Третьяковская галерея

Россия, Москва

Третьяковская галерея — это самый известный в России художественный музей, который основал в 1856 году меценат и коллекционер произведений искусства Павел Михайлович Третьяков. В музее, расположенном в Замоскворечье, на данный момент представлено более 200 тысяч экспонатов, датируемых XI—XX веками. Государственная Третьяковская галерея является объектом культурного наследия России федерального значения.

//

История создания Третьяковской галереи

Появилась Третьяковская галерея в середине XIX века благодаря купцу Павлу Михайловичу Третьякову, запустившему с братом Сергеем одно из крупнейших в мире производств льняных тканей. После того этого молодые люди занялись меценатством и стали интересоваться искусством. В отличие от Сергея, коллекционировавшего работы художников из Западной Европы, Павел собирал шедевры отечественных живописцев.

Датой основания галереи считается 1856 год — год приобретения Павлом Михайловичем шильдеровской картины «Искушение» и работы Василия Худякова «Сцена контрабандистов». Эти картины стали одними из первых экспонатов национального музея, о котором грезил коллекционер. В скором времени коллекция Третьякова пополнилась полотнами Шишкина, Боголюбова, Клодта, Куинджи и других известных живописцев.

В самом начале галерее отводилось место в нескольких комнатах усадьбы братьев, однако к концу 1850-х годов возникла острая необходимость увеличить пространство, для чего было решено построить для экспонатов отдельное сооружение. Спустя пять лет под руководством Александра Каминского строительные работы были завершены. Здание в два этажа с отдельным входом примыкало к особняку.

Основу галереи купец сформировал в 1860-80-х годах. Кроме того что Третьяков покупал картины, он и заказывал художникам их. Например, Василий Григорьевич Перов для него написал портреты Достоевского, Тургенева, Даля и Майкова, Иван Крамской — портрет Толстого, Николай Ге — Герцена, Некрасова Салтыкова и других. За написанием некоторых полотен Третьяков наблюдал лично.

В 1880-е годы коллекция Третьякова пополнилась работами Сурикова, в числе которых «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». За полотнами, изображающими крестьянскую реальность, последовали и произведения художников-реалистов, переносящих на свои картины быт рабочих. Тогда же музей обогатился васнецовскими «Богатырями». Но не все экспонаты приобретались Третьяковым — многие шедевры галерея получила в дар.

Помощь в формировании экспозиции Третьякову оказывал художественный критик Иван Николаевич Крамской. Спустя десять лет с момента покупки первых картин в Лаврушинском переулке, сохранившем своё название по сей день, открылась усадьба-музей «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». В ней демонстрировалось чуть менее 1300 картин, почти полсотни рисунков, десять статуй и 84 полотна зарубежных художников.

За выдающиеся заслуги в области искусства Павел Михайлович Третьяков стал почётным вольным общником, поддерживал таких малоизвестных на тот момент художников, как Васнецов, Максимов и другие. Воспользовавшись рекомендацией Льва Николаевича Толстого, купец приобрёл для своей коллекции картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», несмотря на то что полотно не получило одобрения императора.

В 1890-х годах Третьяковская галерея продолжала оставаться частной собственностью Павла Михайловича, но при этом, как и мечтал её создатель, стала национальным музеем. Благодаря этому любой желающий мог посетить её совершенно бесплатно. Передача же произведений искусства государству состоялась в 1892 году, после того, умер Сергей Третьяков. Перед кончиной он завещал Москве всё своё имущество.

Павел Третьяков не только исполнил волю брата, но присоединил к его коллекции свою: около 2000 шедевров были переданы городу вместе с сооружением в Лаврушинском переулке. Мосгордума назначила коллекционера хранителем галереи. На этой должности он отбирал полотна, приобретал их на средства, выделяемые государством, и занимался вопросами приобретения новых зданий для расширения музея.

Собрание шедевров продолжало расти, а вместе с ним и сооружение галереи. В 1870-90-х годах появились дополнительные четыре пристройки, примыкающие к особняку и использовавшиеся как хранилища или музейные залы. Когда же последний из братьев умер, в особняке почивших коллекционеров также разместились выставки, а на первом этаже появились библиотека Третьякова, сувенирный магазинчик, гардероб и служебные помещения.

Памятник Павлу Третьякову

Памятник Павлу Третьякову

В связи с принятием в дар Москвой коллекций братьев Третьяковых в середине 1890-х русским благотворительным обществом любителей художественного искусства МОЛХ был организован Первый съезд русских художников. Управлять же музеем стал Совет попечителей, члены которого переизбирались каждые четыре года. Советом было решено включить в экспозицию иконы, относившиеся при жизни Третьяковых к купеческим покоям.

Мнения представителей городской думы и Совета попечителей во многом расходились. После первой буржуазно-демократической революции в Третьяковке появился зал, в котором были представлены портреты исключительно художников-демократов. Вопреки консерватизму думы, члены Совета не считали нужным ограничиваться полотнами классиков, активно интересуясь работами современных им художников.

В самом начале XX века Совет попечителей предложил объединить комплекс сооружений общим фасадом в единой манере с использованием национальных мотивов. Выполненное в 1902—1904 годах в древнерусском стиле здание галереи было спроектировано Васнецовым. Башкиров же руководил постройкой терема, которая обошлась в 30 тысяч рублей. Так, здание галереи приобрело знакомый современным посетителям вид.

После художника-пейзажиста Ильи Семёновича Остроухова, занимавшего место попечителя галереи на протяжении 8 лет, этот пост перешёл к искусствоведу Игорю Эммануиловичу Грабарю. При нём произошли значительные изменения в принципах демонстрации экспонатов. Если до этого поступившие последними полотна выставлялись в отдельном помещении, то теперь картины были размещены в историко-хронологическом порядке.

Значительные изменения в организации работы Третьяковской галереи связаны и с революционными событиями 1917 года. После национализации музея Третьяковка стала главным художественным центром государства, активно пополняемым за счёт произведений искусства из национализированных особняков. Однако при этом часть экспонатов галерея и отдала: полотна иностранных живописцев передались в музеи западного искусства.

На территории музея, помимо постоянных экспозиций, стали организовываться и временные: показ картин Левицкого, Рокотова, Врубеля, Кончаловского и других. Фонд увеличивался за счёт деятельности комиссии по закупкам и коллекций из других музеев. Пространства перестало хватать. В 1920-х годах запасник полотен был организован в храме, а к середине 1930-х годов в Лаврушинском переулке появилось 16 дополнительных сооружений.

В военное время 17 эшелонов с экспонатами прибыло из Москвы в Новосибирск и Молотов на временное хранение. Возобновил же работу музей уже в мае 1945 года. На тот момент здесь находилось всего порядка 2500 работ. Когда же все экспонаты вернулись, и коллекции музея снова стали разрастаться, были построены сооружения Инженерного корпуса и Депозитария. В это же время был реконструирован и основной корпус.

В середине 1980-х годов с Третьяковской объединили галерею на Крымском Валу, получившую название Новой Третьяковки. Было решено организовать здесь выставку современного искусства, в то время как в бывшей усадьбе Павла и Сергея Третьяковых оставили экспонаты, появившиеся до начала XX века. Однако спустя год в старом здании начали проводить ремонтные работы, затянувшиеся на десять лет.

В течение всего этого времени главным сооружением Третьяковки было здание на Крымском Валу, где демонстрировались основные произведения искусства с Лаврушинского переулка. Кроме того, музейный комплекс в эти годы разросся за счёт присоединения к нему нескольких домов-музеев и храма Святителя Николая в Толмачах, в котором ближе к концу прошлого века возобновились богослужения.

В Третьяковской галерее проводятся выставки к юбилеям известных живописцев, а в Инженерном корпусе уже более пяти лет проходят кинопоказы. Музей продолжает пополняться произведениями искусства, которых сейчас уже более 200 тысяч. На сегодняшний день Третьяковская галерея является самым известным музеем России и охраняемым государством объектом культурного наследия федерального значения.

Третьяковская галерея

Экспозиции и залы Третьяковской галереи

Всего в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открыто 62 выставочных зала. Залы с первого по седьмой отведены искусству живописи и скульптуры XVIII века. Тут представлены работы Никитина, Левицкого, Боровиковского, Мартоса и др. Среди полотен доминируют портреты, однако также встречаются пейзажи и сюжеты древнегреческих мифов. В этих семи залах находятся самые старые картины.

Экспонаты залов с восьмого по пятнадцатый датируются первой половиной XIX века. Здесь размещён известный портрет Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1827 году представителем романтизма Орестом Адамовичем Кипренским. Картина была заказана другом Пушкина, поэтом и издателем бароном Дельвигом. На картине по пояс изображён Александр Сергеевич, слегка повернувший голову в левую сторону и скрестивший на груди руки.

Кроме полотен Кипренского, в 8—15 залах вывешены и картины Брюллова. Например, здесь есть «Всадница», написанная Карлом Павловичем в 1832 году в Италии в манере конного портрета. На картине художник изобразил двух приёмных дочерей своей знакомой, графини Юлии Самойловой. Итальянские критики и любители высоко оценили полотно, когда оно выставлялось в картинной галерее l’Accademia di Belle Arti di Brera.

Весь десятый зал музея занимает самая большая его картина размером 540×750 см — «Явление Христа народу». В Государственную Третьяковскую она попала из Московского Румянцевского музея, куда её передал Александр II. Андрей Иванов работал над картиной около двадцати лет и создал несколько сотен эскизов разных её частей. Часть набросков размещена тут же, в одном зале с огромным полотном.

С 16 по 31 и с 35 по 37 залы изобилуют произведениями искусства второй половины XIX столетия. Тут посетителям доступны для осмотра картины Репина, Крамского, Сурикова, Васнецова и других. Например, здесь можно увидеть «Неизвестную» Ивана Крамского, часто ошибочно именуемую «Незнакомкой». Модно одетая девушка изображается в коляске, за которой просматривается петербургский Невский проспект.

В этом же разделе Третьяковской галереи представлен эскиз Репина к полотну «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое хранится в Государственном Русском музее в центре Северной столицы. Первый завершённый эскиз, выполненный маслом, оказался в Третьяковке ещё при основателе музея. Павел Михайлович купил полотно у Дмитрия Ивановича Яворницкого, которому картину подарил сам Репин.

Известная саврасовская картина «Грачи прилетели», созданная в 1870-х годах, также хранится в Третьяковке. Холст демонстрировался на выставке МОЛХ. С этого пейзажа была написана самим художником копия для жены Александра II, которая экспонировалась в Вене, однако сейчас местоположение этого списка неизвестно. Помимо оригинала, в галерее находится и вариант картины, написанный Алексеем Кондратьевичем в 1894 году.

Здесь же, в разделе произведений искусства второй половины XIX века, экспонируется образец реалистической живописи — картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Работал автор над ней на протяжении трёх лет до 1887 года. Демонстрируется тут и самая известная картина Васнецова «Богатыри», на которую ушло около 20 лет. На холсте изображены три главных героя былин: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Залы 32—34 называются Врубелевскими, так как в них экспонируются картины только Михаила Врубеля. К самым знаменитым его полотнам относятся «Принцесса Греза», «Демон Сидящий» и «Царевна-Лебедь», вместе с которой к сказочному циклу относится и размещённая тут же картина «Пан». На ней изображается герой мифов Древней Греции Пан на фоне русского пейзажа. Врубелевскими залами завершается экспозиция на втором этаже.

В залах 38—48 первого этажа демонстрируются экспонаты, датируемые рубежом двух столетий: XIX и XX веков. Тут посетители могут ближе познакомиться с творчеством Левитана, Кустодиева, Коровина, с картиной «Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова и работами первой русской женщины-скульптора Анны Семёновны Голубкиной, дом-мастерская которой относится к музейному комплексу Третьяковской галереи.

