Дворец Белосельских-Белозерских ‒ одна из трех самых роскошных аристократических резиденций, расположенных на Невском проспекте Северной столицы. Красивейшее розовое здание расположено прямо на пересечении главной улицы Санкт-Петербурга с границей набережной Фонтанки. Сегодня это престижное культурное учреждение с большим концертным залом внутри, вмещающим одновременно 400 слушателей.
602 0 0 10 мин. на чтениеПрежние названия: Сергиевский дворец
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 59.932927 северной широты, 30.344468 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский пр., 41
Дата основания: 1747 год
Архитектурный стиль: необарокко
Архитектор: Андрей Штакеншнейдер
Основатель: Эспер Белосельский-Белозерский
Состояние: музейный комплекс
Территория, на которой расположился уникальный дворец, вместе с другими участками набережной Фонтанки была передана в собственность знатных вельмож. Первым его владельцем был князь А. И. Шаховской, после этого при Екатерине II участком владел сенатор Иван Нарышкин. В 1797 году заурядный особнячок, построенный на участке, приобрела княгиня Анна Белосельская, которая мечтала о собственном дворце.
Существующее строение снесли, вместо него был возведен скромный вариант дворца ‒ особняк в три этажа. Автором проекта был архитектор Федор Демерцов. Новое здание было построено в стиле классицизма, однако спустя годы особняк перестал нравиться его владельцам. Более чем скромный фасад, созданный в классическом стиле, не соответствовал положению княжеской семьи, поэтому решено было возвести новый дворец.
Уникальный проект было поручено разработать известному архитектору Андрею Штакеншнейдеру, автору красивейшего Мариинского дворца в Петербурге. Заказчик строительства, сын князя Белосельского-Белозерского, так и не смог переехать в новое здание. Он скончался от тифа во время строительства. Его вдова занималась вопросами перестройки парадных комнат и хозяйственных флигелей, тогда же во дворец провели водопровод.
Со временем дворец Белосельских-Белозерских снискал славу популярного места, где проводились балы и светские рауты. Удобное расположение дворца рядом с Аничковым мостом позволило царским особам довольно часто посещать здесь подобные мероприятия, которые иногда бывали закрытыми и устраивались исключительно для императорской семьи. Это особенно пришло по нраву Александру III, который не любил официальные балы.
Время пролетало незаметно. Супруга императора очень любила танцы, сам же государь играл в вист. Чтобы окончить бал, император вызывал по одному музыканту под всевозможными предлогами, пока веселить гостей уже было некому. После этого император с супругой покидали дворец. Однако здесь не только устраивались балы. Дворец получил широкую известность своими музыкальными вечерами.
На таких концертах, которые собирали огромное число слушателей, блистали Ференц Лист и Антон Рубинштейн, а слушателем часто бывал великий П. И. Чайковский. В конце XIX века дворец был продан князю Сергею Александровичу, деньги понадобились для выплаты накопившихся долгов. Покупка была приурочена к женитьбе князя на будущей княгине Елизавете Федоровне. С того момента дворец стали называть Сергиевским.
В начале XX века великий князь скончался после покушения на него, вдова подарила дворец воспитаннику князя Дмитрию Павловичу, который передал здание под лазарет в годы Первой мировой войны. В 1917 году последний спешно уезжает из России, опасаясь расправы за участие в убийстве Г. Распутина. Дворец вскоре обрел нового хозяина ‒ банкира и богатого промышленника И. И. Стахеева.
После Октябрьской революции здание было национализировано. Здесь начали свою работу курсы красной пропаганды. Чуть позже здесь обосновались районный комитет комсомола и комитет партии. Отдельные помещения сдавались в аренду. В годы Великой Отечественной войны здесь формировали отряды ополчения. В период блокады Ленинграда здание дворца серьезно пострадало. В послевоенные годы его начали реставрировать.
Практически до конца XX века шли восстановительные работы, которые возглавила Ирина Бенуа. Со временем во дворце начали проводиться экскурсии для всех желающих, стали устраиваться концерты классической музыки, на которые может попасть каждый истинный любитель подобного творчества. Уже в 1991 году восстановленный дворец Белосельских-Белозерских обрел статус объекта культурного наследия народов РФ.
Поскольку изменять облик центральной части Северной столицы можно было лишь с высочайшего разрешения императора, архитектору А. Штакеншнейдеру нужно было утвердить проект будущего дворца у государя Николая I. Здание было задумано в стиле русского барокко, отличающегося своей причудливостью, сложными и изящными формами, усиливающими величие дворца. Главный его фасад смотрел окнами на Невский проспект.
После получения соответствующего разрешения началась активная перестройка, в результате которой были целиком переделаны фасады, построены новые флигели, проведена полная перепланировка внутреннего интерьера. Архитектор использовал практически весь арсенал, соответствующий стилю барокко. С помощью сочетания разных форм и линий ему удалось сделать запоминающимся весь облик сооружения.
Фасады нового дворца выполнены в стиле популярного в то время пышного барокко. Большое число колонн, красивые овальные окна, украшенные богатыми наличниками и уникальной лепниной, нарядная окраска из трех цветов, шикарные полукруглые фронтоны ‒ все это элементы барочного стиля архитектуры, использованные для украшения центрального входа в здание. Его нижний ярус рустован, здесь же устроены ажурные балкончики.
Фасад и комнаты уникального дворца украшены большим количеством атлантов и кариатид. При внимательном осмотре статуй бросается в глаза заметная ирония автора Д. Йенсена: фигуры атлантов, держащих на плечах своды, физически напряжены, лица хмуры, а женские статуи кариатид легко держат такую тяжелую ношу, при этом на лицах скульптур отображен сплошной позитив.
Здание дворца гармонично вписалось в архитектурный ансамбль, расположенный возле Аничкова моста. Полностью завершенное сооружение сразу же пришлось по душе горожанам, о нем было много заметок в прессе. Дворец сравнили с итальянским палаццо, называли настоящим совершенством. Многие считали, что талантливый зодчий, воздвигнувший замечательный шедевр, совершил настоящий подвиг в архитектуре.
Своим внешним видом княжеский особняк очень похож на знаменитый Строгановский дворец, возведенный в XVIII веке знаменитым в то время архитектором Растрелли. Несомненно, небольшое сходство налицо, однако оно еще больше подчеркивает красоту и неповторимость уникального творения гениального Штакеншнейдера, которого по праву называли преемником знаменитого зодчего.
Внутреннее убранство уникального дворца сохранено практически в первозданном виде, богатый интерьер вызывает особый интерес у посетителей. Отделка внутренних помещений здания сможет смело конкурировать с богатейшим убранством императорского дворца. У входа посетителей встречает роскошная лестница с ажурными перилами и множеством скульптур, использованных в качестве украшения.
Стены украшены уникальными лепными узорами, в нишах установлены изящные женские скульптуры. Если хорошо присмотреться, то можно заметить в позолоченной арматуре лестницы затейливый княжеский вензель, что свидетельствовало о высоком статусе хозяев дворца. Ошеломительных результатов получилось добиться отделкой интерьеров, совмещавшей в себе смешение стилей рококо и барокко.
В каждом помещении дворца сделаны мраморные камины, установлена изящная мебель, огромные зеркала. Стены комнат украшены великолепной лепниной, множество картин, многочисленные витражи, деревянные резные панели и изящные узоры, украшающие камин, создают ощущение роскоши и атмосферы праздника. Каждый из существующих залов имеет отдельное предназначение.
Помещение парадной столовой использовалось для проведения торжественных ужинов и праздничных застолий. Потолок столовой украшен тонким кружевом из гипса, уложенным в виде ажурной белоснежной сетки. На стенах висят портреты бывших владельцев дворца. Сочетание нежно-голубых стен с белоснежным потолком создает ощущение, будто комната укрыта облаком.
Уникальный дубовый зал использовался для проведения небольших концертов, поскольку не мог вмещать большое число слушателей. Его первый ярус составляют панели, выполненные из массива дерева, со встроенными в них шкафчиками. На втором ярусе находятся небольшие балкончики, выполнены они из резного дерева. Зал оформлен витражами с приемами техники лунного света, довольно редкой в то время.
Зеркальный зал представляет собой огромный танцпол с уникальной акустикой, здесь же оборудована театральная сцена и подготовлено 400 мест для зрителей. По левую сторону от входа установлены большие зеркала, изготовленные из пластин серебра. С противоположной стороны находятся три окна, формой своей они повторяют зеркала. Огромную люстру, изготовленную из хрусталя, венчает царский двуглавый орел.
Уникальная картинная галерея была предназначена для размещения европейских шедевров. В княжеской коллекции было столько произведений живописи, что картины размещали не только в галерее, но и в других помещениях дворца. В самом углу расположилась Малиновая гостиная, интерьер которой выполнен в стиле рококо. В зеленой гостиной стены обтянуты штофом, здесь же находится панно «Праздник Венеры».
В 1991 году руководство города принимает решение организовать во дворце культурный центр. В его залах устраиваются выставки, концерты классической музыки, ставятся спектакли. Здесь же проводятся всевозможные фестивали, международные конкурсы и различные викторины. Свою работу ведет экскурсионное бюро, организующее экскурсии по залам и помещениям дворца.
Расположен дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, д. 41. Посещение дворца возможно в любой день кроме понедельника, с 11.00 до 19.00, в воскресный день — с 11.00 до 17.00. Билеты и экскурсии можно заказать заранее по телефону, указанному на официальном сайте. Добраться до него можно на метро, ближайшие станции — «Гостиный двор», «Достоевская» и «Маяковская».
Обсуждения