Екатерининский дворец

Россия, Санкт-Петербург

Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец) — это культурное наследие XVIII века, дворец, расположенный в Ленинградской области и ныне выполняющий функцию музея. Дворцово-парковый комплекс находится в центре города Пушкин, ранее именуемого Царским Селом. Уже около трёх веков это предмет гордости и основная достопримечательность жителей этого города.

//

Характеристики Екатерининского дворца

Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»

Координаты: 59.71759 северной широты, 30.396412 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, город Пушкин, улица Садовая, д. 7

Дата основания: 1717 год

Архитектурный стиль: елизаветинское барокко

Архитектор: Франческо Растрелли

Основатель: Екатерина I

Состояние: музейный комплекс

Официальный сайт: https://www.tzar.ru/

Местное время:
Погода:1 °Cоблачно с прояснениямиОщущается как: -2 °C
Давление: 737 мм рт.ст.Влажность: 87%Ветер: 4 м/c

История Екатерининского дворца

Строительство Большого Екатерининского дворца относят к 1743—1756 годам. Выполненный в стиле отечественного барокко, он известен не только как дворец, но и как официальная летняя резиденция таких правительниц Российской империи, как Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина Великая. Эта достопримечательность является не только объектом культурного наследия России, но и Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хотя начало строительства Большого Царскосельского дворца-музея связывают с 1743 годом, его основание приходится на 1717 год. Для возведения по приказу Екатерины I императорского дворца был приглашен не один знаменитый архитектор. Первым из них стал немец Иоганн Браунштейн, также спроектировавший дворец для Александра Даниловича Меньшикова в Ораниенбауме и Итальянский дворец в Кронштадте.

В 1724 году, спустя 7 лет после начала строительства, работа Браунштейна над сооружением — простым зданием в два этажа с 16 комнатами — была закончена. В честь завершения строительства резиденции был устроен праздник, сопровождаемый трехкратной стрельбой из тринадцати пушек. На торжественном мероприятии в честь открытия Царскосельского дворца присутствовал и Петр I.

Однако в таком виде резиденция просуществовала менее двадцати лет. Дочери Петра I, Елизавете Петровне, пришедшей к власти в 1741 году, двухэтажный позднебарочный дворец казался маленьким и несовременным. Спустя два года после получения престола она взялась за перестройку и благоустройство дворца. Для этого были приглашены русский архитектор Михаил Земцов с подмастерьем, а позже — и главным зодчим — Андреем Квасовым.

Уже в ходе строительства резиденции в рабочий проект Андрея Квасова были внесены коррективы другим нанятым тогда же зодчим — Саввой Ивановичем Чевакинским. Этот архитектор расширил дворец до современной длины — 3,25 км, занялся интерьером Светлой галереи и церкви, а также добавил к конструкции корпуса прилегающие к главному входу полуциркульные флигели — циркумференции.

Но и этот проект не полностью устроил императрицу: уже в середине XVIII века перестройка сооружения была поручена российско-итальянскому зодчему Франческо Бартоломео Растрелли, приверженцу барочного стиля. Он занимался отделкой внешних сторон сооружения и возвел по планам Земцова и Квасова несколько «увеселительных домов» — Эрмитаж, павильон «Грот» и Катальную горку посередине пруда.

Архитектурные работы продолжались около четырех лет, после которых Екатерининский дворец с лепным декором и колоннами обрёл современный нам вид. Для отделки наружных сторон и кровли сооружения с многочисленными статуями было использовано больше центнера золота. В здание, украшенное Растрелли многоярусными изразцовыми печами, был перенесен Янтарный кабинет, а перед дворцом появился величественный парк.

Екатерининский дворец

После того как престол перешел к Екатерине II, она, следуя воле покойной Елизаветы, приказала покрыть золотом статуи в придворцовом парке, но, узнав, во сколько это обойдется, императрица приостановила процесс позолоты. В своих дневниках она упрекала предыдущую хозяйку в расточительстве, отмечала некомфортное обустройство комнат и старомодность, излишнюю вычурность декоративных элементов — «взбитого крема».