Залы с 49 по 54 заполнены графическими работами XVIII—XX веков. Экспонаты часто, примерно дважды в год, меняются, в том числе за счёт произведений искусства из коллекций других музеев. Очень отличаются экспонаты и следующего зала, именуемого Сокровищницей. Тут демонстрируются изделия с драгоценными камнями, золотые и серебряные украшения, переплёты книг, богослужебные предметы и ризы разных исторических периодов.

Завершают экспозицию залы, посвящённые древнерусскому искусству. Здесь можно увидеть как старинные иконы неизвестных иконописцев, так и Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия и др. К наиболее важным экспонатам относится рублёвская «Троица», датируемая 20-ми годами XV века, девятивековой «Спас Нерукотворный» и ещё более древняя икона — Владимирский образ Божией Матери. Считается, что её автором является апостол Лука.

Третьяковская галерея

Особенности архитектуры Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи, являвшееся изначально жилым особняком Третьяковых, расположено в Лаврушинском переулке. Самый значительный вклад в современный нам архитектурный облик сооружения внесли Третьяков, Калмыков, Васнецов и Башкиров. Именно Васнецов чуть менее 120 лет назад продумал, как можно эффектно связать главное здание с разбросанными вокруг него постройками.

Виктор Михайлович был новатором в плане отказа от станковой живописи, предполагающей создание произведений, являющихся автономным художеством и воспринимающихся независимо от окружающей среды. Васнецов занимался формированием «русского стиля», который охватывал бы разные виды искусства и в котором гармонично сочетался бы фольклор, древнерусское искусство и особенности зодчества тех времён.

Так, единый для комплекса построек фасад был создан в неорусском стиле. В сооружении соединились как традиционные национальные элементы, так и тенденции современной архитектуры. Выполнен кирпичный фасад в виде сказочного терема. Среди древнерусских черт сооружений, которые перенял Васнецов для Третьяковки, — причудливо украшенные вход и окна, которые венчают своеобразные архитектурные кокошники.

Вход в здание архитектурно оформлен в виде выдвинутого вперёд портала, стена над которым украшена выпуклыми изображениями. На барельефе можно увидеть один из популярнейших сюжетов в древнерусском зодчестве — Георгия Победоносца, убивающего змея. Ниже, по обе стороны от двух рядов полукруглых окон, — название музея, выполненное вязью, древним декоративным кириллическим письмом.

Несмотря на наличие нескольких декоративных горизонтальных профилей, выполненных в национальном стиле, внешний вид сооружения выделяется на фоне многих зданий, также стилизованных под старину. В спроектированном Васнецовым фасаде, ставшем эмблемой Третьяковки, нет переизбытка декора, в то время как другие зодчие зачастую перегружали фасад архитектурными элементами отделки, свойственными искусству Древней Руси.

Помимо главного корпуса, в архитектурный ансамбль Государственной Третьяковской галереи также входит здание храма-музея Святителя Николая в Толмачах и Депозитария, где хранятся и реставрируются экспонаты. Гармонируют с ними корпуса Административный, Щусевский, залы которого включены в основной маршрут экспозиции, и Инженерный, где размещаются регулярные выставки и обеспечивается работа инженерно-технических служб.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея сегодня

Экспозиционная площадь здания в Лаврушинском переулке составляет более 12 тыс. кв. м, в то время как общая площадь сооружений, относящихся к музейному комплексу, — более 80 тыс. кв. м. Бóльшую часть всей площади занимают служебные постройки, мастерские и хранилища. Для посетителей музейного комплекса доступно более сотни залов, 63 из которых размещены в главном здании, бывшем особняке братьев Третьяковых.

Помимо сооружений, расположенных по соседству с основным корпусом и сформировавших с ним единый архитектурный ансамбль, экспонаты также представлены в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу. Здесь демонстрируются произведения искусства ХХ и XXI веков. Творческая студия галереи со специально выделенным для выставок пространством и лекционный зал располагаются в здании Культурного центра в Малом Толмачёвском переулке.

К малым музеям Государственной Третьяковской галереи относится дом-музей Павла Дмитриевича Корина, дом-музей Виктора Михайловича и музей-квартира Апполинария Михайловича Васнецовых. Среди филиалов Третьяковской галереи также музей-мастерская Анны Семёновны Голубкиной на Большом Левшинском переулке и музей, расположенный в доме на 1-м Голутвинском переулке, где родились основатели галереи Павел и Сергей Третьяковы.

Планируется открытие филиалов и в других городах страны. Так, раньше всех должен открыться филиал в Самаре. Выставки экспонатов из Третьяковки и других ведущих музеев России займут около 2000 кв. м площади бывшего здания Фабрики-кухни. Общая выставочная площадь залов в калининградском филиале составит порядка 5000 кв. м. К концу 2023 года планируется завершить строительство и музейного комплекса во Владивостоке.

Помимо обычных экскурсий, у посетителей Третьяковской галереи есть возможность попасть на интерактивные экскурсии, творческие занятия для детей, лекции, литературно-поэтические музыкальные вечера, концерты и спектакли. На выходных и по праздникам семьи с детьми могут получить бесплатно путеводители с интересными заданиями, разработанные для разных возрастных групп. В Инженерном же корпусе можно посмотреть кино.

Третьяковская галерея

Режим работы Третьяковской галереи

Музей работает каждый день, кроме понедельника. С четверга по субботу музей открывается в 10 часов утра и закрывается в 21:00, в другие же дни Третьяковская галерея закрывается на три часа раньше. Приобрести билет можно онлайн на официальном сайте Третьяковской галереи или в кассах не позднее, чем за час до закрытия музея. Для посетителей льготных категорий действуют скидки.

В приобретаемом билете указана дата и время сеанса. Сеанс представляет собой интервал в 30 минут, в течение которого вы имеете право зайти в галерею. При осмотре экспонатов без экскурсовода можно заказать аудиотур. Осматривать же экспонаты рекомендуется не более двух часов. Посетителям запрещается проносить с собой оружие, транспортные средства, художественные произведения, музыкальные инструменты и др.

Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе, а крупногабаритные предметы, напитки и зонтики нужно оставить в камере хранения, работающей в здании музея. На территории галереи нельзя проводить учебные занятия и экскурсии без согласования с администрацией музея. Делать фотографии или снимать видео разрешается при условиях, что вспышка выключена, а рядом нет знака о запрете на осуществление съёмки.

Третьяковская галерея

Как добраться

Третьяковская галерея расположена в центральной части столицы, по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10. Добраться сюда можно любыми видами транспорта. Отправляясь к музею на наземном общественном транспорте, обратите внимание на ближайшие к Третьяковке остановки: «Большая Якиманка» и «Метро «Третьяковская». До обеих остановок можно доехать на автобусах: в первом случае на №М6 и №Т8, во втором — на №М5.

Если же вы воспользуетесь самым быстрым и популярным средством передвижения, метрополитеном, то меньше всего идти надо будет от станции метро «Третьяковская», расстояние от которой до Третьяковской галереи составит менее 350 метров. Чуть дальше, примерно на одном расстоянии, расположены станции «Полянка» и «Новокузнецкая», от которых идти в два раза дольше — около восьми минут.

Несмотря на то что посетители, как правило, выбирают общественный транспорт или пешую прогулку до Третьяковки, доехать до неё можно и на личном авто. Учитывайте при этом, что автомобильное движение по Лаврушинскому переулку не предусмотрено. Ближайшие к музею парковочные места — платные. Их можно найти в Малом Толмачёвском или 1-м Кадашёвском переулках. Координаты Третьяковской галереи: 55°44’29.0″с. ш., 37°37’12.9″в. д.

Третьяковская галерея
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Третьяковской галереи

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх