Главное адмиралтейство

Россия, Санкт-Петербург

Главное адмиралтейство — это объект историко-архитектурного наследия России, который находится в центре Санкт-Петербурга. Это здание в стиле русского классицизма с элементами ампира расположено в начале Адмиралтейского трезубца. С золотым шпилем, увенчанным флюгером в форме любимого корабля Петра Великого, Адмиралтейство увековечивает значимость флота в Российской империи.

//

История Главного адмиралтейства

Адмиралтейство — это исторически значимая территория на левом берегу Невы, где размещены верфи, мастерские, складские базы для строительства, снаряжения и наладки боевых кораблей. Санкт-Петербург родился в условиях ведения Северной войны. Адмиралтейство, так же как и Петропавловская крепость, предназначалось для обороны территорий, отвоёванных у шведов.

Предпосылкой создания Адмиралтейства стала необходимость в усилении имперского флота. В 90-е гг. XVII века был создан Азовский флот. Строительство кораблей развернулось на реках Ижора, Сясь, Луга, Волхов, Свирь. Но нужен был ещё Балтийский флот для укрепления позиций в Прибалтике. На острове Котлин, в 30 км от центра Санкт-Петербурга, к 1704 году было 70 орудий.

Поначалу постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге проектировалась Петром I лишь как верфь. Первый император в истории России сам искал пространство для неё. Вместе с Александром Меншиковым они 7 дней провели на воде, внимательно изучая все бухты и заливы. Выбрали место по диагонали от Заячьего острова, по прямой от Васильевского.

Было важно, чтобы верфь находилась в самом узкой части русла реки — чтобы обстреливать вражеские суда прямой наводкой. Это место подходило идеально. В дополнение к этому раньше на месте Адмиралтейства стояло село, остались постройки для цехов и жилья рабочих. Здесь было удобно спускать новые корабли на воду со стапелей (эллингов) — наклонной платформы для сборки судов.

Первое здание Адмиралтейства было построено всего за один год, с ноября 1704 по ноябрь 1705. Оно было высотой в один этаж, длина составляла 425 м, ширина — 213 м. Сооружение было похоже на индустриальные предприятия, (например, Московский печатный двор). Но если те представляли собой комплексы в форме квадрата или прямоугольника, то Адмиралтейство в плане похоже на букву «П», открытой стороной к реке.

Пётр I собственноручно участвовал в создании плана здания. Из-за шведской угрозы он решил сделать из верфи крепость. Кузницы, столярные мастерские, сараи были обнесены высоким валом с пятью бастионами — выступающими укреплениями для обстрела неприятеля. Вокруг вырыли ров и заполнили водой, а с внешней стороны сделали насыпь гласиса (пологое возвышение, придающее пейзажу вид холмов).

Секрет скорости строительства был прост: первые корпуса Адмиралтейства представляли собой мазанки — дома из дерева или сырцового кирпича, который делается из пластичного грунта и соломы. Из-за своей непрочности строения не могли быть выше одного этажа: они могли выдержать только вес кровли. Здания покрыли высокими крышами, окна были обычными, прямоугольными.

Однако недолговечность первых сооружений не мешала судостроительной работе. Здесь разместился Адмиралтейский приказ — ведомство, из которого была позднее образована Адмиралтейств-коллегия, и «государева контора». Уже весной 1706 года, через полгода после открытия крепости-верфи, судостроители при личном участии императора спустили на воду корабль, оборудованный 18 пушками.

Это далеко не первая верфь, построенная Петром Великим для Балтийского флота. Но здесь, в Санкт-Петербурге, выпускались корабли большего масштаба, с учётом прошлых ошибок. К 1725 году, когда на 53 году жизни Пётр Алексеевич умер, Адмиралтейство успело выпустить 40 кораблей. При этом император работал на верфи наравне с простыми тружениками: он был плотником и даже получал за это зарплату.

Окружающее пространство послужило на благо кораблестроению: его освободили от построек и превратили в луг, чтобы в случае нападения неприятеля ничто не мешало обзору для ответного обстрела. Сегодня здесь раскинулись Дворцовая площадь, Сенатская и Исаакиевская. Между лугом и впадающей в Неву Мойкой, правого рукава реки Фонтанки, жили рабочие.

Жилищные условия кораблестроителей зависели от их положения: мастера и чиновники — ближе всего к Адмиралтейству, в добротных домах, а простые труженики — во временных шалашах. В прошлые века эта территория называлась Морской слободой. Сейчас на этом месте расположены улицы Большая Морская и Малая Морская. Время работы рассчитывалось исходя из времени года: летом больше, зимой меньше.

Главное адмиралтейство

Исаакиевский собор, вернее, его предшественница, Исаакиевская церковь, появилась при Адмиралтействе в 1710 году. Тогда на верфи было уже 10 тысяч рабочих, к тому же выросла численность населения города. Первым храмовым сооружением при верфи стал простой деревянный амбар, где трудились чертёжники. Для придания величественности строение снабдили шпилем.

Название храм получил во имя Исаакия Далмацкого, потому что он был заложен 30 мая 1710 года — в день святого, на который выпал и день рождения правителя. В этом храме венчались Пётр I и Екатерина I в феврале 1712 года. При их вступлении в зимний дом грянул залп с бастионов Адмиралтейской крепости. Храм перестраивали ещё трижды в разных местах, сейчас это великолепный образец позднего классицизма.

Само Главное адмиралтейство обновлялось три раза: в 1711, 1738 и 1823 (годы завершения перестроек). В первую перестройку строители привнесли мало нового: только установили шпиль с корабликом над воротами, зато у архитектурного ансамбля появилась высотная доминанта. При второй перестройке комплекса появилась 72-метровая башня, а мазанки заменили каменными зданиями. Третья существует по сей день.

При Елизавете Петровне, младшей дочери Петра I и Екатерины I, и их племяннице Анне Иоанновне Адмиралтейство на время утратило свою роль. Екатерина II, заполучив трон, почти не имела флота и обученных мореходов. Но уже через 7 лет после её воцарения крепость-верфь работала в прежнем темпе. При ней же башня Адмиралтейства стала сигнальной: с неё подавались сигналы о наводнениях.

Екатерина Великая упоминается в истории Адмиралтейства и в связи с приказом 1983 года о передислокации верфи в город-порт Кронштадт на острове Котлин. Это решение было связано с крупным пожаром на территории верфи. Но предприятие оказалось слишком дорогостоящим, и императрица велела оставить всё на месте, но отремонтировать и организовать противопожарную систему.

Преемник Екатерины Великой Павел I сделал Адмиралтейство не только судостроительной базой, но и образовательной: в конце XVIII века здесь открылось Училище корабельной архитектуры. Вскоре, в начале XIX века, здания полностью заняли учреждения флота. Верфь прекратила выпускать парусные корабли на воду в 1844 году. Прорытые для неё каналы закопали, на их месте раскинулся Конногвардейский бульвар.

После падения царской власти здание, воплощающее имперскую эпоху истории России, занял Военно-морской революционный комитет, который в годы Временного правительства назывался короче — Центрофлот. Затем здесь открыли Высшее военно-морское училище им. Дзержинского, далее преобразованное в институт. Его выпускниками были 260 адмиралов и 400 профессоров, из них 14 — Герои СССР.

В начале 1930-х здесь недолго работало конструкторское бюро по созданию двигателей ракет. А в начале войны против гитлеровской Германии Адмиралтейство стало использоваться по своему первоначальному назначению — ремонту военных кораблей. Также в его цехах граждане СССР делали боеприпасы. Было выпущено более 40 тысяч деталей для танков и 3 тысячи гранат.

Значение Адмиралтейства в годы Великой Отечественной войны было огромно, и его нужно было всеми силами уберечь: ведь здесь работали тысячи людей по 16 часов в день. Но его впечатляющая архитектура и блестящий на солнце шпиль привлекали опасное внимание, особенно во время блокады Ленинграда, когда неприятель окружал со всех сторон и мог отдать приказ авиации или артиллерии разбомбить здание.

Архитектор О. Шилина предложила идею: укрыть шпиль специальной тканью. Маскировочный чехол отшили здесь же в «швальне» (швейной мастерской) при училище. Чтобы водрузить его на шпиль, высшая точка которого — тот самый кораблик — находилась на 72-метровой высоте, потребовалась целая бригада альпинистов. Таким же образом удалось спасти Зимний дворец, Смольный институт и другие памятники.

Сегодня в здании Адмиралтейства находится Военно-морской политехнический институт — преемник Училища корабельной архитектуры и института им. Ф. Э. Дзержинского. Вуз готовит инженеров для Военно-морского флота, ФСБ и Минобороны РФ. В башне со шпилем располагается храм святителя Спиридония Тримифунтского. Но основные помещения занимает Главный штаб ВМФ.

Главное адмиралтейство

Архитектурные особенности Главного адмиралтейства

То, как выглядит Главное адмиралтейство сейчас — результат трёхкратных перестроек его помещений. Первые недолговечные здания из дерева и сырцового кирпича, вымазанные глиной, были возведены в 1705 г. Нынешний облик Адмиралтейство приобретало постепенно: сначала шпиль, затем башню и корпуса из камня, а после — великолепное убранство со статуями, барельефами и колоннами.

Шпиль с корабликом

Шпиль на Адмиралтействе — второй в истории Северной столицы. Первый установлен на Петропавловском соборе, усыпальнице императоров. В отличие от него, второй шпиль увенчан не крестом с ангелом, а, в соответствии с назначением здания, боевым корабликом. Появление шпилей в архитектуре Санкт-Петербурга заимствовано из Англии и Голландии: Пётр I был очарован ими во времена Великого посольства.

Прообразом кораблика является, вероятно, линейный корабль «Ингерманланд» — любимое боевое судно Петра I. Об этом говорят очертания кораблика, расположение снастей и пушек. Согласно легенде, три флага на мачтах были сделаны из чистого золота, а в носовой части хранилась буссоль царя (прибор для управления артиллерийским огнём, соединение компаса с угломерным кругом и оптическим приспособлением).

Шпиль изготовил голландский мастер Харман ван Болос. Под кораблём расположен золочёный шар, внутри которого лежали образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания и до 1711 года. Шпиль с корабликом-флюгером был увековечен в поэзии А. С. Пушкина в стихотворении «Люблю тебя, Петра творенье» в строках «И светла / Адмиралтейская игла».

Башня

Сегодня слово «Адмиралтейство» вызывает в памяти его центральный фасад с воротами внизу и высокой башней и шпилем вверху. Это его архитектурная доминанта. Но она появилась лишь через 20 лет после создания Адмиралтейства. Проект с надвратной башней разработал архитектор И. В. Колосов, когда император поручил ему перестройку Адмиралтейства в камне.

Арочный проезд был прорублен точно посередине здания. Каменная башня с колокольней и шпилем, установленная над ним, достигала 72 м. Шпиль стоит на куполе с восемью гранями. На четырёх сторонах купола вделаны круглые часы. Купол и шпиль ярко сверкают на солнце: на их позолоту израсходовали 18 кг золота из расплавленных дукатов, подаренных Петру I Голландской республикой.

Главное адмиралтейство

Адмиралтейский трезубец

В 1730-е годы, во время перестройки Адмиралтейства, было решено сделать здание композиционным центром территории. До этого от углов сооружения в двух направлениях, по диагонали, отходили Невский и Вознесенский проспекты. Тогда напротив центральной части Адмиралтейства была проложена «Средняя першпектива», которая сегодня называется Гороховой улицей.

Такая градостроительная схема получила название «Адмиралтейский трезубец» — эта трёхлучевая система в центре Санкт-Петербурга сделала бывшую верфь градообразующим объектом, с которого начинается отсчёт номеров домов крупнейших проспектов и живописной Гороховой улицы. Автор этого плана — французский архитектор Жан-Батист Леблон. Такие системы использовались в Риме и Версале.

При этом в отношении центра Санкт-Петербурга упоминается термин «архитектура дальних перспектив». Уникальность явления в том, что ни в одной европейской столице не было возможно придать городу такую стройность и строгость — напластование стихийной застройки в древние века не позволяло проложить длинные улицы. В молодой столице Российской империи удалось вовремя спроектировать пространство.

Композиция здания

В начале XIX века Адмиралтейство перестало отвечать архитектурному облику Санкт-Петербурга, теряясь на фоне Зимнего дворца, Казанского кафедрального собора, Николо-Богоявленского собора и других величественных строений. Тогда архитектор Андреян Захаров предложил новый план здания, с сохранением П-образной формы и башни, но с трёхчастной композицией фасада.

Захаров построил третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина основного фасада — 408 метров. Трёхчастная композиция воплощена с помощью побочных павильонов-ризалитов — выступающих частей здания за основную линию фасада по всей его высоте. Ризалиты украшены портиками со стройными, сужающимися кверху колоннами. Колоннада украшает и башню.

Эти элементы вместе с сохранённой 72-метровой башней и шпилем позволили избежать монотонности и визуально облегчить здание колоссальных размеров. Осталась прежней и модель кораблика, дополнительно покрытая двумя килограммами золота. Художественный рецензент из Франции Теофиль Готье был удивлён сочетанием «древнегреческого храма» и «голландской мачты», как он описал Адмиралтейство.

Архитектурные традиции и стили

В здании Адмиралтейства действительно прослеживаются элементы древнегреческой, древнеримской архитектуры, но есть и черты древнерусского зодчества. О традициях Древней Греции и Древнего Рима сообщают колонны вокруг башни и у павильонов и высокая сквозная арка. В этом чувствуется влияние мегаломанов, мастеров Франции, вдохновлявшихся римским Пантеоном и термами.

Древнерусские традиции воплощены в сочетании форм разных частей здания. В первую очередь — в строении центральной башни. Она представляет собой «восьмерик на четверике»: прямоугольное основание, украшенное колоннами, и восьмигранный купол. Такая композиция встречается в деревянном зодчестве, например, в колокольне музея-заповедника «Кижи».

Архитектурный стиль Адмиралтейства называется «русский классицизм» из-за геометрической схожести с античными строениями. Но при этом убранство здания — статуи и горельефы — ассоциируется с «возвеличивающим» ампиром. Это связано с исходом Отечественной войны 1812 года: Российская империя после победы над Наполеоном стала могущественным государством, имеющим огромное влияние на Европу.

Статуи Адмиралтейства

Архитектор Адмиралтейства Захаров при разработке плана здания обозначил местоположение статуй и горельефов (отличается от барельефа большей выпуклостью). Главной темой стало господство империи на земле и море. Над созданием фигурного убранства работали ваятели Ф. Ф. Щедрин, А. А. Анисимов, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Одних лишь статуй в проекте было 56.

По обе стороны от арки, которую часто называют триумфальной, стоят две композиции на пьедесталах из зернистого красно-бурого гранита рапакиви. Это морские нимфы, несущие на хрупких плечах небесную и земную сферы. Сделаны композиции из пудостского туфа — пористого камня с кристаллической структурой, переливающегося на солнце оттенками от светло-серого до желтоватого.

Эти композиции — творение рук Ф. Ф. Щедрина. Образ нимф, несущих бремя земли и неба, необычен. В классическом стиле женские фигуры-колонны называются кариатидами, или корами. Так называли прислужниц богини лесов и охоты Артемиды с корзинами над головами. Также статуи отсылают к Атланту. Нимфы же символизируют море. Диссонанс изящных фигур и тяжёлых сфер нивелируется кольцевой композицией.

Над нимфами, на первом ярусе башни («четверике»), установлены скульптуры античных героев Ахилла, Пирра и Аякса, а также Александра Македонского. Они помещены по углам «четверика» и изображены сидящими, с обращёнными взглядами вдаль и вниз, на город. Их огромные фигуры, украшенные мягко ниспадающими тканями и боевым облачением, отражают спокойствие и глубокую задумчивость.

На стоящем выше кубе, декорированном колоннами, установлены аллегорические фигуры. Всего здесь представлено 14 образов: 4 времени года — Зима, Весна, Лето и Осень; 4 стихии — Воздух, Земля, Вода и Огонь; 4 ветра — Северный, Западный, Восточный и Южный; морская богиня Изида и муза астрономии Урания. Каждый образ выполнен в двух экземплярах, чтобы получилось 28 фигур, по количеству колонн.

На крышах боковых павильонов установлены круглые плоские диски с флагштоками посередине, создающие интересный ритмический рисунок со шпилем в центре. Флагштоки удерживают дельфины. По геральдической традиции, они изображены головами вниз, а их туловища и хвосты обвивают металлический шест. Их грозный вид олицетворяет храбрость и готовность к бою.

Многие скульптуры не дожили до наших дней. Это статуи, символизирующие: шесть крупных рек — Неву, Лену, Волгу, Днепр, Дон и Енисей; четыре стороны света — Европу, Азию, Америку и Африку; 12 месяцев года. Эти шедевры архитектуры возмутили духовенство, поскольку в западном крыле Адмиралтейства открыли церковь, и православные служители стали воспринимать историческое здание как свою обитель.

В 1827 г. митрополит обратился к императору с просьбой убрать скульптуры, потому что «таковым неприличным Св. Церкви украшением многие из православного народа соблазняются». Но причиной уничтожения статуй стали не требования духовенства, а суровый северный климат. К 1850-м гг. фигуры нуждались в срочной реставрации, но это было дорого, и Александр II повелел убрать все, кроме тех, что в центре.

Горельефы

Кроме статуй, Адмиралтейство украшено горельефами. Крупные фигуры «Гения Славы, венчающего науки» и «Гения Славы, венчающего военные подвиги» изображены снаружи над центральной аркой. Они скрещивают знамёна над самой высокой точкой портала. Зодчий Иван Теребенёв привнёс в их облик праздничное настроение за счёт свободных поз и струящихся на ветру одежд.

Сама арка украшена дугообразной барельефной лентой с гербом Российской империи, штандартами и оружием. На центральной части фасада, над аркой, «Гениями Славы» и скульптурами нимф, протянулась прямоугольная горельефная композиция «Заведение флота в России». На ней повелитель морей Нептун протягивает свой трезубец Петру Великому, рядом стоит богиня мудрости и войны Минерва, тритоны и нимфы строят суда.

Арки боковых павильонов Адмиралтейства тоже украшены «Гениями Славы», но вместо стягов у них в руках трубы, в которые они возвещают о победах. Восточный портик основного фасада декорирован горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного — горельефом «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги». На наличниках окон маскароны — горельефы в виде голов морских обитателей.

Адмиралтейство внутри

Попасть внутрь Адмиралтейства нельзя — это режимный объект, в котором работают ведомства Военно-морского флота РФ. Но обстановка во многом сохранилась с начала XIX века без изменений. Например, парадная лестница, у подножия которой стоят статуи Афины и Геркулеса. Архитектор Карл Росси создал такую же в своём проекте Михайловского дворца.

Сохранились интерьеры квартиры Морского министра на втором этаже здания: старинное зеркало и резная вешалка в прихожей, меблировка из красного дерева, отделанного бронзой, в Синей гостиной. В Парадном кабинете по-прежнему стоят шкафы с золочёными накладками и старинные вазы. В помещении, когда-то служившем столовой, напоминают о прошлом угловые камины и резная люстра.

Главное адмиралтейство

Что посмотреть рядом с Главным адмиралтейством

Скверы и сады возле Адмиралтейства

Рядом с Адмиралтейством разбили живописные территории. Перед главным фасадом здания — Александровский сад с фонтаном и бюстами Лермонтова, Гоголя, Горчакова, Глинки, Жуковского. У бокового павильона со стороны Исаакиевского собора — Сенатская площадь с «Медным всадником». Сзади — Адмиралтейская набережная со скульптурой «Царь-плотник».

Зимний дворец

Дворец спроектирован несколькими архитекторами, наиболее известным из которых являлся Бартоломео Растрелли, которому принадлежит термин «елизаветинское барокко». Бело-зелёный дворец с 1500 комнатами был зимней резиденцией императорской семьи. В 1905 году он стал ареной Кровавого воскресенья, и с этой даты царская семья здесь почти не останавливалась. Сегодня здесь находится Эрмитаж.

Исаакиевский собор

Один из самых интересных памятников русского искусства и неоклассической архитектуры XIX века. Был спроектирован французским архитектором Августом Монферраном. Это вторая по высоте действующая православная церковь в мире после московского храма Христа Спасителя. Снаружи украшен 112 монолитными колоннами местного красного гранита, добытого из каменоломен в Карелии.

Русский банк для внешней торговли

Недалеко от Адмиралтейства стоит старинный особняк с колоссальных размеров витражным куполом. В XIX веке здесь должен был находиться один из первых банков России. Здание относят к неоклассическому стилю, хотя изначально оно должно было быть модерновым, как Елисеевский магазин. Этому помешала Октябрьская революция: строительство было заморожено и продолжено другими архитекторами.

Дом Набокова

Музей В. В. Набокова был открыт в 1997 году в Санкт-Петербурге, в доме, где нобелевский лауреат родился и жил с семьёй до революции. Здесь выставлены фотографии прозаика, литературные работы, рисунки бабочек. Также можно увидеть некоторые образцы самиздата или тайные копии, которые распространялись в СССР путём переписывания вручную, фотографирования или перепечатывания.

Гостиница «Астория»

Здание в неоклассическом стиле с элементами модерна спроектировал русско-шведский архитектор Ф. И. Лидваль. Находится на Исаакиевской площади и рядом с Исаакиевским собором. Гостиница была открыта в 1912 году. Знаменита тем, что здесь останавливались самые выдающиеся деятели политики и культуры, от Джорджа Буша и Маргарет Тэтчер до Алена Делона.

Кинотеатр «Англетер»

В знаменитой гостинице «Англетер», известной как место кончины С. А. Есенина, расположен необычный кинотеатр. Здесь показывают новинки кино ещё до премьеры в России в оригинале с субтитрами, фестивальные фильмы, записи оперы и балета. Это место для ценителей авторского кино и тех, кто любит смотреть кино без искажений. Просмотр можно совместить с игристым вином, которое предлагают в кинотеатре.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Как добраться до Адмиралтейства

Адмиралтейство находится в самом центре Санкт-Петербурга. В честь него названа ближайшая станция 5-й линии метрополитена (Фрунзенско-Приморской, или фиолетовой). Станция «Адмиралтейская» сразу погружает в историю этого памятника архитектуры: стены подземки украшены панно с изображениями Петра Великого, Нептуна и Невы, а выход в город — витражной картиной с «летящими Славами».

Добраться до Адмиралтейства можно на наземном транспорте. Неподалёку, на остановке «Дворцовая площадь», высаживают пассажиров автобусы №1, №7, №10, №11, №24 и №191, а также маршрутка №252. Для тех, кто едет на личном автомобиле, вокруг здания много места для парковки. В тёплое время года, в отсутствие гололедицы, до Адмиралтейства можно дойти пешком от любой достопримечательности в центре города.

Главное адмиралтейство
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Главного адмиралтейства

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх