Александринский театр по праву считается старейшим храмом искусств в России. Основанный по особому указу императрицы Елизаветы ещё в 1756 году, он прославился на весь мир и имеет также названия Малый и Пушкинский. Здание театра, выполненное в стиле ампир, возвышается на площади Островского в Санкт-Петербурге, обращено фасадом на Невский проспект.
4 303 3 0 16 мин. на чтениеВо времена правления императрицы Елизаветы Петровны интерес к искусствам возрос. Театры в Российской империи существовали ещё при царе Алексее, созданные по примеру Европы. Первый из театров появился ещё в 1672 году. Просуществовал он недолго, всего 4 года, и умер вместе с его устроителем царём Алексеем Михайловичем. Родоначальницей императорских театров стала именно императрица Елизавета.
При её правлении французский театр был включён в состав императорских театров, туда же в 1764 году вошла и французская опера. Русский театр получил мощное развитие. Указ о его учреждении был подписан 30 августа 1756 года. Елизавета Петровна даже утвердила особый чин — «придворный артист», а Н. В. Дризден написал так: «С этого дня прежний скоморох, фигляр легализуется в русского актера».
Теперь судьбой театров руководили высшие лица, то есть императоры. Елизавета дала название Александрийскому театру по имени святого Александра Невского. К слову, день утверждения театра был днём памяти полководца. Изначально его здание было построено из дерева и называлось Малым театром. Спустя 76 лет Александрийский получил новое великолепное здание.
Проект его принадлежит архитектору Карлу Росси. Здание торжественно распахнуло свои двери 31 августа 1832 года. Построено по задумке Росси оно было в центре площади Островского, сегодня оно является одним из символов Петербурга, но в момент строительства здесь было болото. Пришлось забивать более 3000 дубовых свай для прочности фундамента, изобретать сложную систему дренажа.
Эта система, состоящая из особых колодцев и специальных труб, должна была оградить здание от затопления. Но однажды потоп здесь все же случился. Произошло это в 1932 году, когда обнаружились отверстия в стенах. Их тогда срочно забетонировали, так как ждали высоких гостей. Но вода начала прибывать в фойе и зрительный зал. Вызвали пожарную машину с мощным насосом, но и она не останавливала затопление.
Времени на раздумья не оставалось: были сооружены подмостки, которые накрыли коврами, и театр дал гостям представление. Прошло все довольно гладко, лишь по словам одного из высоких гостей, «что-то хлюпало». Но данный конфуз не умаляет достоинства проекта Карла Росси, который при строительстве Александрийского театра впервые использовал новаторское инженерное решение.
Оно заключалось в использовании чугунного перекрытия сводов. В стенах были закреплены чугунные консоли, приподнимающие ложи зрительного зала. Таким образом улучшились обзор и акустика. Это смелое решение тогда опротестовывали все инженеры и чиновники, заправлявшие процессом строительства. Сам Николай I, при котором оно шло, из-за всеобщих сомнений прекратил стройку.
Тогда новатор Росси написал письмо в строительный департамент, в котором говорилось: «Пусть я буду повешен на одном из стропил, если случится несчастье в упомянутом здании». Архитектор добился того, что чугунное перекрытие сводов все же установили, испытав его нагрузкой, в четыре раза превышающей имеющуюся. В итоге оно послужило целых 170 лет без надобности ремонта. Также по проекту Карла Росси в здании театра было установлено паровое отопление.
Когда император Николай I посетил выстроенное здание театра, талант и мастерство архитектора и его умелая работа привели государя в полный восторг. За своё творение Росси получил от Николая подарок: пожизненное право использования ложи под номером 14, которая находилась на втором ярусе. Известно, что сам архитектор своим подарком распорядился для улучшения материального состояния.
Росси продавал желающим билеты в свою ложу. Надо сказать, что с момента открытия Александрийский театр могли посещать все: от высоких чинов до простолюдинов, которые занимали верхний ярус и располагались на обыкновенных скамейках. Входы в места за креслами и в ложи были разными, и зрители разных классов не пересекались. Так получилось, что по проданным Росси билетам они оказались рядом.
Соседом знатного дворянина оказался кучер. Первый не преминул устроить скандал. После этого конфуза, о котором узнал император, у Росси отняли ложу. Николай I сильно обиделся на архитектора и больше не стал дарить ему подарков. Вскоре государь дал новое название театру, по имени своей супруги Александры Фёдоровны. Теперь это был Александринский театр.
Интересен факт, что проект архитектора Росси по внутренней отделке зала был задуман более нарядным, чем конечный результат. Согласно задумке неаполитанца, зрительный зал должен был сиять бронзой и медью. Но их заменили на художественную роспись и резьбу по дереву. Все дело было в нехватке средств, которые тогда шли на оснащение армии. Но на славу поработали лепных дел мастера и охтинские резчики, создававшие интерьер.
Сам император Николай I изначально возжелал видеть кресла зрительного зала, обитые красной тканью. Но её тогда не нашлось. Император настаивал, но Росси возразил, что срок ожидания закупки сорвёт открытие театра. В итоге победил архитектор, замысливший оформить зал обивкой из голубой ткани. Но все же в канун 1849 года Николай I решил сменить убранство и поручил замену голубой на красную ткань.
Тогда архитектору было уже 72 года. Тот проект по переделке зала стал для него последним. А для театра настало золотое время: оглушительные премьеры и бенефисы, ради которых у театрального подъезда скапливалась длиннейшая очередь из экипажей и карет. Посещение Александринки, как его тогда называли, было обязательным досугом для «золотой молодёжи», и прийти сюда пешком было крайне неприлично. Из-за этого хитрые извозчики выставляли экипажи рядом, на Невском.
В 1917 году власть в стране изменилась, и революционеры назвали театр «старым миром буржуазного искусства». Его хотели полностью ликвидировать, но он выжил. Только репертуар изменился — с 1919 года называясь «Петроградским государственным академическим театром драмы», он давал историко-революционные постановки. В 1937 году театр снова переименовали, теперь уже присвоив имя Пушкина.
Труппа театра во время Великой Отечественной войны переехала в Новосибирск, давая военные пьесы. Обратно в Ленинград она вернулась в 1944 году. Название с 1991 года изменилось на «Российский академический театр драмы имени Пушкина», или Александринский театр. Первый капитальный ремонт в его стенах состоялся в 2005 году. Решено было вернуть стиль и облик XIX века, оборудовав новейшей техникой.
В XIX веке это был флагман русской театральной и культурной жизни в Северной столице. Ориентируясь на образцы европейские, театр вырабатывал свою, особую школу. С самого начала своей жизни его труппу возглавил Фёдор Волков, которого называют «отцом Русского театра», а его директором был А. П. Сумароков. В стенах театра побывали выдающиеся актёры и люди своего времени.
Александринка хранит воспоминания о знаменитых премьерах: от русской классики драмы до комедий и водевилей. В 1831 году в театре прошла первая постановка пьесы «Горе от ума» Александра Грибоедова. Спустя пять лет здесь погремела премьера «Ревизора» Н. В. Гоголя. Яркими и запоминающимися премьерами были «Гроза» Островского, которая прошла в 1859 году, и «Чайка» А. П. Чехова — в 1896-м.
Кстати, про последнюю можно сказать, что это была действительно нашумевшая постановка: чеховскую «Чайку» ждал оглушительный провал. Её автор Антон Павлович Чехов даже дал слово больше ничего не писать для театров. Успех получили комедии Грибоедова «Притворная неверность» и «Молодые супруги». Сцену театра украшали талантливые актёры: Варламов, Давыдов, Дальский, Стрепетова, Комиссаржевская…
Отмечалось различие московской школы театра и петербургской: в последней присутствовало больше пластики и акцентов на отточенность движений и техники актёров. В начале XIX века главное место в репертуаре театра занимают водевиль и комедия, которые играли замечательные актёры, в числе которых И. И. Сосницкий и М. И. Вальберхова. Затем настроения сменились в сторону романтического репертуара, в театре начали ставить поэмы Жуковского, Пушкина, романы Скотта.
После революции в ходу была классика, как русская, так и европейская. Это были пьесы революционного и исторического содержания: «Пугачёвщина», «Штиль», «Иван Каляев»… А в 1955 году прогремела постановка пьесы «Оптимистическая трагедия» режиссёра Товстоногова. Творческий дар и игра актёров Александринского театра в разные времена заставляли трепетать его верных поклонников.
На данный момент руководителем знаменитого и старейшего театра является народный артист России и режиссёр Валерий Фокин. На сцене идут постановки спектаклей классического репертуара. В отреставрированном здании театра можно наслаждаться игрой актёров, ведь он имеет современное техническое оснащение вкупе с талантливой труппой и держит марку уже столько веков.
В состав труппы Александринки входят такие артисты, как Э. Зингашина и Н. Мартон; из молодых актёров много даровитых мастеров сцены: А. Большакова, Д. Белов, А. Фролов, С. Балакшин и др. Лучшие драматурги ставят спектакли классиков, в числе которых «Женитьба» Гоголя, «Нора» Ибсена, «Двойник» Достоевского, «Живой труп» Толстого. Репертуар тщательно продуман, состоит в основном из классических произведений.
Режиссёр Валерий Фокин, с 2003 года возглавляющий Александринский театр, хочет сохранить традиции русской театральной школы и предполагает это миссией театра. Под его руководством была проведена масштабная реконструкция, появилась вторая сцена, каждый год проходит театральный фестиваль; таланты здесь развиваются, а классика остаётся основой репертуара.
Новейшая премьера, о которой сейчас известно, — постановка легендарного спектакля «Король Лир». Завершается один сезон и начинается новый, перед открытием которого у театра существует ритуал: сбор труппы на основной сцене, где объявляются предстоящие планы, затем встреча руководителей театра с прессой, и обязательно — мемориальные мероприятия: возложения цветов на Серафимском и Новодевичьем кладбищах в память о служивших в театре актёрах.
Об Александринке всегда слышны лишь восторженные отзывы, она стала ни много ни мало достоянием Санкт-Петербурга и всего русского театра и сегодня собирает в своих стенах ценителей искусства. Труппа сохранила плеяду ветеранов и старых мастеров сцены, а театральные подмостки пережили все трудности и сохранили уникальный реквизит и декорации. Сейчас Александринский театр сверкает в своём великолепии.
Здание театра, выполненное в стиле ампир, является жемчужиной и гордостью Северной столицы. Вся улица, на которой находится Александринский, спланирована талантливым архитектором К. Росси таким образом, чтобы строение Александринки выделялось пышностью и великолепием архитектурной мысли и формы. Его боковые фасады имеют портики из 8 колонн, а парадный фасад обращён к Невскому проспекту.
На окаймляющем здание фризе расположились изображения театральных масок и лавровых гирлянд. В центре фасада находится лоджия из колонн, в нишах которой покоятся музы: величественные статуи Клио и Терпсихоры соседствуют с Талией и Мельпоменой. Простота и торжественность, сочетание лёгкости и грациозности. Венчает аттик главного театрального фасада внушительная квадрига Аполлона. Стоящий в красивой колеснице, покровитель искусств облачён в ниспадающие одежды и держит лавровый венок и кифару.
Высота архитектурного сооружения Александринского театра составляет 33 метра, а площадь составляет более 10 тысяч квадратных метров, точно рассчитанная архитектором как соотношение 1:6. Театральный ансамбль являет собой образец великолепного творения мирового зодчества. Здание прямоугольной формы, с колоннадами, выглядит торжественно и вызывает восхищение.
Внутреннее убранство театра также было тщательно и кропотливо прорисовано Карлом Росси. По замыслу архитектора, оно должно сиять и ослеплять своим великолепием. Последние достижения технической мысли сочетаются с внутренним пространством изысканной, утончённой красоты. По зарисовкам Росси выполнены и декоративные элементы центральной и боковых лож. Тонкий орнамент окружает композиция из мастерски оформленных атрибутов.
Поистине Росси был единственным мастером, который мог так филигранно расположить пространство улиц. Создав грандиозный ансамбль театра, возвышающегося на тщательно организованной архитектором уличной площади, Росси увековечил свой талант в здании Александринки. Пропорции как наружного оформления, так и интерьера соблюдены так искусно, что при каждом взгляде они вызывают восхищение.
Прочувствовать яркие эмоции от спектаклей, проходящих в Александринском театре, ощутить все великолепие этого культурного пространства может каждый. Театр находится на площади Островского, 6, рядом со станцией метро «Гостиный двор». Двери театра открыты с 11:00 до 20:00 ежедневно, с понедельника по воскресенье. Сюда можно добраться на машине, общественном транспорте или пешком.
Всю информацию о предстоящих спектаклях можно получить в билетной кассе, по телефону или на официальном сайте. Новые постановки проходят здесь регулярно. Посещение вечерних постановок театра детьми до 12 лет не допускается. Традиционно в правилах имеется запрет на вход в зрительный зал после третьего звонка, также необходимо соблюдать дресс-код: вечерние платья у дам и костюмы — у мужчин.
Билеты на спектакли можно пробрести в билетной кассе, режим работы которой — с 10:00 до 20:00. Есть предложение на билеты по льготной цене со скидкой 10% при покупке билетов во время с 13:00 до 14:00. Группе от 15 человек также предоставляется скидка. На основной сцене начало спектаклей — в 19:00. Легендарный, ценнейший и старейший Александринский театр всегда готов распахнуть свои двери в мир искусства его настоящим ценителям.
Обсуждения