Петергоф — дворцово-парковый ансамбль недалеко от Санкт-Петербурга, основанный в начале XVIII века по указу Петра I. Сооружения на территории летней императорской резиденции выполнены в классическом, неоготическом, барочном и необарочном стилях. На сегодняшний день дворцово-парковый комплекс является государственным музеем-заповедником, объектом культурного наследия народов РФ и Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2 618 7 0 19 мин. на чтениеСтатус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Координаты: 59.887063 северной широты, 29.908514 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Разводная, 2
Дата основания: 1711 год
Архитектурный стиль: барокко, классицизм, неоготика, необарокко
Архитектор: Жан-Батист Леблон
Основатель: Петр I
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: https://peterhofmuseum.ru/
В самом начале XVIII века вместо современного Петергофа была пристань, с которой переправлялись на Котлин. Чтобы императору Петру Первому было где остановиться при поездке на остров, на котором строился порт Кронштадт, был построен двор, получивший название «Петергоф» — «Двор Петра». В 1714 году императором было задумано возведение тут дворца и парка в европейской манере с большим количеством статуй и фонтанчиков.
За работу взялись такие архитекторы, как Иоганн Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти. Общая планировка комплекса и подробная разработка определённых архитектурных элементов принадлежат императору. Под его руководством спустя девять лет завершилась основная работа по строительству загородной резиденции с дворцами Монплезир и Марли, Нижним парком, водоемами и фонтанами.
За это время на территории Петергофа появилось более двадцати павильонов и галерей, а также уличные статуи из мрамора, дерева и алебастра. Однако вид комплекса был далёк от современного: ещё не был достроен Эрмитаж, а дворец Марли не был облицован мрамором. На месте Большого петергофского дворца было простое здание в два этажа — Верхние, или Нагорные палаты, служившие залом для торжеств и официальных приёмов.
Через нескольких лет после того, как основатель Петергофа умер, императорская резиденция была заброшена. Это объясняется тем, что к власти пришли противники его преобразований, которые убедили юного Петра II вернуть Москве статус столицы и переехать туда. Только в 1730 году указом новой императрицы Анны Иоанновны было возобновлено строительство Петергофа. При ней появились галереи, спроектированные Михаилом Земцовым.
К моменту унаследования трона преемницей Ивана VI, Елизаветой Петровной, Верхние палаты уже не восхищали роскошью и архитектурными решениями зодчих. Чтобы резиденция соответствовала последнему писку европейской моды, Елизавета Петровна пригласила Франческо Растрелли, опытного в возведении императорских дворцов архитектора. Перед зодчим стояла задача обновить дворец, придав ему роскошь позднего русского барокко.
Так, в середине XVIII века знаменитый зодчий взялся за перестройку летней резиденции. После проведённых им работ Большой дворец заметно увеличился: к расширенной центральной части был добавлен третий этаж и присоединены галереи с Церковным и Гербовым корпусами по бокам. Изначально последние строились как флигели, однако со временем стали отдельными сооружениями архитектурного ансамбля.
В результате работы Франческо Растрелли над внутренним обустройством сооружения залы дворца также прониклись барочной роскошью. Стены комнат были декорированы резьбой с позолотой, а появившиеся зеркала работали в пользу зрительного увеличения масштаба залов. Одним из немногих залов, не тронутых зодчим, был Дубовый кабинет Петра Первого. Уже в то время он стал неким музеем, реликвией среди пышного интерьера дворца.
Спустя пару десятков лет роскошное барокко потеряло свою актуальность. Ему на смену пришёл классицизм, и в Петергофе снова появилась нужда в талантливых зодчих. Ими оказались Юрий Фельтен и Жан-Батист Валлен-Деламот. Они занялись Столовой, Тронным и Чесменским залами, а также создали два Китайских кабинета. Основным декоративным элементом стала лепнина, совмещающая в себе скромность, изящность и благородство.
Работы над внешним видом Большого петергофского дворца продолжились и в XIX веке. Следующим правителем, при котором произошли существенные изменения в архитектуре ансамбля, стал Николай I. При нём был надстроен третий этаж в восточном флигеле, где зодчим Андреем Штакеншнейдером была создана Ольгинская половина дворца — восемь интерьеров по случаю помолвки второй княжны, Ольги, с принцем Карлом Вюртембергским.
Помимо этого, император решил создать ещё один парк, названный в честь супруги «Александрией», и дворец Коттедж, отгороженный Нижним садом от дворцово-паркового комплекса Петергоф. С другой стороны от последнего на тот момент уже была возведена и усадьба Александра Даниловича Меншикова — Ораниенбаум. Связь со столицей осуществлялась по шоссейной и железной дорогам, возникшим при Александре II и Екатерине Великой.
Около двух веков Петергоф являлся летней резиденцией правителей, а после прихода советской власти и национализации территории его сооружения стали музеями. С начала войны до зимы 1944 года войска противника удерживали резиденцию. Оккупация привела к плачевным последствиям: дворцы были взорваны и сожжены, уличные статуи и музейные экспонаты — вывезены, сады — уничтожены, а фонтаны оказались в нерабочем состоянии.
Реконструкция резиденции Петергофа, переименованного в послевоенное время в Петродворец, заняла три года, однако часть резиденции до сих пор не реконструирована. Одним из таких сооружений является Нижняя дача Николая II. В XX веке дворцово-парковый комплекс Петергоф вошёл в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а в XXI веке его признали одним из семи чудес России.
Государственный музей-заповедник «Петергоф» представляет собой парковую территорию и комплекс сооружений, основным среди которых является Большой дворец, выполненный по последнему проекту в стиле елизаветинского барокко. Кровля сложной конфигурации декорирована позолоченной вазой. Стены дворца окрашены в светло-оранжевый цвет и украшены белыми колоннами с прямоугольным сечением и лепниной.
По центру лицевой стороны Большого петергофского дворца, растянувшейся на 300 метров, — рельефный щит с вензелем Петра I, представляющий собой четыре буквы «П», переплетенные под прямым углом с четырьмя римскими единицами. Щит обрамлен доспехами под короной императора. Высота центральной трёхэтажной части летней резиденции, возвышающейся над другими, составляет 17 метров.
Центральная часть Большого петергофского дворца плавно переходит в одинаковые с двух сторон ризалиты, кровля которых размещена ниже крыши остальной части резиденции. Окна второго этажа украшены орнаментами, а балконы делают акцент на трёх главных входах с севера. На балконах изящные металлические решётки, декорированные монограммами двух российских правителей — Петра и его дочери, Елизаветы Петровны.
Над Церковным и Гербовым корпусами, симметрично размещёнными относительно центральной части дворца, — изысканные фигурные позолоченные купола. На куполе Гербового корпуса расположен флюгер — трёхглавый орёл, который с любого ракурса выглядит двуглавым, с императорскими символами власти — скипетром и державой. На Центральном корпусе — пять восьмигранных куполов, грани которых украшены металлической гирляндой из листьев.
Другой дворец, входящий в архитектурный ансамбль, — Марли. Название позаимствовано Петром I у парижской усадьбы французского короля. Построенный в 1710-х годах скромный дворец Марли имеет кубическую форму. Балкон над входной дверью декорирован черными металлическими решётками с позолотой. Крыша, покрывающая два этажа усадьбы, — четырёхскатная, медная. Вокруг дворца расположены пруды.
Среди сооружений дворцово-паркового комплекса также есть небольшое нарядное 11-метровое здание — Эрмитаж. Из-за мягкого в результате размещения поблизости к Финскому заливу грунта под сооружением, окружённым со всех сторон рвом, — мощный фундамент и возвышение из кирпича. Через ров в Эрмитаж можно пройти по мостику с ограждением в виде перил с белыми фигурными столбиками.
Фасад на уровне нижнего этажа павильона окрашен в светло-розовый цвет, а цвет верхнего этажа — жёлтый. Наружные стены украшены арками и полуколоннами, а углы Эрмитажа — фасадными рустами и пилястрами. Значительного размера окна и двери застеклены и создают впечатление прозрачности здания. Балконы, выходящие на юг и север, ограждены изысканной черной решёткой с позолотой.
Симметрично Эрмитажу, на берегу Финского залива, расположен дворец Монплезир, с которого и началось строительство Петергофа. Монплезир из ярко-красного кирпича размещается на гранитной террасе. К центральной части, увенчанной шатровой крышей, прилегают западная и восточная галереи. Перед северным фасадом Монплезира устроена Морская терраса, с которой открывается вид на Кронштадт.
