Петропавловская крепость — памятник архитектуры, имеющий уникальное военное и историческое значение для России. Находится на Заячьем острове между огибающей его рекой Нева, устремляющей свои воды к Балтийскому морю. Созданная как цитадель, переделанная в административный центр и, наконец, ставшая самой страшной тюрьмой, крепость является началом истории славного Санкт-Петербурга.
26 281 0 1 24 мин. на чтениеПетропавловская крепость целиком и полностью является детищем Петра I. Место для будущей оборонительной цитадели правитель выбрал сам, объезжая невскую дельту с её островами после взятия им шведской крепости Ниеншанц. Земли эти были отвоёваны в результате Северной войны со Швецией, и их нужно было защитить — было необходимо построить здесь новое русское укрепление. Пётр I обратил своё внимание на удобно расположенный остров.
Тот находился близко к морю, защищённый вокруг рекой Невой и топкими болотами, окружавшими с юга. Название острова с переводе со шведского означало «Веселый», а с финского — «Заячий». Остров как никакой другой подходил для строительства здесь оборонительной крепости. К тому же, Петру I явился знак, который он принял за божье благословение. Это событие стало легендой, которая передавалась из уст в уста.
Как только русские корабли пристали к берегам Енисари («Заячьего острова»), в небе появился огромный орёл. Он начал парить и кружить над кораблями. Царственная птица была воспринята российским государем как хороший знак. Выйдя на берег, Пётр тут же вырезал две полоски дёрна. Он сложил их крестом и сказал: «Во имя Иисуса Христа на месте сём будет стоять церковь в честь верховных апостолов Петра и Павла».
Так и началось строительство крепости. Шло оно в спешке, строители опасались нападения врагов-шведов. Оборонительная цитадель должна была при первом же появлении вражеских кораблей помочь дать им отпор. Поэтому в проектировании задуманной крепости Пётр I принимал активное участие. Кроме того, для этой цели был специально завербован князем Григорием Долгоруким из Польши инженер Жозеф Ламбер.
Как писали тогда современники, «сам Его Величество сочинил чертёж оной крепости». Как бы там ни было, совместно с Ламбером была начерчена схема для строительства крепости на острове. Она представляла собой шестиугольник с шестью укреплёнными бастионами, соединёнными куртинами — стенами. Задействовался каждый метр береговой линии острова, чтобы неприятельский десант не мог высадиться на сушу.
Позже инженер-проектировщик Ламбер сбежал в Европу, а его сменил другой иностранец — Доменико Трезини. В этом кроется причина того, что Петропавловский собор — главная ценность всего архитектурного комплекса крепости — выглядит весьма по-западному и вместо купола имеет длинный шпиль. После строительства собора он стал самым длинным и высоким строением на Руси и по сей день является самым высоким зданием города.
А Петропавловская крепость стала первой русской крепостью бастионного типа. Её возведение обошлось без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей, которые посмели бы сюда подойти. Одновременно с крепостью строился и собор, который сначала был деревянным, как и большинство храмов в те времена, а затем был переделан в камне. Когда столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, возник обычай хоронить царственных особ именно здесь.
Вместо Архангельского собора Московского Кремля в Петропавловском соборе устроили усыпальницу. Со временем потребовалось строительство новой усыпальницы, названной Великокняжеской, когда к концу ХIХ века здесь вмещалось уже 46 захоронений. Высота в 122 метра, которую составляла колокольня Петропавловского собора, была самой высокой точкой Санкт-Петербурга. В разные времена в него ударяли молнии, пока не был построен громоотвод.
Любопытный факт: из-за очередного сильного удара молнии шпиль накренился, и необходимо было исправить архитектурный памятник. Вызвался исполнить такую сложную задачу один человек родом из Ярославля по имени Пётр Телушкин. Позже его назвали «отцом промышленного альпинизма». Мастер в течение шести недель поднимался по верёвочной лестнице, без лесов, на самый верх и там ремонтировал шпиль и парящего на нём ангела.
Но вернёмся к строительству Петропавловской крепости. Несмотря на спешку, продвигалось оно тяжело и довольно медленно. Чтобы ускорить процесс, Пётр I лично руководил работами. В строительство гранитных стен крепостных бастионов, количество которых составляет шесть, вкладывали свои денежные средства сподвижники государя, поэтому каждый бастион носит имя приближённых Петра Великого.
Кроме Государева бастиона, здесь расположены: Нарышкин бастион, Меншиков, Трубецкой, Головкин и бастион Зотов. В наши дни наиболее популярен Нарышкин, ведь каждый день ровно в полдень раздаётся выстрел пушки, находящейся на его территории. Руководил процессом строительства швейцарский инженер и архитектор Доменико Трезини, а работало здесь множество людей самых разных мастей и званий.
Кого только не присутствовало при возведении Петропавловской крепости! Русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, пригнанные сюда со всех уголков необъятной России, а также заключённые и каторжане, отбывавшие на стройке свой срок. Условия труда были нечеловеческими и очень тяжёлыми: часто вспыхивали эпидемии, царили голод и холод. Можно лишь догадываться, сколько людей сложили здесь свои жизни.
Грамотная военная задумка Петра Великого осуществилась: 27 мая 1703 года стало днём основания Петропавловской крепости и также датой основания города Санкт-Петербурга. Стены бастиона высотой в 12 метров были изначально деревянными, а затем каменными. Ширина крепостных стен поражает: 20 метров! К тому же, они были под защитой 60 пушек, находящихся на каждом бастионе. Парадокс заключался в том, что стрелять им суждено было лишь в мирных целях.
Сегодня каждый помнит слова великого классика А. Пушкина: «Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно». Петропавловская крепость стала лучшим для своего времени образцом военно-инженерного искусства, где были внедрены самые последние достижения западноевропейской фортификации. Ни один вражеский корабль не мог подойти к ней на расстояние пушечного выстрела.
Орудия, находящиеся на бастионах, держали под контролем весь фарватер Невы. Канал, прорытый внутри крепости, позволял неограниченно пользоваться питьевой водой. Защиту с суши обеспечивали земляной ров и насыпи. С 1706 года стены оделись в камень. Позже, уже во время правления Екатерины Великой, поверхности их, обращённые к Неве, были облицованы гранитом. Кроме оборонительного, бастион имел и большое политическое значение.
Петропавловская крепость стала символом утверждения и укрепления России на Балтийском море. Это показывало её статус великой морской державы. Главное сооружение крепости составляла церковь имени святых апостолов Петра и Павла. Также в крепости расположились здания Сената и Синода, казначейства, складов и казарм, тут была даже аптека. Но военное значение она всё же утратила.
Поскольку по очередному указу Петра I была построена ещё одна крепость под названием Кроншлот, переименованная в 1723 году в Кронштадт, которая расположилась на острове Котлин, был надёжно и полностью перекрыт подступ к начавшемуся строительству города Санкт-Петербурга. В итоге Петропавловская крепость так и не приняла ни один бой, ни единого сражения не прошло у её стен.
Государственная политическая тюрьма — вот чем стала цитадель, утратившая своё военное значение. Крепость называли «русской Бастилией», в стенах и крепостных казематах которой томились и подвергались пыткам заключённые. В их числе пребывали политические преступники, в разные годы их составляли и декабристы, и народовольцы, и литераторы, и казнокрады. В числе первых заточённых был и сын самого Петра I.
Наследник великого государя, его старший отпрыск Алексей Петрович был обвинён в измене родине. Хитростью его выманили из Австрии и препроводили в холодные тюремные стены подземелья Петропавловской крепости. После жестоких пыток наследник отрёкся от своего престола и вскоре тут же умер. Также в тюрьме побывали многие декабристы. В числе знаменитых узников и писатели: Фёдор Достоевский, братья Бестужевы, Николай Чернышевский…
Необычная история произошла с заточением сюда княжны Таракановой. Представившись дочерью и законной наследницей императрицы Елизаветы, она прибыла из Италии и заявила свои права на престол. Фаворит правящей тогда Екатерины Алексей Орлов обманом выманил княжну в Россию. Та влюбилась в Орлова и отправилась с ним на корабль, где была арестована и по прибытии в Россию заключена в тюремные застенки Петропавловской крепости.
Пробыв там всего несколько месяцев, молодая красавица княжна Тараканова умерла и по слухам была похоронена под стенами Трубецкого бастиона. Здесь же видят печальный призрак девушки, который является посетителям крепости и плачет, стоя у стены. Неподалёку от тюрьмы находится и место казни заключённых декабристов — зачинщиков бунта. Здесь установлен девятиметровый обелиск, где в профиль изображены на барельефе пять восставших дворян.
Политической тюрьмой Петропавловская крепость оставалась в течение двухсот лет. С 1924 года она является музеем. Но год спустя по решению Ленсовета цитадель едва не разрушили ради строительства стадиона. Сегодня на её территории располагаются различные выставки и экспозиции, представленные Музеем истории Петербурга, частью которого она является. Петропавловская крепость провозглашена историко-культурным заповедником.
Петропавловская крепость являет собой яркий архитектурный памятник, история которого переплетается с историей Северной столицы государства. Со строительства этой цитадели, начатого с лёгкой руки первого императора Петра Великого, берёт исток возникновение «Северной Пальмиры». Весь крепостной комплекс включает сразу несколько стилей, начиная петровским барокко и заканчивая неоклассицизмом.
Кроме стен и бастионов, здесь с 1704 года начали появляться собор святых Петра и Павла, лютеранская церковь святой Анны, здания Сената и Монетный двор, Ботный дом и другие сооружения. В их строительстве участвовали многие выдающиеся инженеры и архитекторы своей эпохи: Жозеф Ламбер де Герен, Кирштенштейн, Бауэр и Томилов, а также Журавский, Львов, Доменико Трезини.
По проекту последнего ещё в 1707—1708 гг. были перестроены и спроектированы Петровские ворота, которые приобрели вид триумфальной арки. Ворота служили при Петре I парадным входом в крепость. К ним можно попасть, сначала через Кронверкский проток и Иоанновский мост и потом через Иоанновские ворота. Триумфальное сооружение Петровских ворот, дошедшее до наших дней с начала XVIII века, уникально.
Его украшает резное панно, выполненное из дерева, на котором изображена библейская сцена «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». Это символичное упоминание о победе России над Швецией, одержанной в Северной войне. По бокам в воротных нишах стоят женские мифические фигуры, олицетворяющие таланты Петра I в войне и устройстве государства. Венчает арку впечатляющая фигура свинцового двуглавого орла весом в 1069 кг.
Через Петровские ворота можно попасть на большую территорию с находящимися здесь казематами, двухэтажными камерами для хранения орудий, где слева виднеется Государев бастион. Он имеет аппарель для поднятия пушек. Тут же, внутри, старинные постройки: слева — Инженерный дом, где сейчас располагается Музей старого Петербурга. Справа стоит здание артиллерийского склада.
Пройдя через главный парадный вход в Петропавловскую крепость со стороны реки — Невские ворота, посетители могут прийти на облечённую в гранит Комендантскую пристань. Отсюда открывается великолепный вид на Неву. Это то место, где каждой весной открывалась речная навигация, причём для этого существовал особый ритуал. Производился выстрел из пушки, после которого комендант крепости переправлялся на другой берег.
Там, на противоположном берегу Невы, его ожидал царь. Комендант торжественно вручал государю серебряный кубок, полный водой из Невы. Царь выплёскивал речную воду и наполнял кубок серебряными монетами. Комендант, выйдя из Зимнего дворца, взмахивал платком, что служило сигналом для пушечного выстрела. После этого и открывалась навигация на реке Неве.
Комендантская пристань известна и тем, что именно отсюда отправляли на смертную казнь заключённых, из-за этого Невские ворота называли Воротами смерти. Но сейчас пристань наполнена прогулочными катерами, в солнечные дни здесь нежатся отдыхающие, а зимой купаются «моржи». Комендантская набережная также открывает необыкновенно красивый вид на здания Петербурга: Адмиралтейство, Сенат и Синод, Дворцовую набережную.
Нарышкин бастион — хранитель старинной петербургской традиции. Именно отсюда каждый день ровно в полдень раздаётся пушечный выстрел, производимый из вестовой пушки. Можно проверять по выстрелу точность своих часов, что и делают горожане. Здесь расположена Флажная башня, на которой поднимали флаг крепости и хранили ключи от неё. Ранее тут был устроен павильон, где располагалась для отдыха императрица Анна Иоанновна.
Перед Невскими воротами расположено интересное здание. Это бывшая гауптвахта, а ныне — дирекция музея-заповедника. Рядом располагается памятник Петру I, отлитый из бронзы, который можно назвать весьма оригинальным. Это подарок ленинградского скульптора М. Шемякина, который намеренно изобразил государя с неправильными пропорциями для отражения его противоречий: с чересчур длинными руками и маленькой головой.
Комендантский дом находится неподалёку и представляет собой двухэтажное здание, где располагалась служебная квартира коменданта крепости. Здесь часто проходили допросы заключённых и судебные процессы над узниками. В 1826 году тут проводил работу следственный комитет, рассматривающий дела декабристов, и в память об этом сохранился мемориальный зал. Всего в крепости было 19 комендантов.
Восточная стена Петропавловского собора хранит Комендантское кладбище, где в разное время были похоронены скончавшиеся на посту коменданты. Эта должность была в почёте и давалась лишь самым доверенным генералам. Работали они в этой должности часто пожизненно. Сейчас в Комендантском доме расположен интереснейший музей, где можно увидеть дореволюционную жизнь горожан: их быт, торговлю, банковское дело.
Петропавловский собор — великолепный памятник архитектуры XVIII века, хорошо сохранившийся до наших дней, первоначальное сооружение, ещё в 1703 году построенное на месте заложения крепости. Только сначала церковь была из дерева, а спустя 10 лет по проекту Трезини исполнена в камне. Иностранный архитектор так увлёкся дерзкими проектами Петра I, что вместо запланированного года своей работы остался надолго.
Позднее царь пожелал высокую колокольню со шпилем. Он хотел использовать её в качестве смотровой площадки, откуда можно было бы рассмотреть приближающиеся корабли шведов. Принимая иностранных гостей, Пётр I лично поднимался с ними на эту колокольню, стоящую в лесах, и показывал им строящийся город Санкт-Петербург. Панорама, открывающаяся отсюда, вызывала оглушительный эффект.
Шпиль колокольни венчает фигура с ангелом, держащим крест, который должен был оберегать новый город от всех бед. Золочёная фигура ангела появилась по замыслу Доменико Трезини. Интересный факт: нынешний ангел — уже четвёртый за историю колокольни. Первый был уничтожен ударом молнии спустя 30 лет после водружения, сгорел вместе с деревянным шпилем. У второго сильнейшим ветром оторвало крылья.
Третий ангел, установленный в 1778 году, сильно вращался у подножия креста и был похож на флюгер. Нынешняя фигура трёхметровой высоты увенчала шпиль в ХIХ веке после проведённой реконструкции. Пётр I не дожил до открытия Петропавловского собора, ведь отделка его завершилась лишь в 1733 году. Освящала собор в День святых апостолов Петра и Павла уже преемница царя, императрица Анна Иоанновна.
Главенствующее здание Петропавловского собора — самое высокое здание Петербурга, выше которого только телевышка. На его стене находятся часы-куранты. Путешествуя по Европе, Пётр Великий увидел подобные на некоторых европейских храмах и пожелал себе такие же. Куранты исполняют гимн «Боже, царя храни», который в советские годы заменяли на гимн СССР. Собор является образцом раннего русского барокко, ярко выделяясь на фоне крепости.
Проект архитектора Виста в XVIII — начале XIX вв. по созданию Ботного дома впустил на территорию цитадели классицизм. В этом же стиле выполнен архитектором Антонио Порто и Монетный двор, крупнейший в мире, где чеканились монеты, ордена, знамёна из цветных металлов и сплавов. Он находится тут же, на территории крепости, и является одним из самых старинных предприятий Петербурга. Контролируется объект Гознаком.
Классицизм со временем сменился эклектикой, соединяющей в себе элементы разных традиций. В таком стиле выполнен комплекс зданий для архивов Военного министерства. В начале XX века были построены Главная гауптвахта, Церковный дом и Великокняжеская усыпальница, которые отразили в себе неоклассическое архитектурное решение. Абсолютно каждое сооружение Петропавловской крепости заслуживает изучения и внимания, ведь это история, запечатлённая в камне.
Зайдя в Петропавловский собор, посетители могут ощутить сильное влияние итальянской и североевропейской архитектуры. У собора только один купол, а внутреннее убранство пышно и торжественно. Расположенные под сводами 18 картин изображают евангельские сюжеты — очередное новшество, привнесённое Петром I. В интерьере чувствуется роскошь: массивные колонны под мрамор, лепка и трофейные знамёна.
Необычен и деревянный иконостас, сделанный в форме триумфальной арки. На нём расположено множество скульптур и резных элементов, а в центре — царские врата и фигуры апостолов по бокам. Две большие иконы Богоматери с младенцем, имеющей в лике сходство с женой Петра Екатериной I, и Иисуса в одежде патриарха. Интерьер богат и выполнен в золоте, с резными позолоченными кафедрами и обитым бархатом царским помостом.
Именно Пётр Великий задумал устроить в соборе усыпальницу. Это началось с могилы умершей в двухлетнем возрасте дочери Петра. Себе царь ещё при жизни выбрал место у иконостаса, где и находится теперь его могила. Последним здесь торжественно захоронили останки последнего российского императора Николая II и его семьи, расстрелянных ещё в 1918 году. По завещанию его матери были перенесены сюда и её останки.
Петропавловская крепость, расположенная на Заячьем острове, работает с 10:00 до 21:00. Крепостная территория доступна для посещения абсолютно бесплатно, но вход на отдельные достопримечательности платный, у каждой из них свой режимы работы. По средам не работают Петропавловский собор и выставочные экспозиции. Их перечень можно увидеть на афишах по ходу следования. Во многих сооружениях крепости проходит множество выставок каждый день.
Посетить Алексеевский равелин обязательно стоит для осмотра зданий и знакомства с трагической судьбой несчастных узников, томившихся в их стенах, в частности в «Секретном доме». Далее, осмотрев внушительные сооружения Монетного двора, туристы могут ознакомиться со знаменитым Трубецким бастионом, где находится тюрьма. Тут представлена интереснейшая историческая экспозиция, которой стоит уделить время.
Далее по дороге к Нарышкиному бастиону будет Каретник — здание бывших комендантских конюшен. Обязательно нужно осмотреть восковую фигуру Палача, стоящего на эшафоте, с которой все фотографируются. В Каретнике расположена постоянная экспозиция Музея средневековых пыток. На Нарышкином бастионе непременно сверим часы, услыша ровно в полдень оглушительный выстрел из пушки.
Далее можно прогуляться по «Улице времени», где сохранена уличная обстановка минувших столетий. Реконструированные жилые дома показывают прошлый быт и жизнь горожан и позволяют переместиться на несколько веков назад. Осмотрев достопримечательности Нарышкина бастиона, гости могут проследовать к памятнику Петру I и увидеть великолепную колокольню Петропавловского собора.
У Соборной площади расположен Ботный домик, где можно купить билеты на все интересующие объекты, будь то колокольня, Великокняжеская усыпальница или Комендантский дом. Пройдя к Петровским воротам, ы можете полюбоваться их оформлением, отметить огромную статую двуглавого орла весом более тонны и пройти на выставку стекла и фарфора, проходящую в левом крыле Петровской куртины. Далее следует Иоанновский равелин.
Здесь расположен уникальный Музей космонавтики и ракетных двигателей. Дело в том, что в 1930-е годы на этом самом месте располагались отделы мастерских Газодинамической лаборатории: тогда проводились первые испытания электротермического ракетного двигателя. А ценители прошлого времени будут в восторге от постоянной выставки мебели прошлых веков, проходящей в Никольской куртине.
Доехать сюда легко, ведь это важная достопримечательность города. На общественном транспорте можно добраться на автобусах №10, №191, №46 или №49, троллейбусе №7, трамваях №6, №40, №3. Удобно доехать сюда и на метро, необходимо выйти на станциях метро «Спортивная» или «Горьковская» и немного пройтись пешком. Лучше посвятить знакомству с историческим центром города и Петропавловской крепостью весь день.
щйМф