Михайловский дворец

Россия, Санкт-Петербург

Михайловский дворец – один из памятников российской архитектуры, расположенный в центре Санкт-Петербурга. Дворец выполнен в лучших традициях позднего классицизма. В настоящее время служит главным зданием Государственного Русского музея. В нем собрана огромная коллекция образцов русского искусства и ремесла, которые представляют культурное наследие нашей страны.

Характеристики Михайловского дворца

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 59.938763 северной широты, 30.332261 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4

Дата основания: 1819 год

Архитектурный стиль: русский ампир

Архитектор: Карл Росси

Основатель: Александр I

Состояние: музейный комплекс

Официальный сайт: http://www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-palace/

Местное время:23:55
Погода:21 °CясноОщущается как: 21 °C
Давление: 763 мм рт.ст.Влажность: 78%Ветер: 2 м/c

История Михайловского дворца

Идея строительства новой резиденции, которая покорила бы правителей других стран своим великолепием, возникла в 1798 году. Тогда у императора Павла I родился сын и будущий наследник Михаил. Павел I поручил откладывать деньги на возведение замка, однако ему не довелось увидеть воплощение его идеи. В 1801 году императора убили в ходе дворцовых переворотов, а его замыслом занялся его старший сын Александр I.

Строительство замка началось, когда Михаилу исполнился 21 год. Для реализации императорских задумок был приглашен известный архитектор Карл Росси, который в ту пору славился своим талантом. Разработка и обсуждение проекта велись несколько лет. Была даже создана специальная комиссия, курировавшая основные вопросы, в том числе и местоположение будущей княжеской резиденции.

Карл Росси подготовил проект будущего архитектурного ансамбля, в центре которого был дворец, а вокруг хозяйственные постройки и просторный сад. По проекту начались строительные работы, которые велись только в теплое время года и в хорошую погоду. Считалось, что это позволит сделать стены и фундамент здания более прочными. Главный корпус будущей резиденции был возведен в 1820 году, а спустя 2 года строительные работы были завершены.

В 1823 году начались работы над отделкой и благоустройством прилегающей территории, для которых комиссия тщательно отбирала лучших архитекторов, мастеров и декораторов. Специалистов выбирали на основе конкурсов. Среди мастеров, приложивших руку к будущей княжеской резиденции, отдельно стоит отметить Адама Менеласа, который занимался реконструкцией Михайловского сада.

На реализацию мечты Павла I ушло почти 6 лет и более 7 млн рублей. В 1825 году завершилась внутренняя отделка дворца, и указом Александра I он был передан великому князю Михаилу Павловичу «в вечное и потомственное владение». Архитектор Карл Иванович Росси за проделанную работу был награжден орденом и бриллиантовым перстнем. 11 сентября 1825 года дворец получил свое официальное название.

Жена Михаила проводила во дворце культурные вечера, которые посещали художественные деятели, представители политической элиты, а иногда и сам император Николай I. После смерти князя в резиденции жили его внуки, а в конце XIX века замок был выкуплен Николаем II за счет казны. В апреле 1895 был издан указ о создании Императорского музея русского искусства, после чего замок стал перестраиваться под музей.

Переоформлением резиденции под новые нужды руководил архитектор Василий Свиньин. Работы продлились 3 года, и в марте 1898 года Русский музей распахнул свои двери. Его коллекцию составили более 200 картин из Эрмитажа, Академии художеств, Зимнего и Александровского дворцов. Известные личности жертвовали в дар музею редкие скульптуры, иконы и другие предметы народного искусства.

К середине XX века в коллекции Русского музея числилось более 300 тысяч экспонатов, являющихся великим культурным наследием. Во время Великой Отечественной войны экспонаты вывозили в другие города. Когда город был взят в блокаду, предметы искусства, которые не успели вывезти, прятали в земляных окопах и подвалах. Так, например, удалось сохранить монумент «Александр III».

