Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — старинная православная обитель, основанная в XIV веке во имя Пресвятой Троицы и в честь епископа Ипатия. Мужской монастырь расположился в Костроме, в месте впадения реки в Волгу. Живописную территорию вокруг монастыря местные жители назвали Ипатьевским мысом. Святая обитель по праву считается колыбелью царской династии Романовых.
302 0 0 15 мин. на чтениеНазвания: Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 57.777256 северной широты, 40.893696 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Кострома, ул. Просвещения, 1
Дата основания: XIV век
Основатель: мурза Чет (Захарий)
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий, музейный комплекс
Официальный сайт: https://ipatievsky-monastery.ru/
Ипатьевский мужской монастырь был заложен в XIV веке, средства на его постройку выделил татарский вельможа Чет, ставший впоследствии родоначальником фамилии Годуновых. Согласно историческим данным, он направлялся в Москву, по пути, который вёл через Кострому, мурза серьёзно заболел. Привал был организован в дубраве. Во время отдыха татарский вельможа увидел вещий сон.
Больному в его снах явилась Пресвятая Богородица вместе с апостолом Филиппом, сопровождал их великомученик Ипатий Гангрский. Божья Матерь пообещала исцелить мурзу, если он обратится в православие и выстроит святую обитель в честь епископа Ипатия. В благодарность за исцеление мурза основал здесь Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь и принял христианскую веру, получив во время крещения имя Захарий.
Спустя пять поколений рода Захария появились на свет два брата — Ф. И. Сабур, основатель известного рода Сабуровых, и И. И. Годун, ставший родоначальником фамилии Годуновых. Расцвет православного монастыря приходится на годы возвышения рода Годуновых. В конце XVI века уникальный монастырь был настоящим центром духовной и политической жизни древней Руси.
В те времена мужской монастырь стал настоящей неприступной крепостью. Его окружали тяжёлые дубовые стены, в самом центре монастыря был воздвигнут храм Живоначальной Троицы. Спустя годы дубовые стены заменили мощными каменными, построили звонницы и кельи для монахов. Толщина стен составляла 3 метра, высота достигала 11 метров. Со всех сторон обитель окружали глубокие земляные валы.
С началом Смутного времени святая обитель была захвачена войсками Лжедмитрия II и Филарета, однако в 1609 году горожане организовали восстание, подкреплённое силами пришедшего на помощь из Галича войска ополченцев, и отвоевали святыню спустя несколько месяцев. Во время штурма крепостную стену пришлось взорвать, в результате чего серьёзно пострадал Троицкий собор.
Наступил переломный исторический момент. Самозванцев изгнали, победили интервентов, полностью свергли семибоярщину. Пришло время выбирать нового царя, и в 1613 году бояре присягают на верность тогда ещё подростку Михаилу Романову. В ту пору юный избранник на царствование находился в своей вотчине в Костроме. Туда было отправлено Великое посольство, чтобы донести волю народа будущему правителю.
Благодаря своей исторической значимости Ипатьевский монастырь долгие годы был теснейшим образом связан со всеми происходящими в государстве политическими событиями. Именно здесь был призван на престол Михаил Романов. В годы его царствования территория святой обители значительно расширилась, западную её часть стали называть Новым городом. Монастырь стал одним из богатейших на Руси.
Значительно пополнилась библиотека монастыря, книги для которой теперь писали прямо в стенах святой обители. Здесь издавались рукописные экземпляры Евангелия, жития святых, небольшие синодики и помянники для поминовения в молитве усопших и живых. Здесь велась родословная семей Годуновых и Романовых, других общественных и государственных деятелей, известных исторических лиц.
В годы правления Петра I начался упадок святой обители. Несколько колоколов были сняты и отправлены на переплавку для военных нужд. Определённая часть доходов монастыря сверх положенного уходила в казну государства, что привело к серьёзному обветшанию старых построек. С появлением Костромской епархии знаменитый монастырь использовался как резиденция архиерея, для этого были проведены некоторые перестройки.
В 1767 году монастырь посетила Екатерина Великая, а через несколько лет в обитель с визитом прибыл император Николай I, по указу которого проводились активные восстановительные работы. Посещали святыню и другие члены императорской семьи. Здесь же с размахом праздновалось 300-летие дома Романовых, на празднике присутствовала вся императорская семья.
В праздничном крестном ходе через весь город принимало участие все местное духовенство. Император Николай II приложился тогда к образу чудотворной иконы Феодоровской Богородицы, которая благословляла на царствование его предка. Государь побывал на праздничной литургии в Троицком соборе, после чего вышел к людям. Кто бы мог тогда знать, что спустя 5 лет царскую семью расстреляют в купеческом доме Ипатьева.
После революции 1917 года святая обитель перестала быть духовным оплотом для православных христиан. Все постройки на территории монастыря использовались для хозяйственных нужд. Уникальные церковные реликвии отправляли в Москву на нужды революции. Небольшая часть икон, различные предметы и монастырская утварь, не имеющая ценности, пополнили запасники местного музея краеведения.
Монастырские помещения использовали под общежития для солдат Красной армии, рабочих фабрики, здесь даже устраивали танцплощадки. Лишь в середине XX века пришло осознание большой культурной ценности монастыря. Здесь был образован историко-архитектурный музей-заповедник. В последние годы прошлого века начался процесс передачи Ипатьевского монастыря во владение Русской церкви, который был завершён уже в 2004 году.
Уникальный комплекс стал типичным образцом древнерусской архитектуры XIV века. Все сооружения надёжно защищены высокой каменной крепостью, имеющей множество переходов. Белая каменная ограда монастыря выполнена в виде многоугольника, имеющего 5 углов, в каждом из которых находится башня с зелёным шпилем. Вход в святую обитель предусмотрен через Екатерининские ворота, выстроенные в стиле барокко.
В самом центре монастыря был возведён уникальный Троицкий собор, украшенный пятью куполами. Отличительное особенностью его стало крыльцо под крышей, выполненной в виде шатра, которую поддерживают 4 мощных столба. Храмовая звонница разделена на две части. Старая построена в виде аркады, более новая имеет форму колокольни и увенчана зелёным шпилем, покрытым черепицей.
Интерьер Троицкого собора нарядно украшен фресками талантливого живописца Гурия Никитина, которые датируются второй половиной XVII века. Их более 400. В самом верху изображено явление ангелов Аврааму и Лоту, часть изображений посвящена жизни Христа, в нижнем ярусе расположились фрески, изображающие святых апостолов. Здесь же стоит уникальный иконостас, подаренный Елизаветой Петровной.
Великолепный иконостас датирован серединой XVIII века и украшен ажурными виноградными ветвями, покрытыми чистым сусальным золотом, они были изготовлены талантливыми костромскими резчиками в популярном тогда стиле барокко. Все иконы, предназначенные для соборного иконостаса, писали известные царские иконописцы. Уникальная настенная роспись мастеров XVII века выделяет искусно выполненные православные иконы.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой просторное здание из камня, украшенное пятью куполами, выполненными в русско-византийском стиле. Внутри церковь украшает великолепный иконостас с позолоченными иконами, написанными известными палехскими мастерами иконописи. На звоннице колокольни были расположены 18 колоколов, самый большой из которых весил 600 пудов.
Надвратная церковь в честь Хрисанфа и Дарии возведена над Святыми воротами в самом конце XIX века. Православный храм не имеет столпов, уникальная крыша его представляет 12-гранный шатёр, покрытый черепицей. Фасад выполнен переплетением двух стилей — древнерусского и традиционной классики. Внутри церковь украшена многочисленными масляными росписями. Привлекает внимание уникальный иконостас с позолоченными иконами.
Палаты Романовых служили местом, в котором останавливались известнейшие и богатые посетители монастыря. Изначально левое крыло занимал царь Михаил Романов, правое крыло было отдано его матери. Здание возведено в классическом стиле с добавлением отдельных элементов эклектики. Стены первого этажа окрашены в коричневый цвет, отделка второго этажа выполнена декорациями с шахматным орнаментом.
Архиерейский корпус включает в себя Святые ворота с устроенной над ними надвратной церковью, помещения казначея и эконома. Часть здания выполнена в крепостном стиле, оставшаяся часть разбавлена элементами классики. Наместнический корпус имеет три различных этажа. Первый был построен в древнерусском стиле, для второго характерны наличники с резьбой, популярные в XVII веке. Верхний этаж выполнен в стиле барокко.
Ипатьевский монастырь по праву считается важной частью истории и культуры Русского государства. Святая обитель до сих пор надёжно хранит множество ценных вещей из коллекций, ранее принадлежавших династиям Годуновых и Романовых. Здесь же посетителям монастыря и верующим разрешено поклониться уникальным святым реликвиям, принадлежащим Русской православной церкви.
Главная реликвия монастыря — чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери. Как повествуют летописи, митрополит Московский Пётр создал точную копию одноимённого чудотворного образа, которая была использована во время коронации Михаила Романова. Спустя годы уникальная реликвия стала частью иконостаса, принимала участие в шествии к храму на Запрудне. Икона возвратилась в храм уже в 2004 году.
Частица ризы Господней представляет собой маленький кусочек одеяния Христа, в котором он был распят на Голгофе. Православную святыню передали монастырю государь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет в 1626 году. Святую реликвию расположили над Царскими вратами, её показывали верующим во время больших церковных праздников. При советской власти она была спрятана, вернулась в монастырь в 2005 году.
Считается, что святые мощи Ипатия Гангрского обладают большой целительной силой и способны вылечить от любой болезни. Святой великомученик был епископом города Гангры и по праву считается покровителем Ипатьевского монастырского комплекса. Чудотворную икону с фрагментами останков священномученика передали монастырю в 1997 году представители Московской епархии.
Ещё одной святыней монастыря стала глава Симона Юрьевецкого. Православный святой в годы своей жизни усердно и часто молился в различных монастырях и храмах, за что получил дар чудотворца и пророка. История свидетельствует, что в 1619 году, когда из могилы были изъяты его останки, произошло чудо исцеления женщины. Симон был причислен к лику святых, небольшая часть его мощей хранится в святой обители.
В 2000 году Русская православная церковь канонизировала членов императорской семьи, причислив их к царственным страстотерпцам. Поскольку Романовы были покровителями мужского монастыря, в храмах и соборах обители хранится множество личных вещей императорской династии, а в 2005 году в монастырь был передан камень из подвала купца Ипатьева, где расстреляли царствующую семью.
В последние годы XX века было принято решение о создании на территории святой обители Церковного историко-археологического музея, которому было отдано древлехранилище. Сегодня для посетителей действуют несколько интереснейших выставок. Все залы оснащены большими плазменными экранами для более детального и подробного осмотра экспозиции уникальных предметов искусства и истории.
Сейчас в хранилище музея находится более 3000 экспонатов, большинство которых составляют дорогие предметы, подаренные монастырю Романовыми и Годуновыми. Наиболее ценная экспозиция включает в себя настоящие шедевры мастеров иконописи XV—XIX веков, среди которых иконы Казанской Богоматери, Богородицы Одигитрия, Серафима Саровского, архангела Михаила, резная икона Страшного Суда и другие.
Одной из интересных экспозиций стало искусство костромских ювелиров. Коллекция ювелирных изделий XVIII века является собственностью Государственного исторического музея и Оружейной палаты в Москве. Особого внимания заслуживаеют Галичское Евангелие, снабжённое красочными иллюстрациями, и алтарный восьмиконечный православный крест. Можно осмотреть часть шкафчика, где хранилась чудотворная икона Богородицы.
В Ипатьевском мужском монастыре регулярно проводятся церковные службы, которые могут посетить все желающие. Проводятся экскурсии в храмы и музеи. Осматривать монашеские кельи и хозяйственные постройки нельзя. На входе нужно приобрести единый билет для посещения, до начала службы можно пройти в собор бесплатно. Монастырь принимает гостей каждый день с 9.00 до 17.30, зимой с 10.00 до 17.00.
Как в любом действующем монастыре, здесь существуют правила, которые необходимо соблюдать посетителям. Нужно следить за маленькими детьми, чтобы исключить шум и баловство. Женщины должны быть в юбках ниже колен, одежда закрывает руки и плечи. Волосы спрятаны под косынку. При необходимости соответствующую одежду можно получить у смотрительницы, которая находится прямо у входа.
Мужчин не пустят в монастырь в майке и шортах, запрещены различные вызывающие изображения и символы на одежде. Мужчины должны быть одеты строго, голова не покрыта. Делать фото и снимать видео в музеях разрешается лишь за дополнительную плату, согласие на это надо получить у наместника. На монастырской территории запрещено курить, шуметь, распивать спиртные напитки, употреблять ненормативные выражения.
Ипатьевский мужской монастырь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, 1. Добраться до него с комфортом можно на собственном автомобиле, поскольку монастырь расположен в центре города, рядом есть удобная парковка. Можно доехать на городском транспорте, совсем рядом расположена остановка «Ипатьевская слобода», сюда курсируют автобусы и маршрутные такси. Останется пройти пешком примерно 800 метров.
Сегодня православный Ипатьевский монастырь является не только памятником исторического и культурного наследия, но и местом хранения древнейших христианских святынь. Уникальный комплекс собственными силами поддерживает всевозможные молодёжные движения и социальные проекты, проводит просветительскую работу и всеми силами возрождает духовную жизнь в стране.
Обсуждения