Новодевичий монастырь — православный женский монастырь, возведённый в 20-ые годы XVI века в Москве. Размещён в исторической части города, недалеко от «Лужников», представляет собой выдающийся образец московского барокко. На прилегающей к обители территории находится некрополь с могилами многих известных деятелей страны. На сегодняшний день монастырь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1 477 1 0 19 мин. на чтениеНазвания: Московский Богородице-Смоленский Новодевичий ставропигиальный женский монастырь
Статус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Координаты: 55.726492 северной широты, 37.55637 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Москва, Новодевичий проезд, 1
Дата основания: 1524 год
Архитектурный стиль: московское барокко
Основатель: Василий III
Конфессия: православие
Тип: женский
Состояние: действующий, музейный комплекс
Официальный сайт: https://novodev.msk.ru/main-page/
Основание Новодевичьего женского монастыря приходится на 1524 год. Соответствующий указ был издан московским князем Василием III Ивановичем. Возникновение обители связано со взятием Смоленской области в 1514 году. Спустя десять лет после этого события по обету, данному ранее правителем, и возник монастырь. Место его возведения было выбрано неслучайно и также связано со Смоленском.
На Самсоновом лугу, или Девичьем поле, где возвели монастырь, почти за 60 лет до этого москвичи провожали Смоленскую икону Божией Матери, которая хранилась в Москве до отказа Василием Тёмным от Смоленской земли в пользу князя литовского. Спустя несколько лет, в 1456 году, смоляне прислали посла с просьбой отдать икону им. А уже через полвека с этой же иконой московского князя Василия III встретили жители Смоленска.
Существует несколько версий происхождения названия монастыря. Одна из них говорит о том, что топоним образован от местоположения обители: Самсонов луг иначе назывался Девичьим полем. Название Девичьего поля появилось или из-за того, что во времена Золотой Орды здесь выбирали девушек, которые станут невольницами татаро-монгольского ига, или потому, что на этом поле девушки пасли скот и отдыхали.
Однако есть вероятность, что название монастыря никак не связано с его местоположением. Топоним мог возникнуть из-за того, что первой игуменьей обители была монахиня с земным именем Елена Девочкина, или в связи с тем, что это место сразу стало обителью для лиц женского пола. Приставка «ново-» объясняется тем, что до возведения этого женского монастыря существовал уже Стародевичий.
Считается, что о своём обещании построить монастырь в случае возвращения Смоленских земель Руси, князь вспомнил в связи с разводом с Соломонией Сабуровой. Несмотря на 20 лет совместной жизни, у них не было детей. Боясь, что престол перейдёт к его братьям, Василий III сослал жену в созданный им Новодевичий монастырь, а сам женился на юной Елене Глинской, от которой родился сын — будущий Иван Грозный.
В монастыре оказались и ближайшие родственницы Ивана IV после его прихода к власти. Добровольно присоединилась к монахиням и его невестка — Ирина Фёдоровна. Несмотря на то что такое решение означало отказ от власти, Ирина, будучи инокиней, продолжала управлять государством. Вместе с ней в монастыре пребывал и брат Борис Годунов, к которому три раза сюда приходили просить принять бразды правления.
Помимо православного пристанища, Новодевичий монастырь был и оборонительным пунктом. К концу XVI века вокруг монастыря возвышались высокие зубчатые стены из камня с вертикальными отверстиями для ведения огня. За это обитель была прозвана «Кремлем в миниатюре». Окружённый Москвой-рекой монастырь вместе с Донским, Даниловым и Симоновым должен был дать отпор и предупредить город в случае нападения на Москву.
Занявшие в 1613 году престол Романовы вернули монастырю основную, религиозную функцию, сделав его особо почитаемой царской семьёй обителью. Однако монастырь оставался и местом заточения для ряда представительниц известных фамилий: в течение двух веков тут постригали в монахини и хоронили в местном некрополе супруг, дочерей и сестёр знаменитых бояр и даже царей.
В начале XVII века в монастыре на содержании государства проживало более 120 монахинь, которые взамен оставляли обители своё имущество. Так, к концу этого столетия в распоряжении Новодевичьего было 15 тысяч душ, 150 тысяч десятин в почти 40 деревнях и одна из кремлёвских церквей. В XVIII же веке, помимо высокородных насельниц, монастырь принял 250 девочек-найдёнышей, обучающихся плести кружева.
Масштабное строительство развернула тут царевна Софья Алексеевна, сестра Петра I. Сооружения Новодевичьего монастыря были перестроены в соответствии с набиравшим в то время популярность барочным стилем. В результате работ, выполнявшихся в ускоренном темпе, на территории обители быстро возникли новые церкви над воротами на севере и на юге, храм Успения, колокольня с белокаменным кружевом и трапезная.
При Софье Алексеевне появились тут и спальные корпуса для младших царевен — Марии и Екатерины. Однако в монастыре оказалась заключена после неудавшихся попыток сосредоточить всю власть в своих руках и сама Софья, когда на престол взошёл Пётр I. Постриженная в монахини и получившая имя Сусанны, царевна оставалась в обители до конца своих дней. Приняв перед смертью великую схиму, она вернула себе имя Софьи.
Во времена Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был захвачен Наполеоном, и здесь была размещена его батарея. Уходя со своим войском, французский император распорядился, чтобы монастырь был испепелен. Однако обитель удалось спасти: когда захватчики ушли, женщины принялись тушить едва разгоревшийся огонь и успели пресечь взрыв пороховых погребов, погасив зажжённые фитили, ведущие к ним.
До XIX века в некрополе, относящемся к монастырю, хоронили его насельниц и представителей высокородных семей. После захоронения тут известного русского поэта и партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова и историка и ректора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева кладбище обрело популярность среди купечества, интеллигенции и лиц ученого звания.
После прихода к власти советов началась «музейная» история Новодевичьего монастыря, обеспечившая сохранность складывавшегося четыре столетия архитектурного ансамбля. В 40-ых годах XX века тут были открыты курсы богословия, позже — институт, а в 1990-х годах в монастырь вернулись монахи. Сегодня он относится к самым древним и красивым монастырям страны, а с 2004 года входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Площадь Новодевичьего монастыря с прилегающими к нему территориями в виде пятиугольника составляет 5 га. Длина ограждения, возведённого при правлении Бориса Годунова, превышает 850 метров. Заслуга по замене деревянных крепостных стен кирпичными и их расширению принадлежит Софье Алексеевне. Благодаря ей высота стен варьируется от семи до одиннадцати метров, в то время как их толщина — около пяти метров.
На фоне крепостных стен с бойницами выделяются 12 башен: четыре угловые имеют круглую форму, а остальные восемь — квадратную. И те, и другие, как и кремлёвские, декорированы мерлонами. А за кирпичной стеной разместился Новодевичий монастырь, выполненный в стиле московского, или нарышкинского барокко и представляющий собой комплекс сооружений, большинство из которых спроектировано зодчим Петром Потаповым.
К обители примыкают восемь храмов, четыре церкви, две часовни, собор, колокольня с церковью преподобных Варлаама и Иоасафа, а также жилые и хозяйственные помещения. Среди сооружений главная роль отведена Смоленскому собору, церкви Успения с трапезной и колокольне, следующим цепочкой друг за другом. Центральное положение в ансамбле отведено самой старинной постройке монастыря из камня — собору.
Собор Смоленской иконы Божией Матери — сооружение, построенное по подобию кремлёвского Успенского собора или архитектором Нестором, погибшим во время возведения сооружения, или Алевизом Новым. Вместе с главными храмами монастыря собор образует крест, который обращён к востоку. Впечатляют и размеры собора, возведённого «палатным образом»: он поднялся на 42,5 метра в высоту.
Собор установлен на подклети, цокольном этаже служебно-хозяйственного назначения, из большого белого кирпича. На скромных фасадах здания почти отсутствует декор, кроме поясков на выступах. Сводчатые потолки опираются на крестчатые столбы — архитектурный элемент, перенятый русскими зодчими у итальянских. За счёт асимметричного расположения пяти куполов в сторону алтаря они не покрывают часть собора, вынесенную вперёд.
Интерьер помещения составляют, преимущественно, картины, расположенные в несколько рядов и посвящённые русским воинам и князьям, а также благодати Смоленской иконы. В изображениях на фресках прослеживается концепция «Москва — третий Рим», популярная в период их создания и правления Бориса Годунова. В соборе погребены дочь и невестка Ивана Грозного, первая супруга и сёстры Петра I.
Знаковым событием этого же времени стало появление шестиярусной колокольни, возвысившейся более чем на 70 метров. От земли и до верхней своей точки она декорирована кружевом из белого камня и сравнима по высоте и великолепию только с другой московской колокольней — Ивана Великого. Считается, что сооружение задумывалось семиярусным, однако заточение Софьи помешало осуществить её планы.
Певческие палаты — хоть и одноэтажное, однако самое масштабное жилое сооружение в архитектурном ансамбле, на постройку которого ушло около восьми лет. В здании длиной в сотню метров первоначально были кельи братьев, позже — келья игуменьи монастыря, а в 20-ые годы XVIII века палаты были выделены под приют для девочек. Входов в постройку несколько: перед каждым из них находится крыльцо, над которым висит по иконе.
Современное название палат сформировалось уже в XIX веке, когда в отстроенном здании поселились певчие монахини. На сегодняшний день помещения сооружения занимает трапезная комната и кельи тех, кто только готовится принять монашество. На протяжении нескольких веков палаты не раз реставрировались. Во время последних восстановительных работ в середине XX века была обнаружена печка с фрагментами древних изразцов.
Палаты Ирины Годуновой и Лопухинские палаты — другие жилые здания, названные в честь жён двух правителей — Фёдора I Ивановича и Петра I. Палаты Ирины Годуновой — скромное строение со скатной кровлей практически без украшений. А сооружение, в котором четыре года жила Евдокия Лопухина, представляет собой барочное двухэтажное здание, фасады которого украшены белокаменными лепными орнаментами и изящными наличниками.
Постройка знаменитой Успенской церкви с трапезной датируется уже концом XVII века. Она возведена на белокаменной подклети на западе от собора. Интерес к храму-трапезной объясняется его сводчатым потолком: несмотря на его площадь практически в 330 кв. м., опоры отсутствуют. Иконостас выполнен в западноевропейском фряжском стиле, для которого характерно достоверное изображение материального мира в деталях и движении.
Стрелецкая караульня у Напрудной башни — элемент архитектурного ансамбля, напоминающий о том, что монастырь был не только духовной опорой государства, но и защищал его границы. Выглядит караульня как скромное белое здание в два этажа почти без декора. В этом полускрытом строении размещался гарнизон стрельцов, призванных оборонять монастырь. Здесь же была заточена Софья Алексеевна, когда на престол взошёл Петр I.
Главной святыней московского Новодевичьего монастыря является Смоленская икона Богоматери, принадлежащая к иконографическому типу «Одигитрия», в честь которой и названа обитель. Считается, что первообраз этой Богородицы очень древний и создан ещё евангелистом Лукой. В середине XI века икона попала на территорию Руси, и с тех пор практически не покидала её пределы вплоть до Великой Отечественной войны.
В середине ХV века, когда смоляне пришли просить Василия Темного отдать им икону их покровительницы, московский князь сделал её точную копию, которая осталась у москвичей. После возвращения в 1514 году старинного образа в московский монастырь он ещё не раз перемещался. Последний раз его видели в Смоленске в 1941 году. В московском же соборе Смоленской иконы хранится список, выполненный по приказу Василия II в 1456 году.
Иверская икона Богоматери — ещё одна святыня, оберегаемая Новодевичьим монастырём. Икона является точной копией Иверской, также написанной апостолом Лукой, продолжительное время находившейся в Никейской империи и пребывающей уже около десяти веков на святой горе Афон. В России об иконе узнали только в XVII веке, и Никон, будущий патриарх, просил прислать копию чудотворного образа.
К середине XVII века список иконы появился в России. Копию привезли с Афона для исцеления ею дочери Алексея Михайловича. Бо́льшую часть своего существования икона, доставшаяся Софье Алексеевне в наследство, провела в храме при Новодевичьем монастыре, где жила и сама царевна. В связи с закрытием при советской власти обители Иверская икона была вывезена тогда из Успенской церкви и возвращена сюда лишь в 2012 году.
Ещё одна реликвия вернулась в монастырь совсем недавно: в 2013 году российский искусствовед Алексей Леонидович Расторгуев преподнёс игуменье Маргарите (Феоктистовой) старинное Евангелие, приобретённое им на аукционе. Оно принадлежало Мелании Ерчаковой, настоятельнице монастыря во второй половине XVII века. Судя по собственноручно сделанной игуменьей записи в 1678 году, книга была пожертвована ею обители.
Дата, когда Евангелие оказалось за пределами обители, в нём не обозначена. Спустя 250 лет после первой записи в книге появилась отметка о её принадлежности музею сельского хозяйства в одной из деревушек на севере России. Далее реликвия оказалась в одном из государственных музеев Беларуси, разграбленном в военные годы. Книга напомнила о себе спустя сорок лет, появившись на выставке собрания икон из России и Греции.
Также в московском Новодевичьем монастыре можно приложиться к нескольким иконам, написанным в XVII веке. К их числу относится около 15 образов, среди которых Владимирская икона Божией Матери, икона «Избранные святые» (1665 г.), «Спас Нерукотворный» (1684 г.) и другие. Увидеть здесь можно и принятый в дар в 1854 году от Ватопедского монастыря на Афоне список иконы «Отрада и Утешение».
На территории монастыря захоронено много известных личностей, таких как Дмитрий Алексеевич Милютин, Матвей Иванович Муравьёв-Апостол, Фёдор Иванович Буслаев, а на Новодевичьем кладбище — сотни знаменитых творцов русской и мировой культуры, политических деятелей и героев войны. Также среди святынь обители есть частички мощей одного из самых почитаемых в России святых — Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.
Новодевичий монастырь расположен по адресу: г. Москва, Новодевичий проезд, 1. До достопримечательности можно добраться как на автомобиле по ТТК до Лужнецкого проезда, так и на общественном транспорте. Воспользовавшись метрополитеном и доехав до станции «Спортивная», вы можете пересесть на наземный транспорт (автобусы №64, №132 или троллейбусы №5, №15) или пройти полкилометра пешком.
Зайти на территорию монастыря можно с 9 часов утра до 5 часов вечера, а музеи, расположенные тут, открываются на час позже — в десять. Монастырь открыт для посещения ежедневно, кроме вторников и первого понедельника каждого месяца. При желании посетить Успенский храм или Смоленский собор, стоит учесть, что первый открыт круглогодично, а вот собор принимает гостей только четыре месяца в году, начиная с середины мая.
При посещении монастыря необходимо соблюдать определённые правила поведения и требования к внешнему виду. Так, профессиональная или любительская съёмка может осуществляться только при получении согласия: в первом случае — от Московской епархии, а во втором — персонала кассы после внесения вами суммы в пределах 100—200 рублей. При этом не допускается видео- или фотосъёмка насельников монастыря без их разрешения.
Вход на территорию обители запрещён в одежде, нарушающей общепринятые правила пребывания в храме. Лицам женского пола не следует надевать брюки, открытые блузки и платья, короткие юбки и массивные украшения. Также не допускается посещение монастыря мужчинами в шортах и майках. Свадебные процессии могут присутствовать тут только при участии в таинстве венчания. При этом требования к внешнему виду распространяются на всех присутствующих.
В связи с тем, что под газонами находятся захоронения, гулять по траве не разрешается. Нельзя брать с собой питомцев, перемещаться на таких транспортных средствах, как велосипеды, гироскутеры и самокаты, использовать колонки и другие технические средства, усиливающие звук. Вход в помещения, предназначенные для проживания насельниц и служебных нужд, не допускается. На территории запрещается курить и употреблять алкогольные напитки.
Обсуждения