Несмотря на регулярные обстрелы территории Михайловского дворца, Русский музей продолжал работать и бороться за сохранение памятников российской культуры. А сразу после завершения войны началась реконструкция зданий и восстановление былых музейных интерьеров. Осенью 1945 года начали привозить экспонаты, и к первому празднованию Победы, была организована выставка.

В настоящее время Михайловский дворец является главным зданием Русского музея и одним из популярных туристических мест. В нем хранятся знаменитые работы великих художников и скульпторов – А. Рублева, И. Репина, К. Брюллова, И. Айвазовского и др. Кроме постоянных экспозиций, на территории дворца регулярно проводятся тематические выставки работ русских мастеров.

Михайловский дворец

Особенности архитектуры Михайловского дворца

Михайловский дворец является воплощением великой архитектурной мысли Карла Росси, объединившим в себе элементы ампира и классицизма. Дворцовая помпезность с торжественными арками и колоннами органично сочетается с русским консерватизмом. К Михайловскому дворцу ведут новые ухоженные улицы, а площадь вокруг него окружена красивым садом, оформленным в европейском стиле. По бокам от здания находятся два флигеля.

Главный фасад Михайловского дворца украшен белой лепниной и рустовыми камнями, создающими определенный акцент. В центральной части сделан величественный портик с арками, выстроенными из 8 колонн. Они выходят в парадный двор, который отделен от улицы высокими чугунными воротами, символизирующим мощь России. Каждую секцию ограды украшают кованый декор, а на воротах размещен двуглавый орел.

К главному входу ведет широкая лестница из гранита, которую украшают по бокам две статуи львов, сделанные по специальному заказу скульптором Антоном Фоминым. Все 7 арок входа во дворец также украшены каменными головами львов. Шедевром архитектурной мысли, воплощенном в Михайловском дворце, стал фронтон над центральным входом, который включает более 40 барельефов. Его автором был Василий Демут-Малиновский.

Северный фасад здания, расположенный со стороны Михайловского сада, украшен по аналогии с главным, но немного скромнее. Вместо портика представлена просторная лоджия с колоннами над высокой аркадой, сделанная в итальянском стиле. Садовый фасад также украшен белой лепниной, а крышу здания венчает скульптурная композиция с символами царской власти и фамильными вензелями.

Еще при постройке Михайловского дворца был спроектирован прилегающий к нему сад, сделанный в лучших английских традициях. Территория сада представляла собой широкий луг овальной формы, обрамленный цветочной аллеей и дополненный прудами разных размеров и форм. В саду был установлен павильон с пристанью на берегу реки Мойки. До революции доступ к саду был закрыт для горожан.

С начала XX века Михайловский сад претерпевал сильные изменения. Пруды обмелели, территория сада сокращалась за счет строительства храма. Со временем Михайловский сад приобрел статус общественного парка, в связи с чем в нем стали появляться спортивные площадки и новые деревья, портящие вид Михайловского дворца. Однако в 2000-е годы была проведена реконструкция, которая вернула исторический вид резиденции.

Михайловский дворец

Залы и интерьеры Михайловского дворца

Михайловский дворец – это 4 этажа роскошного великолепия, которое воплощает лучшие идеи архитектуры. Над внутренним убранством княжеской резиденции трудились скульпторы, художники и мебельные мастера. Интерьер обошелся дороже, чем строительство, и каждый элемент в нем неповторим и детально продуман. Стены покрыты мрамором, потолки украшены лепниной и живописью, полы сделаны из красного и черного дерева.

Несмотря на большую площадь, архитектору Карлу Росси удалось спроектировать удобную планировку, выполненную в едином стиле и объединенную вестибюлем. На первом этаже были размещены комнаты повседневного использования – гостиные, детские и кабинеты. В северной и западной частях бельэтажа расположились бальные залы, а с восточной стороны – княжеские спальни. Цокольное помещение предназначалось для кухонь.

