Мраморный дворец в Петербурге — занимающий целый квартал архитектурный ансамбль на Дворцовой набережной. Был построен по указу Екатерины II по проекту Антонио Ринальди. Своим названием выполненный в стиле классицизма архитектурный проект обязан внутренней облицовке, в которой были использованы более 30 видов итальянского мрамора. Официальный адрес архитектурного объекта — улица Миллионная, 5/1.
761 0 0 14 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 59.945221 северной широты, 30.326682 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1
Дата основания: 1768 год
Архитектурный стиль: классицизм
Архитектор: А. Ринальди, П. Егоров
Основатель: Екатерина II
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: http://www.rusmuseum.ru/marble-palace/
Комплекс был возведен по указу Екатерины II в знак благодарности фавориту Григорию Орлову — организатору переворота, после которого императрица взошла на престол. Она же выбирала место — участок рядом с почтовыми причалами в непосредственной близости от собственного дворца. До сих пор в Санкт-Петербурге ходят легенды, что со стороны Миллионной улицы есть тайный ход, по которому должна была пребывать царственная любовница.
Дворцовый ансамбль между Миллионной улицей и Дворцовой набережной был заложен в рядом с Почтовым двором в 1768 году. Автор проекта — итальянский архитектор Антонио Ринальди, но известно, что многие элементы, как и общий образ здания, рисовала сама императрица. Она же контролировала каждый этап строительства и без счета выделяла средства. Отличившиеся мастера получали награду лично. Несмотря на это, стройка затянулась до 1985 года.
Причиной такой медленной реализации проекта была его изначальная сложность. Сначала для возведения Каменного дома у Почтовой пристани был засыпан Красный канал, соединявший Мойку и Неву. Затем были подняты каменные стены, выложены своды и началась облицовка гранитом. Мраморные плиты доставлялись с Ладожского озера и Онеги, а также из Италии. Скульптуры Федота Шубина украсили фасад и внутренние переходы здания.
Из отчетов Екатерине точно известно, что на стройке трудились более ста каменщиков и более трехсот подсобных рабочих. Руководил процессом М. И. Мордвинов, соавтором Антонио Ринальди в разработке проекта был архитектор Петр Егоров. На фронтоне здания разместили послание Екатерины — «Здание благодарности», но за 18 лет, в течение которых велось строительство, Григорий Орлов умер, так и не успев воспользоваться подарком.
Окончания строительства не застал и Антонио Ринальди. Еще в 1784 году из-за серьезной травмы, полученной в результате падения с лесов, он вернулся в Рим. Екатерина дала распоряжение выплачивать зодчему щедрое обеспечение. А строительство продолжилось под руководством Петра Егорова. Уже он выбрал орнаменты для решеток и ворот, а также проектировал тип наложения кровли. Эта часть здания простояла без протечек более 200 лет.
После смерти Григория Орлова Екатерина Великая выкупила дворец у его сыновей. По задумке государыни занять апартаменты должен был малолетний Константин — сын Павла I и младший из двух внуков-наследников. Идея воплотилась в 1796 году, когда потенциальному наследнику престола была подобрана невеста. Молодая супружеская пара была поселена в Мраморный дворец. На тот момент цесаревичу было 16 лет, а его супруге — 14.
После выдворения из дворца провинившегося перед государыней Константина комплекс стал своеобразной тюрьмой для лидера польских конфедератов Тадеуша Костюшко. В 1797—1798 годах здесь размещался двор польского экс-короля Станислава Августа Понятовского, ради которого здание было расширено. Здесь же уже посмертно Павел I провел коронацию Станислава Августа, хотя в этот момент официально во дворце снова жил Константин.
В 1813 году члены императорской семьи покинули дворец, переделав его в ведомство Придворной канцелярии. Помещения после небольшой доработки сдавались в аренду, комнаты занимали высокие чины. 6 марта 1832 года Николай I распорядился перенести в Мраморный дворец резиденцию своего младшего сына Константина. На некоторое время, после пожара в Зимнем дворце в 1837 году, часть залов превратилась в склад — в них разместили спасенные ценности.
Константин Константинович, сын великого князя Константина Николаевича, занял дворец после смерти отца. Он же инициировал реконструкцию здания и декоративную отделку помещений нижнего этажа в старорусском стиле. Благодаря Константину Константиновичу дворец превратился в настоящий модный салон. В нем устраивались творческие встречи, концерты и заседания Географического общества.
Во время Первой мировой войны в помещениях Мраморного дворца был устроен госпиталь. После революции по указу временного правительства в него въехало Министерство труда. Намерениям выкупить у наследников комплекс помешал приход к власти большевиков. Здания были национализированы. В них размещались Наркомат и институт охраны труда, Наркомат просвещения, Академия истории материальной культуры. С 1992 года комплекс принадлежит Русскому музею.
Стиль, в котором выполнен облицованный гранитом и мрамором двухцветный фасад дворца, принято называть ранним екатерининским классицизмом. Основные сочетания — коричневый гранит и серо-голубой мрамор, оттененные золотыми балясинами и вазонами. Неизбежное влияние итальянской культуры также прослеживается — флорентийские мотивы, делающие верхнюю часть похожей на палаццо, появились благодаря главному архитектору Антонио Ринальди.
Цветовая гамма, сохранившаяся неизменной до настоящего времени, смотрится нежно. Декоративности добавляют белые барельефные гирлянды, соединяющие четвертичные колонны между окнами второго и третьего этажей. Из-за расположения и освещенности именно колонны и коринфский ордер восточного главного фасада кажутся более светлыми и поэтому задают ритм. Эта воздушность уравновешивается красногранитным тоном нижнего яруса.
По центру восточного фасада расположена башенка с курантами. Справа и слева от нее размещены скульптуры работы Федота Шубина — «Верность» и «Щедрость» справа и слева соответственно. По кровельному парапету верхняя часть украшена вазонами из доломитового известняка, эффектно смотрящимися на фоне неба. Всего по периметру расположено 80 таких идентичных элементов, подчеркивающих архитектурную динамику ансамбля.
Отделка дворца заранее проектировалась для восприятия с большого расстояния — поэтому все элементы достаточно крупные и визуально выразительные. Симметрично расположены балконы с полукруглыми завершениями, размещенные в нишах. Их отделка довершена коваными решетками — эффектное сочетание бронзы и позолоченных балясин на фоне ограждений из все того же серо-голубого мрамора.
Куранты выполненной в стиле барокко часовой башни работали практически до революции. Благодаря возможности сравнить механизм с аналогичным в Гатчинском дворце Русскому музею удалось восстановить их работу. Сразу под часами в небольшой нише над дверью находится размещенная по приказу Екатерины надпись — «Здание благодарности», посвященная первому владельцу великолепного памятника архитектуры.
От служебного корпуса, в котором располагались конюшни и склады, главное дворцовое здание отделено кованной решеткой. Она опирается на гранитные столбы, увенчанные вазонами. Оттенок опор перекликается с цветом тивдийского мрамора нижней части самого здания — это та же розовая с вкраплением красного уникальная горная порода. А. П. Брюллов, проводивший реконструкцию, намеренно искал именно этот материал.
Двухэтажное здание служебного дома также создавалось с учетом переклички с главным зданием. Архитектор Петр Егорович Егоров решил сделать пилястры, которые в основном здании венчают только верхние этажи, идущими от основания постройки. Учитывая, что большую часть постройки занимал манеж, барельеф решено было сделать тематическим. Тема, обыгранная знаменитым скульптором Петром Клодтом, — «Служение лошади человеку».
Боковые фронтоны здания также украшены барельефными скульптурами Клодта. Для этих зон он выбрал морскую тематику — на декоративных вставках разместились дельфины и трубящие в раковины тритоны. На фризы автор поместил головы коней, практически отказавшись от батальных сцен. В соответствии с модой человеческие фигуры облачены в греческие тоги, — на теме Парфенона настраивал Брюллов, отбиравший модели для отливки.
В настоящее время во дворе у центрального входа в здание расположена конная скульптура, посвященная Александру III. Автор — Паоло Трубецкой. Она создана только в начале XX века и до перемещения стояла на Знаменской площади. До этого момента во дворе Мраморного дворца располагался ленинский броневик, позже перемещенный на хранение в экспозицию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Как и задумывалось архитекторами, основные парадные залы расположены на втором этаже здания. В него от технических комнат ведет мраморная парадная лестница вдоль которой выстроились скульптуры работы Шубина — «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь». Еще две статуи заняли ниши между этажами. Это символизирующая осеннее равноденствие мужская фигура с гроздью винограда и посвященная летнему равноденствию женская с цветами и головой барана в ногах.
На площадке между вторым и третьим этажами находятся еще одни часы Мраморного дворца. Они украшены скульптурной композицией «Игры амуров» и аллегорической группой, посвященной четырем человеческим добродетелям — справедливости, силе духа, умеренности и благоразумию. Напротив парадной лестницы Орлов приказал повесить портрет главного архитектора, так и не увидевшего итог собственных трудов.
На втором, наиболее пышно отделанном этаже дворца расположились главные парадные помещения — Лаковый зал, Большая Невская анфилада, Орловский зал, Екатерининский и Мраморный зал. Интерьеры из-за многочисленных переделок сохранились только частично. Как они выглядели в момент постройки, можно судить только по описаниям. Та же участь постигла и третий этаж, где находились жилые и гостевые комнаты.
Жемчужина второго этажа — отделанный мрамором и редким лазуритом Мраморный зал. Потолок необычной формы поддерживают стройные колонны. В отделке, построенной на сочетании различных видов мрамора, отражена тема магии и жертвоприношений. Скульптурная группа и барельефные орлы посвящены русскому воинству. Историки отмечают, что некоторые барельефы, оттеняющие многоцветность стен, аллегорически намекают и на еще одно достоинство князя Орлова — умение хранить тайны.
Часть залов, как и Мраморный, изначально была одноуровневой. Второй ряд окон, подаривших помещению дополнительный свет, появился только во время реконструкции Брюллова. На Орловский зал, через который нужно пройти, чтобы попасть в Мраморный, это не распространилось. Его украшают скульптуры авторства М. Козловского, прославляющие подвиги братьев Орловых и саму Екатерину. Военная тематика отразилась и в потолочном барельефе.
Орловский зал имеет и аллегорические элементы оформления со светскими сюжетами — барельеф «Амуры с доспехами Марса» намекает на историю любви Екатерины и графа Орлова. Но даже в плафоне С. Торелли «День, прогоняющий ночь» снова прослеживается военная тематика. Отделка напоминает, что возведением на престол императрица обязана всем пяти братьям Орловым — Ивану, Алексею, Григорию, Федору и Владимиру. Общий тон зала, как и задумывалось изначально, бело-серебряный.
Орловский и Екатерининский залы связывает ротонда, или Лаковый зал. Название небольшое помещение с оригинальным сводом получило благодаря отделке из ценных пород дерева, покрытых лаком и росписями. Работы знаменитого художника-миниатюриста Григория Молчанова, создавшего росписи, не сохранились. Плафон работы Иосифа Криста «Суд Париса», увенчивавший ротонду, перенесен на центральную лестницу.
Готический зал тоже появился благодаря Брюллову. Это самое большое помещение, украшенное балюстрадой для оркестра и эффектными арками парусных сводов. Готический стиль подчеркивают арки с фигурами рыцарей в полной экипировке. На втором же этаже расположена и картинная галерея. Она занимает одну из восточных комнат. В коллекции представлены шедевры кисти Рафаэля, Рембрандта, Пуссена.
Зимний сад занимает террасы второго и третьего этажей. Визуальный центр композиции — фонтан с тремя чашами. Как и в большинстве помещений, потолок украшен кессонами, переливающимися орнаментом с балконными зонами, где те же элементы отразились и в орнаментах кованых элементов. Их богатство подчеркнуто позолотой. Тот же прием использован в оформлении дверных и оконных проемов большинства комнат.
Мраморный дворец — действующий музей и площадка для проведения мероприятий, хотя исторические интерьеры восстановлены только частично. Две выставки существуют на постоянной основе. Это коллекция братьев-собирателей картин Якова и Иосифа Ржевских и «Музей Людвига в Русском музее». Постоянно представлена мемориальная экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века».
Некоторые экспозиции привозятся для демонстрации временно. Заданная Русским музеем концепция — «Русское искусство в контексте мирового». Для демонстрации современного искусства чаще всего выделяются помещения третьего этажа — простые белые кубы, в которые можно вписать любую тематику. Попасть в Мраморный дворец можно только в составе экскурсии. Кассы открыты с 10:00 до 17:30, в четверг — с 13:00 до 20:30. Выходной день — вторник.
Обсуждения