Успенский собор, располагающийся на Большой Московской улице во Владимире, является одним из древнейших храмов России. Православный собор является уникальнейшим памятником белокаменного зодчества Руси; был возведен в XII веке. Отличительной особенностью служит тот факт, что до возвышения Москвы этот храм был главным кафедральным храмом Владимиро-Суздальского княжества.
3 988 8 0 12 мин. на чтениеНазвания: кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы
Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»
Координаты: 56.127413 северной широты, 40.409102 восточной долготы
Адрес: Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Московская ул., 56
Дата основания: 1158 год
Архитектурный стиль: русская романика
Основатель: князь Андрей Боголюбский
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Официальный сайт: http://sobor33.ru/
История Успенского собора во Владимире начинается в 1158 году, в момент правления великого князя Владимирского – Андрея Боголюбского. В XII веке Андрей Боголюбский пришёл к власти и превратил городок Владимир в столицу княжества. По указу князя данный собор и был построен в качестве главного собора не только столицы, но и всего княжества. Строительство храма пришлось на 1158–1160 годы.
Для возведения шестистолпного храма из белого камня высочайшего качества были приглашены лучшие местные архитекторы, а также архитекторы из других стран. Над этим трудились мастера из различных русских городов, а также мастера из Греции, Германии и Рима. По своей высоте, составившей около 32 метров, собор превзошел софийские храмы.
Роспись Успенского собора началась в 1161 году. В это время появились живописные ковры из фресок, уникальные витражи, различная утварь, украшенная драгоценностями. Декор фасада представлял собой удивительные лепные орнаменты, а закомары имели рельефные композиции. В западной части собора были лестницы, ведущие к княжеским хорам. Такая пышность внутреннего убранства храма практически не имела конкуренции на Руси.
В 1185 году в Успенском соборе произошел страшный пожар, который практически полностью разрушил здание. Всеволод III – младший брат Андрея Боголюбского, который был у власти в тот период, принял решение восстановить храм и расширить его. В результате реконструкции в Успенском соборе появилось несколько дополнительных галерей, располагавшихся по бокам, а над пристройками были размещены золотые главы.
После восстановления заметно увеличились габариты храма. Дополнительные галереи стали служить княжескими усыпальницами (так, мощи Андрея Боголюбского, убитого заговорщиками в 1174 году, покоятся в одной из галерей). Большинство драгоценностей были безвозвратно утрачено во время пожара. Перестроенный храм был полностью видоизменен, однако сохранил свою уникальность.
После событий, датируемых концом XII века, Успенский собор ещё несколько раз переживал страшные катастрофы, которые приводили к полному разрушению храма и требовали капитального восстановления. После каждой реставрации храм терял какие-то важные детали своего убранства, но приобретал новые. За всю историю он выдержал несколько сильнейших пожаров, разграблений и разрушений.
Так, следующим разрушительным событием в истории Успенского собора стал набег татаро-монголов, происходивший в первой половине XIII века. В 1237 году полчища монголов добрались до Владимира. Великая княгиня Агафья и владыка Митрофан заперлись в здании собора, и в это время войско хана Батыя подожгло их. Все люди, находившиеся в храме, погибли. Члены великокняжеской семьи были канонизированы как Владимирские мученики.
Дальнейшие обновления храма произошли только через пару веков. Так, в 1411 году Успенский собор пострадал во время грабежей татарского царевича. В первой половине XV века в храме появились росписи, выполненные известнейшими и по сей день иконописцами — Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. Следующее масштабное обновление прошло в XVIII веке по указу Екатерины II. Главным изменением стал новый иконостас.
В XIX веке храм продолжил претерпевать изменения, которые коснулись, в первую очередь, его экстерьера. Так, были построены контрфорсы, расширены окна и модернизирована кровля. На территории Успенского собора были достроены колокольня и придел во имя Георгия Победоносца. С конца XIX века и по сей день собор продолжает реставрироваться.
Примечательно, что за свою историю собор менял название. Так, изначально храм назывался Андреевским собором в честь князя Андрея Боголюбского, по указу которого был возведен. Однако, позже название сменилось на Успенский собор, или собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, которое храм носит и по сей день. Успенский собор включен в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО.
Успенский собор во Владимире – белокаменный храм, отличительной особенностью которого является изобилие вертикалей. Данный эффект создаются с помощью удлиненных проёмов. За свою многовековую историю собор несколько раз перестраивался, и поэтому сегодня невозможно увидеть, как он выглядел восемь веков назад. Успенский собор является одним из восьми Белокаменных памятников Владимира и Суздаля.
Успенский собор относится к палаточному типу сооружений и имеет равновеликие части внутреннего пространства. Храм является пятиглавым, по традиции центр символизирует Иисуса Христа, а дополнительные главы – четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Существует легенда о том, что в центральной главе есть тайник, в который несколько веков пряталась государственная казна.
За счёт равных частей подчёркивается монолитность здания, что делает его более устойчивым. С противоположных сторон, с северной и южной, собор имеет парадные входы. Полуциркульными арками украшены главные ворота. Арки декорированы бусами — одним из наиболее распространенных элементов в древнем зодчестве. Стены в средней части декорированы аркатурно-колончатым поясом.
Первоначальная высота Успенского храма во Владимире составляла около 32 метров. Однако во время глобальной реставрации, во время правления Всеволода Большое Гнездо, высота пятиглавого собора выросла до 37 метров с учётом апсид. Ширина храма после реконструкции – около 30 метров, ширина каждой галереи – около 5,5 метров. Успенский собор имеет габариты, благодаря которым способен одновременно вместить около 2000 прихожан.
На сегодняшний день в Успенском соборе сохранились некоторые росписи, возраст которых превышает восемь веков. Так, прихожане могут увидеть детали фресок 1161 года, на которых изображены диковинные павлины. В 1408 году для росписи храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Некоторые фрагменты известнейшей фрески «Страшный суд» сохранились до нашего времени.
Другими известными элементами архитектуры Успенского собора являются: поминальный крест, установленный на северной стороне в честь митрополита Ионы; образ Богородицы Владимирской, изображенный на южной стороне храма; изображение Собора апостолов, венчающее южный фасад; центральная фреска восточной стены – новозаветная Троица. Большинство этих элементов было создано мастерами во второй половине XV века.
Помимо самого Успенского собора, на его территории располагается колокольня, построенная в 1810 году по проекту архитектора Алексея Вершинского. Её высота, включая шпиль, составляет около 70 метров. Колокольня выполнена в стиле классицизма с элементами готики, на сегодняшний день она является ключевой и самой высокой точкой центра. Колокольня была построен взамен предыдущей, разрушенной ударом молнии.
В 1862 году между колокольней, возведенной в1810 году, и основным зданием Успенского собора был построен придел – дополнительный алтарь в храме – во имя великомученика Георгия Победоносца. Здание было возведено по проекту архитектора Николая Артлебена; оно органично вписалось в ансамбль Успенского собора. Основным его отличием от основного здания собора стал горизонтальный вытянутый стиль.
Сегодня Успенский собор во Владимире представляет собой сложный архитектурный комплекс из нескольких различных построек, возведенных в разное время. Несколько веков собор служил образцом для мастеров-зодчих со всех городов Руси. А перед возведением Успенского собора в Московском Кремле, для того чтобы увидеть храм во Владимире своими глазами, сюда приезжал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Успенский собор во Владимире хранит в своих стенах большое количество реликвий. Среди них: фрески, мощи святых, иконы. Ежегодно большие потоки туристов со всех концов света отправляются в паломнические поездки по Владимир для того, чтобы лично посетить Свято-Успенский кафедральный собор и увидеть уникальные ценнейшие святыни, история которых насчитывает несколько веков.
Так, особый почёт имеют святыни, которые представляют собой образы Божьей Матери. В Успенском соборе во Владимире таких икон три. Наиболее известная – икона Владимирской Божьей Матери, которая является одной из самых почитаемых. В соборе хранится икона, созданная Андреем Рублёвым, а оригинал был передан в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах Третьяковской галереей.
Владимирская икона в Успенском соборе появилась благодаря удивительному случаю. Образ Божией Матери везли в повозке на лошадях, и в один момент лошади остановились на месте, не сдвигаясь больше ни на шаг. После молитвы к князю Андрею явилась Пресвятая Богородица, указавшая ему направление на Владимир. С тех пор город стал столицей княжества, а икона получила своё название – «Владимирская».
На данный момент Русской православной церковью установлено троекратное празднование Владимирской иконе Богоматери. Так, по новому стилю, празднование выпадает на следующие дни: 8 сентября, 3 июня и 6 июля. Каждая из этих дат связана с избавлением русских земель от гнёта и порабощения вражескими государствами и иноземными захватчиками, такими как Тамерлан, Ахмат и Махмет-Гирей.
Два других образа Божьей Матери – это Боголюбская и Максимовская иконы. Максимовская Богоматерь была написана в самом конце XIII века, после того, как образ Пресвятой Богородицы явился Владимирскому митрополиту Максиму. Боголюбская Божья Матерь была написана в XII веке, по заказу князя Андрея Боголюбского. Данная святыня относится к числу древнейших икон русского происхождения.
Успенский собор хранит в себе мощи (останки) великих князей, причисленных к лику святых: Андрея Боголюбского, основателя собора и Владимиро-Суздальского княжества, убитого в 1174 году; Глеба Муромского, одного из первых мучеников-покровителей Русской земли; Георгия, который был канонизирован лишь через четыре века после смерти; часть мощей Александра Невского, являвшегося покровителем православной церкви.
В нишах, оборудованных в стенах галерей Свято-Успенского кафедрального собора, также находятся мощи епископов, которые были представителями княжеских фамилий. Всего в храме покоятся около 40 мощей православных праведников. В некоторых случаях в Успенском соборе находится лишь часть останков какого-либо канонизированного святого, так как другая часть хранится в другом храме.
Успенский собор во Владимире открыт для прихожан ежедневно. По будням посетить храм можно с 10:00 до 17:00, касса работает до 16:30. В воскресенье двери собора отрываются в 11:00. Входной билет без экскурсии обойдётся в 200 рублей, а экскурсия – в 500 рублей. Действуют льготы для определенных категорий граждан: детей, пенсионеров и т.д. Каждый второй вторник месяца в Успенском соборе проводится санитарный день.
Время в Успенском соборе разделено на две категории: музейное и церковное. Перед посещением желательно ознакомиться с данной информацией на официальном сайте. В будни и выходные проводятся службы. Основное правило посещение храма – запрет на фотографирование и видеосъёмку. Также необходимо соблюдать соответствующий дресс-код: храм запрещено посещать в открытой одежде.
Обсуждения