Большой Гатчинский дворец известен всем как бывшая резиденция правящих российских монархов, расположенная в 45 км от Северной столицы. Здание было возведено в стиле охотничьего замка, более распространенном в Европе и совершенно нетипичном для России. Большой Гатчинский дворец стал настоящей жемчужиной среди существующих дворцовых комплексов, которые окружают Санкт-Петербург.
998 1 0 12 мин. на чтениеСтатус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»
Координаты: 59.563983 северной широты, 30.108235 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Гатчина, Дворцовая пл., 1
Дата основания: 1766 год
Архитектурный стиль: классицизм
Архитектор: Антонио Ринальди
Основатель: Екатерина II
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: https://gatchinapalace.ru/
Дворец возводился по указу императрицы Екатерины II в подарок ее фавориту графу Орлову. В 1765 году ему были переданы в дар гатчинские земли. Спустя год началось большое строительство. Проект будущего дворца разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. В нем удивительно переплелись стили европейского охотничьего замка и русской старинной усадьбы. Этот дворец стал первым в окрестностях города.
К сожалению, хозяин дворца недолго наслаждался его красотой. Спустя 2 года после завершения строительства он скончался. Императрица выкупила дворец у его наследников и подарила усадьбу своему сыну Павлу Петровичу. Будущий император Павел I далеко не сразу увлекся дворцом. В ту пору он был занят строительством собственной резиденции в Павловске и начал перестройку дворца лишь через 7 лет.
Работы по изменению внешнего облика Гатчинского дворца были доверены зодчему Винченцо Бренна, который превратил красивейшую усадьбу в настоящую военизированную крепость с элементами загородной усадьбы. Зеленеющие луга были приспособлены под каменный плац, где проводились военные парады, вокруг дворца был вырыт глубокий ров с перекидным мостом, в бойницах установлены пушки.
После убийства императора дворец стал собственностью его жены, которая также внесла свою лепту и оборудовала усадьбу для зимнего проживания. После ее смерти официальным владельцем стал ее сын, будущий правитель страны Николай I. По его высочайшему указу во дворце была произведена масштабная реконструкция, для проведения которой был приглашен русский архитектор Роман Кузьмин.
В процессе перестройки помещений значительно увеличилось количество внутренних комнат, к дворцу было добавлено несколько подземных этажей и возведены надстройки. Главный вестибюль и Мраморная лестница были выполнены в стиле Ренессанса. Полностью масштабная реконструкция дворца была закончена в 1851 году, к тому времени на плацу был установлен памятник императору Павлу I.
После революции было принято решение, что Большой Гатчинский дворец станет национальным музеем, и уже спустя год он принял первых посетителей, число которых увеличивалось год от года. В 1926 году все ковры, уникальные скульптуры и старинная мебель были вывезены из дворца с целью их распродажи. До начала войны Гатчинский дворец возглавлял список самых больших пригородных музеев.
В первые дни войны все работники музея стали готовиться к худшему. Весь комплекс дворца был максимально подготовлен к предстоящим налетам и атакам. Было отправлено вглубь страны 4 эшелона с музейными ценностями, еще один эшелон снарядили для отправки в Санкт-Петербург. Оставшиеся экспонаты старались сберечь как могли ‒ прятали в подвалах, укрывали мешками с песком, закапывали в землю.
Почти до конца войны Гатчинский дворец находился в оккупации. Отступая, фашисты полностью заминировали здание, после чего его подожгли. Часть найденных оккупантами ценностей была полностью уничтожена, часть вывезена на территорию Германии. Отступая, фашисты оставить запись на одной из стен дворца: «Когда придет Иван, здесь ничего не будет». Эта запись была сохранена реставраторами в первоначальном виде.
Реконструкция дворца была начата сразу же после войны, однако проводимые работы нельзя было считать восстановительными. Был проведен ремонт крыши, окон и перекрытий, пострадавшие барельефы укрывали щитами из металла. Советская власть посчитала воссоздание музея нерентабельным, все сохраненные реликвии были отправлены в несколько музеев на территории страны. До сих пор их пытаются вернуть, но не всегда успешно.
В течение многих лет здесь размещалось училище ВМФ, в 1960 году дворец утратил статус памятника архитектуры. Лишь спустя годы главному хранителю музея А. С. Елкиной удалось восстановить справедливость, и уже в 1985 году дворец принял первых посетителей. Восстановление экспозиции и убранства дворца ведется до сих пор, реставраторам предстоит еще немало работы, чтобы дворец предстал во всей красе.
Уникальный дворцово-парковый комплекс, включающий в себя большую территорию, расположился на самой вершине холма, прямо над озером, к которому он был обращен своим северным фасадом. С противоположной стороны дворец огибает в виде буквы «П» знаменитый каменный плац, где устраивались многочисленные парады. Сегодня на нем красуется памятник императору Павлу I.
Общий план дворца разделен на три основные части: центральное здание, имеющее форму правильного прямоугольника, и два примыкающих к нему квадратных каре ‒ Кухонное и Арсенальное, которые соединяются с основным зданием полукруглыми галереями, выполненными в три этажа. Все углы каре украшены восьмиугольными башнями, каждая в три яруса, две из которых расположены возле галереи и венчают купола.
Со стороны парка расположен центральный вход во дворец, представляющий собой нишу, украшенную колоннами, которые поддерживают балкон, декорированный ажурными перилами. Углы здания украшают две пятиугольные башни высотой в пять этажей ‒ Сигнальная и Часовая. Наружные стены облицованы парицким известняком, который добывали в деревни Парицы рядом с Гатчиной. Парапет и вестибюль отделаны пудостским камнем.
Все оконные проемы центрального здания Большого Гатчинского дворца имеют форму прямоугольника и разделены красивейшими пилястрами, над каждым из них расположилось уникальное рельефное панно. Окна, установленные в галереях полуциркульной формы, украшены рельефными наличниками. Все фасады каре отделаны пилястрами со строгим рисунком, а все грани двух угловых башен ‒ рустами.
Рядом с дворцом расположен прекрасный Дворцовый парк, начинается он сразу от Иорданского крыльца. Посетители получают огромное удовольствие, любуясь живописной картиной Серебряного луга и берега Белого озера, расположенного по другую сторону. Особенно приятно в летнюю жару прогуляться по многочисленным тенистым садам парка, отдохнуть в тишине деревьев и подышать чистым воздухом.
Не менее интересно для туристов посетить Карпин пруд, осмотреть грот Эхо и восьмигранный колодец, Адмиралтейство и постоять на Карпином мостике с каскадом. Нельзя не пройтись во время экскурсии по острову Любви, осмотреть павильон Венеры, Чесменский обелиск, погулять в Ботанических садах, где растет множество уникальных растений, полюбоваться на павильон Ферма и романтический Птичник.
Каждая комната, расположенная в Большом Гатчинском дворце, по-своему уникальна, включает в себя смешение нескольких стилей, элементов и деталей декорации и материалов разных эпох. Галереи и парадные залы, опочивальни и тронные залы, столовые и рабочие кабинеты абсолютно не похожи друг на друга и поражают посетителей изысканностью и уникальностью дизайнерских решений.
Аванзал стал первым из вереницы парадных помещений. Главная его изюминка ‒ коллекция огромных полотен живописцев. Уникальные наборные двери вместе с паркетом, украшенным рисунком из двух листьев пальмы, были воссозданы по эскизам, разработанным великим зодчим Ринальди. Стены зала украшены красивейшей лепниной, которая отображает лавровые венки, знамена, щиты и шлемы римских легионеров.
Белый зал дворца ‒ самый большой торжественный зал, в котором устраивались празднества и проводились торжественные церемонии. Стены украшены пилястрами Коринфского ордена. Симметричные высокие арки, огромнейшие окна, которые служили дверями на балкон, красивейшая лепнина из цветочных гирлянд и венков, уникальные античные барельефы из мрамора придают залу торжественность и монументальность.
Мраморная столовая выполнена в классическом стиле. Торжественный зал разделен на буфет и столовую. Буфетная зона выделена низкими перилами из мрамора с резными балясинами. Вдоль стен установлены каннелированные мраморные колонны с античным орнаментом. Здесь много предметов, выполненных из бронзы: канделябры, часы, зеркальные рамы. Пол выложен паркетом из красного дерева и ореха в причудливых и замысловатых сочетаниях.
Тронная императора, в которой проводились аудиенции и торжественные приемы, представляет собой квадратное помещение с выходом на балкон. Стены украшены уникальными французскими гобеленами, которые удивительно импонируют паркетному полу, изготовленному из ценных сортов дерева. Венцом всего этого великолепия стал красивейший императорский трон, покрытый позолотой.
Парадная опочивальня великой императрицы выполнена в голубом цвете. Стены обтянуты натуральным шелком от мастеров из Лиона, пронизанным серебряными нитями. Альков отделен маленькой балюстрадой, сразу за ней стоит широкая позолоченная кровать, укрытая балдахином. На стенах расположены мраморные пилястры, которые расписаны в стиле гротеск. Огромные зеркала создают ощущение бесконечного пространства.
Оружейная галерея соединяет Центральную часть с Кухонным каре. Стены ее отделаны натуральным деревом ценных пород. На них расположилась уникальная коллекция воинского оружия от прославленных мастеров. Каждый экспонат этой коллекции стал не только оружейным шедевром, но и уникальным предметом искусства, поскольку все стволы и рукояти украшены драгоценными камнями, слоновой костью и перламутром.
Чесменская галерея украшена в честь победы русских моряков в Чесменском сражении. Здесь даже динамичный узор паркета отражает славу русских моряков. Интересны для посетителей символическая фигура орла и множество лепных знамен. Китайская галерея практически целиком отделана отполированным дубом. Окна украшены разноцветными витражами. Здесь находится коллекция китайского фарфора, другие изделия и мебель.
Готическая галерея расположена в Арсенальном каре и существенно отличается от других залов дворца. Уникальный интерьер с его удлиненными пропорциями, многообразием готических сводов, разноцветными витражами, установленными в оконных пролетах, и дубовыми узорными панелями удивительно точно повторяет старинный интерьер и внутреннее убранство сооружений, которые возводились в средние века.
Помимо уникального интерьера и внутреннего декора Большого Гатчинского дворца, посетителям предлагают осмотреть интереснейшие коллекции и посетить многочисленные тематические выставки. Помимо коллекции холодного оружия, насчитывающего более 1000 экспонатов и выставки уникального фарфора, здесь можно увидеть многочисленные гравюры и литографии, уникальные акварели и рисунки от известных живописцев.
Расположен уникальный дворцово-парковый комплекс в г. Гатчина Ленинградской области, по адресу Дворцовая площадь, д.1. Музей работает каждый день кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Кассы прекращают работу в 17.00. Для посещения необходимо приобрести входной билет, скидка распространяется на студентов, пенсионеров и школьников. Возможно приобрести семейный билет.
Уникальный Большой Гатчинский дворец совсем не похож на другие старинные усадьбы, расположенные в пригороде Северной столицы. Здесь не увидишь большого наплыва туристов, напыщенности и показного блеска. Однако те, кто хоть раз побывал здесь, приезжают снова, чтобы освежить в своей памяти славные даты в истории нашей страны и полюбоваться красотой и великолепием, которое окружает с самого входа во дворец.
Обсуждения