан в придворное ведомство как царская усыпальница.
В октябре 1917 года во время восстания большевиков южная стена храма пострадала от попадания снаряда. В 1918 году собор и остальные храмы Кремля были закрыты. Они были признаны памятниками культуры с присвоением им статуса народного достояния. В 1920 году началось восстановление повреждений, которое продлилось до начала Великой Отечественной войны. В 1934—1935 годы проводилась реконструкция образов.
В 1950-х годах под слоем росписи была обнаружена стенопись, датированная ХVI веком. Эти фрагменты древней росписи соответствуют периоду правления Ивана IV Грозного. В 1955 году храм получил статус музея. В 1960 году Архангельский собор перевели в ведомство Министерства культуры. Позднее богослужения здесь возобновились. Первое провел патриарх Алексий II над мощами святого Дмитрия в 1991 году.
Возведенный в честь предводителя святого воинства архангела Михаила Архангельский собор играл огромную роль в жизни московских правителей. Представители московской княжеской династии приходили в храм помолиться покровителю ратных дел перед и после сражений. После церемонии коронования цари с торжественной процессией направлялись в усыпальницу храма отдать дань великим предкам, чьи останки покоятся под древними сводами.
Белокаменный пятикупольный Архангельский собор возведен в древнерусском стиле. Высота здания составляет 21 метр. Купола сдвинуты в восточную часть здания. Главный позолоченный купол возведен над амвоном, малые купола расположены над алтарной частью. Фасад с узкими окнами-бойницами украшен пилястрами с растительным орнаментом и декоративными арками между ними. Широкий карниз разделяет собор на два яруса.
Первый ярус имеет больший размер по сравнению с верхним. Верхняя часть фасадов декорирована раковинами с жемчужинами. И верхний, и нижний ярусы смотрятся самостоятельными и законченными. Помимо декоративных элементов и уникальной резьбы, украшают фасад и большие арочные окна и окна-медальоны. В архитектурной отделке фасадов прослеживаются мотивы, характерные для зодчества итальянского Возрождения.
Пятиапсидный собор имеет западную пристройку с двумя боковыми дверями, через которые можно попасть на второй ярус в хоры и в подвал. Главный вход высокий и широкий, располагается в глубокой нише, декорированной растительным орнаментом и расписанной библейскими сюжетами. С восточной стороны к зданию примыкают приделы мученика Уара у северной апсиды и Иоанна Предтечи у южной апсиды. Цилиндрические своды собора держатся на шести столпах — четырех в центральной части и двух в алтаре.
Стены нижнего яруса и столпы расписаны изображениями московских князей и царей. С куполов на прихожан взирают лики святых пророков и праотцов. В центральном куполе — Адам и Ева, в западных — образы главных архангелов Михаила и Гавриила, в восточных — композиции с Богородицей. На сводах изображены сюжеты Нового Завета. Верхние ярусы стен представлены изображениями апостолов, угодников, мучеников и других святых. Много изображений относится к циклам «Деяния архангела Михаила» и «Символ веры».
Иконостас представлен рамной конструкцией с резным декором. Четыре яруса высотой в 13 метров разделены горизонтальными карнизами. По вертикали иконостас делится на центральную и боковые части. Изготовлен иконостас на Потешном дворе Московского Кремля в 1680 году артелью мастеров под руководством И. Недумова. Резьбой иконостас был украшен уже в начале XIX века. Основная часть икон относятся к 1681 году, они написаны художниками Дорофеем Золотаревым, Федором Зубовым и Михаилом Милютиным. Остальные иконы — XIV—XVI веков.
Четыре яруса иконостаса: самый верхний — пророческий, под ним расположен деисусный, затем — праздничный и в самом низу — местный. Пророческий ярус расположен на самом верху и состоит из икон ветхозаветных пророков. В руках пророков развернутые свитки с текстами предсказаний. В центральной части образ Богоматери с Христом на коленях. Над ними выше иконостаса расположено монументальная композиция с распятием и скульптурами Богоматери и Иоанна Богослова.
В центре деисусного яруса представлен «Спас в силах», в боковых частях — образы Богоматери и архангела Михаила (справа), архангела Гавриила и Иоанна Предтечи (слева). Праздничный ярус содержит значимые сюжеты Нового Завета. Местный ярус состоит из патрональных икон — это иконы с образами святых, чьими именами нарекали русских князей и царей. Самая старинная икона собора — «Архангел Михаил с деяниями». Она датирована концом XIV века и была написана в память о Дмитрии Донском по заказу его вдовы.
При серединных столпах располагаются двух- и трехъярусные надгробные иконостасы. В них находятся царские образы. В нижних ярусах расположены тезоименные лики святых, чьими именами были наречены погребенные здесь русские князья и цари. Второй ярус — родимые, или мерные иконы, написанные при рождении княжичей и царевичей ко дню их крещения. В третьем — гробовые иконы с образами Спасителя и Богородицы.
Архангельский собор стал последним пристанищем великокняжеских родов Рюриковичей и Романовых. Здесь хоронили правителей и их родственников вплоть до ХVIII века, когда столица была перенесена в Санкт-Петербург. В 1929 году в южную подвальную палату собора были перенесены останки княгинь и цариц, захороненных в соборе Вознесения Христова. В придел мученика Уара в 2008 году перенесены мощи преподобной Ефросинии Московской. Здесь же стоит саркофаг из белого камня с останками вдовы Дмитрия Донского.
В усыпальнице расположены 46 надгробий, под которыми находятся останки 55 представителей княжеского рода. Иван Калита был похоронен первым в соборе, последним же был Петр II — последний представитель дома Романовых по прямой мужской линии. Хоронили в соборе следующим образом: гроб закрывали каменной плитой и над ней возводили каменное надгробие. Напротив надгробия писалась посмертная парсуна (прототип портрета) погребенного князя или царя в полный рост.
Были разработаны четкие правила расположения погребений. Вдоль южной стены отводилось место для великокняжеских погребений. Вдоль западной стены находились погребения удельных князей, вдоль северной — опальных князей. У столпов в юго-западной части собора погребены представители православной татарской знати, служившей при дворе. В усыпальнице погребен царевич Иван, который по одной из версий, был убит своим отцом Иваном Грозным.
Василий Шуйский, чтобы прекратить нашествие Лжедмитриев, в 1606 году перенес из Углича в некрополь мощи царевича Дмитрия. В собор были перенесены и останки князя Михаила Черниговского и боярина Федора, которые были до смерти замучены в Золотой орде в 1246 году. Князя Михаила Всеволодовича причислили к лику святых, и рака с его мощами стоит у северной стены. Гробница Бориса Годунова стоит пустая. Его останки были перезахоронены в Троице-Сергиевой лавре.
Архангельский собор можно посетить в рамках обзорных и тематических экскурсий по территории Московского Кремля. Самостоятельно посмотреть храм возможно при наличии единого билета на посещение памятников Соборной площади. С 15 мая по 30 сентября Соборная площадь открыта для посещения с 9.30 до 18.00, с 1 октября по 14 мая — с 10.00 до 17.00. Выходной день — четверг. Правила посещения для всех объектов Московского Кремля едины. Так же существуют виртуальные туры.
Очень много видели стены этого собора. Практически вся история государства разворачивалась в этих местах, самом сердце столицы.