Александровская колонна — это один из самых известных и монументальных памятников Санкт-Петербурга в стиле ампир. Монумент располагается на Дворцовой площади в самом центре. Этот шедевр архитектурного искусства удачно дополняет общий знаковое строение Арки Главного штаба, который посвящён великой победе в Отечественной войне 1812 года. Александровская колонна считается гордостью и символом Санкт-Петербурга.
977 0 0 13 мин. на чтениеАлександрийский столп является олицетворением мощи и несокрушимости русской армии. Идея поставить памятник пришла Фридриху Вильгельму IV — он гостил в Петербурге и предложил Александру I возвести памятную колонну. С такой же идеей выступил Карл Росси — архитектор, построивший легендарное здание Главного штаба. Позднее, в 1829 году, уже Николай I объявил официальный конкурс на создание монумента.
На первом этапе конкурса император объявил о рассмотрении эскизов, монумент создавался в честь Александра I. Будущий создатель Александровской колонны Огюст Монферран разработал несколько проектов. Его первой идеей было предложение установки на площади гранитного обелиска высотой в 25 метров. Другой эскиз состоял из пьедестала, который украшен затейливыми барельефами Фёдора Толстого, с иллюстрациями событий Отечественной войны 1812 года.
На этом же барельефе Монферран предлагал разместить центральную фигуру всадника, перед которым летит двуглавый орёл, а замыкает шествие богиня победы. Другие эскизы демонстрировали неподходящие для данной тематики варианты — фигуры слонов, поддерживающих обелиск, различная египетская тематика. Первые проектные работы Огюста Монферрана не понравились императору и не были утверждены.
Монферрану было предложено создать монумент, аналогичный Вандомской колонне в Париже или колонне Траяна в Риме. Как отмечал архитектор, ему поручили объединить элементы античной культуры, которая отображена в Траяне, и одновременно учесть монументальность колонны Наполеона. Детали оформления и дополнения обелиска он должен был выбрать самостоятельно в соответствии со стилем памятника и событиями 1812 года.
Прообраз Александровской колонны был разработан, но варианты оформления рассматривались разные. Так, вместо ангела с крестом Монферран планировал установить сверху колонны памятник Александру Невскому или крест, обвитый змеёй. В результате Николай I утвердил один из проектов, остановившись на кресте с ангелом, и началась разработка технических моментов — выбор материала, строительство фундамента.
Для столь монументального памятника был выбран финский гранит — это было решение Монферрана, который предусмотрел материал изготовления в процессе создания проекта. Одна скала дала материал для вырубки самой колонны и камни для обустройства её фундамента — наиболее крупные из них весили более 400 тонн. Камни для обелиска вытёсывали в течение двух лет на Пютерлакской каменоломне — с 1830 по 1832 годы.
Там же работало более 250 каменотёсов, которыми руководил известный скульптор Самсон Суханов. При закладывании фундамента для установки готовой колонны строители откопали сваи — за 50 лет до происходящих событий на этом месте планировалась установка памятника Петру I архитектором Бартоломео Растрелли. Монферран предусмотрел все технические моменты — особенности установки массивного обелиска, устойчивый фундамент.
Наиболее сложным моментом оказалась перевозка готового изделия в Санкт-Петербург из Финляндии — колонна имена большой вес и огромные размеры. Для транспортировки монумента по воде был построен специальный бот «Святой Николай», грузоподъёмность которого составляла более 1000 тонн. Погрузкой колонны на его борт занимались 600 солдат, при этом монолит едва не утопили — удерживать массивное каменное изделие было сложно.
До места назначения «Святой Николай» с обелиском на борту буксировали два мощных парохода. Для прочности установки монолита применили инженерные разработки Августина Бетанкура. Проверенные бетанкуровские методы уже применялись в России — их опробовали при строительстве Исаакиевского собора, проект которого также разрабатывал Огюст Монферран. Для Александровского столпа использовали те же методы, что и для храма.
В 1829 году стартовали работы по обустройству фундамента — на первом этапе началось проведение геологической разведки. В процессе бурения грунта и многочисленных шурфов большой глубины возле центральной части площади рабочие обнаружили прочный песчаный пласт, который подходил в качестве надёжной «подушки» для будущего основания. В конце этого же года вырыли глубокий котлован.
В качестве опоры под каменную кладку решили обустроить порядка 1100 сосновых свай. Строители удивились — в котловане обнаружили 99 свай, забитых ранее, которые были полностью готовы к эксплуатации. Фундамент решили дополнить новыми сваями, оставив найденные на месте. В результате было забито 1259 сосновых столбов на глубину более пяти метров. После чего производили выравнивание по методике Августина Бетанкура.
Нулевой уровень получили интересным способом — котлован со сваями залили водой, после чего сравняли выступающие концы брёвен. Положенные поверх выравненных свай каменные блоки выравнивали с помощью тесовой кладки, которая имела поверхность брусчатки. После этого заложили памятную доску и шкатулку. Внутри находились монеты, отлитые в честь победы над французской армией в 1812 году.
Здесь закладку проводили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На основании расположили монолит весом порядка 400 тонн, который стал изножьем пьедестала. Памятник присоединяли к фундаменту с помощью особого раствора — в цемент подмешивали определённое количество водки и мыла, способ был ранее проверен при строительстве Исаакиевского собора.
Благодаря необычному способу сцепления монолит можно было передвигать до полной плотной усадки. В центре фундамента разместили смонтированную памятную шкатулку и закладную доску. Самой трудной задачей для строителей являлась установка колонны — необходимо было обеспечить максимальную устойчивость. Августин Бетанкур предложил конструкцию подъёмной системы из строительных лесов, блоков и специальных кабестанов.
Монолит подкатывали по наклонной поверхности к специальной платформе, после чего прикрепляли к ней. Затем постепенно поднимали тросы, которые заранее крепили в верхней части строительных лесов. Для работы потребовалось более 40 минут, манипуляции осуществляли 2500 рабочих. Николай I был настолько впечатлён процессом подъёма, что заявил о увековечивании имени Монферрана, создавшего колонну.
Отделочные работы продолжались более двух лет. Монумент достаточно долго подвергали шлифовке — финский гранит приобретает определённый блеск при идеально ровной поверхности. После чего колонну дополнительно полировали и устанавливали декор. Последним был водружён ангел с крестом — монумент приобрёл законченный вид. Тогда же он наводил страх на жителей Петербурга — многие боялись, что колонна упадёт.
11 сентября 1834 года памятник торжественно открыли. Церемония была многолюдной, Монферран отказывался от участия, но император настоял на его присутствии. На Дворцовой площади устроили настоящий праздник с возведением трибун для царской семьи и знатных гостей. Александровская колонна понравилась и полностью удовлетворила запросы Николая I, о чём он неоднократно сообщал архитектору.
Для изготовления фигуры ангела привлекли скульптора Бориса Орловского. Фигура имеет высоту порядка 5 метров, в одной руке ангел держит крест, другая простирается к небу. Изначально Монферран пожелал выполнить декор в позолоте, но из-за спешки при возведении монолита от этой идеи Николай I отказался. Пьедестал колонны оснащён изображениями всевидящего ока. Над окном располагаются лавровые ветви и двуглавые орлы.
Барельефы на монолите по праву считаются произведениями искусства. Один из них сделан в виде двух крылатых женских фигур, которые держат табличку с текстом «Александру I — благодарная Россия». Возле них расположены барельефы с изображением символики рек Висла и Неман. На других изображениях можно заметить проведение аналогий с фигурами Победы, Мира, Правосудия, Милосердия, Мудрости, Изобилия.
Оформлением проектов для барельефов занимался лично Монферран. По подготовленным чертежам в дальнейшем создавались формы для отливки фигур и эскизы для нанесения изображений. Обработку поверхности производили с учётом особенностей гранита. После нанесения всех барельефов полировку повторяли для каждого неровного участка монумента. В дальнейшем вокруг памятника установили металлическую ограду.
Александровская колонна считается самым большим по высоте обелиском в мире, который выполнен из цельного гранита. Памятник имеет общую высоту 47,5 метра, в том числе длина колонны составляет 25,6 м. Уникальность конструкции подразумевает отсутствие дополнительных опор — гранитный монумент стоит на постаменте только за счёт своей силы тяжести.
После возведения необычного и массивного монумента, он традиционно обрастал легендами и интересными историями. Например, боязнь людей длилась довольно долго — отсутствие опор в колонне создавало иллюзию отсутствия устойчивости. Огюст Монферран пытался развеять страхи горожан и часто гулял с собакой у подножия монумента. Слухи о падении колонны ходили вплоть до прихода советской власти.
После революции наступил период отрицания религии — ангел с крестом не вписывался в концепцию нового общества. Убирать скульптуру не стали, но в период проведения праздничных мероприятий ангела закрывали воздушными шарами. В 1930-е годы ходили слухи о том, что ангела заменят памятником Ленину. Но всё осталось на уровне домыслов — первоначальная скульптура так и осталась на вершине монолита.
Есть красивая легенда, привлекающая к монолиту брачующихся, — жених должен взять на руки невесту и обойти вокруг пьедестала. Сколько кругов сможет сделать с невестой на руках — столько детей у них родится в браке. Другое поверье гласит, что в основании колонны строители закопали ящик с элитным шампанским — якобы это позволяет монументу стоять нерушимо.
Во время Великой Отечественной войны памятник не смогли полностью замаскировать — верхняя часть осталась незащищённой. Все архитектурные памятники Санкт-Петербурга перед блокадой закрыли защитным слоем на две трети, со скульптурой на монументе подобные манипуляции не проводили. В результате ангел был повреждён осколками. Колонну неоднократно реставрировали — в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.
Ещё одна необычная легенда гласит, что Монферран предлагал Николаю I сделать винтовую лестницу внутри колонны, которая будет вести на вершину памятника. Якобы скульптор просил для проведения работ мужчину и мальчика, обещая сделать лестницу в течение 10 лет, но император отказался из-за боязни повреждения монолита. Но это всего лишь легенда — технически сделать подобное невозможно.
«Александрийский столп» — под этим названием упоминается монумент в одном из произведений Александра Сергеевича Пушкина — стихотворении «Памятник». Отсюда и пошло его второе название. Первая публикация стихотворения была показана Жуковскому, который предложил заменить название на «Наполеонов столб». В результате «Памятник» в первой публикации звучал по-другому.
Александровская колонна находится в самом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой площади. Способов добраться достаточно много — к услугам туристов представлены троллейбусы, автобусы, метро, такси и речные трамваи. Выбор зависит от места, с которого необходимо проложить маршрут. Добираться наземным транспортом необходимо до Дворцовой площади. Автомобилисты могут воспользоваться онлайн-картами.
Метрополитен предлагает разные варианты в зависимости от цвета ветки. По фиолетовой ветке метро необходимо добираться до станции «Адмиралтейская», после пройти около 300 метров на юго-запад до памятника. По зелёной ветке ближайшая к памятнику станция — «Гостиный двор», если ехать по синей линии — необходимо выходить на «Невском проспекте». Все остановки метро находятся в пешей доступности от Александровой колонны.
Обсуждения