Ливадийский дворец — жемчужина Южного берега Крыма, уникальный образец дворцовой архитектуры. Природа посёлка Ливадия, где расположен дворец, является прекрасным обрамлением для исторической постройки. Здание, созданное в последние годы правления династии Романовых, стало настоящей квинтэссенцией роскоши и изысканности. Итальянский стиль, в котором построен дворец, простой и одновременно монументальный, а внутренняя отделка поражает изяществом и богатством.
1 352 1 1 15 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 44.467903 северной широты, 34.14367 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Ялта, пгт Ливадия, ул. Батурина, 44а
Дата основания: XIX век
Архитектурный стиль: неоренессанс
Архитектор: Николай Краснов
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: http://xn----7sbfcibirdakblh1d6aj3h.xn--p1ai/
Ливадийский дворец имеет интересную и давнюю историю. В 1834 году Ливадия была никому не известной деревушкой на берегу Чёрного моря. Граф Лев Потоцкий, российский дворянин и дипломат, купил эту землю у генерала Теодосиса Ревелиотти, крупного крымского землевладельца. Потоцкий назвал купленную территорию Ливадией, что означает — «поляна, лужок». Он распорядился построить в деревне имение, для чего нанял архитектора Филиппа Эльсона.
Под руководством Эльсона был построен господский дом, были разбиты оранжерея и красивый ландшафтный парк. Находясь на дипломатической службе в Неаполе, Лев Потоцкий стал известным любителем древнего искусства и предметов антиквариата, которые страстно коллекционировал. Крымская резиденция Потоцкого напоминала небольшой музей, украшенный древнегреческими статуями, в рабочем кабинете графа экспонировалась выставка предметов из разрушенных землетрясением Помпеев.
Особую гордость Потоцкого представляли парк и оранжерея. Он лично руководил обустройством двора и подбором растений, заложив основу для красивейшего ландшафтного пространства. Садоводом был Э. Деллингер, в прошлом бывший главным садовником Императорского Никитского ботанического сада. Талант Деллингера заключался в умении сочетать местные, крымские растения с экзотическими — привезёнными из Азии и Америки.
Сад площадью в 40 гектаров был искусно разбит так, что извилистые тропинки замысловато изгибались и открывали потрясающие виды за каждым поворотом. Яркой деталью парка был фонтан «Нимфа» — образчик античного искусства, привезённый Потоцким из Италии. Фонтан был очень необычен — это был резной мраморный саркофаг, на крышке которого лежала скульптура нимфы, державшей в рукав кувшин.
Саркофаг сам по себе был изящным образчиком античного искусства, но особую ценность ему придавало то, что найден он был в разрушенных Помпеях в ходе раскопок. Учёные определили возраст саркофага в две тысячи лет. Так как вывозить эту древнюю ценность из Италии законом было запрещено, граф Потоцкий придумал необычный способ — саркофаг был разбит на куски. Отдельные части его были вывезены в Россию и склеены воедино вновь.
Фонтан украшал Ливадийский парк почти 100 лет, однако в годы Второй мировой войны пропал без следа. Граф Потоцкий заботился о своём имении вплоть до самой своей смерти в 1860 году. После этого имение графа было выкуплено казной Российской империи и в 1861 году было отдано под летнюю резиденцию для императора Александра II. Под руководством архитектора Ипполита Монигетти дом графа Потоцкого перестроили.
Кроме того, были построены Малый дворец (или Дворец наследника), Свитский дом, церковь Крестовоздвижения, кухонные строения. Всего на территории резиденции было выстроено около 70 построек для обслуживания царского семейства. Романовы охотно ездили отдыхать в Ливадию — отдых в Крыму стал популярен среди дворян, особенно хорошо целебный крымский воздух и солнце действовали на императрицу Марию Александровну, страдавшую туберкулёзом.
В 1871 году архитектором имения стал Альфонс Венсан, при котором резиденция продолжала строиться: были возведены дача «Эриклик», Рущукская колонна, храм Вознесения. В 1881 году, после смерти Александра II, имение перешло к Александру III. Романовы продолжали использовать дворец в Ливадии в качестве летней резиденции вплоть до 1894 года, когда Александр III скончался в Малом дворце. В ливадийском храме Крестовоздвижения принял присягу новый государь — Николай ΙΙ.
1911 год ознаменовался для Ливадии новой стройкой — Николай ΙΙ велел главному архитектору Ялты Николаю Краснову выстроить новый Белый дворец на месте снесённого Большого дворца. В последующие семь лет на территории имения были выстроены дворец барона Фредерикса, Пажеский корпус и другие постройки. В 1917 году в Россию пришла Революция, и через год в Ливадии была установлена советская власть. Для дворцового комплекса настали тяжёлые времена — дворцы были разграблены в Гражданскую войну.