Так, при третьей хозяйке — Екатерине Великой — внешний вид и обустройство Царскосельского дворца снова претерпели изменения. В этом ей поспособствовал шотландский архитектор Чарльз Камерон. Благодаря ему позолота сменилась покраской, интерьер помещений приобрел черты античного стиля, были построены Арабесковая гостиная, Лионский зал, Китайский зал Александра I, Серебряный, Зеркальный и Синий кабинеты.

После того как перестройка завершилась в 1796 году воссозданием Чарльзом Камероном античной атмосферы, существенных изменений в архитектуре Царскосельского дворца больше не было. И только некоторые памятники, установленные в честь побед в Чесменском сражении 1770 года, в Отечественной войне 1812 года и других знаковых исторических событий, практически каждый год дополняли сложившийся дворцово-парковый ансамбль.

В 1918 году, согласно декрету СНК, резиденция с прилегающей к ней территорией была национализирована и стала музеем. Во время Второй мировой войны здание было очень повреждено: комнаты северной части сооружения сгорели, многие элементы убранства были похищены, включая содержимое Янтарной комнаты. Но восстанавливать сооружение начали незамедлительно, и в 1945 году Екатерининский парк опять стал принимать посетителей.

Вместе с парком, площадью, павильонами, Александровским и Баболовским дворцами Екатерининский образует дворцово-парковый ансамбль Царского Села. 1983 год ознаменовался присвоением ему статуса заповедника. А в 1990-е годы появилось современное название этой территории, когда-то размещавшей царскую семью, — государственный художественно-архитектурный музей-заповедник «Царское Село».

Екатерининский дворец

Особенности архитектуры дворцово-паркового ансамбля Екатерининского дворца

Дворцово-парковый ансамбль в конечном счете был выполнен в стиле отечественного барокко, хотя изменения, вводимые по желанию императриц, отражали разные стили. Так, при первой хозяйке Екатерине I резиденция была возведена в голландском архитектурном стиле, в стиле французского рококо она оказалась переделана благодаря Растрелли для дочери Петра I, а при Екатерине Великой сооружение обрело черты античной архитектуры.

За время многочисленных перестроек изменениям подвергался не только архитектурный стиль сооружения, но и его размеры: довольно скромный 16-комнатный дом Екатерины I при следующих императрицах увеличился до нескольких сотен помещений. Высота только Тронного зала — практически 50 метров, а его площадь достигает 860 кв. м. Общая же площадь Екатерининского дворца сегодня составляет почти 6000 кв. м.

Экстерьер помещений Екатерининской резиденции характеризуется позднебарочными чертами: живописный декор выполнен в белом, светло-голубом и золотом тонах, фасад поражает массивными колоннами, античными статуями, пилястрами и лепниной, сочетание которых порождает ощущение праздничности и величественности. Картуш с короной и вензелем «Е», отсылающий к Екатерине I, украшает главный фронтон Среднего дома.

Вход на придворцовую площадь осуществляется как через Церковные и Зубовские, так и через центральные Золотые ворота, декорированные позолоченными орнаментами. Трехчастные кованые решетки ограды с чёрно-золотым кружевом украшены листьями аканта. Перед главным входом во дворец стоит постамент с бронзовым бюстом обер-архитектора Франческо Растрелли, изготовленный уже в наше время в манере парадных портретов XVIII в.

К центральному дворцу было достроено несколько флигелей. Один из северных флигелей в 4 этажа рядом с дворцовой церковью был спроектирован для дочерей императора Павла I Петровича. Однако уже в начале XIX века на его месте появилось учебное заведение — Императорский Царскосельский (позже — Александровский) лицей, действовавший до 1843 года и больше всего известный благодаря Александру Сергеевичу Пушкину.

Екатерининский парк вокруг дворца разделен на регулярный Старый, или Голландский сад и Английский парк. Размещение на территории боскетов — стен из декоративно подстриженных деревьев, кустов с нишами для расположения скульптур, а также прудов и аллеек четко симметрично. Вдоль сада тянется до Нижних прудов канал Продольный, или Каскадный, с построенными на нем 12 плотинами.

