Дмитриевский собор во Владимире внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества с 1992 года. Православный храм был построен в 1197 году по указу великого Владимиро-Суздальского князя Всеволода Большое Гнездо в честь преподобного Димитрия Солунского. Сегодня является важной составляющей комплекса христианских памятников Владимира. В наше время церковь открыта для посетителей и как музей.
3 560 3 1 10 мин. на чтениеНазвания: собор Димитрия Солунского
Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»
Координаты: 56.129302 северной широты, 40.410934 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Владимир, ул. Большая Московская, 60
Дата основания: XII век
Архитектурный стиль: русская архитектура
Основатель: князь Всеволод Большое Гнездо
Конфессия: православие
Состояние: действующий, музейный комплекс
Дмитриевский собор был основан князем Всеволодом III в 1197 году, предназначался для личного пользования святого мученика Димитрия Солунского. Собор входит в комплекс из нескольких больших церквей, которые были построены Всеволодом на территории Владимира, включая знаменитый на весь мир Успенский собор. Точная дата строительства храма вызывает много споров и обсуждений.
По свидетельству русского историка Николая Воронина, храм был построен в 1194—1197 гг., а согласно обнаруженной в 1990 году историком Т. П. Тимофеевой летописи, датой постройки является 1191 год. Но в других летописях говорится, что икона св. Димитрия была привезена из Византии в 1197 году, эту дату считают официальной. Во время царствования Всеволода, княжество имело славу мощного государства, господствующего на Руси.
Построенный Всеволодом Дмитриевский собор был призван олицетворять подъем и процветание Владимирской земли. С момента своего основания храм много раз перестраивался, но сохранил свою архитектурную доминанту. В 1237 году собор был разрушен и разграблен татарской ордой, впоследствии он горел еще несколько раз. Следующее столетие ознаменовалось реставрацией архитектурного памятника.
Новые мастера полностью изменили уникальный собор, который стал постепенно приходить в упадок, терять свою красоту и разрушаться. В XVII веке архитектурный вид храма был изменен, производились различные преобразования, после которых были потеряны многие декоративные элементы. Первоначально собор был окружен небольшими монастырями и башнями, снабжен лестницами и соединен с княжеским дворцом красивым туннелем.
Большая реконструкция была произведена архитектором в 1832 году, были снесены некоторые пристройки, соединявшие собор с дворцом. За это время несколько внешних построек было перемещено или полностью заменено на недавно построенные. В 1919 году собор был передан из наследства православной церкви в управление большевикам. Забота о сохранении ценных экспонатов храма была возложена на Владимирский музей.
В 1937 году началась очередная реконструкция, которая продолжалась даже во время Великой Отечественной войны. Чтобы обеспечить уход за уникальными храмовыми украшениями из обработанного камня, необходимо постоянно проводить реставрационные работы. В середине 1970-х годов собор снова закрыли на реставрацию. В период с 1999 по 2004 годы были применены специальные меры защиты древних построек храма.
Также был заменен старый крест на куполе, а в помещениях была установлена современная система кондиционирования воздуха. Новый крест был изготовлен из позолоченных стальных листов, но несколько фрагментов подлинного креста сохранены, их можно увидеть в экспозиции музея. В результате внесенных изменений в архитектуру и интерьер храма внешние и внутренние помещения собора стали более комфортными для посетителей.
Архитектура храма имеет традиционный стиль, восходящий к истокам Киевской Руси и древнерусскому деревянному зодчеству. Византия также оказала большое влияние на стилистическое оформление собора. В последующие периоды истории архитектура России развивалась самостоятельно, в основном использовались национальные и местные традиционные ремесла, включая резьбу по дереву, лепку из глины и пр.
Великие церкви Руси, такие как храм святого Димитрия, построенные после принятия Русью христианства в 988 году, были созданы уже на принципах монументальной архитектуры. В основном древние православные храмы были построены из дерева, но в строительстве этого собора был использован белый камень. Храм имеет кубическую форму, что характерно для более ранних церквей Руси.
Внутри собора есть четыре колонны, которые поддерживают купол. Наружные стены разделены на три пролета, один из которых больше остальных. Середина этажа разделена горизонтальным аркадным фризом. Окна и двери глубоко утоплены в проемы, обработанные объемным резным рельефом. Собор построен на четырех пилястрах, с тремя нефами, над которыми возвышается большой красивый купол.
Компактный размер храма позволяет зданию выглядеть красивым и воздушным. Белокаменные резные узоры собора были предметом изучения и восхищения историков во все времена. Резные камни (566 шт.) расположены вдоль фасадов и разворачиваются в необычную картину мира. Здесь тесно переплелись христианство и мифология, самобытность народного творчества и сюжеты мировой литературы.
Храм св. Димитрия знаменит своими красивыми барельефами, автор которых остался неизвестным. Они состоят из шестисот различных скульптур, представляющих святых, а также различных мифических существ. В ходе реставрации, происходившей в XIX веке, несколько древних барельефов заменили новыми, но большая часть оригинальных скульптурных композиций сохранилась без кардинальных изменений.
Большинство украшений собора составляют различные скульптуры. Они изображают животных и растения, фигуры расположены рядами, а в небольших промежутках архитектор разместил сцены христианской жизни. Некоторые скульптуры оформлены декоративными узорами, которые могли быть заимствованы из традиций русского фольклора, а также из христианской богословской тематики.
Больше всего заметно в центральном проеме западного фасада изображение царя Давида, стоящего среди страшных химер и святых ангелов. На южном фасаде основного здания храма также изображен царь Давид, но уже среди воинственных святых ангелов. Помимо Христа и Марии, других видных фигур библейской мифологии, здесь изображены Соломон, Александр Македонский, Геракл, святые воины и духовенство.
Последним элементом, находящимся на северном фасаде, является изображение князя Всеволода и его сыновей. Во времена, когда власть можно было удержать лишь военной силой, так как она могла быть захвачена, важно было строить церкви и дворцы, поддерживающие княжеское правление. Дмитриевский собор своей иконографией укреплял княжеский престол, связывал его с древними философами, военачальниками и библейскими святыми.
Хотя внутри собора сохранилось много скульптур, наиболее ценными являются оригинальный рельеф над западным входом и фрески, сохранившиеся с конца XII века. Лучшие работы с ликами святых и ангелов, возможно, принадлежали византийским мастерам, чьи русские ученики изготавливали менее важные элементы храма. Линии и штриховка отдельных частей композиции сравнимы с лучшими художественными произведениями Греции и Византии.
По словам известного искусствоведа Магдалины Гладкой, реставрация храма все время велась в приближенной к оригинальной архитектуре манере. Внутри собора сохранились фрагменты фресок (XVII век), в том числе элементы композиции последнего двора. Центральной фигурой трех вершин является царь Давид. Псалмопевец дает ключ к пониманию символики украшения фронтонов: «Господь любит все живое».
Церковь не очень большая по площади, поскольку изначально храм был задуман как место поклонения для княжеской семьи. На южном фасаде храма можно увидеть сюжет вознесения Александра Македонского, который в средние века был одной из самых популярных тем в архитектуре и живописи. В настоящее время собор принадлежит к наследию Владимиро-Суздальского музея.
Наиболее яркой особенностью собора св. Дмитрия являются большие плоские рельефы, расположенные прямо над аркадным фризом под куполом. Разработка этих скульптур представляет собой сочетание многих течений архитектуры того времени. Храм был космополитическим и художественным центром в конце XII века. Для его строительства привлекались известные архитекторы, а также знаменитые мастера с востока и запада.
Храмовая экспозиция представляет к осмотру уникальные старинные фрески XII века, которые были обнаружены в 1843 году. На северном склоне Дмитриевского храма, под хорами можно увидеть много старинных фресок византийского происхождения, входящих в композицию «Страшный суд». Собор, посвященный святому Димитрию, увенчан сводами со сценами Судного дня, датируемыми XII веком.
Сюжеты расположены внизу свода и включают фигуры апостолов с ангелами за ними. Собор святого Дмитрия имеет много уникальных реликвий. Старинная фреска «Страшный суд», которая расположена на сводах Дмитриевского собора, является наиболее ценным экспонатом. Икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик были принесены в храм 1197 году, но вскоре из вернули в столичные музеи Москвы.
В соборе экспонируется четырехметровый крест, который ранее был на куполе храма, а позднее был заменен на новый. Новый крест был установлен в 1957 году, поскольку первое распятие обветшало и оказалось сильно поврежденным. На прочном каркасе натянули листы позолоченной меди. Но в 2002 году снова потребовалась замена главного креста. Теперь был установлен чугунный каркас, обшитый сталью.
Интерьер владимирского собора кажется строгим и скучным из-за того, что до наших дней сохранились лишь некоторые фрески. Высокие пустые стены имеют чистый белый цвет. Сохранившиеся до наших дней росписи и фрески собора являются образцом византийского стиля, а все святые реликвии храма Димитрия Солунского, предположительно, имеют происхождение из византийских Фесалоник.
Адрес храма святого Димитрия: город Владимир, ул. Большая Московская, д. 60. Собор расположен в самом центре города, от любого вокзала туристы могут дойти до него за 20 минут. По пути можно посетить не менее замечательные достопримечательности — это Золотые ворота и знаменитый Успенский собор. Музей храма святого Димитрия работает каждый день с 10:00 до 18:00, кроме вторника.
усву