С 1925 года Ливадия получила передышку, превратившись в советский санаторий для трудящихся. Но Великая Отечественная война опять ввергла имение в разруху и запустение. Конец войны ознаменовался для Ливадии историческим событием — здесь проходила знаменитая Ялтинская конференция. С этих пор дворцовый комплекс начал новую жизнь. В следующие 10 лет здравница была восстановлена, а в 1974 году дворец был открыт для туристов. Ливадия вновь стала роскошным и популярным курортом.
Сегодня Ливадийский дворец и парк — это памятники исторического, архитектурного и садового искусства. Несмотря на то что Белый дворец был построен всего за полтора года, он является образцом стиля Итальянского возрождения. Для строения был использован белый инкерманский известняк, что придало дворцу нарядности и воздушности. Постройка в форме прямоугольника с сердцевиной в виде итальянского дворика выглядит цельно и компактно, несмотря на размеры — 2500 м².
Разновеликая этажность здания, большие окна, колоннада балкона и рельефные детали делают архитектуру дворца очень выразительной. Архитектор Краснов с большим художественным вкусом и тактом спроектировал это великолепное здание, решив параллельно множество сложных технических вопросов за короткий срок постройки. Удивительно, но за 17 месяцев дворец был построен полностью в буквальном смысле слова: с центральным отоплением, вентиляцией, лифтом и электрическим освещением.
Для обеспечения электричеством рядом была установлена электростанция. Фундамент здания заглублён в землю на семь метров, а стены дворца покрыты раствором флюата, чтобы белый известняк не темнел со временем. Учитывая всё это, дворцовый комплекс был не только образцом эклектики в результате смешения модерна и исторического стиля. Для своего времени это был образчик всех передовых технологий строительства. При этом здание удивительным образом вписано в окружающий гористый ландшафт.
Окружает дворец Ливадийский парк — ещё одно чудо дворцового комплекса. Парк разбит на склоне горы Могаби, площадь его более 40 га. В парке растёт множество редких деревьев и растений, привезённых сюда ещё создателем парка — Львом Полоцким. Здесь растут кедры ливанский и итальянский, лавровишни, пицундские и крымские сосны, гигантские секвойядендроны и многие другие экзотические растения. Помимо растительных экспонатов, парк украшают и архитектурные достопримечательности.
Повсюду на территории парка разбросаны беседки, смотровые площадки и уютные уголки, где можно насладиться красотой окружающих видов. Каждая беседка имеет своё название: Турецкая, Розовая и Царская. Особенно красива галерея длиной 80 м, вся увитая виноградными лозами, глициниями и вьющейся розой. Она выполнена в итальянском стиле (её ещё называют перголой) выходит на площадку, усаженную по периметру шиповником с фонтаном в центре.
В парке несколько фонтанов, один из которых привлекает особое внимание. Так, фонтан «Ливадия», сохранившийся ещё со времён графа Потоцкого и выполненный из белого мрамора, помнит всех императоров династии Романовых, прогуливавшихся по Ливадийскому парку. Фонтан украшен надписью на арабской вязи, а в центре стелы прикреплена голова барана из бронзы. В давние времена изо рта барана в мраморную чашу струилась вода, освежая путников в летнюю жару.
Ещё одна достопримечательность резиденции — Солнечная, или Царская тропа. Эта тропа была проложена по приказу государя Николая II, чтобы соединить дворец с мысом Ай-Тодор. Протяжённость маршрута — более 6000 м, вдоль тропы растёт дубово-грабовый лес, а по пути можно встретить скульптуры, экзотические растения и площадки со скамейками для отдыха. Несмотря на гористую местность, тропа проложена полого, гулять по ней в тени деревьев легко и приятно, что и любил делать император Николай II.
Крестовоздвиженский храм является частью дворцового комплекса, он был домовой церковью царской семьи. Византийский стиль, в котором выполнен храм, отличается изяществом, внутри же он украшен беломраморным резным иконостасом. Богатства отделке храма добавляют два аналоя из орехового дерева, ажурные бронзовые царские врата и двери, ведущие в алтарь. Рядом с храмом построена звонница, украшенная каменной резьбой, где установлено шесть колоколов.
Сегодня в стенах Пажеского корпуса, расположенного на территории Ливадийского дворца, находятся спальные палаты санатория «Ливадия». Однако изначально здание было построено для многочисленной свиты царской семьи, приезжавшей в Ливадию на летний отдых. В советское время Пажеский, или Свитский корпус отдали под пансионат для беспризорников, а потом под санаторий. Ещё один интересный экспонат Ливадийского дворцово-паркового комплекса — Рущукская колонна.
Это бесценный трофей, сохранившийся со времён Русско-турецкой войны 1877—1888 годов. Колонна была захвачена в ходе штурма крепости Рущук, став символом победы в бою. Рущукская колонна находится возле звонницы, вся поверхность колонны покрыта арабскими и турецкими письменами. Текст, высеченный на колонне, — древние стихи, воспевающие султана Махмуда II. Остались и подписи мастеров-резчиков по камню. Это один из немногих экспонатов того времени, имеющих прекрасную сохранность.
Всего в Белом дворце более 100 помещений, в которых сегодня находится музей. На первом этаже расположены торжественные залы, первый из которых — оформленный в стиле итальянского возрождения вестибюль. Мраморные колонны с кремовыми прожилками, высокие потолки с лепниной сразу поражают туристов, входящих через тяжёлые дубовые двери. Сегодня в вестибюле стоит круглый стол, за которым сидели участники Ялтинской конференции.
Из вестибюля путь ведёт в Парадную столовую — через её большие арочные окна солнечный свет заливает всё помещение. Лепнина с растительным орнаментом украшает потолки и стены, в зале стоит изящная статуя древнегреческой богини Пенелопы. Статуя была подарена императрице Марии Александровне — бабушке Николая II. Именно в этом зале, возле мраморного камина в 1945 году проходила Ялтинская конференция, в ходе которой решалась судьба Европы.
Следующий зал — Парадная ожидательная, которая отделана деревом орехового цвета. Деревянные панели обрамляют камин из серо-зелёного мрамора, а потолок украшен огромной люстрой муранского стекла, напоминающей невиданный экзотический цветок. Здесь была приёмная президента Рузвельта, о чём и повествует экспозиция. В смежном зале располагается бильярдная, которая в ходе конференции использовалась для подписания документов.
Из залов первого этажа ведёт выход во внутренний итальянский дворик, где была сделана знаменитая фотография лидеров «большой тройки» — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. На втором этаже Белого дворца, в личных покоях династии Романовых, размещена экспозиция, посвящённая Николаю II и его семье. Просторный светлый кабинет императора довольно просто отделан в стиле модерн. На стене висит ковёр ручной работы, изображающий императорскую чету и цесаревича Алексея.
Из будуара императрицы, изящно отделанного ореховым деревом, путь ведёт в опочивальню царской четы. На стенах спальни висят фотографии, иконы и картины, принадлежавшие императорской семье. Большие двустворчатые двери ведут на широкий балкон, откуда открывается захватывающая панорама на море. На этом балконе царская семья пила по вечерам чай и любовалась видами. В обеденной, куда ведёт выход из спальни, экспонируется сервиз, которым сервировали стол Романовых.
Дети царской семьи получали образование в библиотеке и учебной комнате. Библиотека обставлена в классическом стиле — главным её украшением являются большие шкафы для книг, протянувшиеся вдоль периметра помещения. Классная комната обставлена венской мебелью, в ней сам архитектор Н. Краснов, создатель дворца, преподавал великим княжнам уроки рисования. В экспозиции можно увидеть акварели Краснова, рисунки и письма императорской семьи.
Поражает мастерство, с которым архитектор Н. Краснов провёл отделку внутренних помещений Белого дворца. Разнообразие стилей и материалов, которые он использовал в ходе оформления интерьеров, впечатляет посетителей и сегодня. Кованые элементы, натуральные камни и дерево, витражи из цветного стекла, майолика применены с большим вкусом, не перегружая интерьер деталями и цветом. Мебель, фотографии и картины позволяют ощутить традиции и быт последней императорской семьи.
Для туристов, желающих посетить Ливадийский дворцово-парковый комплекс, режим посещения таков: с понедельника по воскресенье, без выходных. Сам Белый дворец открыт для экскурсий с 10:00 до 19:00. На сегодняшний день во дворце представлено несколько экспозиций, повествующих об истории комплекса и неразрывно связанной с ним судьбой Романовых. Выставка «Романовы в Ливадии» подробно рассказывает о жизни императорского семейства в Крыму.
Также можно посетить выставку «Ялтинская конференция — 1945», в рамках которой можно увидеть обстановку кабинетов и личные вещи участников крымской конференции. Эти экспозиции действуют постоянно. Помимо них, круглый год на территории Ливадийского дворца организуются тематические выставки о жизни венценосной семьи, архитекторов-создателей имения и других исторических личностей, сыгравших значительную роль в истории России и Ливадии.
Знали цари, где дворцы строить. Ялта, она и есть Ялта. Был в Ливадийском дворце на экскурсии, красота неописуемая.