Екатерининский дворец

В дикой части парка размещается Эрмитаж — павильон для отдыха и обедов царской семьи. Между ним и резиденцией стоит Холодная баня — сооружение в два этажа с залом для купания, парной баней и ванной с теплой водой. Здесь же размещены комнаты, изнутри отделанные агатом. А между Екатерининским и Александровским парками стоит Китайская беседка — небольшой домик с флюгером в форме китайского знамени для чайных церемоний.

Вдоль аллеи, ведущей от резиденции к Эрмитажу, возвышаются скульптуры Персея и его жены Андромеды, Геракла и других мифологических персонажей. Они не только символизируют любовь Екатерины Великой к античному стилю, но и имеют отношение к отечественной истории. Так, щит амазонки со львом и орлом намекает на противостояние России и Швеции, а статуя Геркулеса посвящена победам Петра I.

На территории дворца также есть Адмиралтейство — комплекс из трех павильонов, в котором находятся помещение для хранения лодок, зал, где играл оркестр во время катания на лодках по озеру знатных особ, птичники, где содержались разные виды водоплавающих птиц и Матросский домик, где прежде обитали матросы-гребцы. Сейчас в павильонах размещаются временные выставки и ресторан «Адмиралтейство».

На берегу прудов были построены бани для царской семьи и для придворных, а также Грот со статуей Екатерины II внутри для времяпровождения в уединении. Встроенная со стороны Грота пристань декорирована бронзовыми скульптурами «Смерть Галатиана» и «Гладиатор». Дворцово-парковый ансамбль дополняют цветочные партеры, ряды плодовых деревьев, театр, аттракционы, более 35 беседок и павильон «Концертный зал».

Екатерининский дворец

Залы и интерьеры Екатерининского дворца

Основная лестница Большого Екатерининского дворца, когда-то встречавшая почетных гостей императорской семьи, а сейчас приветствующая посетителей музея, изготовлена из белого мрамора. Она возникла на месте бывшего Китайского зала в процессе перестройки резиденции Франческо Растрелли. Лестница декорирована скульптурами просыпающегося и засыпающего амуров, а стены по обеим сторонам от неё украшены фарфоровыми блюдами.

Первый зал, в который ведет парадная лестница, — Большой. В нем 26 окон, между которыми размещены зеркала, обрамленные 696 свечами. Стены украшены резьбой, потолок — композицией живописцев Вундерлиха и Франчуоли. Пол Тронной комнаты — наборный, сделанный из мореного и светлого дуба. В этом великолепном зале проводились официальные приемы, праздничные обеды, танцы и маскарады.

Большой зал граничит с Кавалерской столовой. Посередине этой комнаты находится обеденный стол, накрытый скатертью в духе XVIII века и изысканно декорированный ленточками. Стены помещения украшены картинами и золотым орнаментом. Выставленные в комнате предметы из орденских сервизов были изготовлены по личному заказу Екатерины II. В столовой помещалось не так много людей, поэтому тут проводились скромные балы и обеды.

Белая парадная столовая — ещё одна столовая, служившая местом для семейных обедов и ужинов. На стенах развешаны картины немецкого художника-анималиста Гроота со сценами охоты. Комната обставлена резными интерьерными консолями и стульями, а посередине столовой располагается овальный стол со сложными драпировками скатерти. Помещение украшают сервиз и изысканные вазы-ароматницы из мейсенского фарфора.

Екатерининский дворец

Арабесковый зал декорирован панно с арабскими геометрическими орнаментами. В комнате преобладают светлые оттенки — тут белые стены, камин и пилястры с золотистым напылением. Внимание привлекает французский ковер, сотканный на заказ и изображающий победу Российской империи над Турцией. Комната выполнена в сдержанной манере, поэтому пользовалась расположением Екатерины II.

Картинный зал — гостевой зал, названный так из-за того, что его стены декорированы многочисленными полотнами европейских мастеров-современников Екатерины I. Между собой картины разделены тонкой полоской золотистого багета. Потолок декорирован плафоном «Олимп» — современной копией работы итальянского художника Гаспаро Дициани. Прежде зал нередко использовался для проведения творческих вечеров и официальных приемов.

Малиновая и Зеленая столбовые — расположенные рядом комнаты, при отделке которых архитектор затянул стены плотной белой портьерной тканью и декорировал их прозрачными пилястрами из стекла, под которое была уложена фольга зелёного и малинового оттенков. Среди убранства Малиновой столбовой особое внимание привлекают изразцовая печь, столик с китайскими шахматами, а также плафон с изображением Александра Македонского.

Зеленая столбовая во времена Екатерины Великой выполняла функцию буфетной. Тут, за импровизированной перегородкой, хранились наборы фарфоровой посуды и серебряные столовые приборы. В ходе восстановления зала в послевоенное время ширму решили не возвращать, вернув комнате вид, задуманный Франческо Растрелли. Потолок комнаты украшает также уже в наше время воссозданный по композиции итальянского живописца плафон.

Портретный зал с момента постройки дворца и по сегодняшний день декорирован портретами членов императорской семьи. Тут висят изображения первых хозяек — Екатерины I и II, Елизаветы Петровны, а также царевны Натальи Алексеевны — любимой сестры Петра I. Над ними развернулся плафон, оформленный итальянцем Джованни Скайярио. Посередине помещения выставлено парадное платье Елизаветы Петровны из бумаги.

Китайская гостиная Александра I, относившаяся к покоям императора, выделяется обивкой стен шелком, расписанным акварелью в китайском стиле. Среди деревянных столиков для настольных игр и других предметов мебели представлен уникальный комод, декорированный металлическим орнаментом. На этих предметах дворцовой мебели выставлен фарфор из Европы и восточных стран.

Убранство Буфетной соответствует интерьеру дворца: обтянутые белой плотной тканью стены, изразцовая печь, барочная резьба крепких дверей с позолоченной декоративной композицией над ними. В нише между оконными проемами размещено в резной раме с позолотой настенное зеркало. По обеим сторонам от него висят старинные светильники. В комнате расставлены барочные кресла, французский комод и миниатюрные выгибные столики.

Янтарная комната, всемирно известная и являющаяся одним из главных сокровищ резиденции, — подарок короля Пруссии императору Петру I. Перевезенные из Зимнего дворца янтарные панели были симметрично размещены между нижним и верхним ярусами трёх стен и разделены пилястрами с зеркальными вставками. Участки стен, на которые янтаря не хватило, художник затянул полотном и расписал его в янтарный оттенок.

Янтарная комната

Со временем стены помещения по приказу императрицы были полностью декорированы янтарем, на что ушло почти полтонны драгоценного камня. Под стеклянными витринами в кабинете была и одна из самых выдающихся на территории Европы коллекций изделий из янтаря. В последний год войны Янтарная комната бесследно пропала, однако реконструкция, начатая в 1983 году и длившаяся 24 года, приблизила облик зала к первоначальному.

Эти и десятки других помещений Большого Екатерининского дворца поражают величественной архитектурой, торжественным интерьером и многовековыми предметами декора из разных стран мира. Несмотря на существенный ущерб, причиненный сооружению во время войны, и на то, что восстановление резиденции продолжается по сей день, большинство помещений отреставрированы и доступны для посещения.

Екатерининский дворец

Режим работы и экспозиции Екатерининского дворца

Екатерининский дворец открыт для посещения каждый день, кроме вторника, с 10 утра до 6 вечера по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, улица Садовая, д. 7. Посетителям доступны экскурсии по Тронному залу, двум Антикамерам, осмотр Парадной и Стасовской лестниц, четырёх столовых, Буфетной, Малиновой и Зелёной столбовых, двух залов, Янтарной комнаты и гостиной Александра I в китайском стиле.

Из северной столицы доехать до музея можно по Пулковскому и Петербургскому шоссе на машине, автобусе от станций метро «Купчино» или «Звёздная» или на маршрутке от станций «Московская» и «Купчино» менее чем за час. Для посещения экспозиций дворцово-паркового комплекса необходимо приобрести именной билет. Продажа билетов начинается за неделю до нужной даты и осуществляется как онлайн, так и в кассах у входа.

Екатерининский дворец
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Екатерининского дворца

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх