Данилов монастырь ‒ уникальная православная обитель Москвы, основателем которой был князь Даниил Александрович. Это действующий мужской монастырь, находящийся непосредственно в ведомстве Московского патриархата. Православная святыня расположилась на пересечении двух улиц ‒ Большой Тульской и Даниловского Вала. Сегодня монастырь является одним из важнейших православных объектов, здесь проходят богослужения, работают церковные лавки.
695 6 1 14 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 55.711136 северной широты, 37.62936 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Москва, ул. Даниловский Вал, 22
Дата основания: 1282 год
Основатель: князь Московский Даниил Александрович
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://msdm.ru/
Уникальный православный монастырь был основан сыном Александра Невского. Московский князь Даниил был известен своим благочестием и христианским милосердием. За долгие годы своего правления он смог начать объединение русских земель и стал первым в истории Московским Великим князем всея Руси. Святая обитель была построена в 1282 году и была посвящена небесному защитнику князю Даниилу Столпнику.
История существования Данилова монастыря очень непроста, на его долю выпало много тяжелых испытаний. В 1330 году сын великого князя Иван Калита переправил обитель в Кремль, чтобы защитить от набегов, и приписал ее в ведомство храма Спаса на Бору. Спустя некоторое время монастырь был перенесен на Крутицкий холм, где был основан Новоспасский монастырь. Все это время обитель находилась в полнейшем запустении.
В монастыре оставались лишь храм и погост, где был похоронен князь Даниил. Могила его долгое время была заброшена, однако посещавшие ее прихожане часто замечали чудеса исцеления, которые и стали основной причиной возрождения святой обители. В свое время Иван Грозный занялся восстановлением Данилова монастыря. Обитель была заселена иноками, получила самостоятельность, князь Даниил был причислен к лику святых.
Православный монастырь играл важнейшую роль в обороне Москвы. Святая обитель с успехом отразила нападение крымского хана Казы-Гирея, которое произошло в 1591 году. Спустя несколько лет, когда наступило Смутное время, армия бунтовщиков под предводительством Ивана Болотникова была полностью уничтожена воинами царя Василия Шуйского. Еще через несколько лет самозванец Лжедмитрий поджег монастырь.
Огонь нанес значительный ущерб православной обители, но вскоре ее выстроили заново, окружив каменной стеной с башнями. По своей красоте она нисколько не уступала крепостным стенам Кремля. В 1812 году, когда шла война с Наполеоном, монастырь был полностью разграблен. Из усыпальницы князя Даниила был украден красивейший серебряный оклад, изготовленный по указанию князя Федора Голицына.
После революции начались массовые гонения на церковь, святой монастырь также подвергался преследованию и репрессиям. Стараниями большевиков была снесена старинная часовня. В то время Данилов монастырь укрывал под своей сенью многочисленных священнослужителей, которых преследовали за то, что они сохранили веру в православные традиции. Их тогда прозвали «даниловцами». Основная их часть отправилась в ссылку или в тюрьму.
В 1929 году было издано постановление о ликвидации обители. Все живущие в монастыре иноки были выброшены на улицу, храм с колокольней полностью разгромили. Уникальные колокола большевики хотели переплавить, однако не успели. В этом была огромная заслуга американского бизнесмена Ч. Р. Крейна, который увез ценные колокола в Штаты. Долгое время они хранились в Гарвардском университете, вернулись в Россию в 2007 году.
В 1930 году началась ликвидация монастырского кладбища. Прах покоящихся здесь известных людей перенесли в Новодевичий некрополь. Исчезли святые мощи князя Даниила — вполне возможно, что их спрятали прихожане, чтобы спасти от поругания. Остальные могилы были варварским образом уничтожены. На освободившейся территории устроили приемник-распределитель для детей репрессированных, которых считали врагами народа.
Порядок содержания в детской колонии был более чем плачевным. Дети жили в нечеловеческих условиях, недоедали, постоянно страдали от разных болезней. Те, кто не смог победить недуг и умирал в мучениях, были погребены тут же, под стенами монастыря. Сегодня на месте ранее существовавшего монастырского кладбища установлена православная часовня, где регулярно проводятся поминальные службы.
Захваченная территория была возвращена монастырю лишь в 1983 году. Обитель вернулась в лоно Русской православной церкви. На этом месте была построена резиденция патриарха, средства на восстановление святыни собирались во всех православных приходах Москвы. Мероприятия по восстановлению продлились несколько лет и были завершены в канун празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 году.
Основное отличие архитектуры православной обители ‒ ее эклектичность, поскольку здесь сочетаются здания, построенные в разных стилях. Верующие и туристы попадают в монастырь, проходя через красивейшие Святые врата, возведенные в 1681 году. Рядом расположена барочная колокольня памяти Симеона Столпника, которая по праву стала наиболее яркой частью всего архитектурного комплекса.
Мощная кирпичная стена, идущая вокруг монастыря, была построена гораздо раньше, в начале XVII века. Уникальный храм Семи Соборов поражает количеством объединенных в нем церквей. Он был возведен за 5 лет, освящение его состоялось в 1561 году, на церемонии присутствовал сам Иван Грозный. Несколько позднее рядом построили Покровскую церковь, в которой возвели придел пророка Даниила.
Спустя много лет старый храм был разобран, на его месте было выстроено новое православное здание. Покровская церковь, расположенная на нижнем этаже, отличается низкими сводами, интерьер внутри довольно аскетичен и скромен, здесь нет росписей. Храм Святых отцов, который находится в верхней части, выполнен в стиле барокко. Строительство уникального проекта было завершено в 1561 году.
Самый большой собор комплекса, который назвали Троицким, построили в 1838 году. Он стал наиболее ярким представителем распространенного тогда московского ампира. Здание украшено порталом с 6 колоннами и барабаном на 8 окон, который венчает купол. Историки предполагают, что создателем проекта был Осип Бове, который в свое время создал Большой театр, Александровский сад и еще целый ряд уникальных сооружений Москвы.
По другим данным, разрабатывал проект известный архитектор Евграф Тюрин, ставший автором Елоховского собора и Крутицких казарм. С момента возведения храма от него осталась лишь внешняя оболочка. После того как здание было отдано НКВД, внутренняя часть сооружения была целиком перестроена. Старинный интерьер был восстановлен лишь после возвращения монастыря в лоно церкви, работы велись по старым фотографиям.
На месте первого расположения монастыря позднее был возведен храм Воскресения Словущего. Проект здания был разработан архитектором Федором Шестаковым, храм был создан в стиле позднего ампира XIX века. Внешний облик здания характеризуют симметричные объемы, строгие портики белого цвета, простая без вычурностей колокольня. Посетители храма могут спуститься в подвалы и полюбоваться уникальной средневековой кладкой.
В конце прошлого века в часовне, расположенной в западном проеме Святых ворот, была возведена церковь памяти Серафима Саровского. В 1988 году прошло освящение храма Иоанна Предтечи. По праздничным дням в нем проводится таинство исповеди. Впечатляет его уникальный иконостас, выполненный из белого камня и украшенный резьбой. По проекту архитектора Юрия Алонова была возведена надкладезная часовня на монастырской площади.
В западной части монастыря находится Синодальная резиденция патриарха. Проект двухэтажного здания разработал архитектор Юрий Рабаев, автор Могилы Неизвестного Солдата, расположенной прямо у кремлевских стен. В результате был возведен классический партийный обком, украшенный отдельными элементами церковной архитектуры ‒ уникальными башенками с мозаичным изображением Христа.
На втором этаже Патриаршей резиденции расположилась домовая церковь Всех Святых. В ее стенах проводится наречение в епископы, до того момента, как новый иерарх православия проходит процедуру хиротонии в храме Христа Спасителя. Несколько лет назад Патриаршая резиденция была полностью обновлена. Причиной стали несовершенные технологии строительства.
Сейчас территория вокруг всего архитектурного комплекса полностью облагорожена и ухожена. Завершилось восстановление уникальной колокольни, где расположен храм Симеона Столпника. Особого внимания заслуживают колокола, поскольку на создание прекрасного колокольного ансамбля было потрачено 200 лет. В колокольне насчитывается 18 колоколов абсолютно разных тональностей и окраса.
Главное место по праву занимает Большой колокол, который весит 12 тонн. Его отлили по заказу купчихи Захаровой в честь ее умершего мужа. Следующим по своим размерам стал Будничный колокол, вес которого составляет 2,5 тонны. Все остальные колокола используются в качестве подзвонных, весят они от 30 до 500 кг. Один из колоколов был изготовлен и подарен в 1682 году государем Федором Алексеевичем.
Помимо храмов, на территории монастыря отлично сохранились несколько каменных зданий, в которых располагаются покои настоятеля, жилой монашеский корпус и больница. На монастырской площади установлен памятник князю Владимиру, здесь же лежит хачкар ‒ камень, который был доставлен в монастырь из Армении. В монастыре работает лавка, в которой можно приобрести необходимую церковную утварь.
Место погребения основателя обители было утеряно, однако в 1652 году святые мощи были найдены и погребены в стенах храма Вселенских Соборов. Когда монастырь закрыли, останки князя Даниила исчезли. Вернулись они уже в 1990-годах и сейчас находятся в Троицком соборе. Еще две уникальные иконы с мощами хранятся на аналое и между иконостасами. Ежегодно в монастыре отмечают праздник обретения святых мощей.
В стенах монастыря хранится еще одна реликвия ‒ башмачок и небольшой ковчег с мощами Спиридона Тримифунтского. Православная святыня появилась в Москве в 2007 году, когда была передана в дар Данилову монастырю с острова Корфу в Греции, где святой обрел свое упокоение. Преподнесение такого подарка связано с тем, что в монастыре хранится его десница.
В Покровской церкви находится рака с мощами святого Георгия, преподобного старца, жившего в Даниловом монастыре. После революции его отправили в ссылку в Казахстан. В 1932 году, на обратном пути, он скончался. В Троицком соборе находятся останки Александра Невского, а в церкви памяти князя Даниила хранится частица мощей Николая Чудотворца. Каждый день сюда приходят верующие, чтобы приложиться к святым останкам.
Среди чудотворных икон, хранящихся в святой обители, стоит отметить иконы Сергия Радонежского, Пантелеймона Целителя, Серафима Саровского и святой Матроны Московской, все они со святыми мощами. Посетители и верующие приходят увидеть частицу мантии и четки Серафима Саровского. Здесь же находятся старинная икона Владимирской Божьей Матери и икона Богородицы «Троеручица».
Данилов монастырь является ставропигиальным и подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху. Всей жизнью в монастыре управляет наместник, посвященный в сан архимандрита. Священная обитель всегда открыта для верующих, но здесь действуют свои правила. Женщины должны быть в юбках, при входе на территорию необходимо покрывать голову платком. Мужчины обязаны снимать головной убор.
В Даниловом монастыре не проводятся обряды венчания, крещения или отпевания. Здесь принимаются лишь заказы молитв за упокой или во здравие. Все возникшие вопросы можно решить в приемной дежурного священника. По будням он принимает с 9.00 до 17.00, в праздничные и выходные дни — с 12.00. Праздничные церковные богослужения проходят во всех действующих храмах святой обители.
В будние дни утренняя служба начинается в 6.45, вечерняя — в 17.00, в субботу и воскресенье дополнительное богослужение проходит в 8.30. Расписание постоянно обновляется на официальном сайте монастыря. Накануне церковных праздников проводится обязательное всенощное бдение, которое может посетить любой, желающий приобщиться к вере. Проводится таинство исповеди и соборования.
Доехать до монастыря можно на своем автомобиле или воспользоваться услугами такси, которое доставит прямо до места. На общественном транспорте можно добраться также на трамвае, необходимо доехать до остановки «Свято-Данилов монастырь». Через нее проходят все трамвайные маршруты. На метро нужно доехать до станций «Павелецкая» или «Тульская», после чего пройти несколько минут пешком.
Прибывающие паломники могут остановиться на ночлег в гостинице «Даниловская», расположенной у стен обители. Здесь достаточно комфортные условия для проживания, из окон открывается красивейший вид на монастырь. Вечером включается особое освещение, наполняющее окрестности чарующей атмосферой. Утром жильцов гостиницы будит колокольный звон, желающие могут отправиться на богослужение.
Красотой уникального ансамбля Данилова монастыря можно наслаждаться до бесконечности. Не может не восхищать его архитектура, совмещающая в себе строгость и элегантность. Вокруг святой обители царит аура спокойствия и бесконечной гармонии, души православных верующих и паломников наполняются Божьей благодатью и бесконечным умиротворением. Здесь заново учишься жить по библейским канонам.
ХОРОШО