Большой петергофский дворец и Верхний сад составляют наиболее старую часть комплекса. В результате трёх этапов работ над благоустройством территории Верхний сад, разместившийся перед дворцом, с середины XVIII века выполнял функцию парадного въезда в летнюю резиденцию царской семьи. На протяжении веков внешний вид сада правильной геометрической формы практически не изменился.
Симметричность композиции насаждений подчёркивается ровными липовыми аллеями, боскетами и рядами туй, шарообразно и конусообразно подстриженных. Сад впечатляет и скульптурами, наиболее интересной среди которых является «Нептун» посредине центрального бассейна. Вместе с возвышением статуя представляет собой скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова», изготовленную в середине XVII века.
Помимо этой композиции, на территории сада также размещён самый старый фонтан архитектурного ансамбля — «Дубовый», название которого сохранилось, несмотря на то что дуб из свинца уступил центральное место «Амуру». Также у основного входа на садовую территорию стоит фонтан «Межеумный», а фонтаны Квадратных прудов не только развлекают туристов, но и являются накопительными водоёмами для фонтанов Нижнего парка.
Несмотря на то что Верхний сад временно закрыт на реконструкцию, у посетителей дворцово-паркового комплекса есть возможность прогуляться по территории Нижнего парка, протянувшегося на 2,5 км по берегу Финского залива при своей ширине в полкилометра. За счёт масштабных фонтанов и множества архитектурных памятников этот парк вызывает наибольший интерес среди всех других парковых участков города.
Парк, площадью более сотни гектаров, делится на Парадную и Марлинскую части на западе и Монплезирскую — на востоке. Все аллеи парка ведут или к павильонам, или к фонтанам, симметрично расположенным на территории музея-заповедника. Перед Каскадом драконов, Большим и Марлинским размещены три парных фонтана. Внимание привлекает и трёхметровая фигура Самсона — символа победы русских войск над шведами.
На территории только Нижнего парка находятся более 150 фонтанов. Их питает фонтанная система петровской эпохи, состоящая из каналов общей длиной в 40 км, 40 водных объектов, включая пруды-водохранилища общей площадью в 100 га. Водовод не только обеспечивает бесперебойную подачу воды в фонтаны, но и является источником питьевой воды для жителей Петергофа на протяжении почти трёх веков.
Оформление всех фонтанов не только уникально: некоторые обладают политической подоплёкой. Например, Большой каскад и фонтан «Тритон» символизируют прославление первой победы в морском бою. Но среди фонтанов есть и несколько таких, которые предназначены исключительно для развлечения и веселья. Например, «Зонтик» и «Диванчики» — петровские фонтаны-шутихи, обливающие гостей.
К государственному музею-заповеднику «Петергоф» относится около тридцати музеев, часть которых размещена в отдельных сооружениях. Так, у Марлинской аллеи расположены деревянные вольеры с большими окнами для попугаев и певчих птиц. На Петергофском пирсе уже в наше время возник музей императорских яхт, а за Большим каскадом ещё Петром I были спрятаны гроты с парадными залами и водными развлечениями.
Несмотря на то что внешне Большой петергофский дворец кажется большим, в нем всего порядка 30 залов. Особенно интересен для посетителей второй этаж, на котором размещены жилые покои императорской семьи и парадные залы с позолотой на стенах, росписью на потолках и своеобразными паркетными композициями, созданными за счёт сочетания традиционного штучного паркета и инкрустированных планок.
Парадная лестница, ведущая во дворец, находится сбоку, с его западной стороны, что объясняется желанием впечатлить посетителей, которые пройдут сквозь анфиладу величественных залов, прежде чем дойти до нужного помещения. Помещение, в котором начинается лестница, богато декорировано позолоченными рельефными рисунками, плафон расписан маслом, а стены — темперными красками.
Анфилада залов движется вдоль фасада здания, начинаясь Чесменским залом и заканчиваясь Большой гостиной. Интерьер мемориального Чесменского зала, бывшего Аванзала, выполнен в классическом стиле. Прямоугольный плафон помещения отражает сюжет из мифов Древней Греции, связанный с Троянской войной. Освещение комнаты обеспечивается двумя люстрами из хрусталя и позолоченной бронзы.
Пол устлан наборным паркетом с многократно повторяющимися звёздными рисунками. Мебель представлена «зелёными» столиками для карточных игр и стульями, датируемыми началом XIX века. Украшением стен помещения служат двенадцать больших холстов, изображающих экспедицию флота во время Русско-турецкой войны и победу в бухте Чесма, чем и объясняется название Чесменского зала.
Старейший интерьер, сохранившийся в Большом дворце на сегодняшний день, — Дубовый кабинет. Созданный ещё в начале XVIII века, он практически не изменился. При его внутренней отделке было использовано четырнадцать дубовых панно с резьбой, шесть из которых были восстановлены в 2000-х годах, а остальные являются исконными. Несмотря на изящные декоративные узоры на панелях, кабинет выглядит строго и лаконично.
Западное крыло Большого петергофского дворца отведено под Танцевальный зал, занимающий свыше 250 кв. м. Это празднично декорированное помещение считается наиболее пышным залом резиденции. Его фишкой служит имитация окон в интерьере: эффект достигается за счёт зеркальных фальшивых окон, размещённых напротив настоящих. При этом между окнами расположены зеркала, зрительно увеличивающие пространство.
Паркет Танцевального зала выполнен из пальмы, дуба и украшен, как и Чесменский, изображениями звёзд. Стены — бело-голубые с резными деревянными узорами, покрытыми позолотой, и двуглавыми орлами в углах. Мотив оригинального плафона не сохранился, поэтому живописец изобразил копию фрески «Парнас», аллегорически прославляя Елизавету Петровну. Освещают помещение бра, соответствующие стилю зала, — деревянные с позолотой.
Голубая приёмная, или Секретарская — помещение, название которого связано с голубым штофом, которым затянуты стены комнаты, служившей ранее канцелярской. Сегодня в ней представлена барочная мебель XIX века, бронзовые изделия и ампирные вазы отечественного производства. Стены приёмной украшены картинами, среди которых есть работа Ивана Константиновича Айвазовского с петергофским видом.
Большой, или Тронный зал — одно из крупнейших помещений Большого петергофского дворца, оформленное в классическом стиле: в основе декора белый цвет и лепнина. Часть из украшающих стены картин также посвящена победе на Чесме, а над троном висит парадный портрет Екатерины Великой. Если тронное кресло кочевало по разным дворцам, то скамеечка у подножия трона бессменно стоит здесь с середины XVIII века.
Аудиенц-зал — маленький парадный зал в барочном стиле, использовавшийся для небольших официальных приёмов. Вдоль стен стоят несколько ломберных столиков для карточных игр. На плафоне «Освобождённый Иерусалим» изображён момент преодоления любовью преград. Современным дополнением интерьера зала являются музейные экспонаты, изготовленные на Мейсенской фарфоровой мануфактуре.
Государственный музей-заповедник «Петергоф» предлагает посетить два дворца (Большой петергофский и Марли), музеи фонтанного дела, игральных карт, императорских потех, коллекционеров, экспозиции «Особой кладовой» и «Церковного корпуса» и другие достопримечательности. При посещении Большого дворца необходимо купить билет и в Нижний парк. При покупке комплексного билета можно посетить несколько объектов со скидкой.
Билеты для осмотра экспозиций архитектурного ансамбля Петергоф можно приобрести онлайн или в кассе в день посещения. Нижний парк открыт каждый день с 9:00 до 20:00. Большой петергофский дворец работает 10:30 до 19:00 в летнее время каждый день, кроме понедельника и последнего воскресенья месяца. По желанию можно воспользоваться аудиогидом и услугой экскурсии на электрокарах или экскурсионном паровозике.
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф расположен менее чем в 40 км от Санкт-Петербурга по адресу: город Петергоф, Нижний парк, 1. Добраться из северной столицы России до летней императорской резиденции можно на электричке с Балтийского вокзала, необходимо сойти на станциях «Новый Петергоф» или «Ораниенбаум». Трёхкилометровое расстояние от станции до парка можно преодолеть пешком или на автобусах №356 и №351А.
Доехать до Петергофа можно на машине / экскурсионном автобусе по Петергофскому шоссе и на маршрутках или муниципальных автобусах от станций метро «Ленинский проспект», «Проспект ветеранов» и «Автово». Дорога на общественном транспорте или личном автомобиле из Санкт-Петербурга займет около 45 минут. Также до Петергофа можно добраться на метеоре с Сенатской или Дворцовой пристаней.
Обсуждения