Государственный Русский музей

Россия, Санкт-Петербург

Государственный Русский музей — это первый в России художественно-архитектурный комплекс, который полностью посвящён русскому изобразительному искусству. Музей является одним из крупнейших в мире относительно количества полотен русских художников. Музейный комплекс основан Николаем II, располагается в пяти зданиях и представляет интерес не только уникальными коллекциями картин, но и архитектурой.

История создания Государственного Русского музея

Создателем музейного комплекса считается царь Николай II — формирование коллекций началось в 1895 году, открытие состоялось в марте 1898 года. Первое название музея — «Русский Музей Императора Александра III». Николай II посвятил создание комплекса своему отцу — именно Александр III увлекался коллекционированием разнообразных предметов искусства, ковров, картин, и для ценных предметов понадобилось помещение.

Историки сравнивают его страсть с увлечением Екатериной II, которая не уступала императору в любви к ценностям и антиквариату. Изначально коллекции Александра III хранились в Большом Гатчинском, Аничковом и Зимнем дворцах, но со временем перестали там помещаться. Ещё при жизни императора коллекция насчитывала больше 1000 ценных экземпляров — скульптур, картин, редких ковров и других предметов искусства.

После смерти Александра III его сын Николай II решил создать музей в память об отце и показать миру его коллекции. Крупнейшее собрание предметов русского искусства, собранное непосредственно Александром III, состояло из коллекций, которые император собирал ранее в Академии художеств, Эрмитаже и императорских дворцах. Экспонаты составили гармоничные экспозиции и уже тогда считались уникальным историческим достоянием.

Музей расположили в здании Михайловского дворца — изначально экспонаты хранились только в этом сооружении. Дворец строили для Михаила Павловича — князя, который был сыном императора Павла I. Император погиб в результате дворцового переворота и не дождался окончания возведения здания. Но дворец всё равно достроили. Автором проекта и осуществлением надзора за строительством был известный архитектор Росси.

В планах зодчего был не только дворец — Росси спланировал и воплотил в реальность площадь перед строением, Инженерную и Михайловскую улицы. Первый камень в основание будущего издания торжественно заложили в середине июля 1819 года, через несколько дней началось строительство. Завершение строительства датируется 1895 годом, к этому времени были готовы также площадь, новые улицы и разбит сад со стороны Марсового поля.

Современный Русский музей является сложным музейным комплексом. Основные экспозиции музея расположены в пяти зданиях: Михайловском дворце, где расположен выставочный корпус Бенуа, Михайловском замке, Мраморном дворце, Строгановском дворце и Летнем дворце Петра I. На территории музейного комплекса музея также расположены: Домик Петра I на Петровской набережной, Летний сад, Михайловский сад и другие строения.

Михайловский дворец

Архитектурно-парковый комплекс Государственного Русского музея

Все здания на территории комплекса представляют историческую ценность и построены в разные периоды. Над созданием дворцов работали выдающиеся архитекторы тех времён — например, для возведения Летнего дворца Петра I в 1710—1714 годах был приглашён итальянский зодчий Трезини, результатом его работы стало здание в стиле барокко. В то время как Михайловский дворец построен в стиле ампир.

Летний дворец Петра I

Двухэтажное здание отличается компактностью — во дворце имеются 14 комнат и 2 кухни. Строение предназначалось для летнего использования, поэтому стены довольно тонкие, а рамы одинарные. Интерес представляют архитектура здания и интерьер. Итальянский архитектор Трезини создан уникальные фасады и внешние барельефы, демонстрирующие все признаки барокко.

Интересный факт: над созданием фасадов работал немецкий скульптор Андреас Шлютер, который дополнил проект Трезини небольшими элементами немецкой готики. Внешнее оформление дворца украшено 29 барельефами, сюжетом которых является Северная война. Скульптуры на фасаде выполнены в необычной аллегорической форме. Внутренние стены и потолки расписаны художниками — над оформлением трудились Захаров, Заварзин, Матвеев.

Летний дворец Петра Великого

Мраморный дворец

Итальянский архитектор Антонио Ринальди трудился над проектом до 1768 года, после чего началось строительство. Окончание возведения Мраморного дворца — 1785 год. Здание является завершающим в архитектурной композиции построек, примыкающих к Зимнему дворцу. Дворец назван Мраморным благодаря известному зодчему Ринальди. Именно его работы характеризуются особенностью — созданием «мраморных фасадов».

Антонио Ринальди имел должность архитектора при дворе будущего супруга императрицы Екатерины II и работал в России с 1754 года. Он является автором множества дворцов, но Мраморный считается самой выдающейся и масштабной работой известного зодчего. Здание строилось для фаворита Екатерины II Григория Орлова, который помог императрице занять престол. Период совпал с найденными в России залежами мрамора.

В результате отделка дворца была выполнена из российского и итальянского мрамора — для фасадных и внутренних работ использовали 32 сорта ценного камня. Внешне здание выглядит строго и монументально, стилистика демонстрирует элементы раннего классицизма. Лицевая часть фасада смотрит на Марсово поле, украшена классическими колоннами. Задняя часть дворца декорирована коринфскими пилястрами и двумя статуями на аттике авторства известного скульптора Шубина.

Шубин работал с Козловским, в результаты были создано уникальное декоративно-скульптурное внутреннее убранство здания. Из сохранившихся элементов особый интерес представляют первые ярусы стен и отделочный декор парадной лестницы. Парадный двор ограждён столбами и копьями, в восточной части построено здание служебного корпуса. На западной стене дворца находится барельеф Клодта «Служение лошади человеку».

Мраморный дворец

Строгановский дворец

Созданием дворца Строгановых занимался известный архитектор Растрелли, строительство велось в течение 1753—1754 годов. Над возведением здания работали и другие известные архитекторы — Растрелли помогали Воронихин, Росси, Колодин, Садовников и Шарлемань. До XVIII века Строгановы были поморскими крестьянами. Род разбогател за счёт торговли, впоследствии выходцы семьи стали купцами, а со временем — дворянами.

Строгановский дворец

Домик Петра I

Уникальное на сегодня здание было построено из дерева всего за три дня. Строение предназначалось в качестве летней резиденции Петра I и использовалось с 1703 по 1708 годы. Площадь домика составляет 60 квадратных метров, строительством занимались плотники из солдатского состава. Архитектурная особенность — использование тёсаных брёвен из сосны и голландская стилистика.

Не менее оригинально выглядят деревянные двери с необычными металлическими накладками — подобный стиль также считается голландским. Кроме этого, Пётр I хотел придать деревянному дому вид каменного, из-за чего круглые брёвна были счёсаны и окрашены в красный цвет для имитации кирпичной кладки. Большие окна оснастили мелкой расстекловкой, гонт на крыше создавал иллюзию черепицы.

Домик Петра I

Инженерный замок

Второе название замка — Михайловский, его построили по заказу царя Павла I в конце XIX века. Печальную известность здание получило из-за смерти Павла I. Название «Михайловский» замок получено по двум причинам. Первая — внутри замка находится храм архангела Михаила. Второе — необычная причуда Павла I, который получил звание рыцаря Мальтийского ордена и решил называть все здания замками.

Название «Инженерный» получено из-за расположенного поблизости Николаевского инженерного училища. Архитектор Баженов получил распоряжение Павла I о создании проекта замка и приступил к реализации заказа. В планах императора было создание постоянной парадной резиденции — соответственно, работы велись под особым контролем со стороны заказчика. Руководителем строительства назначили архитектора Бренна.

Бренна руководил строительством, но не является создателем проекта замка. Он переработал первоначальную работу Баженова, дополнив её декорациями фасадной части. Помощниками Бренна были назначены Росси и Свиньин. Павел I торопил строителей, поэтому к возведению императорской резиденции привлекли Джакомо Кваренги и Чарльза Камерона. После смерти императора семья Романовых покинула резиденцию.

Павла I убили в этом здании через 40 дней после новоселья. В результате Инженерный замок пришёл в запустение на 20 лет. Более того, Романовы фактически разрушали творение Павла I. Например, серебряные ворота церкви были отданы на переплавку Александром I — он решил сделать подарочный сервиз для своей сестры. Печальная участь постигла и мрамор, который использовался Николаем I для украшения нового Эрмитажа.

Михайловский замок

Михайловский (Инженерный) замок

Экспозиции Государственного Русского музея

Главными экспонатами Государственного Русского музея являются произведения искусства — коллекции полотен известных авторов. Музейные богатства можно перечислять бесконечно — экспозиция действительно вмещает огромное количество ценнейших экспонатов. Так, среди хранящихся в музее ценностей представлены работы Брюллова, Никитина, Айвазовского, Левитана и других известных живописцев.

Легендарная работа Брюллова «Последний день Помпеи» имеет мировую известность и привлекает зрителей из разных стран. Будущая картина создавалась художником поэтапно, он посетил Помпеи в 1828 году, где сделал наброски будущей работы. На картине изображено извержение вулкана Везувия и гибель города Помпеи. Картина выставлялась в Риме и в парижском Лувре — критики высказывали восторг, признавая мастерство автора.

Одной из наиболее знаменитых картин Ивана Айвазовского считается «Девятый вал». Российский художник-маринист изобразил людей, потерпевших кораблекрушение. Критики восхищаются интересной особенностью картины — сочетанием мощной беспощадной стихии и беспомощности человека перед природой. При этом художник сумел смягчить трагизм изображения — работа выполнена в тёплых тонах.

Государственный Русский музей

Условия посещения Государственного Русского музея

Государственный Русский музей расположен в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Инженерная, дом 4. Вход платный, стоимость билетов и льготные категории граждан отображены на официальном сайте. Для туристов предусмотрены аудиогид или экскурсии с опытным экскурсоводом. По вторникам музей не принимает посетителей, в понедельник график работы с 10.00 до 18.00, в остальные дни — с 10.00 до 20.00.

Государственный Русский музей

Как добраться до Русского музея

Ближайшие станции метро — «Гостиный двор» и «Невский проспект». С обеих станций метрополитена предусмотрены два выхода — на Михайловскую улицу и Невский проспект. Оба пути подходят, чтобы добраться до музея — желательно воспользоваться онлайн-картой и проложить наиболее удобный маршрут. Можно доехать наземным транспортом — автобусами или троллейбусами до остановок «Площадь искусств», «Садовый мост», «Инженерная улица».

Государственный Русский музей
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Государственного Русского музея

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх