Мариинский театр — визитная карточка Санкт-Петербурга и один из ведущих мировых музыкальных театров оперы и балета. История Мариинки тесно связана с Большим театром. Подаривший миру целую плеяду выдающихся артистов Государственный академический Мариинский театр открыл свои двери 14 октября 1860 года. Находится он на Театральной площади Петербурга. Имеет статус объекта культурного наследия народов РФ.
3 915 6 0 22 мин. на чтениеУказ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой» был издан 12 июля 1783 года великой императрицей Екатериной II. Сделано это было не просто так: XVIII век считался временем сближения России с Европой и, как следствие, страна перенимала культурные традиции европейски столиц. День издания указа считается днём возникновения Мариинского театра — места, где рождаются таланты и всё вокруг меркнет перед искусством.
Мариинка берёт начало своей истории с образования петербургского Большого, или Каменного театра, который был основан в 1783 году согласно приказу Екатерины. Здесь шли музыкальные и драматические постановки. Выполненный в стиле классицизма, он имел самую современную по тем временам сцену, оснащённую по последнему слову техники. Но в 1811 году случилась катастрофа: прекрасное здание театра вместе со всем внутренним убранством было поглощено пожаром.
Театр реконструировали по новому проекту, и светская жизнь здесь закипела: конные экипажи подъезжали по сооружённому пандусу прямо к фронтону, откуда стоило сделать лишь пару шагов до театрального вестибюля. Здесь представители знати встречались для светского общения, своё вдохновение черпал сам Александр Сергеевич Пушкин, писавший в то время поэму «Евгений Онегин». Недаром главный её герой «скользит взглядом по ложам»: занимали их преимущественно дамы.
В Большом театре Петербурга ставили спектакли русской оперной труппы, которые затем были перенесены на сцену Театра-цирка, который находился напротив Большого. В последнем же в основном ставили произведения, в которых участвовали зарубежные актёры: итальянская и французская труппы. Шли здесь музыкальные, оперные выступления, инструментальные концерты и спектакли драмы.
Театр-цирк также постигла печальная участь: в 1859 году случившийся в нём пожар уничтожил практически всё здание. Архитектор Альберто Кавос сотворил новый проект для него, и на этом месте было построено чудесное сооружение, в котором открылся новый театральный сезон. Название «Мариинский» театр приобрёл в честь супруги императора Александра II, царствующей императрицы Марии Александровны.
Мария Александровна вообще слыла «покровительницей изящных муз». При её участии вершилось множество новаторских дел: был учреждён российский Красный крест, положено начало женскому образованию в стране. Именно под контролем императрицы с тех пор открылись в первый раз так называемые всесословные гимназии. Приложила Мария Александровна руку и к развитию искусства.
Великолепная публика собралась на открытии названного в её честь Мариинского театра и постановке оперы «Жизнь за царя», автором которой стал Михаил Глинка. Сам автор изначально хотел назвать произведение «Иван Сусанин», но цензор всех Императорских театров С. Гедеонов не позволил. Зато в советское время имя оперы заменили на то, которое и планировал Глинка. Эта великолепная опера имела большой успех у высокой публики.
Специально для пользования царской семьёй в театре была построена отдельная ложа. Она была роскошной. Украшала её монограмма, в которой живописно сочетались первые буквы имени императора Александра II и его супруги. Правда, уже в советское время монограмму сняли, заменив её на изображение серпа и молота, и вернули только в 1990-е годы. В царской ложе была сделана тайная дверь.
Вёл потайной ход оттуда прямиком в гримёрки артистов театра. Сделано это было с той целью, чтобы члены императорской семьи могли пройти к артистам после выступления и выказать им личную благодарность. Есть легенда, что тайную дверь частенько использовал император Николай I, который был без ума от игры своей любимой балерины, утончённой и изящной Матильды Кшесинской. Он проходил в её гримёрку и лично благодарил за выступление.
Первоначальное убранство зала также сияло великолепием. С момента открытия внутренний интерьер был практически сохранён до наших дней. Он представляет собой лепнину и скульптуры, украшавшие зал, мягкое сияние золота в декоре, драпировку и обивку кресел в цвете морской волны, создающие лирическое настроение и колорит. За короткий срок Мариинский театр обрёл бешеную популярность: к его дверям выстраивались очереди.
Особенно многочисленной публика была перед премьерами. Сцена Мариинки была признана одной из самых обширных в мире, зал также поражал своей вместимостью, насчитывая во время открытия целых 1600 мест. Полвека подряд театр сохранял свою популярность, ставя премьеры самых значимых опер в истории русского музыкального искусства. Это был золотой век Мариинского театра, и ему было чем гордиться.
«Борис Годунов» талантливейшего М. Мусоргского и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, оперы великолепного П. И. Чайковского «Иоланта», «Чародейка» и «Пиковая дама»; «Князь Игорь» А. Бородина — все эти произведения, блиставшие на сцене, приводили публику в полнейший восторг. До мурашек и слёз доводили публику знаменитые солисты: Николай и Медея Фигнеры, Леонид Собинов и Мария Славина, Фёдор Стравинский и, наконец, Фёдор Шаляпин.
Природный талант и необыкновенное трудолюбие сделали Шаляпина поистине народным любимцем и фаворитом публики. Тысячи людей собирались в Мариинском театре послушать его выступление в роли оперного певца, роль которого он вознёс до небес. Сочетание огромного таланта драматического артиста с невероятными, как казалось, вокальными данными было поистине феноменальным.
Фёдор Шаляпин был новатором и создателем «русского исполнительского стиля»; в своём образе он умело использовал свой талант, мимику, жесты и эффектные костюмы, добившись огромного успеха и всенародной любви. Когда свершилась Октябрьская революция 1917 года, Фёдор Иванович Шаляпин в течение двух лет поддерживал свой театр и коллег, возглавив его. И неизвестно, что бы было с театром, если бы не упорство и талант артиста.
В 1886 году вместо Большого театра была построена Санкт-Петербургская консерватория. Все спектакли перенесли в Мариинку. Требующиеся во II-й половине XIX века мероприятия по реконструкции Мариинского театра совершал Виктор Шрётер, бывший главным архитектором Императорских театров Петербурга. Он добавил к левой части главного корпуса трёхэтажное здание, в котором расположились репетиционные залы, мастерские и котельная.
Театр приобрёл и ещё один дополнительный зал под самой крышей. Именно сюда в 1909 году пришли для позирования и написания общего портрета Александр Блок, Фёдор Шаляпин, Иннокентий Анненский, а также Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин. Но завершить работу над портретом, увы, не удалось: разразился конфликт между двумя последними участниками, который привёл к дуэли.
Именно в верхнем зале Мариинского театра, а точнее, в мастерской художника Головина, на глазах у всех Волошин дал Гумилёву пощёчину. Причиной была женщина, поэтесса Елизавета Дмитриева, от которой очарованный Гумилёв долгое время добивался взаимности. Но у Дмитриевой был кавалер, в то время служивший в армии, и за него решил ответить на ухаживания Гумилёва Волошин.
Публичная ссора привела к дуэли, состоявшейся на Чёрной Речке, но, к счастью, оба её участника остались живы: пистолет Гумилёва дал промашку, а оружие Волошина — осечку. Тем не менее, тот конфликт остался в истории Мариинского театра. Так же, как и история колокола, который играет роль артиста в труппе Мариинки и выступает в пьесах «Борис Годунов» и «Хованщина».
Во время Октябрьской революции этот колокол был сорван с церкви и сброшен в Крюков, один из питерских каналов. Пролежал он там достаточно времени, пока его не подняли со дна и не передали Мариинскому театру в качестве реквизита. Ходит в театре шутка, что с тех пор в труппе артистов стало на одного больше. Вот уже несколько десятилетий в колокол звонят на сцене при постановках пьес.
В 1920 году Мариинский театр был переименован. Объявленный в 1917-м государственным и переданный Наркомпросу, он стал называться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ). Затем, в 1935 году, когда убили революционера С. М. Кирова, театр снова переименовали, дав имя Кировского. Тогда множество зданий, улиц и площадей в стране стало называться в честь Кирова.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, театр был эвакуирован в Пермь. Артисты выступали в госпиталях, давали свои спектакли, направленные на поднятие боевого духа советских солдат. Здание же театра в Санкт-Петербурге подвергалось вражеским налётам постоянно и было порядком повреждено, но всё же смогло устоять. А в 1944-м, когда сняли блокаду, труппа вернулась в родные театральные стены.
Традиционно сезон начался с оперы «Жизнь за царя». Но тогда она уже называлась «Иван Сусанин». Здание театра вновь подверглось капитальной реконструкции в 1970 году, выполненной по проекту Саломеи Гельфер. И тогда стал известен ещё один интересный факт: вскрытый пол оркестровой ямы почему-то был усыпан осколками битого хрусталя. Строителей эта находка повергла в недоумение: по какой причине он там находился, никому не было известно.
Причина открылась после того, как битый хрусталь собрали и выкинули как мусор. Капитальный ремонт был закончен, и в зале снова появились зрители. Они заметили, что звучание и акустика зала стали намного хуже. Оказалось, тогда, в XIX веке, осколки специально подкладывали для улучшения качества звука и акустического эффекта! Именно битый хрусталь создавал необходимое, идеальное звучание.
Сейчас Мариинский театр бережно сохраняет классические традиции русской школы, постановки незыблемой классики, балетный репертуар, заставляющий сердца ценителей прекрасного встрепенуться. Сильнейшее влияние оказывает на них таинство, начинающееся с момента поднятия тяжёлого занавеса, когда рождается сценическое действие. Раскрыть феномен балета и сцены возможно лишь в начале акта, но тайна остаётся тайной, когда занавес снова опускается.
Открытие Мариинского театра, состоявшееся в 1860 году, сопровождалось постановкой «Жизнь за царя» композитора Глинки под руководством К. Лядова, главного дирижёра русской оперы. Его сменил капельмейстер Эдуард Направник, отдавший Мариинскому театру целых полвека своей жизни. За эти годы театр развил и упрочил великую и первую русскую музыкальную сцену и её незыблемые традиции.
Это было золотое время Мариинки: полвека самых ярких и запоминающихся премьер, ставших наиболее значительными во всей истории оперной русской музыки. В их числе были такие шедевры, как «Майская ночь», «Псковитянка», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Чародейка» Чайковского, «Орестея» Танеева, великолепный «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна и др.
Репертуар театра пополнился свежими и яркими премьерами в начале XX века — незабываемыми операми Вагнера, в их числе тетралогия «Кольцо нибелунга», операми «Хованщина» Мусоргского и «Электра» Рихарда Штрауса. В 1847 году в Петербург случайно приехал в целом малоизвестный в то время танцовщик из Франции Мариус Петипа. Не планируя оставаться в России надолго, Петипа прожил здесь 63 года и стал «отцом русского балета».
В 1869-м Мариус Петипа возглавил балетную труппу Мариинки, продолжив славные традиции Артюра Сен-Леона и Жюля Перро. Тщательно сохраняя самобытность классики спектаклей «Эсмеральда», «Корсар» и «Жизель», он лишь бережно корректировал постановки. Танец слился с музыкой в произведении, поставленном Петипа, — хореографической композиции «Баядерка».
А счастливое знакомство Петипа с Чайковским способствовало рождению настоящей музыкально-хореографической поэмы «Спящая красавица». Слова Чайковского о том, что «балет — та же симфония», подтвердились Петипа уже после ухода композитора из жизни — совместная с Ивановым хореография подарила «Лебединому озеру» вторую жизнь на сцене Мариинского театра.
В творческом союзе Мариуса Петипа и Льва Иванова возник и «Щелкунчик» в великолепной хореографии. Постановка «Раймонды», балета Глазунова, упрочила славу Петипа как хореографа-симфониста. Он был новатором, творческие идеи которого с удовольствием подхватывались молодыми талантами — например, М. Фокиным, которым были поставлены на сцене Мариинского «Шопениана» музыки гениального Шопена, «Лебедь» Сен-Санса.
Современные и нашумевшие премьеры появляются и в 1930-е годы прошлого века. Это оперы — «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева, «Кавалер розы» и «Саломея» Рихарда Штрауса и др.; появляется на театральной сцене и новое направление хореографии — драмбалет. Его яркие примеры — это «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева.
21 июня 1941 года поздно вечером закончилась оперная премьера тогда уже Кировского театра. Это был «Лоэнгрин» Вагнера, прошёл его второй спектакль. Началась Великая Отечественная война, которая заставила труппу эвакуироваться в Пермь. Но с окончанием войны театральный сезон традиционно открывала опера Глинки «Иван Сусанин». В 1960-е годы состоялись потрясающие премьеры балетов «Спартак» Арама Хачатуряна, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и др.
История Мариинского театра помнит премьеры опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» 1980-х годов. Эти постановки до сих пор сохраняются в нынешнем репертуаре театра. Появилось новое поколение талантливых артистов, которые раскрыли все грани театрального искусства. С 1988 года на место главного дирижёра театра пришёл Валерий Гергиев. Он смог открыть русскую музыку всему миру, является основателем многочисленных международных фестивалей.
Валерий Гергиев стал и руководителем Мариинки. По его инициативе театр получил новую сцену, на которой проходят самые смелые и актуальные театральные постановки. Сейчас театр развивается и процветает на радость любителей искусства и театралов. Филиалы Мариинского открыты в разных регионах нашей страны. На сцене театра каждый найдёт что-то своё: как незыблемую классику, что идёт в репертуаре десятки лет, так и новинки.
В наши дни Мариинский театр находится под патронажем Министерства культуры Российской Федерации. В театральную группу входят знаменитые на весь мир артисты: Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Юрий Марусин, Ольга Бородина и другие. Балетную труппу составляют такие известные артисты, как Диана Вишнёва и Данила Корсунцев, Ульяна Лопаткина и Тимур Аскеров, Виктория Терёшкина.
Регулярно на сцене Мариинки проходят постановки оперы и балета, которые доступны для всех: и взрослых, и детей. В их числе «Ромео и Джульетта», «Борис Годунов», «Царь Эдип», «Чародейка», «Фауст», «Садко», «Времена года», «Сон в летнюю ночь» и многие другие. Можно бесконечно наслаждаться игрой талантливейших артистов, получать удовольствие от прекрасного звука и акустики.
В театре ставят спектакли и цирковые представления, концерты и спектакли, конференции. Традиционно стены Мариинки собирают полные аншлаги. Классические европейские и русские оперные спектакли проходят на главной сцене на Театральной площади, со зрительным залом, вмещающим 1625 гостей-зрителей. Здание театра представляет собой памятник архитектуры.
Прекрасное сооружение, в котором расположен Мариинский театр, выполнено архитектором в стиле неоклассицизма. Его красота поражает. Построено было здание в 1859 году по проекту итальянского зодчего Альберто Кавоса. Позже к строению присоединился трёхэтажный корпус, дополнивший его ансамбль и предназначенный для мастерских, гримерок, репетиций.
Дополнительный зал, построенный под самой кровлей здания, появился позже. Это добавило главному фасаду монументальности. Затем появилась и башенка над куполом, искусно замаскировавшая вентиляционную трубу. Общая площадь театра составляет 1,25 га, зрительный зал занимает около 1300 кв. метров. Он представляет собой один из самых восхитительных и красивых театральных залов мира.
Убранство зрительного зала оставили таким же, каким он был изначально, ещё несколько веков назад. Поражают воображение посетителей лепнина и позолота, прекрасные скульптуры, что украшают интерьер. Также восстановили весь драгоценный декор построенной для императора царской ложи вместе с украшающей её монограммой. В ней восстановлены буквы государевых имён.
Огромная тяжелейшая люстра, освещающая зал Мариинки, сочетается с живописным расписным плафоном, рисунок на котором выполнен итальянским живописцем Дузи. Он искусно изобразил амуров, слившихся в танце вокруг двенадцати танцующих нимф. Вокруг размещены 12 круглых медальонов, которые содержат портреты самых знаменитых русских драматургов.
Имеются и филиалы Мариинского театра: открыты они во Владикавказе и Владивостоке. Новая сцена театра появилась в 2013 году. Также функционирует музей при театре, в котором представлены экспозиции архивных костюмов и декораций. Заинтересовавшийся гость театра может совершить увлекательную экскурсию в жизнь Мариинки по театральному закулисью в сопровождении экскурсовода.
Главная сцена, требующая ремонта, будет отреставрирована, по словам В. Гергиева, с сохранением своего неповторимого изящества. А созданная для нужд театра вторая сцена, расположившаяся на другом берегу Крюкова канала, построена по проекту французского архитектора Доминика Перро. Она называется Мариинка-2. После своего строительства она вызвала самые неоднозначные оценки.
Многие называют вторую сцену Мариинского театра «коробкой из бетона», сравнивают её с главным зданием и яростно критикуют. Другим нравится смелые и интересные решения в интерьере и экстерьере. Но вот что интересно: внутренняя обстановка помещений резко отличается от внешнего облика здания. Он был выполнен в современном стиле из бетона и мрамора. Для строительства Мариинки-2 снесли целый квартал.
Никто не останется равнодушным после посещения Мариинского театра. Её вековая история и стены видели множество оглушительных премьер, гениальных артистов, знаменитых мировых оперных певцов. Их выступления на сцене вызывают неподдельные, самые чистые эмоции. Архитектура театра сделала его достоянием и символом Северной столицы, её визитной карточкой.
Мариинский театр находится на Театральной площади, д.1. О новых премьерах и расписании можно узнать на официальном сайте театра, там же доступны самые свежие новости из закулисной жизни. Билеты на интересные премьеры и постановки следует покупать заранее, так как цена может резко контрастировать. Самые недорогие по стоимости билеты раскупают в первую очередь, те, что остаются, могут быть весьма дорогими.
Стоимость билетов в кассе театра и на его сайте не отличается. Часы работы касс Мариинского театра — с 11:00 до 19:00, есть перерыв с 14:00 до 15:00. Предпочтителен дресс-код. Все, кто хочет окунуться в атмосферу театральной жизни и праздник искусства, который всегда дарит при посещении великолепная Мариинка, могут добраться сюда как на частном, так и на общественном транспорте — на метро, автобусе или такси.
Обсуждения