Большой театр, или Государственный академический Большой театр России — это не только один из ведущих и старейших театров музыкального типа на территории Российской Федерации, но и всемирно известный театр оперы и балета. Театр гастролирует по городам России и зарубежья, транслирует спектакли на экранах кинотеатров и онлайн и входит в число объектов культурного наследия народов страны.
5 969 3 0 21 мин. на чтениеИстория Большого театра тянется с 1776 года, когда Екатерина Великая позволила князю Петру Урусову, хозяину частного театра, десять лет содержать все московские спектакли. Это обязывало Урусова за пять лет возвести театр, который украсил бы Москву. Так как одному содержать представления оказалось князю не по карману, он предложил Майклу Медоксу, также владельцу частного театра, быть компаньоном.
Менее чем за полгода по проекту зодчего Христиана Розберга был построен Петровский театр. Он был назван так, потому что его фасад выходил на Петровку. Зал сразу стал центром культурной и общественной жизни столицы: помимо постановок, тут проводились публичные лекции, торжественные мероприятия и балы. Выступали в основном крепостные, однако были среди артистов и выпускники музыкального класса Московского университета.
Начало XIX века ознаменовалось пожаром, уничтожившим театр. Кочевавшая труппа присоединилась к императорским театрам, которые находились в ведении и на содержании императорского двора. Для труппы в 1808 году возвели новое сооружение, снова сгоревшее во время оккупации Москвы французскими войсками. Лишь два года спустя труппа снова вернулась к показу спектаклей, а в 1818 году артисты переехали в театр на улице Моховой.
На конкурсе лучших проектов нового театра победила работа Андрея Михайлова, однако она оказалась слишком дорогой. Улучшил и удешевил проект другой российский архитектор — Осип Бове. Под его руководством летом 1820 года начали строить новое сооружение театра для императорской труппы. К зиме 1825 года все работы были завершены, и Большой Петровский театр открылся для посетителей.
Несмотря на огромный размер нового сооружения, театр не смог вместить всех желающих попасть на праздничное мероприятие в честь его открытия, и на следующий день программу повторили. Новое здание своим масштабом превзошло не только прошлые постройки, но и главный театр в Петербурге. Зал вмещал около 2000 человек. Когда здесь проводили балы, оркестровую яму прикрывали, а сцена и пол партера оказывались на одном уровне.
Постепенно оперные и балетные спектакли почти вытеснили другие музыкально-театральные жанры со сцены Большого. Благодаря Адаму Глушковскому, выведшему персонажей Пушкина на сцену балета, и Фелицате Гюллень-Сор, ставшей первой в стране женщиной-балетмейстером, которая также ставила балеты собственного сочинения, происходит становление московской школы балета. Начало же русской оперы связано с личностью Михаила Глинки.
После пожара 1853 года воссоздание сооружения театра осуществлялось зодчим Альбертом Кавоса. Высокие темпы строительства позволили с руин выстроить Императорский Большой театр за три года. В репертуаре театра появились произведения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова. Помимо взятого курса на отечественную музыку и сюжеты, осваивали и классические оперы Запада.
При Владимире Теляковском Императорский Большой театр получил всемирную известность. В своей деятельности он делал акцент на режиссуре, сценографии и музыке. К его заслугам относится и переход из Московской частной русской оперы в Большой театр Шаляпина и Рахманинова Сергея Васильевича, прославившегося в качестве талантливого дирижёра. С 1902 по 1924 годы труппу театра возглавлял Александр Горский.
Постановкой «Евгения Онегина» зимой 1917 года завершилась работа Императорского Большого театра. Уже в середине марта на спектакли зрителей приглашал Государственный Большой театр. В следующем году он стал главным театром столицы, в котором проходили заседания и совещания партии. Несмотря на это, многие артисты эмигрировали, бо́льшая часть труппы театра стала сотрудничать с властью.
Репертуар Большого театра был пересмотрен: спектакли должны были отражать установившиеся идеологические воззрения. Новшеством стало и то, что танцорам теперь было позволено попробовать самостоятельно поставить спектакль. Так талант режиссуры проявился у Касьяна Голейзовского, предпочитавшего традиционным для балета па движения из других танцевальных стилей. За это артиста критиковали приверженцы старой школы балета.
В военное время труппу эвакуировали в Куйбышев, где артисты не только продолжали показывать спектакли, но и всеми силами помогали советской армии: сдавали кровь, стирали одежду солдатам, ездили к ним с постановками и оказывали финансовую помощь близким ушедших на фронт. В годы войны в труппе появились и такие будущие звёзды, как Майя Плисецкая, Раиса Стручкова и Галина Уланова.
Ориентир на национальную классическую оперу сменился при Борисе Покровском ориентиром на классику мировую. За свою карьеру в Большом он поставил около 40 произведений и был инициатором строительства Камерного музыкального театра в 1970-х годах. На протяжении тридцати лет, с 1964 года выдающимся деятелем культуры в области балета был и Юрий Григорович, сочинивший балеты «Щелкунчик, «Иван Грозный» и другие.
С окончанием трудностей в стране, связанных с развалом СССР и 1990-ми годами, в Большом произошли изменения, призванные модернизировать театр и вывести его на новый уровень: артистам были предложены контракты, был создан продюсерский отдел, театр обрёл связи со всемирно известными театрами. Укрепить интернациональные театральные связи позволяла подготовка совместных с иностранными труппами спектаклей.
При Александре Ведерникове, ставшем в 2001 году главным дирижёром и музыкальным руководителем Большого театра в Москве, стали показывать арендные спектакли, среди которых особого внимания заслуживают оперы итальянского театра Teatro alla Scala: поставленный в 2002 году Франческо Чилеа спектакль «Адриана Лекуврёр» и опера Джузеппе Верди «Фальстафа» по шекспировским пьесам.
Благодаря Большому театру прославился и Дмитрий Черняков со своим вариантом пушкинского «Евгения Онегина», дирижёром которого также стал Александр Ведерников в 2006 году. Спектакль произвёл чрезвычайный фурор, вошёл в список лучших постановок театра и заслужил уважение зрителей разных стран. Постановкой «Руслан и Людмила» этого же деятеля культуры в 2011 году ознаменовалось открытие реконструированной Исторической сцены.
Должность ведущего музыкального руководителя Большого театра в 2014 году перешла к российскому дирижёру Тугану Сохиеву. Он продолжил дело предшественника по привычному в плане репертуара вектору. При Сохиеве было отмечено успешное сотрудничество с Английской Национальной оперой: поставленные совместно ведущим театром Великобритании три оперетты не один сезон собирали полный зал Большого.
Немаловажную роль в расцвете балета в 2000-х сыграл Ратманский, желавший дать балетам из прошлого вторую жизнь. Использовал в своей работе он как произведения советской эпохи, так и ставившиеся ещё в императорской России. На 80-летний юбилей Плисецкой худрук представил новый балет в один акт — «Игра в карты», а после своего ухода из театра продолжил сотрудничать с ним.
Следующие худруки Большого занимались активным поиском талантов: в ГАБТ появилось много артистов-выпускников, зарубежных певцов и танцоров, а также артистов из других театров. Одной из тенденций последних лет стал заказ театром музыки современным композиторам. Сегодня ГАБТ позволяет всем приобщиться к театральной атмосфере благодаря проекту «Большой балет в кино» — ежесезонной трансляции спектаклей на киноэкранах.
Большой театр прославился многими постановками, самые известные среди которых относятся к 70—80-м годам XX века. Невероятную популярность обрели показанные на Исторической сцене балеты «Щелкунчик», «Кармен-сюита», «Жизель», а также оперы «Борис Годунов», «Садко» и «Иван Сусанин». Наиболее легендарный спектакль — «Лебединое озеро», являющийся символом балетного искусства.
«Лебединое озеро» — балет, появившийся впервые на сцене Большого театра в 1875 году. Для императорской труппы Петром Ильичом Чайковским была написана музыка к балету, который тогда не провалился, но и не особенно пришёлся зрителям по душе. Завоевать же их любовь «Лебединому озеру» удалось лишь в 1894 году, когда постановка была представлена на концерте, посвящённому памяти великого композитора, Львом Ивановым.
Успех «Лебединого озера» сподвиг Иванова с балетмейстером Мариусом Петипа создать целый психологический спектакль. Использовав элементы, придуманные этими деятелями культуры, а также Горским, ставившим балет в 1920 году, Юрий Григорович в конце 60-х годов прошлого века создал свою версию. Эта постановка с Наталией Бессмертновой, Николаем Фадеечевым и Борисом Акимовым в главных ролях произвела невероятный фурор.
Так как показанный балет был исправленной версией без темы двойничества и со счастливой концовкой, Григорович не оставлял надежд воплотить на сцене свою первоначальную задумку. На протяжении многих лет он медленно возвращал в постановку то, что у него требовали изъять перед премьерой, включая трагический финал. Именно в редакции Григоровича «Лебединое озеро» уже более 50 лет ставится на сцене Большого.
«Щелкунчик» появился на сцене Большого театра в 1939 году благодаря советскому артисту балета Василию Вайнонену. Эта версия исполнялась до 1966 года, а потом сменилась постановкой Юрия Григоровича. С этим балетом неразрывно связаны имена тех, кто танцевал на премьерном выступлении: Екатерины Максимовой в роли Мари, Владимира Васильева, исполнявшего роль Щелкунчика, и Владимира Левашёва — Дроссельмейера.
«Кармен-сюита» — балет в одном действии, поставленный в 60-х годах XX века при участии Майи Плисецкой. Кроме неё, в спектакле выступали Николай Фадеечев, Сергей Радченко, Наталия Касаткина и Александр Лавренюк. Первоначально постановку не оценили по достоинству, и прошёл не один месяц, прежде чем балет завоевал зрительские симпатии и стал гастролировать по другим странам, где обрёл безоговорочный успех.
Премьера балета «Жизель» состоялась на сцене Большого Петровского театра в 1847 году. Это рассказ о бессмертной любви и о том, как очищается человек под влиянием этого чувства. В XX веке роль Жизели примеряли на себя почти все ведущие балерины театра: Уланова, Кондратьева, Бессмертнова и другие. В ГАБТ балет идёт уже на протяжении почти 80 лет: ранее — в редакции Леонида Лавровского, а сейчас — Юрия Григоровича.
«Борис Годунов» — это спектакль-легенда. Декорации, костюмы и размах трагедии сделали эту оперу уникальным памятником эпохи. Модест Петрович Мусоргский не только сочинил музыку, но и руководил труппой, тайно разучивавшей оперу, после того как её дважды не пропустила Дирекция императорских театров. За полтора века было создано много версий «Бориса Годунова», в том числе Дмитрием Шостаковичем.
В Большом Петровском театре опера появилась в 1888 году, однако она тут не прижилась. Следующая попытка была предпринята в 1901 году, когда в местную труппу перешёл Фёдор Шаляпин, который уже покорил публику в партии Бориса в спектакле московского театра Солодовникова. В обоих театрах опера шла в редакции Николая Андреевича Римского-Корсакова. Сегодня на сцене Большого показывают версию, созданную ещё в 1946 году.
Большой театр включает в себя не только балетную и оперную труппы, но также Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На протяжении почти десяти лет, с 2013 года, директором театра является Владимир Урин. Место худрука балета принадлежит Махару Вазиеву, а оперы — Маквале Касрашвили. Пост главного балетмейстера занимает лауреат 14 премий — Юрий Григорович, а должность хормейстера — Валерий Борисов.
В оперной труппе на сегодняшний день около 50 солистов, из которых многие являются заслуженными и народными артистами Российской Федерации или других стран. Как в музыкальном коллективе оркестра, так и в балетной труппе задействовано порядка 250 человек. На сцене Большого до сих пор показывают театральную классику — постановки «Жизель», «Золушка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Параллельно с показом бессмертных произведений артисты экспериментируют над новыми идеями и форматами. Сейчас основной акцент в деятельности сотрудников театра делается на отказе от изменений, вносимых на протяжении десятилетий в партитуры. Стремление изобразить произведения в авторской редакции отразилось в спектаклях «Борис Годунов» 2007 года и «Руслан и Людмила» 2011 года.
Весной 2010 года ГАБТ в сотрудничестве с французской видеостудией Веl Air Media запустил трансляцию спектаклей на киноэкранах разных стран, а спустя два года — и на своём YouTube-канале при поддержке Google Russia. Особенными для театра стали и 2018—2019 гг.: опера «Путешествие в Реймс» стала лауреатом премии Casta Diva, а балет «Нуреев» — на фестивале «Золотая маска».
Большой театр выполнен в классическом стиле. На сегодняшний день он является не только ведущим театром страны и уникальным памятником архитектуры. Несмотря на то что архитектура и внутреннее убранство сооружения сильно пострадали в советское время, сейчас они восстановлены в имперском стиле. Хоть интерьер и воссоздан в духе XIX века, в театре установлено новейшее оборудование, а также есть 17 лифтов.
На протяжении семи лет, начиная с 2005 года, в Историческом здании ГАБТ проводилась масштабная реконструкция. Необходимость восстановительных работ была вызвана сильным износом здания, недостатком помещений для репетиций и гримирования, устаревшим оборудованием. При этом нужно было не только сохранить исторический вид сооружения, но и восстановить утраченные в прошлом веке черты.
Одним из принципов реконструкции было использование аутентичного текстиля, красок и других материалов, изготавливаемых по старым технологиям. Для этого архитекторы детально изучили бумаги, в которых описывались экстерьер и интерьер сооружения, а также перечислялись стройматериалы, к которым обращались в позапрошлом веке. Справились и с воссозданием статуй, рельефных украшений, изображений на стенах и потолках.
После реставрации площадь театра стала больше в два раза — около 80000 кв. м, так как появились помещения под ним, включая ещё один концертный зал. Фасад здания выкрасили в песочно-золотистый, а колоннам вернули изначальный цвет слоновой кости, обессолив камень. Лицевая сторона была также декорирована скульптурами муз наподобие оригинальных, разрушенных в начале войны.
Главное, или Белое фойе, удалось почти полностью воссоздать в том виде, в котором оно встречало зрителей полтора столетия назад. До реставрации по стенам фойе шли трещины, сыпалась штукатурка. Благодаря проведённым работам помещение внутри стало нежно-розовым, как при империи, а также появились зеркала и три люстры из хрусталя вместо одной центральной и настенных светильников.
Императорское фойе состоит из Малого фойе, или Круглого зала, и Большого фойе, также называемого уже с советских времён Бетховенским залом. Малое фойе, использовавшееся ранее для балов, декорировали 42 люстрами, зеркалами и гербами, а Большое фойе потребовало много ресурсов из-за стен, прежде обтянутых атласом. Местами он обветшал, а участки ткани, где были вышиты символы империи, были вырезаны с приходом новой власти.
Чтобы вернуть зрительному залу превосходную акустику, которой изначально отличалось помещение, реставраторы заменили бетонный пол и фанеру на стенах, появившиеся в советское время, деревом. При отделке использовали панели из резонансной ели, хорошо проводящей звук. Был зал и увеличен: если раньше в нём помещалось менее 1800 зрителей, то в 2011 году приобрести билеты на спектакль могло уже 2100 человек.
В процессе украшения зрительного зала более полутора сотен мастеров золотили около тысячи квадратных метров, использовав для этих целей четыре с половиной килограмма золота 960 пробы. А чтобы восстановить известную трёхъярусную люстру высотой в 8,5 м и диаметром – в 6,5 м, состоящую из 24000 хрустальных деталей, реставраторы заново сделали около 13000 элементов, взяв за образец сохранившиеся фрагменты.
Несмотря на объём декоративных работ, зрительный зал не перегружен роскошным убранством. Украшавшая зал и фасад символика СССР уступила место гербам разных исторических эпох. Ткани, украшавшие часть помещения, предназначенную для зрителей, воссоздавали в течение пяти лет, так как ткацкий станок научно-производственной мастерской «Старинные ткани» производил в день всего шесть см ткани.
На территории Большого театра есть и звонница, появившаяся в 1920 году. Её собрали из 35 колоколов, которые удалось спасти из разных церквей столицы. Как звонница, так и орган используется при показе некоторых спектаклей. Бельгийский орган, оснащённый почти двумя тысячами труб из металла и дерева, 31 регистром и двумя клавиатурами, изготовили по индивидуальному заказу Большого с учётом архитектуры и акустики помещения.
Бетховенский зал — постройка, появившаяся вследствие реконструкции и унаследовавшая второе название Большого императорского фойе. Это помещение рассчитано на 330 человек. Оно оснащено восемью платформами, которые могут менять положение сцены и мест для зрителей в зале. Несмотря на то что здание возвели уже в наше время, его интерьер формирует единый ансамбль с фойе Исторического здания.
Новая сцена площадью 25 000 кв. м вмещает 880 человек. Как и в Бетховенском зале, оркестровая яма может при необходимости подниматься до уровня пола. Здесь тоже выдержан классический стиль Исторического здания: на потолке — мини-версия известной люстры, плафон украшает роспись, изображающая героев балета в кругу. В этом здании проходили все спектакли ГАБТ, пока в том проводились восстановительные работы.
Среди остановок наземного транспорта, расположенных ближе всего к центральной части Москвы, где расположен Большой театр, — «Театральная площадь», а из подземных — станции метро «Театральная» и «Охотный ряд». Работает театр каждый день с 11 часов утра до 8 вечера. Билеты на спектакли можно купить на сайте театра или в кассах. Реализация билетов начинается за три месяца до показа.
Касса в административном здании работает без перерывов, перерыв в кассах зданий Новой и Камерной сцен длится с 14:00 до 15:00, а Исторической сцены — с 16:00 до 18:00. В случае приобретения электронного билета его необходимо распечатать на бумаге формата А4. На представления допускаются дети старше шести лет, но стоит обращать внимание на возрастные ограничения конкретного спектакля.
На территории Большого театра каждый четверг проводятся экскурсии. Приобрести билет на часовую экскурсию можно только онлайн. Продажа билетов начинается за неделю до даты. Экскурсионная группа формируется из 15 человек старше 10 лет. Начинаются экскурсии в 11:00 и 11:30 у подъезда №12 и проводятся на русском языке. В будни возможно коллективное посещение группы по предварительной записи.
Обсуждения