Михайловский театр — настоящая культурная жемчужина Санкт-Петербурга, один из самых значимых и посещаемых театров России. Его открытие состоялось в 1833 году согласно указу Николая I. Театр расположен в самом центре Северной столицы, на площади Искусств и является одним из трёх Императорских театров наряду с Мариинкой и Александринкой, а его уникальные театральные постановки известны во всём мире.
24 261 5 0 14 мин. на чтениеТеатр, названный в честь великого князя Михаила, являвшегося братом Николая I, официально был открыт в 1833 году. В первоначальном виде театр был предназначен для семьи императора и его подданных, поэтому, когда его открыли для посещений широкой публики, здесь существовала великосветская атмосфера. Поскольку новоиспечённый театр не имел тогда ещё своей труппы, на его сцене выступали актёры из Франции.
Со временем к ним добавилась немецкая труппа. Театр, который называли тогда то французским, то немецким, пришёлся по душе столичной публике своим высоким мастерством исполнения и богатым разнообразием постановок. Здесь показывали водевили и балеты, немного позднее начали ставить оперы. На театральные премьеры собиралась вся петербургская знать, обязательно присутствовала императорская семья.
Выступавшая здесь французская труппа уступала лишь «Комеди Франсез», значительно опередив все парижские театры. На Михайловской сцене блистали известные актёры Рашель, Ж. Брессан, Ш. Бёртон, а также знаменитая французская актриса Сара Бернар. Больше 80 лет актёры из Франции были неотъемлемой частью культурной жизни Санкт-Петербурга, не раз дирижировал оркестром сам маэстро Иоганн Штраус.
Вместе с ними на сцене Михайловского театра выступали настоящие корифеи русской сцены — в их числе Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, М. Кшесинская, К. Станиславский, В. Качалов. Благодаря почитателям театрального искусства Михайловский театр быстро приобрёл бешеную популярность и огромную славу не только в стране, но и далеко за её пределами. Оперных постановок было не так много, со временем эта традиция несколько угасла.
Революция 1917 года в корне изменила существующую ситуацию, поставив перед руководителями театра вопрос о скором создании собственной труппы, поскольку въезд иностранных артистов в страну стал невозможен. В 1920 году Михайловский театр обрёл статус академического, возглавил его С. Самосуд. В разные годы на его сцене выступали звёзды первой величины — Э. Грикунов, Б. Зон, В. Мейерхольд.
Уже в 1933 году сформированная труппа представила зрителям балет «Арлекинада», который поставил Ф. Лопухов. Появляются новые интересные спектакли, среди которых «Пиковая дама» великого мастера В. Мейерхольда. Балетную труппу возродил и возглавил известный балетмейстер и талантливый хореограф Ф. Лопухов. Спустя годы его преемниками были И. Бельский, Н. Боярчиков, А. Виноградов.
В годы войны вся труппа эвакуировалась в Оренбург, уже в послевоенное время Михайловский театр начал активно сотрудничать с композиторами того времени, тогда свет увидела новая постановка «Война и мир» композитора Сергея Прокофьева. В 1960-е годы главенствующее положение в театре заняли известнейшие дирижёры Борис Хайкин, Юрий Темирканов, Кирилл Кондрашин и др.
В 2001 году театр обрёл своё историческое название, ему присвоили имя М. П. Мусоргского. Спустя несколько лет Михайловский театр по праву стал самым светским культурным заведением Северной столицы. Все годы своего существования театр придерживался российских музыкальных традиций, одновременно участвуя в современном театральном процессе, происходившем во всех странах мира.
Начиная с 2007 года, у руля в коллективе стоял В. Кехман. В этом же году балетной труппой руководить стал Фарух Рузиматов, знаменитая Елена Образцова возглавила оперу. Спустя 2 годы Рузиматова сменил М. Мессерер, чуть позже вместо него балетной труппой стал руководить известнейший хореограф из Испании Н. Дуато. В 2013 году художественным руководителем оперы стал В. Бархатов.
Художественным руководителем театрального хора сегодня является маэстро В. Столповских. Каждый год на подмостках главной сцены Михайловского театра демонстрируют более 200 разнообразных постановок. Начиная с 2008 года, здесь проводится «Гран-при Михайловского театра». В современной труппе театра работает целая плеяда известных танцовщиков, талантливых музыкантов и певцов.
За всю историю своего существования Михайловский театр видел множество различных постановок. В 1920-е годы на его сцене блистают спектакли по мотивам оперной современной и мировой классики. Не существовало никаких ограничений в жанрах, здесь с одинаковой самоотдачей создавались классические оперы и легкомысленные оперетты, экспериментальные творения современности.
В самый разгар НЭПа на театральной сцене вышла на первый план оперетта. Именно тогда появилась широко известная «Желтая кофта» Ф. Легара, премьера которой произвела настоящий фурор в театральных кругах. Успех постановки был более объясним не столько художественными достоинствами, сколько социально-психологическими аспектами. Вместе с уникальным театральным мастерством спектакль был обречён на такую популярность.
Со временем театр стал настоящей лабораторией, создающей советские оперы. Здесь ставятся гоголевский «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, опера И. Дзержинского «Тихий дон». После того, как «Леди Макбет» во время московских гастролей увидел И. В. Сталин, была напечатана известная в ту пору статья «Сумбур вместо музыки», жестоко раскритиковавшая постановку и больно ударившая по репутации театра.
В 1980-е годы стала возрождаться русская оперная классика. Свет увидели уникальные творения Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», прекрасные оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», произведение Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», опера А. Бородина «Князь Игорь». В театре работают прекрасные вокалисты Е. Нестеренко, С. Лейферкус, К. Плужников и Ю. Марусин.
В 1984 году оперная труппа театра отправилась в свои первые зарубежные гастроли. В последующие годы оперные и балетные постановки театра увидели зрители Италии, Японии, Португалии, США, Германии и Франции. С приходом в балетную труппу хореографа Н. Дуато началась новая веха в жизни и творчестве прославленного театра. В театре был создан уникальный репертуар, сравнимый с коллекцией истинных драгоценностей.
Великий маэстро создал известные классические балеты, которые демонстрируются в версиях, не представленных ни на одной другой сцене. К ним можно отнести «Лебединое озеро» — уникальную старомосковскую постановку А. Мессерера и А. Горского, которую редактировал М. Мессерер, «Жизель» под редакцией Н. Долгушина, «Лауренсию», хореографом которой был В. Чабукиани, классического «Корсара», редактируемого К. Сергеевым.
Известный балет для детей П. И. Чайковского «Щелкунчик» не сходит с афиш Михайловского театра с 1996 года. Начал работу над постановкой известный хореограф М. Петипа, продолжил его дело Л. Иванов. Артистам балета под руководством хореографа Н. Боярчикова удалось отобразить собственное видение красивейшей рождественской сказки, повествующей об извечной победе добра над злом.
В сентябре 2017 года вышла в свет постановка современной версии классического балета «Золушка», в котором балетные традиции прекрасно переплелись с современными технологиями. Реконструкцией постановки занимался М. Мессерер. Особым интересом пользуется современный вариант оперы «Севильский цирюльник», поставленной известным мастером Э. Вижье. Здесь изображена испанская жизнь во всём своём колорите.
Опера П. И. Чайковского «Иоланта» появилась на сцене театра в 2018 году, постановщиком её был А. Жолдак. Главную роль исполнила прима Михайловского театра М. Литке. В сегодняшнем репертуаре соседствуют две «Иоланты». Одна из них — старая версия, существовавшая практически с момента образования коллектива, другая — новая экспериментальная постановка, которую сопровождают оригинальные декорации и уникальные видеопроекции.
Сейчас в афише театра известный балет «Пламя в Париже», повествующий о событиях во времена французской революции. Премьера его состоялась в 2013 году, поставил балет хореограф В. Вайнонен под редакцией М. Мессерера. Главные партии танцуют К. Кретова и И. Цвирко. Не менее интересна опера «Манон Леско», поставленная Ю. Флиммом на музыку Д. Пуччини. Главную партию исполняет дебютантка А. Барун.
Большую популярность у зрителей имеет опера «Свадьба Фигаро», поставленная В. Стародубцевым на музыку великого Моцарта. Роль Фигаро в этой постановке исполняет талантливый А. Шахов. Балет «Ромео и Джульетта» был создан хореографом Н. Дуато, автором музыки является С. Прокофьев. Ведущие партии исполняют Э. Латыпов и М. Шувалова. Премьера спектакля состоялась в 2012 году.
Широко известный балет «Дон Кихот» на музыку Л. Минкуса был поставлен прославленным М. Петипа и А. Горским. Премьера постановки в её новой редакции состоялась в 2012 году, основные партии танцуют А. Соболева и В. Лебедев. Ещё один балет для детей — «Конек-Горбунок», поставленный на музыку Р. Щедрина, хореографию осуществил Александр Радунский под редакцией М. Мессерера. Премьера его состоялась недавно, в 2021 году.
Строительство здания для размещения будущего театра началось в 1831 году и длилось 2 года. Разрабатывал уникальный проект известный художник и архитектор А. Брюллов. О том, что здесь располагается театр, можно определить по крыше здания, за куполом которого над зрительным залом хорошо заметна высокая коробка сцены. Здание идеально вписалось в общий ансамбль Михайловской площади, созданный великим К. Росси.
Архитектор настойчиво выбирал оптимальную форму зала, сочетая её с наилучшим расположением зрительских мест. Огромную роль в выборе формы сыграл опыт западноевропейских театров, который внимательно изучался в течение долгого времени. Характерной особенностью стала замена обычного партера амфитеатром, удобные ложи которого первоначальны были выполнены в зелёном и малиновом цветах.
В конечном варианте именно малиновые тона стали преобладающими. По мнению критиков, Михайловский театр создан согласно всем правилам акустики и дальнейшей перспективы. Торжественное открытие нового здания состоялось в 1833 году. Спустя четверть века наметилась реконструкция здания Михайловского театра с целью увеличить число зрительских мест и возможностей для новых постановок.
Для проведения работ по реконструкции был приглашён архитектор А. Кавос, создавший проект Мариинского театра. Его идеей стала полная перестройка. Согласно плану, зрительный зал был удлинён, возведён пятый ярус, что позволило увеличить число зрительских мест на 200. Был значительно расширен артистический и административный комплексы. Увеличилась площадь сцены, она стала более удобной для артистов труппы.
Первоначальную сдержанность внутреннего интерьера, свойственную античному стилю А. Брюллова, заменили элементы декора ренессанса и барокко. Большую анфиладу помещений, расположенных в фойе театра, украсили резные зеркала и ажурная лепнина ручной работы. Несмотря на ярко выраженный минимализм наружного фасада здания, его внутренний интерьер поражает зрителей своей роскошью.
Михайловский театр сравнительно небольшой, он вмещает одновременно 890 зрителей. С любого места сцена просматривается великолепно, поэтому можно приобретать билеты на любой ряд. Касса театра работает каждый день с 10.00, можно приобрести билет онлайн на официальном сайте театра. Для студентов, людей преклонного возраста и инвалидов предусмотрены скидки на билеты, купленные в день спектакля.
Все зрители обязаны соблюдать правила посещения. Необходимо учитывать возрастные рекомендации, указанные на каждой постановке. Запрещено посещение театра в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нельзя проносить крупногабаритные вещи, оружие, средства самообороны. Во всех помещениях установлены видеокамеры. Зал открывается для зрителей за полчаса до начала спектакля.
Нельзя входить в зал в верхней одежде, проносить еду и напитки. Запрещено посещение с домашними животными. На время спектакля отключаются мобильные устройства, нельзя вести фото- и видеосъёмку. Необходимо бережно относиться к театральному имуществу. Цветы для артистов выносить на сцену нельзя, их передают прямо в гримёрные. Можно вручить букет любимому артисту у служебного входа, уже после спектакля.
Михайловский театр находится по адресу: Санкт-Петербург, площадь Искусств, 1. Добраться до него можно на общественном транспорте или воспользоваться услугами такси. Необходимо выйти на станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор», затем идти пешком по Михайловской улице, минуя гостиницу «Европейская», по диагонали следует перейти площадь Искусств. Здесь же находится остановка наземного транспорта.
Сегодня Михайловский театр является уникальной площадкой, на которой прекрасно сосуществуют классические и современные театральные течения. Труппа работает в сотрудничестве с именитыми хореографами и дирижёрами, сюда постоянно приезжают ведущие педагоги из разных стран для проведения мастер-классов. И это значит, что великое искусство оперы и балета будет долго радовать своих почитателей новыми постановками.
Обсуждения