Исторический музей в Москве

Россия, Москва

Исторический музей в Москве — это объект государственного значения, построенный для размещения и хранения национальной сокровищницы Российской империи. Здание само по себе является величественным памятником архитектуры XIX века. Внешняя красота музея гармонирует с архитектурой Красной площади, внутреннее наполнение представляет уникальные экспонаты — от древнейшей русской книги до сабли, которая принадлежала Наполеону.

История создания Исторического музея в Москве

Государственный исторический музей возводился почти 10 лет — первый камень был заложен в 1875 году, строительство завершилось в 1883-м, и уже в июне 1883 года музейные залы принимали первых посетителей. Создание музейного комплекса началась в годы правления Александра II — именно он заложил первый камень в фундамент здания, но не дожил до открытия. Окончание строительства ГИМ приурочили к коронации Александра III.

В 1872 году на Политехнической выставке в Москве, которую организовали в честь юбилея Петра Великого, были представлены результаты исследования Херсонеса, сохранившиеся артефакты с Крымской войны и другие исторические ценности. Именно там было предложено создать отдельный музей для хранения подобных сокровищ. Александр II оценил эту идею, через 3 года её начали воплощать в жизнь.

Идеологами создания музея стали участники легендарной выставки — Алексей Уваров и Николай Забелин. Будучи известным учёным-археологом, Уваров смог заручиться поддержкой коллег и выступил за создание исторического музея в Москве. Авторитетность в учёных кругах сыграла важную роль — ему доверяли и поддерживали. Вторым инициатором стал архивариус Иван Забелин — его увлечением была археология и история Москвы.

Согласно указу Александра II, возведение музея разрешалось между Сенатской и Никольской башнями. Здание строили из красного кирпича в старорусских традициях. Работа затянулась, поскольку строительство осуществляли на средства меценатов и энтузиастов. Перед коронацией Александра III было назначено государственное финансирование — музей достроили и успели открыть к моменту восхождения на престол нового царя.

Разработкой проекта музея занимались инженер Семёнов и архитектор Шервуд. Их работа шла в разрез с предложением Уварова и Забелина, которые хотели построить ГИМ в стиле древнего русского зодчества эпохи раннего Средневековья. Подобное строение не сочеталось бы с архитектурой Красной площади, потому в проекте Шервуда был сделан акцент на храм Василия Блаженного и внешний вид Коломенского дворца.

По завершении строительства музейный комплекс возглавил Уваров, после его смерти должность перешла к Забелину. Монументальное величественное здание из красного кирпича отлично вписывалось в архитектурный ансамбль исторического центра Москвы и гармонировало с окружающими зданиями. Красота фасадов постоянно привлекает и завораживает гостей столицы.

Исторический музей в Москве

Архитектурные особенности Исторического музея в Москве

Здание возвели в XIX веке в стилистике архитектурных национальных традиций. В музее действует 39 залов, каждый из них посвящён определённому периоду культурного развития России. Помещения можно считать полноценными шедеврами из-за необычных интерьеров — всё убранство выдержано в духе княжеских имений и церквей. Внутренняя часть помещения и фасад подвергались глобальной реставрации в конце XX века.

Постройка считается одной из значимых для России XIX века. Величественное здание заложили при императоре Александре II в 1875 году, проект музея был создан в соответствии с обликом других сооружений на Красной площади. Здание из красного кирпича оснащено традиционными шпилями и зубцами, что позволяет гармонировать с находящимся рядом храмом Василия Блаженного — фасады похожи, но перепутать их невозможно.

Архитектурный ансамбль музея наглядно демонстрирует стилистическую принадлежность к традициям русского зодчества периода позднего Средневековья. При этом внутренние интерьеры залов отличаются разнообразным оформлением — убранство каждого из них зависит от представленного исторического периода. Толстые массивные стены демонстрируют умеренную неровность — это оптический обман и дань древним строительным традициям.

Строительство осуществлялось масштабно и добротно — например, флаги на крышах и геральдические статуи содержат специальные поворотные механизмы для защиты от сильных порывов ветра. Шатровая верхняя часть наиболее высоких башен украшена двуглавыми орлами, которые аналогичны гербу первых представителей царского дома Романовых. Интересные архитектурные особенности и по-настоящему царский размах заметны в каждой детали.

Полы на первом этаже музея выложены уникальной мозаикой, а ступени отделаны редким для того времени каррарским мрамором, который был добыт в итальянских Альпах и доставлен в Россию под заказ. Внутреннее убранство оформлено с помощью известных художников того времени, поэтому каждый из залов считается уникальным. Интересный факт: первый этаж был оформлен с размахом, а второй смогли доделать уже после падения Российской империи.

Войти в музей через главный вход можно со стороны Красной площади. Фасад обращает на себя внимание монументальностью и демонстрирует явные признаки древнерусского зодчества. Четыре стороны здания оснащены башнями, традиционными бойницами и зубчатыми стенами — исполнение аналогично кремлёвскому. Шатры и купола похожи на части здания храма Василия Блаженного. Оформление наличников окон напоминает терема XVII века.

Древнерусское зодчество особенно заметно в «щипцовых» высоких крышах, которыми оснащены все башенки. Наличие флюгеров соответствует позднему Средневековью, аналогично выглядит и фасадная часть, стены которой украшены традиционными для того периода зубцами. Архитектура отличается правильностью форм — строгость и монументальность древнего зодчества в исполнении русских мастеров смотрится на редкость гармонично.

Исторический музей в Москве

Интерьеры Исторического музея в Москве

Каждый из 39 залов уникален по-своему. Например, второй зал украшен фризом «Каменный век» авторства Виктора Васнецова, а панорама Керченского пролива, которая находится в зале «Б», принадлежит кисти знаменитого художника Ивана Константиновича Айвазовского. Семирадский внёс свою лепту в украшение интерьеров музея созданием работы «Ночные жертвоприношения» — шедевром можно полюбоваться в 8 зале.

Над другими интерьерами работали не менее знаменитые живописцы — посетители могут рассматривать работы Репина, Седова, Коровина и других художников. В залах, которые посвящены Борису Годунову и Ивану Грозному, находятся уникальные росписи палехских мастеров — оформление проводили в XX веке. Помещения второго этажа украшали после революции, ранее их часто использовали художники в качестве рабочих.

Убранство залов первого этажа разрабатывалось основателями и главными архитекторами музея — Уваровым и Забелиным. При создании проекта предусмотрели стилистику каждого помещения в полном соответствии с тематикой экспозиций для конкретной комнаты — общей чертой каждого интерьера является схожесть с княжескими дворцами. Особенный интерес представляют некоторые залы, ознакомится с которыми можно сразу при входе.

Войдя внутрь с центрального входа, посетители попадают в Парадные сени — это огромный зал, покрытый массивной позолотой и уникальными росписями. Центральный свод содержит довольно знаковую картину авторства Фёдора Торопова — на «Родословном древе государей Российских» изображены 68 правителей России, первыми являются святой Владимир и княгиня Ольга. Картина копирует известную фреску Новоспасского монастыря.

Роспись на боковых сводах зала демонстрирует полный состав гербов, относящихся к императорскому титулу. Стены и потолок разрисованы необычным орнаментом в стилистике XVII века — примерно такой росписью украшено царское место в Софийском соборе Новгорода. Мраморная лестница содержит пилоны, возле которых расположились львы — аналоги фигур из кремлёвской Грановитой палаты.

Зал «А», или Византийский напоминает легендарные храмы Византии. Центральная часть арки содержит отсылку к образованию музея по старому стилю — 7391 год от Сотворения мира, что соответствует 1883 году от Рождества Христова. Входная дверь украшена металлическими мозаиками, которые аналогичны подобным шедеврам в римских катакомбах Святой Елены. На сводах можно увидеть различные библейские сюжеты.

Залы «Б» и «В» украшены копиями античных построек — в декоре прослеживается коринфская стилистика и керченского Пантикапея. Здесь можно увидеть необычные древние армянские и древнегрузинские элементы декорирования. Например, на орнаменте дверей расположились копии украшения собора в Кутаиси, окна аналогичны декору из константинопольского Пантократора.

На потолке этих залов сделаны росписи, повторяющие изображения на сводах собора Монреале в Палермо, а мозаика на полу идентична константинопольской. В пятом зале отображён быт скифов, отличительной чертой является обилие скульптур зверей — бронзовые фигурки представлены в качестве самостоятельных экспонатов. Шестой демонстрирует древнегреческую античность — орнаменты напоминают быт древних греков и схожи с рисунками на древних глиняных вазах того периода.

В седьмом зале уникальной считается мозаика на полу — это копия аналогичной работы в Софийском соборе Киева. Новгородский зал демонстрирует копии фресок из храма на Нередице, стеновая роспись выполнена в иконописных традициях с изображением битвы суздальцев с жителями древнего Новгорода. Владимирский зал посвящён стилистике Дмитриевского собора — стены украшены резным декоративным поясом.

Настоящим шедевром многие посетители называют Московский зал — его декор и неповторим благодаря удачной реализации задумки архитекторов. Свод визуально напоминает шапку Мономаха, фризы на стенах и мозаика на полу выполнены в древнерусских традициях XIV—XV веков. Полотно «Утро на Москве-реке» авторства Сигорского и Смоляка демонстрирует изображение древнего Кремля — картина написана в 1947 году.

Остальные залы не менее интересны и обязательны к посещению для интересующихся историей России. Например, в 12 зале можно полюбоваться копиями древних фресок с изображением жизни в Ростовской губернии, Суздальский зал демонстрирует точные копии работ Георгиевского собора, при этом изображения повторяют тематику XIII века. Стоит посетить все залы музея — это позволит поэтапно углубиться в историю Древней Руси.

Исторический музей в Москве

Главные экспонаты Исторического музея в Москве

Одной из наиболее интересных достопримечательностей считается «Изборник Святослава», датируемый 1073 годом. Это древнейшая русская книга, занимающая третье место в списке рукописных творений древности. Изборник был изготовлен по заказу сына Ярослава Мудрого — Святослава Ярославовича. Музей знаменит и наличием знаменитого «Апостола» — это печатное издание, которое держал в руках Иван Грозный.

Не менее интересными экспонатами являются предметы быта и одежда царских семей. Особенно знамениты шубы — например сохранившийся спорок. Это верхняя часть шубы, принадлежавшей царю Алексею Михайловичу. Стоит заметить, что данная часть гардероба считается неотъемлемой частью костюма русской знати. Шубы считались ценным подарком, наследовались в семье по мужской линии и надевались на важные мероприятия.

Среди экспозиций музея много других интересных коллекций. Здесь хранится сабля Наполеона, доставшаяся ему после похода в Египет. Уникальность сабли связана с её историей — легенды гласят, что побеждённый французский император лично подарил столь ценное для него оружие графу Шувалову. Жест был искренним — Шувалов сопровождал Наполеона на остров Эльба и спас от разъярённой толпы французов.

Исторический музей в Москве

Условия посещения Исторического музея в Москве

График работы Государственного исторического музея — ежедневно, время посещения: с 10.00 до 20.00. В помещении имеется гардероб, куда желательно сдавать верхнюю одежду и сумки, размер которых превышает габариты 40 на 30 сантиметров. На входе посетителей проверяют металлоискателем, в некоторых случаях возможен ручной досмотр личных вещей. В залах разрешена съёмка без вспышек.

Исторический музей в Москве

Как добраться до Государственного исторического музея

ГИМ находится в самом центре Москвы по адресу: Красная площадь, строение 1. В непосредственной близости расположены станции метро «Охотный Ряд» и «Театральная» — при выходе из метрополитена до здания музея можно дойти пешком. Посетителям доступен аудиогид на разных языках, также подойдут экскурсии в сопровождении профессионального гида. Музей несложно найти — он расположен напротив собора Василия Блаженного.

Исторический музей в Москве
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Исторического музея в Москве

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх