Троице-Сергиева лавра — самый крупный православный мужской монастырь в России. Он был основан в середине XIV века на территории современного Сергиева Посада Московской области. Эта святыня входит в список наиболее почитаемых и известна делами многих подвижников РПЦ. Достопримечательность является объектом культурного наследия народов РФ и Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2 729 0 1 12 мин. на чтениеНазвания: Свято-Троицкая Сергиева лавра
Статус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Координаты: 56.31072 северной широты, 38.130474 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
Дата основания: 1337 год
Архитектурный стиль: московская школа
Основатель: Сергий Радонежский
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://stsl.ru/
Первые упоминания о Троице-Сергиевой лавре встречаются в Троицкой летописи и в книге Епифания Мудрого о житии Сергия Радонежского, написанных в XV веке. История же монастыря берёт начало в 1337 году, когда его будущий основатель Варфоломей (позднее — Сергий Радонежский) селится с братом Стефаном в нескольких десятках км от современной Москвы на холме Маковец в глухом непроходимом лесу.
Там отшельники построили келью и небольшую церковь, названную в честь святой Троицы, чтобы молиться и благодарить Бога, несмотря на лишения, на которые братья себя обрекли. Однако Стефан не выдержал такой жизни и вскоре подался в городской монастырь. Оставшись в одиночестве, Варфоломей продолжил вести затворническую жизнь, а от путников, которые встречали его, о пустыннике стало известно многим людям.
Верующие с разных концов Руси стали приходить к отшельнику на время или оставались навсегда. Их становилось всё больше — так возникла необходимость строить новые кельи. В связи с введением в обители монастырского устава территорию разделили на три зоны: жилую, общественную и оборонную. Посередине расширенной обители возвели другой деревянный храм и трапезницу, вокруг которых были кельи.
За кельями располагались огороды и хозяйственные постройки. От внешнего мира обитель была отгорожена тыном с воротами, над которыми построили ещё одну церковь в честь великомученика Димитрия Солунского. За семь веков общая картина сооружений монастыря мало изменилась, несмотря на их разграбление и сожжение монголами в начале XV века, а также дальнейшее восстановление обители и появление каменных построек.
Игуменом монастыря сначала был Митрофан, а после его смерти — и Варфоломей, принявший постриг и ставший монахом Сергием. С именем Сергия Радонежского (фамилия образована от города Радонеж, из которого прибыл отшельник) и этого монастыря связано благословение в 1380 году Донского на битву с Мамаем, а также участие монахов-воинов обители Пересвета и Ослябя в Куликовской битве.
Значительную роль в политической судьбе Руси монастырь сыграл в Средневековье, так как служил опорой не только для простого народа, но и находившихся у власти. В историографических трудах тех времён есть свидетельства тому, что святыня противостояла татаро-монгольскому игу, приверженцам Лжедмитриев II и III, правительству «седьмочисленных бояр», польско-литовской оккупации.
Здесь, у гроба Сергия, был схвачен Василий II Темный, после этого ослеплённый братом, в купели был крещён Иван IV, по указу которого в середине XVI века появился пруд, а сам монастырь стал крепостью. А в конце XVII века в борьбе за власть с Софьей Алексеевной Романовой монастырь поддержал Петра Первого, при котором позднее были возведены церкви Трапезная и Иоанна Предтечи, а также Царские палаты.
В конце XVII века монастырь стал ставропигиальным, то есть независимым от власти местной епархии. А ещё через 60 лет он получил наивысший для монастырей статус лавры. Эта идея была выдвинута Елисаветой Петровной и одобрена Святейшим синодом. В это время и появилось современное название обители — Троице-Сергиева лавра — в честь первого храма на территории монастыря и его основателя — Сергия Радонежского.
В XVIII—XIX веках лавра переживала свой расцвет: на территории монастыря стали появляться и разрастаться крестьянские жилища и ремесленные мастерские, тут базировалась Славяно-греко-латинская и Духовная академии, типографии, гостевые и конные дворы, различные лавки. Так, в 1782 году лавра и примыкающие к ней сооружения образовали новый город, названный Сергиевым Посадом.
Однако благополучие сменилось возникшей угрозой исчезновения святыни и её ценностей после прихода советской власти. Более четырёх сотен монахов были выселены, а сама лавра сначала была превращена в музей, а позже её помещения использовались для проведения курсов по электротехнике. Сразу после войны монастырь не только открыли, но и вернули его монахам. На сегодняшний день здесь проживает около двух сотен человек.
В течение более шести веков формировался комплекс, являющийся духовным центром России. Большинство сооружений, относящихся к архитектурному ансамблю Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выполнено в стиле барокко. Всего на территории монастыря около полусотни сооружений, наиболее старое из которых, — Троицкий собор, ставший первой каменной постройкой монастыря. Его возвели над местом, где был погребён Сергий Радонежский.
Зодчие придали сооружению черты, свойственные архитектуре ранней Москвы. Собор выполнен в виде небольшого крестово-купольного храма в 30 метров высотой из белого камня с резным оформлением. Внутри собор украшен росписью, выполненной Андреем Рублёвым, Даниилом Чёрным и другими иконописцами. На месте оригинальной «Троицы» размещена ее точная копия. Рядом с иконостасом располагается рака с мощами Сергия Радонежского.
Основание другого — Успенского — собора относится к 1585 году. Он расположен в самом центре лавры и был построен при финансовой поддержке Ивана IV Грозного по образцу одноимённого собора Кремля в Москве. Пятикупольный собор внешне отличается от прототипа размерами и основным материалом: он больше и сложен из кирпича. Сюда в начале XVII века были перенесены останки семьи Бориса Годунова.
Интерьер сооружений также несхож: зодчие не воспроизвели цилиндрическую форму столпов, которую спроектировал для Московского Кремля итальянец Аристотель Фиораванти, а вернулись к исконно русской прямоугольной форме. Спустя век после воздвижения сооружения его внутренние стены были расписаны живописцами из Ярославля, а резной иконостас в пять ярусов был заполнен 76 иконами. Работа мастеров сохранилась до наших дней.
XVII век стал очень плодотворным для зодчества: после возведения крепостных стен из камня, которые протянулись более чем на километр, на территории лавры появились лечебница, дворец царя, церкви преподобных Зосимы и Савватия, святого Иоанна Предтечи и храм Сергия Радонежского. Последний выполнял роль трапезной, где проводились праздничные обеды и приёмы знатных особ. Богато убранные фасады храма наделены чертами так называемого московского барокко.
Самая высокая точка на территории монастыря — колокольня — вытянулась ввысь практически на 90 метров. Она появилась в XVIII веке благодаря зодчему Ивану Мичурину, начавшему строительство, и Дмитрию Ухтомскому, закончившему его через три десятка лет. Сооружение представляет собой утончённую пятиэтажную колокольню. Ее главный колокол, Царь-колокол, весит около 70 000 кг.
Огромная территория с более чем десятью храмами, разными служебными помещениями, музеями, площадями и образовательными учреждениями была внесена в 1993 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой архитектурный ансамбль, создаваемый на протяжении нескольких веков. В связи с этим лавра привлекает к себе интерес не только как духовный центр страны, но и как уникальный архитектурный памятник.
В Троице-Сергиеву лавру на протяжении многих веков, чтобы поклониться святыням обители, приходило бесчисленное количество паломников с разных уголков страны. Здесь верующие могли помолиться мощам преподобного Сергия Радонежского и его первых учеников, останкам архиепископа Серапиона, митрополита Иоасафа Скрипицына, богослова Максима Грека, а также приложиться к рублёвской иконе «Троица».
Несмотря на то что икона Рублёва была перемещена в Государственную Третьяковскую галерею и многие святыни покинули монастырь в XX веке, большинство уникальных реликвий не только сохранилось, но их число ещё и приумножилось. Сейчас мощи и различные старинные предметы хранятся в сооружении Ризницы и Наместничьих покоях Троице-Сергиевой лавры и доступны посетителям для осмотра.
Сначала в Ризнице находились предметы, бывшие в использовании при совершении богослужений, и ценные дары, пожалованные обители богатыми прихожанами. А в Наместничьих покоях, расположенных над стеной крепости, ранее жили настоятели монастыря. Однако после того, как эти сооружения стали в XX веке музейным комплексом, они были соединены надземным коридором для комфортного перемещения посетителей.
В Ризнице сейчас размещена, в основном, церковная утварь как связанная с монастырём, так и обретённая ещё до его возникновения. Важное место в экспозиции занимают святыни, связанные с Сергием Радонежским. Также здесь можно увидеть литургические сосуды, богослужебные книги и облачения, иконы. Как правило, при изготовлении этих святынь использовались драгоценные металлы и камни.
В постройках, ранее выполнявших функцию Наместничьих покоев, сейчас располагаются мастерские, погреба и действующая выставка искусства XVIII—XIX вв. городского музея-заповедника. А пройдя по монастырскому некрополю, посетители могут увидеть погребения представителей дворянских родов и архиереев: Бельских, Годуновых, Глинских, князей Дмитрия Трубецкого, Андрея Радонежского, архиепископа Никона Рождественского, Пимена и других.
Ещё одним важным местом, где хранятся старинные реликвии, является библиотека монастыря: тут в большом количестве представлены летописи, рукописные книги, редкие образцы первых русских печатных книг и важные исторические документы. В Конном дворе, относящемся к монастырю, но расположенном у Белого пруда, хранятся находки, датируемые VI тыс. до н.э., костюмы и предметы утвари крестьян.
Монастырь в Сергиевом Посаде открыт для посещения каждый день с 5 утра до 9 вечера, а в церковные праздники — весь день. Выставки доступны для осмотра с 10 утра до 6 вечера со среды по воскресенье. Допускается использование фотоаппарата, однако есть ограничения: нельзя фотографировать монахов и записывать богослужения, а также необходимо отключить вспышку при съёмке росписей в целях обеспечения их сохранности.
Учитывая, что Троице-Сергиева лавра является действующим монастырём, посетители должны соблюдать и некоторые другие правила. Так, желающие попасть на территорию обители должны позаботиться о своем внешнем виде, предполагающем верх с закрытыми плечами, брюки или джинсы — для мужчин, для женщин — длинные юбки и платки на голову. Здесь не приветствуется курение и запрещено распитие алкогольных напитков.
Доехать до лавры из Москвы можно как на машине по Ярославскому шоссе, так и на общественном транспорте: на электропоезде с Ярославского вокзала до Сергиева Посада или на маршрутном такси с остановки «Кооперативная улица» до «Белый пруд — Центр-музей-заповедник». Остановку от монастыря отделяет расстояние в полкилометра, которое туристы преодолевают пешком. Дорога из Москвы до монастыря занимает до двух часов.
«Сергиев Посад» основан в 17 веке, и на 17-18 века ещё носил родное, другое название. Все «древнерусские летописи», без исключения, написаны в 19 веке. На основании каких документов академическая история выводит 1337 год для Сергиева Посада и Лавры ?!