Каждый зал Михайловского дворца является отдельным архитектурным ансамблем. За бельэтажем расположилась Голубая галерея, украшенная скульптурами Пименова. Большая столовая за ней декорирована мраморными орнаментами и кессонскими сюжетами. В Белом зале акцент сделан на 4 большие колонны. Танцевальный зал украсили 28 колонн с изображениями танцовщиц, высокие зеркала и золотые люстры.

Княжеские покои представляли собой умелое сочетание строгости и роскоши того времени. Спальни украшали цветной паркет, камин и зеркала. Отдельно представлена комната с арсеналом оружия, трофеев и артиллерийских снарядов. В личной библиотеке князя были размещены лучшие книжные коллекции и монеты. Во дворце также был храм, где могли помолиться все гости княжеской четы.

Михаил Павлович заселился вместе с семьей во дворец сразу после его вручения. Резиденция стала для него не только домом, но и местом службы. Там он жил и работал, из-за чего внутреннее убранство дворца неоднократно менялось по замыслам архитекторов Гаральда Боссе, Андрея Штакеншнейдера, Георгия Прейса и др. При этом все обновления проводились под руководством великой княгини Елены Павловны и соответствовали веяниям тогдашней моды.

После передачи резиденции в государственное владение во дворце проводились капитальные работы, руководили которыми Боткин и Свиньин. Дверные проемы и коридоры расширялись, маленькие комнаты объединялись в большие залы, лишние перегородки, печи и камины убирались. Такие изменения проводились с целью создать удобные экспозиционные залы для размещения музейных экспонатов.

Реконструкция замка проводилась исходя из идеи о сохранении и восстановлении первоначальных интерьеров, созданных по эскизам Росси, однако не все элементы удалось сохранить. В основном это росписи на сводах, оригинальные плафоны и барельефы. Кое-где удалось частично сохранить паркет. Тогда же были заложены окна, проведен верхний свет, отремонтированы отопление и канализация.

После открытия Русского музея его коллекция стремительно росла, и уже в начале 1910-х годов не оставалось мест для новых экспозиций. Тогда было решено построить новый корпус возле бокового фасада дворца с выходом на канал Грибоедова. Проектом занялся Леонтий Бенуа. После войны новый корпус был объединен с основным зданием Михайловского дворца и стал одним из экспозиционных залов.

На сегодняшний день в Михайловском дворце представлено 39 экспозиционных залов. Из них в первозданном виде сохранились только Белоколонный зал, вестибюль и парадная лестница. Интерьер дворца украшают воссозданные детали прошлых эпох – изображения военных трофеев, герба и других символов власти. На выставке в Белом зале представлены мебель и предметы искусства, принадлежавшие княжеской семье.

Михайловский дворец

Режим работы и экспозиции Михайловского дворца

Михайловский дворец являются главным зданием Русского музея. В нем представлены постоянные экспозиции русского искусства с XII до XXI веков. Экспонаты выставлены в хронологической последовательности, чтобы продемонстрировать, как развивалось искусство и ремесло. Кроме постоянных экспозиций, в Михайловском дворце проводятся разные тематические выставки работ русских авторов.

В экспозициях Русского музея представлено более 6000 икон, написанных еще в Древней Руси и в более поздние времена. Здесь можно найти картины известных художников, таких как Иван Айвазовский, Федор Бруни, Иван Шишкин и другие. В экспозициях представлены образцы интерьеров и мебели, посуда, предметы кузнечного мастерства, расписные игрушки и другие образцы русского народного творчества.

Михайловский дворец находится по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4. Добраться до него можно со станций метро «Невский проспект» или «Гостиный двор». Двери Михайловского дворца открыты в любой день недели, кроме вторника. По воскресеньям в музее проводятся индивидуальные экскурсии. Часы работы и цены на билеты можно посмотреть на официальном сайте Русского музея.

Михайловский дворец
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Михайловского дворца

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх