Строгановский дворец

Россия, Санкт-Петербург

Строгановский дворец — настоящая жемчужина Санкт-Петербурга и украшение Невского проспекта. Он представляет собой бывшую резиденцию Строгановых — русских помещиков, промышленников, государственных деятелей. Это одна из немногих исторических достопримечательностей города, дошедших до нас в почти неизменном виде. На сегодняшний день дворец имеет статус музея, в нем регулярно проводятся художественные выставки.

//

Характеристики Строгановского дворца

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 59.93601 северной широты, 30.320228 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский пр., 17

Дата основания: 1752 год

Архитектурный стиль: русское барокко

Архитектор: Франческо Растрелли

Основатель: барон Сергей Строганов

Состояние: музейный комплекс

Официальный сайт: http://www.rusmuseum.ru/stroganov-palace/

Местное время:
Погода:0 °CясноОщущается как: -5 °C
Давление: 741 мм рт.ст.Влажность: 84%Ветер: 7 м/c

История Строгановского дворца

Начало строительство будущего дворца относится к 1720-м годам, когда по заказу одного из баронов Строгановых были построены одноэтажные палаты у Зеленого моста через реку Мойка. В 1742 году С. Г. Строганов приобрел в этом же месте недостроенный двухэтажный дом. Современный вид дворца — это реконструкция 1754 года, когда несколько зданий объединили в одно и особняк приобрел вид полноценного дворца.

Главным инженером, ответственным за возведение, барон Сергей Строганов назначил Франческо Растрелли. Талантливый зодчий служил при дворе Петра I, по его проектам были построены Большой Петергофский дворец и Смольный монастырь. Интересно, что раньше Растрелли не работал по заказам дворян, но авторитет барона Строганова и внушительное финансирование сделали свое дело — к проекту присоединились лучшие архитекторы страны.

Всего за два года двухэтажный особняк превратился в роскошный дворец, отделанный мрамором и золотом. Бальные залы, гостиные и рабочие кабинеты оформились уже при жизни первых владельцев. В тот же период появилась и галерея с богатейшим собранием живописи. В росписи стен, потолочных плафонов и оформлении мебели участвовали знаменитые итальянские живописцы, приглашенные в Россию специально для украшения имения Строгановых.

Конец XVIII века стал для дворца временем масштабной перестройки. Занимался ею Андрей Воронихин — выучившийся на зодчего крепостной крестьянин, впоследствии получивший вольную грамоту. Именно он создал Минералогический кабинет — зал с купольным парапетом. Позже этот зал превратят в бильярдную, а купол закроют стеклом. Сейчас вместо стекла двухэтажный пролет украшает хрустальная люстра.

Первая экспозиция состоялась в Строгановском дворце в 1897 году. А после Октябрьской революции имение было передано в народную собственность. В течение двух лет велись работы по консервации интерьеров для создания музея, и в 1919 году здесь прошла выставка. В 1934 году фасад, всегда бывший кремово-розового цвета, перекрасили в пастельно-зеленый. С тех пор жители Ленинграда знали только такой цвет дворца.

Во время войны и блокады Ленинграда дворец, к счастью, почти не пострадал от бомбежек и обстрелов. С 1937 года внутри здания размещалось военное ведомство. Дореволюционными интерьерами не слишком интересовались, и к концу 1980-х их состояние было плачевным. Перекрытия сильно износились, в особенности пострадала библиотека, где вся отделка была из ценных пород дерева, которые не смогли пережить 200 лет.

В 1989 году Строгановский дворец стал частью Русского музея. Слияние с государственной структурой позволило выполнить реставрационные работы. Фасаду вернули первоначальный цвет, отделку залов и антикварную мебель восстанавливали вручную. В день своего 300-летия дворец снова открылся для посетителей. Сегодня интерьеры залов приближены к разным историческим периодам — от екатерининской эпохи до начала XX века.

Строгановский дворец

Особенности архитектуры Строгановского дворца

Строгановский дворец — один из выдающихся примеров зрелого русского барокко. Его основной корпус «построен глаголем», то есть имеет форму буквы Г. Оба фасада оформлены парадно, щедро украшены колоннами, рокайльными картушами, маскаронами и другими элементами декора. Длинный фасад, выходящий на Невский проспект, имеет три ризалита: главный центральный и два менее выраженных боковых.

Излюбленным приемом Растрелли было сосредоточение средств пластической выразительности в центральной части здания. По сторонам прохода во внутренний двор расположены декоративные колонны, сгруппированные в пучки с соседними парными колоннами. Особенно выделяются на фоне фасада два окна с кариатидами, расположенные по центру второго этажа. Изящество постройки подчеркивают декоративные балконные решетки.

Фасад венчает лучковый фронтон, на котором изображен герб баронов Строгановых: щит с головой медведя, по диагонали разделенный волнистой лентой с тремя остриями стрел. Щит с двух сторон поддерживают соболи, стоящие на задних лапах. Эти соболи, как и голова медведя, представляют собой символы Сибири. Они говорят о примечательном факте из истории семьи Строгановых: их предки финансировали поход Ермака в Сибирь.

Интересно, что парадный фасад дворца выходит на так называемую петербургскую «красную линию». Этот маршрут, согласно дореволюционному указу, можно было застраивать только особняками с роскошным декором, выполненными в едином стиле. Если посмотреть на дворец со стороны берега Мойки, можно увидеть, насколько отличается его облик: здание оформлено несколько скромнее, без мраморных скульптур и золотой лепнины вокруг окон.

Оба фасада дворца украшены медальонами с мужским портретом в профиль. Историки полагают, что на них изображен архитектор Растрелли, решивший таким образом увековечить свою работу. По другой версии, барельефные портреты изображают С. Г. Строганова — первого владельца дворца. Есть и еще одно предположение: эти барельефы могли появиться позднее, когда дворец перестраивал Воронихин.

Внутренний дворик дворца охраняют каменные сфинксы. Эти львы с человеческими головами — персонажи древних мифов, своего рода талисманы. Считается, что они представляют собой первых «каменных зверей» в Северной столице, созданных неизвестным скульптором, однако это не так. Эти скульптуры — просто копии сфинксов, утерянных еще до революции. В 1950-х их высекли заново и разместили у бывшего парадного крыльца.

Здание также украшают чугунные столбики с головами львов. Они представляют собой уникальный пример чугунного литья елизаветинской эпохи. Первоначально эти постаменты были соединены цепями и создавали ограждение канала, прорытого перед Строгановским дворцом. При реконструкции Невского проспекта в XIX веке ограждение исчезло, и сохранилось всего шесть чугунных столбиков.

Строгановский дворец

Залы и интерьеры Строгановского дворца

Посещение Строгановского дворца — прекрасная возможность погрузиться в атмосферу различных эпох, увидеть художественно оформленные интерьеры, узнать больше об архитекторах, строивших дворец, и познакомиться с историей рода Строгановых. Немалый интерес представляет и собранная в особняке коллекция произведений искусства. Далее мы расскажем о самых примечательных интерьерах и залах дворца.

Парадная лестница

По парадной лестнице можно подняться на второй этаж к парадным залам дворца. Лестница выполнена в классическом стиле, она была построена А. Н. Воронихиным на месте более пышной растреллиевской. Ажурные чугунные перила прикрывает поручень из дуба с красным деревом, четыре дорических колонны поддерживают гранитные ступени. Над лестницей есть живописный плафон, создающий иллюзию того, что через потолок видно небо.

Новая передняя

Лестница ведет в Новую переднюю, где от убранства, выполненного Воронихиным, остался только мраморный пол. В центре розетки пола раньше находилась большая чаша из красного гранита — подарок Строгановым от строителей Казанского собора. Сейчас чаша перенесена в Малый кабинет, а на ее месте стоит скульптурная композиция «Минерва и Гений художеств», выполненная М. И. Козловским.

Большой танцевальный зал

Слева от Новой передней расположен Большой танцевальный зал. Это помещение площадью в 128 квадратных метров — единственный в Санкт-Петербурге интерьер Растрелли, сохранившийся в первозданном виде. Облик зала поражает: его стены декорированы пышной лепниной, а окна имеют два яруса. Под верхними окнами проходит выступающий карниз. В двух местах карниз прерывается балконами с коваными решетками в стиле барокко.

Балконы опираются на скульптуры могучих атлантов, между которыми купидоны несут картуш с баронской короной. Выступающие части карниза на восточной стене поддерживают полуфигуры кариатид. Всю поверхность потолка зала занимает плафон, расписанный итальянским живописцем Джузеппе Валериани. На нем изображены античные боги, герои мифов и аллегорические фигуры: Мудрость, Правосудие, Храбрость и другие.

Зал с дубовым камином

Зал выполнен в стиле конца XIX века, когда дворцом владел Сергей Александрович Строганов — последний представитель династии. Кабинет выполнен в анималистическом стиле: здесь можно увидеть скульптуры и картины художников-анималистов. Камин оформлен несколькими экранами с изображением любимых псов Строганова — спаниеля и пуделя. Искусствоведы считают, что зал выполнен по образцу охотничьих кабинетов в замках английской аристократии.

Большая гостиная

Этот зал представляет собой светлое помещение, пронизанное атмосферой роскоши и эклектизма, характерных для рубежа XVIII—XIX веков. Его облик был восстановлен по фотографиям из архива Строгановых. Для отделки стен, драпировки окон и дверей, а также для обивки мебели был использован французский шелк кремового цвета. В центре зала стоит скульптура Дж. Мели «Преданность». Интерьер дополняет роскошный камин из красного мрамора.

Минералогический кабинет

Этот двухъярусный зал с куполом был создан Андреем Воронихиным, ранее здесь находились коллекция минералов и богатейшее собрание А. С. Строганова. Первый ярус кабинета оформлен четырьмя арочными проемами со скульптурным изображением четырех стихий. Здесь выставлены две картины — портрет А. С. Строганова авторства Жана-Лорана Монье и изображение Казанского собора кисти М. Н. Воробьева. Под обеими картинами расположены внушительных размеров минералы.

Картинная галерея

В галерее ранее находилось собрание картин Сандро Ботичелли, Рембрандта, Рубенса и других всемирно известных художников. В советский период многие картины были утрачены, однако после реставрации галерея была заново наполнена картинами современников А. С. Строганова. Самые известные из них — «Богоматерь с младенцем» О. Кипренского, «Лот с дочерьми» Луи Жана-Франсуа Лагрене, два портрета Строганова кисти А. Рослина и А. Варнека.

Строгановский дворец

Режим работы и экспозиции Строгановского дворца

Дворец работает шесть дней в неделю (выходной — вторник). Часы его работы — с 13.00 до 21.00 по четвергам и с 10.00 до 18.00 во все остальные дни. Вход осуществляется строго по сеансам. Кассы закрываются за полчаса до закрытия самого музея. Часы работы в каникулы и праздничные дни объявляются заранее. 18 мая во дворце проходят дни открытых дверей для всех желающих, 18 числа всех остальных месяцев — для студентов и школьников старше 16 лет.

Минералогический кабинет и картинная галерея Строгановского дворца открыты для посещения на постоянной основе. В пустующем крыле дворца расположен музей шоколада, где можно увидеть шоколадные скульптуры, купить сладостей и познакомиться с историей шоколада «Аленка». Во дворце также регулярно проходят выставки живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также фестивали театра и музыки.

Строгановский дворец
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Строгановского дворца

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх