Мариинский дворец

Россия, Санкт-Петербург

Мариинский дворец — величественное архитектурное сооружение, расположенное в самом центре Северной столицы рядом с Исаакиевской площадью и Синим мостом. В разные годы в одном из красивейших зданий Санкт-Петербурга заседал Государственный совет, после Октябрьской революции 1917 года сюда переехало Временное правительство. Сегодня дворец — место работы Законодательного собрания города.

Характеристики Мариинского дворца

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 59.931166 северной широты, 30.309332 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 6

Дата основания: 1839 год

Архитектурный стиль: эклектика

Архитектор: Андрей Штакеншнейдер, Людвиг Петерсон, Леонтий Бенуа

Основатель: Николай I

Местное время:08:44
Погода:9 °CтуманОщущается как: 9 °C
Давление: 756 мм рт.ст.Влажность: 93%Ветер: 0 м/c

История Мариинского дворца

Мариинский дворец стал подарком императора Николая I к бракосочетанию своей дочери — княжны Марии Николаевны. После свадьбы она рассчитывала остаться в России вместе со своим супругом, герцогом Лейхтенбергским. Венчание произошло в 1839 году, после чего сразу началось строительство величественного дворца, который должен был стать постоянной резиденцией молодой семьи.

Реализацию монументального проекта хотели поручить Карлу Росси, однако выдающийся архитектор был уже стар, поэтому работу по созданию дворца доверили молодому и амбициозному А. Штакеншнейдеру. Для реализации грандиозного проекта необходимо было снести расположенный на выбранном участке дворец графа Чернышёва и несколько рядом расположенных особняков, построенных при Екатерине II.

Архитектор предложил государю ряд инновационных идей, связанных с перепланировкой здания. Помимо усиленных конструкций, была разработана система вентиляции помещений, канализации, подведён водопровод. Залы дворца обогревались аммосовскими печами — уникальными конвекционными системами, оборудованными целым комплексом дымоходов и вентиляционных каналов. Проект был полностью одобрен императором.

Закладка первого камня в фундамент дворца состоялась в 1839 году, строительство велось чуть больше 5 лет, сам император приезжал сюда с контрольными проверками. В процессе строительства использовались новейшие технологии, было решено полностью отказаться от дерева. Архитектор создал Мариинский дворец из камня и металла, величественное сооружение явилось эталоном технологичности и образцом инженерной мысли.

Но главным украшением Мариинского дворца стал уникальный Зимний сад, украшенный красивейшим фонтаном, высота которого составляла 8 метров. Здесь произрастали редкие тропические виды растений и обитали экзотические виды птиц. Удачно подобранный проект отопления настолько хорошо прогревал помещение Зимнего сада в холодное время года, что стало возможным вырастить здесь даже настоящие пальмы.

Историки рассказывают о легенде, по которой Мария Николаевна якобы не приняла подарок отца. Причиной такого решения стал памятник императору, воздвигнутый на Исаакиевской площади после его смерти. К дворцу Николай I был повёрнут спиной. Это все осталось легендой, на самом деле семья герцогов Лейхтенбергских вселилась в резиденцию вместе с детьми в 1845 году, ещё 5 лет продолжалось обустройство дворцового комплекса.

Биография этого шедевра архитектуры содержит множество известнейших имён и целую сеть исторических событий. Во дворце постоянно устраивались балы, маскарады и торжественные приёмы. Гостями хозяев дворца были В. Жуковский, П. Вяземский и огромная плеяда известных писателей, художников, актёров и композиторов. Проводимые во дворце спектакли и концерты посещал весь бомонд.

После смерти владелицы дворец отошёл к наследникам, которые продали его в казну государства за 3 миллиона рублей, чтобы расплатиться по долговым распискам. Был подписан указ о передаче здания Госсовету и канцелярии, после чего была проведена перепланировка помещений под руководством архитектора Петерсона — создателя охотничьего домика для императора Александра III и ещё целого ряда особняков в Петербурге.

После революционных событий в феврале 1917 года в Мариинском дворце обосновалось Временное правительство, с приходом к власти большевиков здание отошло к Совету народных комиссаров, со временем большевики разместили в помещениях дворца красноармейские казармы. В течение нескольких лет дворец занимали различные ведомства, даже устроили общежитие для туристов, рассчитанное на 1000 коек.

В годы войны с фашизмом в здании расположился госпиталь, где выздоравливающие бойцы проходили курс боевой подготовки. Серьёзно пострадал дворцовый комплекс во время блокады, значительный урон был нанесён его фасадам и внутренним помещениям. Один из фугасных снарядов разбил стеклянную крышу в Большом зале, после чего начался сильный пожар. Пострадала отделка и все инженерные коммуникации.

Масштабная реставрация началась в послевоенное время. Специалисты смогли частично восстановить внутреннее убранство дворца, воссоздать домовую церковь и уникальные росписи на стенах. Согласно проекту архитектора Шепелевского, была проведена перепланировка помещений, возведена мраморная лестница. Полностью здание было восстановлено в конце прошлого века, тогда же дворец был открыт для посещений и экскурсий.

Особая роль принадлежала Мариинскому дворцу в дни Августовского путча в 1991 году. Здесь тогда расположились члены ГКЧП, отсюда отдавались команды на проведение мятежей, вокруг здания строилось множество баррикад. После ареста бунтовщиков и вплоть до 1993 года дворец принадлежал Петроградскому совету, который проводил заседания в его стенах, после чего в здании расположилось Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Мариинский дворец

Особенности архитектуры Мариинского дворца

Однотонный фасад дворца выглядит более сумрачно в сравнении с известными произведениями архитектуры Растрелли и Росси. Облик здания полон величия, сдержан и спокоен, создаёт впечатление не обилием всевозможных украшений, а своей внушительностью. Фасад уникального строения вытянулся вдоль набережной реки Мойка более чем на 100 метров, тем самым превзойдя все известные дворцы Петербурга, исключая Зимний дворец.

Первое, что вызывает интерес посетителей, — асимметричная форма величественного здания. При строительстве дворца архитектором была учтена сложность участка и большая плотность жилых застроек, расположенных вокруг строительной территории, поэтому левое крыло здания оказалось длиннее правого, при этом оно расположено под небольшим углом к близлежащему Воскресенскому проспекту.

Дворцовый фасад выполнен в распространённом тогда стиле классицизма, содержит элементы барокко и украшен различными скульптурными композициями. Основная уникальность сооружения заключена в необычном оформлении первого этажа, выполненного из неотёсанных камней, которые плотно подогнаны друг к другу. В наше время элементы рустовки не так редки, но в XVIII веке такая облицовка зданий была применена впервые в России.

Украшением фасада в стиле традиционного классицизма стали пилястры с уникальными балюстрадами и капителями, объединяющие два верхних этажа. Фасад здания подчёркивают два крайних ризалита, украшенных фронтонами треугольной формы, в середине установлен центральный ризалит, украшенный аттиком. Первый уровень здания заканчивает большая открытая терраса, ограждённая уникальной балюстрадой и украшенная шестью вазонами.

Под террасой расположен главный подъезд, венчающийся мощной аркадой, который продолжает уникальная гранитная лестница, идущая от площади, оборудованная с двух сторон пологими пандусами. Прекрасный знаток стилей архитектуры Андрей Штакеншнейдер всегда старался гармонично вписать свои проекты в общий городской стиль, создать своеобразный ансамбль, чтобы впоследствии сохранить его и дополнить.

В период строительства Мариинского дворца Исаакиевская площадь была практически пустой и не могла ещё похвалиться обилием уникальных зданий и памятников архитектуры, там доминировал тогда лишь Исаакиевский собор. Именно его классический облик требовал, чтобы облик второго по значимости и красоте архитектурного произведения, возводимого на площади, имело родственные с ним черты.

Отметив родство стилей двух красивейших зданий, архитектор добавил в фасад дворца новые элементы в духе того времени, добавив оригинальности всему облику. Руст на первом этаже был мельче обычного, за характерную огранку, присущую драгоценным камням, был назван «бриллиантовым». Вертикальные каннелюры на пилястрах и колоннах были впервые усложнены валиками. Светильники у главного входа выполнены в античном стиле.

В начале XXI века при проведении масштабной реставрации, растянувшейся на 9 месяцев, на аттике были восстановлены лепнина и герб города, снятый с фасада в конце XX века. Старые гипсовые слепки наград города заменили крупными металлическими копиями, и теперь фасад дворца украшают медаль «Золотая Звезда», два ордена Ленина, ордена Красного Знамени и Октябрьской Революции.

Мариинский дворец

Залы и интерьеры Мариинского дворца

Особый интерес у посетителей вызывает внутренняя отделка всех помещений, которая выполнена в различных стилях и с необыкновенной роскошью. Для создания внутреннего убранства были приглашены специалисты из Императорской Академии художеств и лучшие мастера. Штакенштейнер постоянно контролировал оформление стилевых решений, создавал эскизы декоративных украшений. Для внутренней отделки были использованы лучшие материалы.

В процессе оформления Мариинского дворца использовался принцип эклектики. Сочетание разнообразных архитектурных решений привело к созданию уникальных эстетических идей и сочетанию элементов разных стилей. Например, в противовес установленным канонам, архитектор создал анфиладу залов на втором этаже дворца, расположилась она перпендикулярно оси здания, а не вдоль его фасада.

Это дало возможность идеальной компоновки внутренних помещений, создания их роскошными и удобными. Особую актуальность комфорт имел для княжны Марии Николаевны, поскольку она страдала рядом недугов, которые не позволяли ей долго ходить пешком. В связи с этим вся внутренняя часть дворца была оборудована специальными пандусами, удобными при передвижении в коляске.

Парадный вестибюль встречает посетителей колоннами и пилонами, изготовленными из розового мрамора, красивейшими бронзовыми канделябрами и уникальной лепниной с позолоченными буквами, из которых сложено имя хозяйки дворца. Дальше начинается парадная лестница, украшенная расположенными в нишах статуями античных воинов, арабесками на сводах и всевозможными бюстами.

Ротонда представляет собой круглый зал, расположенный в два яруса, являющийся центром всей композиции. Сверху ротонда укрыта специальным куполом, оборудованным стеклянным фонарём, который освещает уникальное помещение в вечернее время. Раньше здесь проводились заседания городского Законодательного собрания, сейчас устраиваются детские новогодние праздники и различные концерты.

Танцевальный зал — жемчужина прекрасного дворца. Второе его название — Белый зал, поскольку внутреннее убранство выполнено в белом цвете. Стены зала украшены фризом, изображающим античные мифологические сцены, и золочёным орнаментом от создателя Антонио Виги. Здесь во времена княжны Марии Николаевны находилась огромная картинная галерея, в которую входило 300 полотен известных мастеров.

Красный зал в своё время служил своеобразной приёмной герцога Лейхтенбергского, сегодня это одно из красивейших внутренних помещений. Стены белого цвета украшены элементами декора, выполненными в темно-красных тонах. Богатая позолоченная лепнина и неповторимый паркет со сложным орнаментом. В наше время в зале проводят протокольные встречи с делегациями, прибывающими из-за рубежа.

Помпейский зал и галерея получили своё название в связи с отделкой в помпейском стиле. Две стены зала без окон выполнены в ярких тонах, две другие украшены колоннадами, одна из них ведёт прямо к ротонде. Здесь вызывает интерес многообразие узоров, среди которых гротескная живопись и уникальные ковровые орнаменты. Галерея объединяет Белый зал с Синим, служившим хозяевам дворца библиотекой.

Овальный кабинет расположился в Западном ризалите, главным его украшением стали огромный камин в несколько ярусов и уникальная потолочная роспись от известных мастеров. Окна кабинета направлены во двор и на Вознесенский проспект. Есть небольшой балкон для прогулок. Сюда ведёт спиральная лестница, лишённая ступеней, которая была изготовлена специально для княжны, страдающей болью в ногах.

Голубая гостиная — одно из наиболее просторных помещений дворца, разделялась на две части тяжёлыми занавесями, раздвигающимися в случае необходимости. Вдоль окон устроены камины с красивой мозаичной отделкой. Большая половина помещения служила гостиной, меньшая его часть стала кабинетом хозяйки. Сегодня посетители могут осмотреть здесь многочисленные витрины с подарками городу от иностранных гостей.

Дворцовый храм Николая Чудотворца находится выше других помещений, для его посещения была выстроена отдельная лестница. Сначала внутреннее его убранство выглядело более чем скромно — иконостас из сосны и лаконичная роспись. Со временем сосновый иконостас сменил мраморный, была полностью восстановлена утраченная роспись, восстановлен стеклянный купол, украшенный золотым крестом.

Зал заседаний был оборудован в начале прошлого века на месте Зимнего сада по проекту известного архитектора Бенуа. Зал был предназначен для заседаний Государственного совета. Сверху его венчал купол, в котором устаревшее стекло было заменено более современными в тот период стеклопакетами. Было установлено несколько электрических приводов для регуляции потоков солнечного света.

Мариинский дворец

Несколько интересных фактов о Мариинском дворце

После окончательного завершения всех работ по строительству и отделке и до переезда в собственную резиденцию новых владельцев, Мариинский дворец в течение нескольких дней был открыт для всех желающих и принимал посетителей, которые могли войти и полюбоваться великолепным и богатым убранством особняка. Для того периода времени это было более чем непривычно и необычно.

В начале прошлого века владелицей прекрасного дворца могла стать известная танцовщица Матильда Кшесинская. Такой презент своей фаворитке собирался подарить император Николай II. Рассказывают, что Кшесинская отказалась от подарка по двум причинам — она возводила себе особняк совсем в другом месте, а ещё её смутили памятники двум великим русским императорам, стоящие спиной к дворцу.

Мариинский дворец

Режим работы и экспозиции Мариинского дворца

На первом этаже дворца расположился информационный зал, в котором разместилась постоянная экспозиция, повествующая посетителям об истории дворца и этапах его строительства. Посетители могут осмотреть расположенные здесь всевозможные предметы искусства, награды людей, которые были связаны с Мариинским дворцом. В самом центре установлен точный макет здания вместе с парком и прилегающими территориями.

Посетить с экскурсией Мариинский дворец можно, если записаться на неё заранее. Проведение экскурсий осуществляется каждый вторник с 10.00 до 17.30, следует предварительно получить разрешение администрации города. Добраться до дворца можно на метро, рядом расположены несколько станций: «Адмиралтейская», «Сенная площадь», «Спасская». Доехать можно на автобусе, остановка нескольких маршрутов находится совсем рядом.

Мариинский дворец ведёт насыщенную культурную и общественную жизнь. Практически каждый день здесь проводятся конференции и симпозиумы, концерты и выставки. Уникальная неповторимость здания, интереснейшая история и важное место в современной жизни города сделало дворец центром паломничества многочисленных жителей и гостей города, настоящим культурным достоянием России.

Мариинский дворец
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Мариинского дворца

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх