«Медный всадник» — монумент, возведённый в честь первого российского императора Петра I. Создавался в течение 12 лет. Проект принадлежит французскому скульптору Этьену Морису Фальконе и, вопреки названию, сделан памятник из бронзы и гранита, а не из меди. «Медным всадником» назвали скульптуру благодаря А. С. Пушкину, по названию написанной им поэмы. Недавно памятник отметил 240-летний юбилей. Является объектом культурного наследия России.
1 697 3 0 17 мин. на чтениеВ самом сердце Петербурга, там, где находятся Сенат и Адмиралтейство, гордо восседает на вздыбленном коне первый российский император, созидатель и реформатор Пётр I. Рука государя взметнулась, указывая в сторону Швеции, а там, в центре Стокгольма, стоит его враг Карл II, так же указывая в сторону Москвы… Распорядилась поставить памятник Петру Великому в центре Сенатской площади императрица Екатерина II.
Это решение она приняла, как только вступила на престол. Памятник первому русскому императору должен был показать всем, что Екатерина II намерена продолжать дело Петра, а именно преобразование государства и реализацию реформ, начатых государем. Ведь принцип престолонаследия сохранялся не по крови — по духу. Императрица желала, чтобы Петра изобразили великим человеком, сидящим на коне, с атрибутами власти.
Видение скульптуры в честь государя у императрицы было совершенно иное, чем то, что мы видим сегодня. Екатерина рассчитывала на изображение Петра, держащего скипетр и восседающего на скакуне в римском облачении. Штелин, статский советник, предполагал окружить фигуру императора аллегориями, отождествляющими Победу, Правосудие и Благочестие. Но автор памятника увидел Петра I по-другому.
Этьен Морис Фальконе, французский скульптор, прибыл в Санкт-Петербург по приглашению князя Голицына. Очень хорошо отзывались о мастере из Франции мыслители Дидро и Вольтер, а их мнению доверяла просвещённая императрица Екатерина II. На тот момент Фальконе уже исполнилось пятьдесят лет, но он всё ещё таил мечты о монументальном искусстве, хоть и работал на простом фарфоровом заводе.
В Северную столицу мастер приехал не один, а со своей помощницей Мари-Анн Колло, всего 17 лет от роду. Заключив 6 сентября 1766 года контракт, Фальконе согласился на относительно «скромный» гонорар, составивший 200 тысяч ливров, в то время как другие мастера требовали в два раза больше. По условиям контракта, скульптор должен был создать «конную статую колоссального размера». Только видение мастера шло вразрез с желаниями остальных.
Этьен Морис Фальконе отмёл все предложенные варианты, даже вариант статуи в виде фонтана Дидро, прибывшего в 1773 году в Санкт-Петербург. Автор «Медного всадника» писал, что не хотел изобразить царя ни в качестве победителя, ни в виде великого полководца, хотя, несомненно, он таковым являлся. Его Пётр I предстаёт как созидатель, законодатель и благодетель всей страны, поднявшись на вершину скалы, словно вознесённый над трудностями.
Упрямство Фальконе и его настойчивость поразили всех, особенно И. И. Бецкого, руководившего работами по сооружению скульптуры. Ему француз написал, что скульптор, приглашённый для исполнения такого мощного проекта, не должен лишаться способности думать собственной головой. В итоге своё мнение и свой проект Фальконе отстоял и приступил за его осуществление.
Три года работал мастер над проектом, трудясь в мастерской на территории бывшего Зимнего дворца императрицы Елизаветы. Споры разгорелись даже вокруг одежды императора: Фальконе наотрез отказывался изображать своего героя в римских императорских одеждах. В своём письме Дидро скульптор писал, что не намерен этого делать, так же, как не стал бы одевать Цезаря в русский кафтан.
Для работы над памятником Фальконе требовал, чтобы напротив окон его мастерской каждый день скакал на лошади гвардейский офицер, ставя её на дыбы. Такая процедура продолжалась порой по несколько часов в день! Отборных коней для этой цели брали из императорских конюшен, звали скакунов Каприз и Бриллиант. Лошадей орловской породы, встававших на дыбы, снова и снова зарисовывал скульптор.
Ученица Фальконе, Мари-Анн Колло, сделала немало работы над памятником: она создала верхнюю часть монумента, голову «Медного всадника». Перед этим свои эскизы трижды предлагал на рассмотрение Екатерине II сам мастер, но императрице они не нравились, и приходилось их переделывать. Вариант девушки пришёлся по душе Екатерине. За эту работу Мари-Анн даже приняли в Российскую Академию художеств и даровали пожизненную выплату в 10000 ливров.
Ещё несколько лет ушло на подготовку гипсовой модели «Всадника» в натуральную величину, которая была готова в 1778 году и продемонстрирована публике. Она вызвала разную реакцию у разных представителей: Дидро остался доволен, а вот императрица Екатерина приняла образ холодно. Она была раздражена тем, что скульптор Фальконе ослушался и не принял её вариант. Но памятник ещё предстояло как-то отлить.
За эту работу не брался решительно никто, такой сложной и невыполнимой она казалась. Наконец, из Франции прибыл литейщик. Посмотрев на объём и трудность выполнения, он назвал Фальконе сумасшедшим и сказал, что проект невыполним, так как подобных примеров нет в целом мире. Всё дело было в том, чтобы сохранить равновесие монумента: по расчётам автора, для этого передние стенки должны были быть тончайшими, не более сантиметра.
На такую работу согласился лишь один человек: Емельян Хайлов, литейщик, отливавший пушки. Три года два мастера отливали сплав, подбирая и делая пробы. Работа по отливке «Медного всадника» началась в 1774 году. Сложность этой технологии трудно переоценить. Вся конструкция монумента по задуманному проекту имела всего две точки опоры, и змея в этом не участвовала, вопреки многим предположениям.
Для того, чтобы сохранять устойчивость, задняя часть скульптуры должна была быть намного тяжелее передней. Хайлов получил приказ следить за заливкой, для которой приготовили 1350 пудов бронзы. Во время заливки в форму труба, по которой текла расплавленная бронза, лопнула, и раскалённый металл хлынул в мастерскую. Начался пожар, грозивший поглотить деревянное здание и годы труда. Хайлов, рискуя своей жизнью, бросился спасать форму.
Пока ошарашенный Фальконе, выскочив в испуге на улицу, метался с кучей рабочих, русский литейщик Хайлов ценой своей жизни обмотал форму, замазывая её глиной, собирая потёкшую бронзу, вливал её обратно. В итоге скульптура была спасена, а её погрешности впоследствии отполированы. Фальконе был тронут такой самоотверженностью и смелостью. Но работа усложнилась: пришлось дорастить дефектную часть с помощью гипсовых форм.
Когда работа была завершена и удалась вторая заливка памятника, Фальконе сделал памятную надпись в честь уникальной операции, написав на складке плаща Петра I: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Правда, он так и не упомянул о мастере-литейщике Хайлове. Но памятник нужно было ещё водрузить на постамент, в качестве которого скульптор видел огромную скалу в виде волны.
Долго искали подобную скалу, даже объявление в местной газете разместили. И она нашлась — благодаря крестьянину С. Вишнякову, получившему за это 100 рублей премии. Гранитная глыба находилась в местечке района Лахты, в 12 верстах от Петербурга. Когда-то в скалу попала молния, расколов её, и местные назвали её «Гром-камень». Возникла новая трудная задача: подходящую по параметрам глыбу предстояло перевезти.
Покрытый мхом Гром-камень засел на 4 метра вглубь земли, был покрыт мхом и весил около 2 тонн. Когда его извлекли и очистили, он полегчал на 600 кг, но сложностей с транспортировкой при этом не убавилось. Екатерина II назначила 7000 рублей награды тому, кто придумает, как перевезти скалу. Нашёлся смельчак, предложивший вариант, для которого пришлось вырубить лес и укрепить грунт.
С помощью рычагов исполинский валун погрузили на специальную платформу, опирающуюся на шары из меди. Шары катили по желобам, вырубленным в прорытой просеке и обитым медью. Сотни людей и в жару, и в холод по сантиметру передвигали глыбу по извилистой просеке, и это действо собирало множество зевак. Осколки отскакивали от камня, и их собирали люди из толпы, изготавливая себе из них памятные сувениры и набалдашники.
Это передвижение по суше продолжалось целый год, а потом глыбу везли по Финскому заливу на специально построенной для этого барже. Каменотёсы при этом обтёсывали камень, придавая ему форму. На Сенатскую площадь Гром-камень торжественно прибыл 23 сентября 1770 года, вызвав большой резонанс у петербуржцев. Но предстояло ещё установить на него колоссальный памятник.
К тому времени отношения между императорским дворцом и скульптором Фальконе испортились окончательно. Забрав с собой все эскизы и чертежи, а вместе с ними и свою талантливую помощницу Мари-Анн Колло, оскорблённый француз уехал домой. Памятник в 10 тонн поручили водрузить на скалу архитектору Ф. Г. Гордееву. И всё получилось! 7 августа 1782 года состоялось грандиозное открытие монумента, посвящённого Петру I.
На Сенатской площади собралась огромная толпа со всех концов Петербурга. Князь Голицын руководил военным парадом. Грянули пушки, и полотно, закрывающее памятник от посторонних глаз, упало. Взору собравшихся предстало великолепное творение — Пётр I в развевающемся плаще на скакуне, вставшем на дыбы на постаменте, похожем на огромную волну. Такова была задумка скульптора — изобразить государя, открывшего России выход к морю.
За всем происходящим наблюдала императрица Екатерина II, стоя на балконе Сената в короне и порфире. Специально по её указу на постаменте была начертана надпись, которая гласит: «Екатерина II Петру I». Таким образом государыня хотела подтвердить свою приверженность реформам и действиям Петра. Памятник «Медный всадник», получивший своё название благодаря поэме Пушкина, пережил и ветра, и страшные наводнения, и войны.
В 1812 году, когда Наполеон уже грозил вторгнуться в страну, император Александр I принял решение перевезти памятник в Вологду. Но некий капитан Батурин этому помешал. Прибыв к государю, он взволнованно рассказал о своём сне, который увидел накануне. Будто Пётр I вскакивает с постамента и устремляется на коне к Каменному острову, где находился Александр I. Грозно вопрошая его, до чего он довёл страну, Пётр говорит императору: «Пока я стою на своём месте, моему городу нечего опасаться!».
После этого рассказа Александр I передумал убирать памятник. И, как известно, ни один вражеский сапог, ни наполеоновца, ни фашиста, не ступил на территорию города. Когда наступила блокада Ленинграда, «Медного всадника» укрыли досками и брёвнами, обложили мешками с землёй и песком. После войны, сняв ограждения, обнаружили, что на груди Петра I нарисована мелом Звезда Героя Советского Союза…
В 1976 году памятник был проверен с помощью рентгена, и обнаружилось, что он имеет не три точки опоры, а всего две, змея у ног Петра в укреплении не участвует, так же, как и лошадиный хвост. Кроме этого, исследования показали, что памятник имеет достаточно прочный каркас, который прослужит ему ещё долго. Скульптура прекрасна в любое время года и вызывает лишь восхищение при взгляде на неё.
Изготовленный из бронзы «Медный всадник» — это одно из самых известных скульптурных произведений неоклассицизма. Его высота — 10,4 метра. Голова Петра вылеплена ученицей Фальконе Мари-Анн Колло, змея у ног императора сделана руками Фёдора Гордеева. По проекту Фальконе, Пётр I сидит на вздыбленном коне, вскочившем на исполинскую скалу, напоминающую морскую волну.
Хвост коня, пересекающийся с извивающейся змеёй, является не опорой, а балансиром. Памятник первому российскому императору Петру I изображает государя не только победителем и военачальником, но соиздателем и благодетелем своей страны и города. Такой уж был замысел мастера. По велению своего сердца он отказался изображать государя в римской тоге, а «одел» его в русскую длинную рубаху и развевающийся сзади плащ. Интересно и изображение седла.
Восседает русский государь не на богатом седле, а на медвежьей шкуре. Этим Фальконе показал, что Пётр приручил и обуздал дикость и безграмотность, а ещё «приблизил» императора к его народу. Змея у ног коня, им затоптанная, — ещё одна задумка скульптора, она отождествляет разгром иностранных врагов и побеждённое царём невежество. Вся фигура Петра I выражает уверенность, будто будущему его государства ничего не угрожает.
Рука императора вытянута вперёд, символизируя его покровительство всем землям России. Фальконе всё же внёс победную ноту в свой замысел, создав меч и лавровый венок, что отражает победы Петра I в Северной войне. Постамент из гранита, на который словно вскочил вздыбленный конь, символизирует и вершину взятой высоты, и преодоление всех препятствий, и морскую волну, как напоминание о морских победах и выводе страны к морю.
По проекту Фальконе, ограды у «Медного всадника» быть не должно. Это ещё одно напоминание о том, что государь близок к народу и не ограждается от него, заботясь о нуждах живущих в его стране. Но ограду всё же поставили, для защиты от вандалов. До наших дней она не сохранилась. И ещё один интересный момент — зрачки Петра I сделаны в форме сердец. Скульптор хотел показать, что государь смотрит на своё творение, город Санкт-Петербург, любящими глазами.
Одноимённое произведение А.С. Пушкина «Медный всадник» дало название памятнику Петру I. В сюжете описывается скульптура, которой грозит главный герой. После чего Медный всадник оживает, соскакивает на коне с постамента и гонится за героем. Упоминается памятник и в произведении Фёдора Достоевского «Подросток». В своём романе «Петербург» оживляет «Медного всадника» и Андрей Белый. А в фантастическом романе «Роза ветров» Пётр восседает на драконе.
Нашёл отражение монумент и в нумизматике. Изображён памятник «Медный всадник» на памятных монетах, выпущенных Госбанком России в 1990 году под названием «500-летие единого Русского государства». Также памятник Петру I можно увидеть на монете России 1994 года и монете СССР 1988 года, монете банка России 2003 года. В филателии монумент присутствует на марке Российской империи 1904 года.
Местонахождение памятника «Медный всадник» — Санкт-Петербург, Сенатская площадь. Ближайшая к монументу станция метро — «Адмиралтейская». Отсюда нужно пройти к Малой Морской улице, далее следовать до Исаакиевского собора, свернуть направо к Адмиралтейскому проспекту, а затем пройти через Александровский сад. Указатели, установленные там, покажут дорогу, ведущую прямо к памятнику.
Обсуждения