Колокольня Ивана Великого на границе Соборной и Ивановской площадей органично объединяет в единую архитектурную композицию все храмы Московского Кремля. Ее ансамбль, формировавшийся на протяжении трех с лишним веков, включает в себя колокольный столп, звонницу и оригинальную пристройку. За неповторимую красоту ансамбль называют жемчужиной столичной архитектуры.
3 826 2 3 12 мин. на чтениеНазвания: церковь Иоанна Лествичника
Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Московский Кремль и Красная площадь»
Координаты: 55.751034 северной широты, 37.618079 восточной долготы
Адрес: г. Москва, Кремль, Соборная площадь
Дата основания: 1329 год
Архитектурный стиль: русская архитектура
Архитектор: Бон Фрязин
Основатель: великий князь Иван I Калита
Конфессия: православие
Состояние: действующий храм, музейная экспозиция
В 1329 году на этом месте, по повелению князя Ивана Калиты, был построен небольшой храм с возведенной над ним колокольней в честь христианского подвижника и богослова Иоанна Лествичника. Среди историков бытует версия, согласно которой перед походом на Псков князь дал обет в случае удачи построить новый храм. Фортуна благоволила Калите, псковский поход завершился без жертв, и конфликт был решен миром.
Новая церковь с внутренним пространством в 5 на 5 метров была возведена всего за 3 месяца. Внешне она была похожа на древние армянские соборы: имела очертания восьмигранника с полуколоннами по углам, внутреннее помещение поделено на части по крестообразному принципу. На втором ярусе церкви разместились 5 колоколов. Прилежащая к ней площадь получила название Ивановской. Здесь оглашались царские указы и другие важные государственные решения.
Через 170 лет церковь решили разобрать, а на освободившемся месте для увековечения памяти князя Ивана III, прозванного Великим и объединившего российские земли, поставить новый храм. Но прежний навсегда остался в истории как первый российский каменный храм «под звоном». В 1913 году при реконструкции Соборной площади были обнаружены фундамент и фрагменты стен церкви Иоанна Лествичника.
Новым строительством, начавшимся в 1505 году, руководил итальянский зодчий Бон Фрязин, добившийся исключительной прочности храма. Для этого в его основание вбили дубовые сваи, приобретшие под действием грунтовых вод колоссальную крепость. Они служат до сих пор, хотя глубина фундамента не превышает 4,5 метров. Эту же задачу выполняют толстые стены нижнего яруса, металлические скрепы, замешенный на яйцах строительный раствор.
В 1508 году работа была завершена: 60-метровую двухъярусную колокольню увенчали куполом. Сооружение стало примером удачного перенесения на русскую землю итальянской традиции возведения кампанил ‒ отдельно стоящих башен с церковными колоколами. В 1532 году строительство возобновилось. Итальянский архитектор Петрок Малой приступил к возведению на северной стороне здания 4-ярусной Успенской церкви-звонницы.
В годы царствования Бориса Годунова мастер Федор Конь добавил к колокольне еще один ярус, после чего ее стены взметнулись вверх на 81 метр. Постройка стала самым высоким и красивейшим сооружением Москвы. Такой она оставалась до возведения в 1860 году храма Христа Спасителя. Наряду с религиозным и эстетическим, башня приобрела и стратегическое значение: с ее высоты появление противника обнаруживалось за 30‒40 км.
По архитектурному проекту Бажена Огурцова в 1624 году к северной стороне Успенской звонницы для большого колокола была добавлена еще одна площадка с шатровым покрытием, получившая название Филаретовой пристройки. На этом ансамбль, включающий три уникальных сооружения, был окончательно оформлен и стал своего рода архитектурным центром всех исторических памятников, расположенных на территории Московского Кремля.
Колокольня пережила немало испытаний. Во время войны с Наполеоном здесь разместилась штаб-квартира французов. Отступая, захватчики попытались взорвать Кремль. В итоге были полностью разрушены Успенская звонница и Филаретовская постройка. Сама колокольня устояла, но верхний ярус изуродовала огромная трещина. С вершины купола был сброшен крест. Не обнаружив золота, французы бросили изувеченную святыню возле Успенского собора.
Проект восстановления пострадавшего от разрушений архитектурного комплекса разработал зодчий Луиджи Руски, а воплотил его в жизнь архитектор из Швейцарии Доменико Жилярди. На куполе колокольни Ивана Великого установили новый крест с медными позолоченными листами. При воссоздании разрушенных зданий использовался белый облицовочный камень, также был перемещен на западную часть крыши купол Успенской звонницы.
Многие годы в церкви-колокольне ежедневно совершались богослужения. С приходом Октябрьской революции все изменилось. В 1918 году церковь закрыли, на территории Кремля колокольный звон запретили. Все вернулось на круги своя только в 1992 году, когда в пасхальные дни над российской столицей вновь разнесся переливный звон пяти колоколов Ивана Великого. В Пасху 1995 года уже звонили 20 колоколов Ивановской колокольни.
Храм-колокольня Ивана III органично соединил в себе характерные черты зодчества двух различных веков ‒ строгость конструкций, присущую XV столетию, и декоративность отделки, подаренную XVI веком. Немало решений было позаимствовано из итальянского архитектурного наследия. Однако многие из них были творчески переосмыслены и адаптированы к русским традициям.
Цоколь легендарной звонницы возведен из белого тесаного камня. Его сменяет кладка, выполненная из крупного кирпича. Нижние этажи создали единый монолит с фундаментом здания. Второй восьмигранный ярус колокольни стремится повторить очертания первого ‒ массив стен также идентично прорезан несколькими узкими окнами, над которыми располагается открытая галерея с колоколами.
Невероятная стройность и легкость башни достигнута за счет того, что каждый следующий ярус уменьшается по отношению к предыдущему по высоте и диаметру. Аркады на уровне площадок для звона дарят еще больше изящности восьмичастным вытянутым объемам. Декоративные элементы сооружения в виде угловых лопаток, неглубоких ниш-впадин и фигурных межъярусных карнизов, как и подобает классике, лаконичны и одновременно выразительны.
Верхний ярус органично переходит в круглый барабан, декорированный поясом изумительно красивых кокошников с имитацией окон. Карниз такого оригинального основания для купола украшен золоченой надписью, извещающей о начале правления царской династии Годуновых. Золочёная луковичная глава, венчающая колокольню, является одной из первых в русской архитектуре, где был использован подобный каркас.
Внутреннее помещение Успенской звонницы переоборудовано под музей. Здесь собраны всевозможные артефакты, наглядно рассказывающие об архитектурном прошлом Кремля. Музейная коллекция знакомит с существующими и уже исчезнувшими постройками. Также действует выставочный зал, где регулярно обновляются разнообразные передвижные экспозиции.
Главными реликвиями колокольни являются, конечно, ее колокола. В праздничные дни с нее несется звон 34 колоколов ‒ такого количества нет ни в одном соборе Москвы. Большинству из них даны имена, а весь колокольный комплекс получил название Ивановской колокольной фамилии. У каждого свой вес и свое, отличное от других звучание. Прежде их подвешивали на деревянные балки, и только начиная с XIX века дерево стали заменять металлом.
Московские колокольные заводы считались одними из лучших не только в России ‒ заказы приходили и из других стран. Московские мастера владели секретами идеального колокольного звучания. В начале 1990-х годов Банк России выпустил трехрублевую монету, на которой была изображена колокольня Ивана Великого. Но по неизвестной причине в оборот ее так и не пустили.
Колокольня и звонница стали местом размещения свыше двух десятков уникальных колоколов, созданных в XVI—XIX веках. На нижнем ярусе висят творения рук выдающихся русских литейщиков Ивана Моторина, Семена Мозжухина, Василия и Якова Леонтьевых. На втором ярусе расположены десять колоколов, ведущих отсчет своего существования с XVI—XVII столетий, на третьем — три небольших колокола, отлитых в XVII веке.
На почетном месте в центре звонницы расположен Успенский колокол ‒ самый массивный в России, весящий 65,5 тонны. В 1817 году он был перелит Яковом Завьяловым из разбившегося от взрыва, устроенного наполеоновскими солдатами при отступлении из Москвы. Колокол богато украшен художественным литьем. Сила его звука и чистота тона не оставляют равнодушным никого из прихожан храма.
Гигантский вес более чем в 32 тонны имеет колокол Ревун, или Реут, созданный Андреем Чеховым в 1622 году по указу царя Михаила Романова. Неотъемлемой частью Филаретовской пристройки стал 13-тонный колокол Вседневный или Семисотный, отлитый Иваном Федоровичем Моториным в XVIII веке. Древнейшим колоколом церкви Ивана Великого является Медведь, прозванный так за мощное, басовитое звучание.
За звон, подобный клику прекрасной птицы, получил свое имя колокол Лебедь. Колокол с названием Новгородский был отлит при Иване IV Грозном для Софийского собора в Новгороде. Впоследствии колокол перевезли в Москву. Теперь он находится на колокольне в компании с колоколами Слободским, Ростовским, Широким. Незабываемыми голосами обладают колокола Корсунский, Марьинский, Глухой, Новый Успенский, Немчин, Даниловский.
И, разумеется, беспрецедентным шедевром русского художественного литья XVIII века является расположенный у подножия храма Ивана Великого легендарный Царь-колокол. Грандиозное творение русского мастера Ивана Моторина и его сына поражает воображение любого оказавшегося рядом человека. Высота колокола составляет 6,6 м, диаметр его нижней части — 6,14 м, вес ‒ около 202 тонн.
Никто и никогда не слышал его звучания. Еще до подъема на высоту колокол пострадал от пожара, в результате которого от него откололся солидный кусок. Неоднократно звучали предложения спаять Царь-колокол и использовать его в дальнейшем по прямому назначению. Однако, по мнению специалистов, труды окажутся напрасными: чистого звучания от пострадавшего исполина добиться уже не удастся.
Продолжительность экскурсии по колокольне Ивана Великого и пребывание на обзорной площадке с использованием аудиогида составляет 45 минут. На первом и втором ярусах рассказывается о строениях, ранее находившихся на территории Кремля. А самой интересной частью знакомства с колокольней туристы считают пребывание на смотровой площадке, откуда открывается великолепная панорама Кремля и его окрестностей.
С 15 мая по 30 сентября экспозиция и смотровая площадка колокольни «Иван Великий» доступны посетителям ежедневно, кроме четверга. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 329 ступеней. В зимнее время колокольня для посещения закрыта. Весной и осенью она принимает гостей только при хороших погодных условиях. Вход только по времени, обозначенному в билете. Время сеансов ‒ 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00 часов.
Стоит иметь в виду, что за один сеанс подняться на колокольню могут не более десяти человек, поэтому тянуть с приобретением билета не следует ‒ лучше всего подойти к кассе к началу ее работы. Билеты реализуются лишь в кассах или терминалах, расположенных у Кутафьей башни в Александровском саду, и на официальном сайте. О наличии свободных билетов можно уточнить по телефону.
Мы с детьми планируем поездку в Москву и конечно же хотим побывать на Красной площади и посетить в Кремле всё, что будет доступно. Хорошо, что я прочитала эту статью, теперь я знаю, во-первых, про саму колокольню Ивана Великого, а во-вторых, о том, как в неё можно попасть.
Колокольня Ивана Великого действительно замечательно смотрится. При этом здания по-настоящему монументальное и точно простоит не один век.
Всего я успел побывать там три раза.
Был в шоке когда узнал сколько весят эти колокола. Представляете, тот же Успенский был отлит аж в 19 веке и вес у него 65 тонн. Как в то время они умудрились это сделать… А ведь его потом надо было еще доставить, повесить…
А вообще красота конечно нереальная, обязательно нужно хотя бы 1 раз там побывать.