Грановитая палата — памятник архитектуры XV века в стиле итальянского Возрождения, расположенный в Московском Кремле. Это сооружение для приёма гостей и церемоний было в то время самым большим и красочным не только в России, но и в Западной Европе. Здесь праздновались победы на поле брани, коронации государей, принимались послы из дружественных стран.
5 103 4 0 16 мин. на чтениеСтроительство Грановитой палаты связано с правлением великого князя Московского Ивана III. Он вошёл в историю не только как «собиратель земли Русской», объединивший вокруг Москвы раздробленные княжества. При нём Московский Кремль приобрёл нынешний облик: были отремонтированы стены крепости, построены Успенский собор, Благовещенский собор, башни Кремля.
Предпосылкой к возведению «белокаменного» архитектурного ансамбля Кремля были опустошительные пожары, в ходе которых сгорели многие деревянные крепостные сооружения. Грановитая палата стоит на месте, где ранее размещалась гридница — так в древнерусском зодчестве называли большие помещения для гридей, то есть дружинников, в великокняжеских дворцах.
Грановитая палата являлась значимой частью Московского Кремля. Она задумывалась как тронный зал, в котором великий князь мог принимать гостей и проводить важные церемонии. Как и другие здания, созданные при Иване III, палата является примером сочетания древнерусского зодчества и элементов, характерных для архитектуры итальянского Ренессанса.
Архитекторами Грановитой палаты называют Марка Фрязина и Пьетро Антонио Солари. Последний пользовался особым расположением великого князя и в древнерусских летописях и итальянских письменных памятниках обозначался как «архитектон» или «главный архитектор Москвы». Строительство было завершено в рекордно короткие сроки: всего за 4 года (с 1487 по 1491 гг.).
Палата стала основным помещением для праздничных приёмов заграничных гостей, коронационных церемоний, банкетов. В её стенах праздновали наиболее важные события в истории государства. Например, в 1552 г. Иван Грозный в течение трёх дней отмечал здесь военную победу над Казанью, поражая гостей торжества тем, что знал имена и звания каждого из 200 и более присутствовавших в палате.
Во время первого Стрелецкого бунта в 1682 г. у Грановитой палаты произошла знаменательная сцена. После смерти Фёдора Алексеевича его преемником был выбран малолетний Пётр I, и власть была сосредоточена в руках его матери Натальи Нарышкиной и её родственников, что возмутило Милославских, родственников царевича Ивана — старшего сына покойного царя от первого брака.
Милославские заручились поддержкой стрельцов, воинские начальники которых при Нарышкиных прикарманивали жалованье подчинённых. Затем они спровоцировали бунт, протрубив весть о том, что царевича Ивана задушили. Стрельцы ворвались в Кремль, и царица Наталья вывела на Красное крыльцо живого Ивана. После этого в Грановитой палате установили двойной трон, так как тот был признан соправителем Петра.
Когда Пётр I вступил во всю полноту своей власти и начал одерживать первые крупные победы, он праздновал их в Грановитой палате. В 1709 г. здесь состоялся пир в честь торжества над Швецией в Полтавской кампании. И даже когда столицей стал Санкт-Петербург и Московский Кремль утратил былую значимость, в Грановитой палате праздновалось подписание Ништадтского мира 1721 г.
Грановитая палата была практически полностью разрушена во время Троицкого пожара в 1737 году. Сгорела кровля здания, от пола в сенях и оконных рам сохранился лишь пепел, пострадала оригинальная белокаменная резьба. В XVIII столетии к коронации первой российской императрицы Екатерины I — супруги Петра Великого — стены по европейской традиции затянули бархатными тканями.
При строительстве в 1838—1849 гг. Большого Кремлёвского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых строений и через Святые сени соединилась с Владимирским залом. Позже русские зодчие переделали кровлю палаты, сменив стропила из дерева на металлические. В 1846 г. торговец Фёдор Челноков спонсировал работы по изменению верхней части постройки.
В 1882 г. по воле Александра III было восстановлено прежнее убранство здания. Проект перестройки палаты разработал Николай Шохин, участвовавший в реконструкции Потешного дворца и церкви Вознесения Господня в Коломенском. Реставрацией заведовал историк искусств Георгий Филимонов, редактор «Описныя книги царскихъ палатъ Золотой и Грановитой, составленныя Симономъ Ушаковымъ въ 1672 г.».
Обнаружение описи, составленной выдающимся царским иконописцем Симоном Ушаковым, работы которого можно увидеть в Государственном Русском музее и в Третьяковской галерее, позволило палехским мастерам братьям Белоусовым в точности воссоздать фрески, украшавшие стены и своды Грановитой палаты до того, как они были утрачены из-за культурных наслоений XVIII—XIX вв.
После революции 1917 г. Грановитая палата, как и весь Кремль, стала использоваться для нужд советской власти. Красное крыльцо разрушили и построили на его месте двухэтажную столовую для Верховного Совета. Но в целом предназначение здания не изменилось — в главном зале продолжилось проведение протокольных мероприятий. Сегодня Грановитая палата — один из парадных залов при президенте РФ.
Своё название Грановитая палата получила благодаря оформлению восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Фасад выложен «бриллиантовым» рустом — кладкой из отёсанных в форме четырёхгранных пирамид камней, свойственной для итальянской ренессансной архитектуры. Похожим образом декорирован Алмазный дворец в Ферраре — его стены выложены 8.500 мраморными блоками в форме клина. Подобное оформление даёт интересную игру света и тени.
Восточный фасад обрамлён угловыми витыми колоннами. Остальные фасады декорированы лишь колончатыми наличниками окон; поначалу они, вероятно, были окрашены красно-коричневым свинцовым суриком, что усиливало выразительность парадного фасада. На северной стене под крышей видно плохо сохранившееся орнаментное изображение мужчины; предположительно, это портрет Солари.
Если декор парадного фасада отсылает к итальянской традиции, то сама конструкция палаты — с высокой кровлей, открытым наружным крыльцом и сенями внутри — соответствует древнерусскому деревянному зодчеству и каменной московской архитектуре. В частности, прообразом могла служить и гридница, стоявшая на месте палаты, и недавно воздвигнутая трапезная Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.
Снаружи Грановитая палата выглядит очень просто, особенно на фоне величественных многоглавых соборов, сверкающих золотом на солнце. Прямоугольник с прямоугольными же окнами, без позолоты, колоннад, террас и прочего, он привлекает внимание своей простотой, подчёркнутой однотонным белым цветом. Зелёная кровля здания сочетается с отделкой Большого Кремлёвского дворца.
Первоначально палата, вероятно, выглядела более утончённой, но за шесть столетий строение стало казаться ниже из-за прироста культурного слоя. Красное крыльцо, наиболее живописная часть экстерьера Грановитой палаты, украшено двумя белокаменными арками. Над боковыми фронтонами Красного крыльца установлены два двуглавых орла, а на пролётах перил — львы. Отсюда на второй этаж ведёт наружная лестница.
Красное крыльцо и геральдические изваяния Грановитой палаты имеют интересную историю. В 1686 г. резчик Григорий Иванов сделал из белого камня статуи трёх львов и двух орлов. Редкая для древнерусского искусства объёмная белокаменная скульптурная группа сообщила облику Красного крыльца особенную пышность и богатство. После прихода советской власти крыльцо разобрали, а его декор исказили.
Входной белокаменный портал, отделанный итальянской резьбой, превратили в окно, вырубили рельефы львов под наличниками. После того как Красное крыльцо было разобрано, музейные работники переместили двух львов на паперть Архангельского собора. Однако на следующий день львы исчезли. В 1969 г. в Тайницком саду была найдена статуя одного из трёх львов со следами ударов острым предметом.
Красное крыльцо реконструировали таким, каким оно было к моменту разборки. Лестница из 32 ступенек делится на три марша. Правая сторона её примыкает непосредственно к южному фасаду Грановитой палаты, а с левой стороны возведён просторный каменный парапет. На парапетах площадок размещены белокаменные объёмные изваяния львов.
Всего львов три: два лежащих — на парапетах нижней и средней площадок, один сидящий с геральдическим щитом в передних лапах — на верхней. Создание львиных фигур велось с соблюдением старинного технологического процесса, для этого специально изготовили каменотёсные инструменты, которые употреблялись в XVII в.
При входе на лестницу размещены два портика с арками и «разорванными» фронтонами, в которых расположились два белокаменных орла «на оба лица». В отличие от львов двусторонние орлы представляют собой горельефы в виде толстых пластин, соединённых одна с другой перемычкой. Возрождённое Красное крыльцо вернуло нарядность входной группе Грановитой палаты.
Внутри Грановитой палаты есть несколько пространств: сени, главный зал, тайник и подклет. Их убранство поражает изобилием цветов и сложностью архитектурных решений. Сводчатый зал, расписные образы святых, люстры невообразимых размеров, бархат и двуглавые орлы, вышитые золотой нитью, — все эти элементы интерьера делают палату одной из самых красочных в Московском Кремле.
Святые сени — помещение перед входом в Грановитую палату, соединяющее её с Владимирским залом Большого Кремлёвского дворца и с Теремным дворцом. Сени имеют невысокие стены, а потолок покоится на крестовых сводах. Святыми они называются из-за фресок на религиозные темы, которые украшают их стены. В интерьере преобладают молочно-белый и золотой цвета.
В 1847 г. художник Фёдор Завьялов восстановил несколько фресок на стенах сеней. Три из них раскрывают сюжеты из Библии. Это «Ветхозаветная Троица», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Сон Константина». Ещё две росписи, тематически связанные с религией, имеют историческую основу. Первая посвящена Крещению Руси, а вторая изображает Дмитрия Донского, получающего благословение Сергия Радонежского.
В XIX веке Святые сени были значительно видоизменены. На окнах и дверях появилась искусная резьба, дверные порталы были покрыты позолотой. На некоторых можно увидеть льва и дракона. В северной части помещения установили камин из каррарского мрамора, который более характерен для оформления императорских покоев в Большом Кремлёвском дворце.
Собственно «палатой» называют её главный зал, стены и своды которого расписаны сверху донизу. В центре зала находится столп-пилон с изображениями животных, каждое из которых воплощает качество, нужное мудрому правителю. На склонах свода, переходя от небесного к земному, показаны праотцы, пророки и евангелисты.
На восточной стене иллюстрируется повесть «Сказание о князьях Владимирских». Здесь изображены первые князья династии Рюриковичей — Рюрик, Святослав и Игорь. Рядом их потомок, святой князь Владимир, крестивший Русь в 988 г. Восточная стена, согласно традициям древней Византии, всегда являлась главной; по легенде, на востоке находится рай. В Византии юго-восточный угол был императорским. Стоял здесь и трон государя.
В юго-восточной части изображён сын Ивана Грозного Фёдор — последний представитель династии Рюриковичей. Рядом — Борис Годунов, брат царицы, в то время соправитель Фёдора. Роспись «История царя Давида» украшает южную стену. На западной стене изображена «Притча о праведном и неправедном судье». Надпись рядом гласит: «Судия неправедный пирует, а душа его во ад исходит».
В дневное время палата освещается солнечным светом из 18 окон, расположенных по трём сторонам. В вечернее и ночное время используются четыре круглые массивные люстры из бронзы, покрытые патиной, созданные по образцу новгородских круговых хоросов XV—XVI вв. (хорос — поликандило, т.е. центральная люстра храма, каждый ярус которого сделан в форме обода колеса).
Тайник — это вытянутая комната с оконцем напротив тронного места, откуда представительницы царской семьи могли следила за ходом празднеств и церемониальными мероприятиями. В окне была вделана занавешенная смотрильная решётка. Эти ухищрения были нужны потому, что в то время женщины не имели права присутствовать на подобных встречах открыто.
В пожаре 1737 г. комната сгорела, её реконструировали только к коронации Елизаветы Петровны. В 80-х гг. XIX века в тайник переместили элементы отделки из главного зала: бархатные ткани для обивки стен, светильники в форме двуглавых орлов. В начале XXI века помещение вновь отреставрировали: были сделаны подоконные матово-белые доски из мрамора, обновлены росписи.
Подклет — нижний этаж Грановитой палаты — складывается из нескольких помещений, перекрытых сводами; эти помещения образованы одной анфиладной и двумя поперечными стенами. Восточное перекрестие стен является опорой для столпа палаты. Подклет в основном сохранил изначальную архитектуру. В нём находились кладовые и печь, отапливающая Грановитую палату.
Осмотр Грановитой палаты зачастую входит в программу обзора достопримечательностей территории Кремля и, в частности, архитектурного ансамбля Соборной площади. Купить входной билет можно в кассе в Александровском саду или приобрести ваучер онлайн. Записавшись на экскурсию в туристическом агентстве, нужно заранее уточнить у сотрудников компании, где и в какое время будет собираться группа.
С середины мая и до конца сентября экскурсии по Соборной площади проводят с 09:00 до 18:00. С первого октября и до середины мая — с 10:00 до 17:00. Во избежание опоздания к началу экскурсии сотрудники музея-заповедника «Музеи Московского Кремля» рекомендуют учесть время, затрачиваемое на обмен ваучеров и проход. Для этого нужно прибыть к кассам Александровского сада за 20—30 минут до начала.
Грановитая палата находится на Соборной площади Московского Кремля, вход на которую пролегает через Кутафью башню (адрес: Манежная ул., дом 2/10с2). Но попасть внутрь можно только при наличии билета, а для этого необходимо обратиться в кассы музея в Александровском саду. Кассы расположены в здании Российской государственной библиотеки со стороны Сапожковской площади.
Для тех, кто предпочитает метро: ближайшие станции — «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» и «Боровицкая». От станции «Площадь Революции» время в пути пешком составит 15 минут. Также можно доехать на общественном транспорте. Помимо этого, сюда можно добраться на такси или собственном автомобиле. Рядом находятся парковочные места с почасовой оплатой.
Обсуждения