Софийский собор в Новгороде — одно из ранних творений древнерусского православного зодчества. Белокаменный храм, увенчанный крестами и куполами, построили в 1045—1050 годах. Кафедральный собор Святой Софии на протяжении нескольких веков являлся центром духовенства и православия Новгородской республики. Храм относится к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО и таит в стенах росписи, иконы, мощи святых и русских князей.
2 942 3 0 16 мин. на чтениеНазвания: кафедральный собор Софии Премудрости Божией
Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторические памятники Новгорода и окрестностей»
Координаты: 58.522061 северной широты, 31.276558 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Великий Новгород, Новгородский кремль, 11
Дата основания: 1045 год
Архитектурный стиль: византийский
Основатель: князь Владимир Ярославич
Конфессия: православие
Состояние: действующий, музейный комплекс
Официальный сайт: http://sofia-novgorod.cerkov.ru/
Строительство храма начали в 1045 году и завершили в 1052 году при освящении в честь мудрой Софии. Он являлся местом зарождения православной культуры у древних народов, включая восточных славян. Место выбрали на берегу Волхова, где стояла деревянная церковь. Ярослав Мудрый поручил своему сыну Владимиру возвести новую святыню из камня. Но князь не дожил до освящения храма, его захоронили в стенах здания.
Храм был первым в городе каменным строением и не раз защищал горожан от нападения врагов. Над его созданием, кроме новгородцев, трудились греки и киевляне. Снаружи и внутри он был светлым, а росписи на стенах появились только в XII веке. Собор наполнили иконами и богатой утварью. Храм просел на 1,5 метра и к нему пристроили «Златую» паперть. При правлении Ивана Грозного из собора вывезли колокола, ценные вещи, ворота.
В летописных источниках содержится первое упоминание о колоколах русских церквей. В 1066 году они стали трофеем для полоцких воинов и были вывезены из Новгорода князем Всеславом. В соборе святой Софии сохранился образец русской скульптуры — рельефный Алексеевский крест XIV века, выполненный из камня. В центральной части креста изображены четыре евангельских сюжета, а их заключение в круг является символом спасительной веры.
У восточной стены Новгородского кремля, напротив алтаря собора сегодня стоит звонница. Её постройка связана с увеличением количества и массы колоколов. Изначально они весили не более 30 килограммов и не требовали отдельной подвески. Их крепили в проёме над южным входом в собор. В 1342 году для храма святой Софии отлили массивный колокол, тогда решили построить отдельное сооружение у кремлёвской стены.
Позднее старое здание звонницы обрушилось в реку, в 1455 году начали строительство фундамента новой звонницы. Число колоколов и их масса увеличивались, поэтому архитектура постройки была изменена. В соборе существовал постоянный штат звонарей, который положил начало династии мастеров и созданию особой традиции звона. Из 18 исторических колоколов Софийского храма 12 по-прежнему находятся в городе.
Самый большой Праздничный колокол звонницы отлил кузнец Ермолай Васильев в 1659 году. Он имел существенные недостатки: грубую формовку, недостаточный расплав металла, стенки разной толщины, но, в отличие от предшественников, сохранился. Воскресный колокол 1839 года создания был перелит из Безухого колокола, который даровал Иван Грозный в 1572 году. Это спасло его от антимонопольной кампании 1920—1930 годов.
В начале XX века провели неудачную реставрацию, поэтому фрески XI века выглядят тусклыми. До наступления революции памятник архитектуры закрыли, собор стал музеем атеизма. В военные годы в него не раз попадали снаряды. Икона Дмитрия Солунского пострадала из-за обстрела, в ней засел осколок. Немецкие войска грабили храм и вывезли деревянный резной иконостас и другие барельефы, которые позднее были возвращены.
В храме до 1990-х годов проводили открытые выставки. В 1991 году Софийский собор передали Русской православной церкви. Многие иконы XIV—XVI веков не сохранились. На стенах собора под слоем шпаклёвки были обнаружены записи прихожан, относящиеся к XI—XIII векам. Они сохранили историю города, таинство молитвы. Сохранились и фрагменты мозаики, которые покрывали алтарные столбы и участки пола.
Главный новгородский собор расположен по адресу: Новгородский кремль, 11. Постройка, датированная XI веком, представляет собой грандиозное сооружение. Для возведения храма применяли ту же технику, что и для киевского собора. Для столбов и стен использовали булыжный камень, плинфы с использованием цемента. Арки и своды выложены классической кладкой с утопленным рядом, характерной для храмов Киева и Константинополя.
Лицевая сторона стен создаёт иллюзию регулярной кладки из камня и плинфы. Аспиды возводили из привозной глины светлого, почти белого цвета. Собор имеет квадратную форму с 5 нефами, 3 апсидами, пристроенными позднее двухэтажными крытыми галереями и лестничными башнями. Завершают нефы 5 глав из свинца, напоминающих шлемы русичей. Центральная шестая глава выполнена из золота и возвышается над хорами для знати.
По архитектуре новгородский собор напоминает киевский, но его размеры, арочная система уникальны. Для богослужений к собору был пристроено помещение с алтарем. В нем располагались три часовни, которые позднее были соединены галереями. Для центральной части святыни характерны высокие потолки и кровельные перекрытия. Чтобы постройка была целостной, зодчие наращивали стены, достраивали опорные столбы и аркбутаны.
На потолке и сводах сохранились фрески, на которых изображены сюжеты о сотворении мира. Большая часть старинной росписи на стенах храма была обнаружена при реставрации в XX веке. Первые росписи сводов появились в 1109 году, о чем свидетельствуют летописи. Из них сохранились части фигур апостолов. Украшения интерьера собора святой Софии большей частью относятся к творчеству художников XIX века.
Птица из свинца на главном кресте храма символизирует Святого Духа, стойкость и стабильность Великого Новгорода. По легенде в годы правления Ивана Грозного и разрушения святынь в XVI веке прилетел голубь. Птица села на крест и превратилась в камень. Если она оживёт и слетит с креста, защита города будет снята. Символ увезли в Испанию во время Второй мировой войны, но её вернули в 2004 году после переговоров.
Собор существует почти тысячу лет, за эти годы он претерпел перестройки, реставрации, но по-прежнему поражает своей мощью и целостностью. Софийский храм выполнен в византийском стиле и на плане имеет почти квадратную форму 27×24,8 м. Такое исполнение характерно для строительства церквей XI столетия. Для постройки стен использовали неотёсанный известняк. Для постройки сводов и округлых арок применяли кирпич.
Колокольня при Софийском соборе была выстроена позднее. Начиная с XV века её несколько раз перестраивали. Колокола, которые устанавливали на вершину звонницы, обладали большим весом. Сегодня они установлены перед входом и внутри 5 пролётов постройки, их можно осмотреть и потрогать. Можно купить билет в звонницу и увидеть город как на ладони. Посетителям демонстрируют старинное оружие в башне.
Внутри храма использовали голосники — керамические горшки и сосуды улучшали акустику, исключали эхо. В основном круглые отверстия выводили на внешнюю сторону собора, реже наоборот. Другой функцией голосников является усиление несущей конструкции стен. За счёт пустоты амфор, сосудов и их округлой формы вес купола распределялся равномерно. Так снижалось давление на стены, арки, опорные столбы и фундамент постройки.
На южных стенах галерей собора сохранилась фреска «Константин и Елена» — творение византийских художников второй половины XI века. Её обнаружили под толстым слоем штукатурки при реставрации в XIX веке. На фреске изображены византийский император и его мать в полный рост. Примечательна технология создания изображения: его расписывали по сухой штукатурке.
Исследователи предполагают, что на её месте должна была быть мозаика. А нечёткие линии и бледные краски указывают, что это всего лишь черновик. Возможно, фреска имела календарное значение, так как собор начали возводить в день памяти равноапостольных в 1045 году. Росписи на центральном барабане и коридорах появились в XII веке. Сохранились изображения провидцев, фрагменты фигур Богородицы, Иисуса и Иоанна Крестителя.
Алтарь был украшен мозаикой, демонстрирующей образы святых. Интересно украшение иконостасов новгородского храма. Только две иконы храма датируются XII веком: «Спас на Престоле» и «Апостолы Пётр и Павел». Другие работы появились в Софийском соборе позднее. На центральной стене размещена икона «София, Премудрость Божия», датируемая XV веком. Она выполнена в алых и красных оттенках, как символ жертвы Христа.
Внимание посетителей привлекают кованные ворота на западе святыни. Именно они являлись главным входом в собор на протяжении нескольких веков. Двери из бронзы имеют четыре названия. Из-за места ковки их именуют Магдебургскими, в память о походе на шведский город Сигтуна — Сигтунскими. Два другие названия — Корсунские и Плоцкие — используются реже, по легенде двери были привезены из Корсуни и предназначались для храма в Плоцке.
В Швеции существует альтернативная версия легенды, связанная с кованными воротами. Новгородцы отправились в 1187 году завоёвывать шведскую столицу Сигтуну. В результате завоеваний привезли они на родину трофей — кованные ворота. Как свидетельство ковки немецких мастеров, на воротах сохранились портреты литейщиков. Шведские короли желали вернуть потерю, но их попытки не увенчались успехом, ворота остались в Новгороде.
Магдебургские врата выполнены в 1152—1154 годах в романском стиле. Они состоят из двух створок. Поверхность бронзовых ворот покрыта 48 сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Изображения создавались для католической церкви, на них изображены люди, животные, исторические фигуры. Рукояти дверей повторяют звериные маски с двуглавыми змеями, в пасти которых головы грешников. Они напоминают о Страшном Суде.
Примечательны Васильевские ворота, созданные в 1335—1336 годах. Они выполнены из меди, за счёт соблюдения старинной русской техники золотой наводки выглядят богаче. Их создавали четверо новгородских мастеров специально для собора святой Софии. Сегодня к ним можно прикоснуться в Успенском монастыре. Туда ворота были перевезены при царствовании Ивана Грозного и установлены в южном портале собора.
Перед Успенским иконостасом в дубовом киоте с 1991 года можно увидеть двустороннюю икону Богоматери «Знамение». Этот святой образ самый известный и почитаемый на новгородской земле. Она упоминается ещё в истории Новгорода 1169 года. Тогда жители города противостояли нападению суздальцев. В то время, когда князь Андрей Боголюбский направил войска на Новгород и устроил осаду, архиепископ Иоанн молился о спасении.
После трёх дней чтения молитв владыка услышал глас. Архиепископ вынес образ Пречистой Богородицы на городские стены. Суздальцы открыли огонь, и одна из стрел попала в святой лик. Икона развернулась к горожанам, и новгородцы увидели слёзы Богородицы. Они вдохновились её заступничеством, вышли из стен города и разгромили войска врагов. Икона стала покровительницей Новгорода.
Оборотная сторона иконы написана в XVII веке и представлена двумя изображениями святых. Судя по надписи XVII века, это мученица Наталья (по другой версии Настасья) и апостол Пётр. Некоторые считают, что изображения схожи с родителями Богородицы — Иоакимом и Анной. Их фигуры предстают в молитвенной позе, руки приподняты, а взор устремлён к образу Христа в полукруге. Между ними предусмотрено место для мощей святых.
Ещё одна святыня собора святой Софии — «Богоматерь Тихвинская» установлена на Рождественском иконостасе. Чудотворная икона — ранний список образа, который выполнен в XV веке. Святой лик стал свидетелем заключения мира в 1617 году между Россией и Швецией. Царевна Софья распорядилась спрятать икону в металлический короб — ризу. У Рождественского алтаря можно видеть старинную икону «Спас на престоле».
В храме святой Софии нашли упокоение великие люди прошедших эпох: святая Анна Новгородская и Фёдор, брат Александра Невского. Здесь в саркофаге, выполненном из розовой яшмы, покоится дед Александра Невского князь Мстислав Храбрый. В соборе хранятся мощи новгородских святителей и правителей. Среди них князь Владимир Ярославович, его мать Ирина, архиепископы Иоанн и Никита.
На стенах и уровнях церкви сохранились древние росписи. Эти изображения оставляли священнослужители и посетители Софийского собора. По историческим надписям были восстановлены фрагменты жизни и истории людей во времена Киевской Руси. Автографы посетителей и надписи расположены рядом с фресками, поэтому не бросаются в глаза. Письмена содержат имена учёных, грамотных и известных людей на Руси.
В открытой парадной галерее храма сохранились уникальные надписи. В XI—XIII веках доступ к софийскому хору для обычных людей был закрыт. Его могли посетить члены царских семей, знати и высокопоставленных званий. Они и оставляли граффити на стенах собора. Анализ надписей говорит о глаголической системе письма, которая появилась гораздо раньше, чем кириллица. Граффити свидетельствуют о высоком уровне грамотности людей на Руси.
Оценить строгий классический экстерьер собора в сочетании со священными росписями интерьера можно в любой день недели. Таинственности убранству святыни придают мерцающие свечи. Собор святой Софии можно посетить самостоятельно или воспользоваться услугами экскурсовода. На церковные праздники здесь проводят богослужения и празднества. Место популярно у православных христиан, путешественников и семей с детьми.
Сюда приходят помолиться, посмотреть фрески, резьбу по дереву, иконы, послушать певчих и прикоснуться к мощам святых. Режим работы храма с воскресенья по субботу: 8:00—20:00. Снаружи собор разрешают осматривать по графику с 6:00 до 00:00 часов. Вход организован через северные врата, для посещения звонницы нужно приобрести билет. Из одежды выбирают строгий наряд, женщины надевают длинную юбку и покрывают голову.
Снимать и фотографировать внутри храма запрещено. Добраться сюда можно на поезде из Москвы или экспрессе из Петербурга. Сюда ходят автобусы №7, №17 и №26. Перед поездкой в Новгород следует позаботиться о жилище. Собственной паломнической гостиницы у храма нет, но в 500 м от собора можно найти отель «София», гостиницы и гостевые дома «Волхов», «Круиз», «Добрыня» и «Три кота», всего их около 30.
Обсуждения