Зимний дворец — главная достопримечательность Санкт-Петербурга, сооружение, построенное по заказу Елизаветы Петровны в 1754—1762 годах и ставшее основной императорской резиденцией. Выполнен в стиле елизаветинского барокко с элементами рококо во внутреннем обустройстве. На сегодняшний день тут находится главная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец является предметом культурного наследия народов России.
12 970 7 0 16 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 59.940473 северной широты, 30.313742 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 32
Дата основания: 1754 год
Архитектурный стиль: елизаветинское барокко
Архитектор: Франческо Растрелли
Основатель: императрица Елизавета Петровна
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru
История Зимнего дворца начинается ещё до возведения того сооружения, которое восхищает сегодня посетителей. На протяжении пяти десятков лет до его появления в Петербурге было пять императорских резиденций, первая из которых была построена зодчим Трезини в начале XVIII века для Петра Первого. Это был небольшой домик, ставший свадебным подарком императору и Екатерине I от Александра Меншикова.
Однако домик оказался темноват, и спустя пять лет немецкий зодчий Георг Иоганн Маттарнови приступил к возведению новой резиденции у самой реки. В отличие от простенькой предыдущей, её фасады были декорированы, были проведены отопление и канализация. Помимо жилого помещения, к дворцу примыкала галерея, эллинг для небольшого судна императора и маленький садик с клумбами. А при Екатерине I здание начало расширяться.
К работам по расширению дворца был привлечен итальянский зодчий Доменико Трезини. Планировалось построить на месте множества небольших сооружений, выполненных в разное время, здание в два этажа. Екатерина I не застала окончание строительства, и после её кончины здание не пользовалось расположением, так как юный император Пётр II лишил Петербурга статуса столицы и переехал в Москву.
Но спустя пару лет Анна Иоанновна, взошедшая на престол, отменила решение предшественника и переехала жить в Зимний дворец, в котором снова начались строительные работы сначала под руководством Доменико Трезини, а затем — Франческо Растрелли. Среди основных процессов перестройки сооружения были замена крыши и включение в дворцовый комплекс придворного театра. В таком виде Зимний дворец простоял около двадцати лет.
Начало строительства последней версии Зимнего дворца было инициировано Елизаветой Петровной и относится к 1754 году. Русско-итальянский зодчий Франческо Растрелли взялся спроектировать для императрицы великолепное здание, которое затмило бы роскошные замки европейских правителей, в самом центре новой столицы Российской империи — Петербурге. Для расширения дворца планировалось использовать дома на соседних участках.
Когда строительство было в самом разгаре, императрица пожелала увеличить высоту здания до 22 метров, отказавшись от предложения Растрелли построить дворец в другом месте. Так как первый проект архитектора не соответствовал новой прихоти Елизаветы, нужно было начинать всё с нуля: для этого здание было полностью разрушено, включая соседские имения. Строительство отличалось размахом, поэтому продолжалось восемь лет.
Когда основная работа была выполнена, на престоле уже оказалась Екатерина Великая, так что оформление интерьера происходило в соответствии со вкусом новой императрицы. Она же приступила к сбору коллекции произведений искусства для Эрмитажа и добавила в план архитектора ещё несколько сооружений рядом со зданием дворца для хранения картин. Эти постройки со временем объединят коридорами в дворцовый комплекс.
Первым серьёзным событием, произошедшим в стенах Зимнего дворца, стал пожар 1837 года. Бытует мнение, что это был один из наиболее масштабных пожаров за всё время существования империи. Более суток пылал огонь, три дня сооружения тлели, а для восстановления резиденции понадобилось два года работы. Причиной возгорания оказалась инженерная ошибка, допущенная при перестройке помещения архитектором Огюстом Монферраном.
Менее чем через полвека, в 1880 году, в императорской резиденции прогремел взрыв. Его зачинщиком был народоволец Степан Халтурин, целью которого было убийство императора Александра ІІ. Несмотря на длительную подготовку, его план не сработал и попытка убийства правителя не удалась. После этого покушения была создана Верховная распорядительная комиссия — орган, отвечавший за предотвращение террористических актов.
Важное место Зимний дворец занял и в революциях, первая из которых была спровоцирована Кровавым воскресеньем — расстрелом мирной демонстрации, шедшей к резиденции императора с челобитной. В революции 1917 года власть над сооружением означала власть над страной: после свержения с престола императора дворец заняло Временное правительство, которое в ходе Великой Октябрьской революции здесь же было арестовано советами.
Сразу после перехода Зимнего дворца к представителям советской власти здания бывшей императорской резиденции и Эрмитажа стали государственными музеями. На протяжении двух лет в гостевых помещениях сооружения, получившего название Дворца искусств, давали концерты, показывали кино, читали лекции и проводили заседания. Зимой 1920 года здесь открыли музей, посвящённый революции.
С первого дня Великой Отечественной войны подземные кладовые и служебные помещения дворца служили бомбоубежищами, в которых на протяжении года жило порядка 2000 мирных жителей. Однако под защитой тут были не только люди, но и множество экспонатов с разных уголков города. Несмотря на то что Зимний дворец существенно пострадал за годы войны, в 27-ую годовщину Октябрьской революции часть здания открыли для посетителей.
Ещё через год, в 1945-м, когда в Эрмитаж вернулось большинство эвакуированных экспонатов, здание с 69 экспозициями также уже ожидало посетителей. Съехавший из сооружения Музей Революции позволил заполнить картинами ещё более 70 комнат, и на сегодняшний день Зимний дворец и Эрмитаж представляют собой один из самых масштабных и известных музеев в мире с экспонатами, число которых почти достигает трех миллионов.
В музейный комплекс Зимнего дворца включено пять сооружений, размещённых на Дворцовой площади и являющихся памятниками отечественной архитектуры: Эрмитажный театр, Большой, Малый и Новый Эрмитажи с более чем 350 экспозициями и сам Зимний дворец — главное и самое большое здание, в котором более 1 000 помещений, около 1 500 оконных проемов и около 120 лестниц, включая скрытые.
Зимний дворец выполнен в стиле так называемого елизаветинского, или растреллиевского барокко: с вкраплениями строгого классицизма, пышного рококо и древнерусской архитектуры. Высота сооружения — более 23 метров. По императорскому указу, объявленному в 1840-х годах, постройка сооружений выше 23,5 метра в личных целях была запрещена. Так, Зимний дворец долгое время был самым высоким зданием города.
Растрелли сделал акцент на внушительной высоте дворца, спроектировав колонны в два яруса. Над главным двухкилометровым ступенчатым карнизом расположены когда-то каменные, а теперь металлические статуи и вазы, также подчёркивающие высоту сооружения и торжественность его убранства. Максимальная протяжённость фасада — со стороны реки — составляет 210 метров, а общая площадь резиденции достигает 60000 кв. м.
Трехэтажное светло-зелёное здание Зимнего дворца с зелёной крышей в XVIII веке было оранжевым, с известковой лепниной на фасадах и светло-серой крышей. Последняя сменилась после пожара красной, как и фасад, который с каждой покраской обретал всё более насыщенный оттенок. Длительное время сооружение было терракотово-кирпичного цвета, а после национализации резиденции были попытки придания фасаду серого оттенка.
Такой выбор был обусловлен необходимостью маскировки в военное время, зато по окончании войны началась реконструкция дворца, которая включала покраску колонн и оконных рам в белый цвет, различных украшений — в оранжевый, а фасадов — в знакомый нам светло-зелёный оттенок. В напоминание о «терракотовом прошлом» дворца реставраторы придали этот цвет гаражу во внутреннем дворике Эрмитажа.
Сооружение, наружные стороны которого выходят на реку, здание Главного адмиралтейства и Дворцовую площадь, возведено в виде замкнутого вокруг огромного двора четырехугольника. При этом фасады с выпирающими колоннами напоминают складки длинной ленты. Самый торжественный из фасадов, Главный, делится на семь частей. В центральной — живописная ажурная металлическая тройная арка Парадных ворот — основной вход в музей.
Как и в других императорских сооружениях, над которыми работал архитектор Растрелли, предназначение помещений было стандартным: в подвале размещались комнаты для слуг и склады, на первом этаже — служебные помещения, выше — торжественные гостевые залы и покои членов царской семьи, а ещё выше жили доктора, свита императрицы и камердинеры. Такое расположение комнат обеспечивало необходимую горизонтальную коммуникацию.
Помимо перечисленных помещений, Франческо Растрелли разместил во дворце и две церкви. Большая домовая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа предназначалась для молитв императорской семьи, а Малая, или Сретенская церковь строилась для цесаревича Петра. В дополнение к Большой церкви позже на крыше резиденции разметили надстройку с колоколами. Убранство Малой церкви сильно пострадало во время пожара 1837 года.
Недавно завершились восстановительные работы не только в Малой церкви, но и во внутреннем дворе. Изначально его покрытие было выполнено из жёлтого голландского кирпича, а в 1820-е годы вместо него был уложен булыжник. Территория, в первые годы напоминавшая плац, обрела вид уютного двора, когда в его центре разместился сад со скромным фонтаном и гранитной оградой по периметру.
Гербовый зал — одно из самых известных и больших помещений Зимнего дворца, его площадь достигает 1 000 кв. м. Выполненная в классицистическом стиле, комната была предназначена для проведения церемоний и официальных приёмов. В связи с этим она богато декорирована арочными окнами, чередующимися с позолоченными колоннами коринфского ордера, которые поддерживают балкон с фигурными перилами.
В помещении нет щитов с гербами или геральдических рельефов. Секрет названия этого зала кроется в значительных размеров хрустальных люстрах, декорированных металлическими пластинами с геральдикой имперских губерний. Среди других украшений можно выделить и чашу из кварца, расположенную в центре комнаты и изготовленную в виде античного сосуда, весом около 4000 кг. Сегодня в Гербовом зале размещаются временные экспозиции.
Александровский зал — помещение, посвящённое Александру I и выполненное в манере, совмещающей готический и классицистический стили. Церковная атмосфера создаётся за счёт высоких колонн, упирающихся в бело-голубой потолок, декорированный вместе с другими поверхностями лепными узорами. Более 20 медальонов на стенах рассказывают о важных событиях 1812 года, а на северной стене размещён большой портрет Александра I.
Впечатляющими являются и помещения Нового Эрмитажа, на первом этаже которого, в тридцати залах, размещены выставки, посвящённые разным периодам истории Древнего Египта, а также античной и римской культуре. Внимание привлекает и Рыцарский зал, в котором более 15000 предметов, связанных с рыцарской культурой Средневековья, — в их числе фигуры рыцарей в полный рост и картины со сражениями.
Среди сотен залов одним из наиболее красивых является Павильонный в Малом Эрмитаже. Несмотря на отсутствие изящных скульптур и известных произведений искусств, его внутреннее убранство, над которым работал зодчий Андрей Штакеншнейдер в XIX веке, поражает торжественностью. Тут и фонтаны-раковины, отсылающие к Фонтану слёз в Бахчисарае, и скульптуры из мрамора, и часы «Павлин» в виде дерева с животными на его ветках.
Ощущение посещения восточного дворца создаётся за счёт белых колонн, объединённых арками, великолепных люстр из хрусталя и большого количества лепнины. Мотивы же лепного декора, амурчики и завитушки, отсылают к архитектуре эпохи Просвещения. Пол декорирован рисунками с греческими мифами. В центре — голова Медузы Горгоны. Напольные рисунки — это копия мозаики, раскопанной в древнеримских термах.
Лоджии Рафаэля — ещё одно известное место этого сооружения, представляющее собой 13-корпусную галерею, заполненную росписью и созданную итальянским архитектором Джакомо Кваренги и художником Христофором Унтербергером. Идея галереи возникла у Екатерины II, вдохновлённой Станцами Рафаэля в Ватикане. Несмотря на многочисленные замеры ватиканского оригинала, присланные полотна не покрыли весь холл.
Этим объясняется появление в лоджиях зеркал, самобытной живописи на рельефах и императорского символа — двуглавого орла и с шифра с вензелем Екатерины Великой. Остальное пространство галереи заполнено 56 полотнами с изображениями сцен из Ветхого и Нового Завета Библии, начиная с сотворения первых людей. Помимо религиозных сюжетных картин, лоджии пестрят гротескно изображёнными живыми существами.
Не меньшего внимания посетителей заслуживает роскошная, ведущая к парадным залам Иорданская лестница, Военная галерея 1812 года с 332 портретами её героев, величественные Георгиевский и Петровский зал, Золотая и Малахитовая гостиные княгинь и сотни других помещений Зимнего дворца, восхищавшего как гостей императорской семьи в XVIII веке, так и посетителей музейного комплекса в XXI веке.
Зимний дворец на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге работает каждый день, кроме понедельника. Зайти на территорию музейного дворцово-паркового комплекса можно с 11:00 до 16:00—18:00 в зависимости от дня недели. Запуск туристов на территорию осуществляется каждые полчаса, а продолжительность прогулки составляет два часа. Пункт контроля необходимо пройти в течение 30 минут после обозначенного на билете времени.
При выборе маршрутов №1 и №2 вход в Главный музейный корпус обеспечивается со стороны Иорданской и Церковной лестниц. Заинтересованные античными и западноевропейскими экспозициями смогут рассмотреть содержимое Парадных залов, а также Старого и Нового Эрмитажей. Второй маршрут предполагает осмотр внутреннего обустройства жилых помещений дворца, русских и восточных экспозиций, а также некоторых европейских коллекций.
Третий маршрут предназначен для тех, кто уже знаком с выставками Зимнего дворца и интересуется экспозициями недавно обновлённого Главного штаба. В восточном крыле находятся помещения, объединенные атриумами и стеклянными мостиками. Для осмотра доступна выставка изделий Фаберже, а также галереи с произведениями искусства в стилях модерн, импрессионизм и постимпрессионизм (включая работы Пабло Пикассо и Мориса Дени).
Добраться до музейного комплекса можно на общественном транспорте: до станции метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект» или до автобусной/троллейбусной остановки «Малая Морская (Невский проспект)». От них необходимо пройти пешком от 0,5 до 1 км в сторону Васильевского острова. Основная продажа билетов осуществляется через официальный сайт музея, оставшиеся же можно приобрести в кассах на территории музея.
Обсуждения