Царь-пушка

Россия, Москва

Царь-пушка — шедевр артиллерийского оружейного искусства и одна из главных достопримечательностей Московского Кремля. Исполинских размеров орудие занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое орудие в мире. Размещена пушка на Ивановской площади по соседству с Царь-колоколом, сейчас принадлежит Музею артиллерийских орудий. Является символом могущества Русского государства и хранит множество тайн.

История Царь-пушки

Царь-пушка отлита по приказу Фёдора Ивановича — последнего царя, принадлежащего к роду Рюриковичей. Тогда, в 1586 году, все в Москве были обеспокоены страшным известием: вот-вот нагрянет к стенам города незваный гость, крымский хан Казы-Гирей, ведущий за собой полчища своей орды. По совету своего шурина Бориса Годунова, царь Фёдор издал указ о создании такого оружия, которое наведёт страху на всех иноземных послов.

Руководство над созданием орудия поручили Андрею Чохову — известному и умелому русскому оружейнику-литейщику, мастеру, сделавшему массу пушек и отлившему огромного количества церковных колоколов. Несколько месяцев на Пушечном дворе Москвы, там, где сейчас находится район Лубянской площади, проходили работы по изготовлению Царь-пушки. Отливали её из тонн бронзы.

Она превзошла все стандартные размеры того времени, хотя все остальные технологии тогдашнего производства и были соблюдены. Став величайшим памятником русской артиллерии, пушка обязана была наводить страх и ужас на любого неприятеля и иностранного посла, показывая всю мощь русского оружейного дела. Для той эпохи, XVI века, это было поистине сверхорудие.

Впрочем, пушка до сих пор является самым крупнокалиберным орудием на планете, ведь её калибр составляет 890 миллиметров, а вес — около 40 тонн. Для того, чтобы продемонстрировать Царь-пушку государю, пришлось задействовать целых 200 лошадей. Название было дано по одной версии — из-за исполинских размеров, по другой — оттого, что ствол орудия содержал изображение царя Фёдора Ивановича.

Восседая на скакуне, во всех своих царских регалиях, царь в уменьшенной копии, отлитый из бронзы, украшал поверхность пушечного ствола, а по его диаметру шли красивые искусные узоры. Государь был доволен, но нраву он был кроткого, поэтому неизвестно точно, стреляла пушка при её демонстрации царю или нет. Но есть одна любопытная легенда, рассказанная историком Л. Н. Гумилёвым.

Истории известен самозванец Лжедмитрий, призванный навести смуту в России. При его разоблачении он пытался бежать, но был схвачен и жестоко убит. И хотя его тело предали земле, оно было найдено у ворот богадельни. Его снова перезахоронили, на этот раз выкопав для этого более глубокую яму. Но, вопреки всему, и на этот раз тело снова обнаружили наверху. Тогда прошёл слух, что его просто не принимает земля.

Тело убитого Лжедмитрия было решено предать огню. Его прах смешали с порохом и заложили в Царь-пушку. Затем прогремел выстрел, направленный прямиком в ту самую сторону, откуда появился самозванец — по направлению к Польше. Возможно, это всего лишь легенда, но найденные в канале орудия частички пороха дают основания думать, что пушка хоть раз в своей жизни, да стреляла.

Великий князь Фёдор Иванович, завершая правление русским государством как последний из рода Рюриковичей, совершил за время царствования немало славных дел: основал города Саратов и Самару, Царицын, ныне Волгоград, и Воронеж, Архангельск и Сургут. Он закрепил новые государственные границы страны, которая активно разрасталась. Завершив очередную войну со шведами, вернул выход к Балтийскому морю.

Поэтому отлитая в бронзе по его указу Царь-пушка долго будет напоминать об этом правителе. Созданная как свидетельство растущей военной и промышленной мощи Русского государства, изначально она была помещена на Лобное место, для символической охраны Спасских ворот и Покровского собора. Выступления на трибуне у Красной площади, охраняемой таким орудием, производили более впечатляющий эффект.

Во время нашествия хана Гирея пушку установили на возвышении в Китай-городе, для обороны моста через Москву-реку и главных ворот Кремля. Известно, что крымский хан так и не решился подойти к самим стенам города, возможно, на него всё же произвело впечатление устрашающее орудие с огромным калибром. Поэтому горожанам тогда так и не довелось быть свидетелями выстрелов из пушки.

В XVIII веке пушка была снова перевезена в Московский Кремль. Правивший тогда император Пётр I задумал построить Арсенал, или Цейхгауз, в котором решил хранить старинное оружие или военные трофеи. Царь-пушку решено было разместить у ворот Арсенала. В 1835 году гигантское орудие получило преобразование: для пушки построили новый чугунный лафет, эскизы для которого придумал художник-академик А. П. Брюллов.

Двор кремлёвского Арсенала до этого пушка украшала, стоя на деревянном лафете. Люди, прибывавшие сюда, были в восхищении от размеров орудия, его калибра и мощи, которую оно выражало. Также посетители удивлялись мастерству русских оружейников, способных отлить в бронзе такую диковинную, поистине Царь-пушку. Особенно любили демонстрировать орудие иностранным гостям-послам.

Водрузив экспонат на новый чугунный лафет, пушку перекатили к Оружейной палате. Рядом разместили отлитые из бронзы огромные ядра, четыре штуки по две тонны. Они выполняли сугубо декоративную функцию, ведь стрелять такими массивными ядрами пушка всё равно бы не смогла — орудие бы просто разорвалось, как это случилось как-то раз в Турции. Царь-пушка долгие годы хранила некоторые тайны, которые были раскрыты лишь после реставрации.

В 1980 году орудие вместе с его лафетом было перевезено в Серпухов на реставрацию, и обнаружилось, что на самом деле пушка предоставляет собой бомбарду, которая стреляет каменными ядрами. Ранее полагалось, что это дробовик, производящий взрывы каменной картечью. Но пушкой экспонат назвали ради большей статусности. После реставрации орудие вернулось на прежнее место.

Сегодня Царь-пушка расположена на Ивановской площади Московского Кремля, по соседству с колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов. Неподалёку расположен и Царь-колокол, который, как и пушка, ни разу использовался по назначению. Но туристы не уезжают из Москвы, не познакомившись с этим шедевром оружейного дела и не восхитившись его величием и мощью.

Царь-пушка

Символизм деталей и описание Царь-пушки

Царь-пушка огромна, весит 40 тонн, имеет длину в 5 метров и диаметр ствола в 1,2 метра. Помимо своих внушительных размеров, она ещё и красива. Ствол довольно примечателен; он украшен прекрасным орнаментом, напоминающим вязь, по всей его протяжённости идут памятные надписи и изображения. Сразу привлекает внимание фигура царя всея Руси Фёдора Ивановича, восседающего на лошади.

Он держит в руке скипетр и носит на голове царскую корону. Надпись к бронзовой фигуре, которую можно прочесть рядом, гласит, что перед нами Великий князь и Государь-самодержец Великой России. С левой стороны ствол украшен ещё одной надписью, теперь уже о создателе такого величественного творения артиллерийского искусства — «Литец Ондрей Чохов». Красивейший декор-орнамент покрывает бронзовую поверхность.

Надписи выполнены на старославянском языке. Упомянута и жена князя Фёдора Ивановича, Ирина Годунова, названная «благочестивой и христолюбивой». Особое внимание нужно уделить и лафету, на котором покоится орудие. Внизу литейщиками создано ещё одно изображение царя, только зверей. Это лев, символически поражающий змею. Он находится среди сплетения растений, искусно вылитых из бронзы.

На колёсах тоже изображены растения, их спицы украшены листьями. С каждой стороны ствола можно видеть скобы, к которым крепились канаты во время перемещения 40-тонного орудия. Современная классификация орудий причисляет Царь-пушку к виду мортир, по соотношению калибра к длине ствола. А некоторые особенности конструкции выдавали её за дробовик. Как бы ни было, орудие предназначалось для обороны.

Устройство орудия таит в себе секреты. Диаметр канала, куда подаются орудия, составляет в начале 90 см, а в конце — меньше 82 см. Это означает, что канал сужается. Кроме того, на расстоянии 32 см он имеет конусообразную форму. Диаметр зарядной каморы также разнится в разных его точках — в начале он составляет 44,7 см, а ближе к концу — 46,7 см. Плоское дно орудия показывает, что оно относится к бомбардам.

Она могла стрелять каменными ядрами, весившими до 1 тонны, но после реставрации обнаружилось, что внутренняя часть ствола после того, как её отлили, зачищена не была, а это значит, что вряд ли из неё стреляли. Скорее, пушка имела другую функцию, устрашительную и сдерживающую, показывая неприятелю, что шутить с Россией не стоит. Эта идея, принадлежавшая Борису Годунову, который в то время фактически правил государством, и была реализована.

Четыре ядра, сложенные горкой у подножия пушки, декоративные и внутри полые. Если сравнить вес одного такого ядра с каменным, которым могла стрелять пушка, то соотношение будет удивительным — одно ядро у подножия весит 1970 кг, тогда как вес каменного — 819 кг. Поэтому при выстреле пушка, возможно, разорвалась бы. Лафет тоже сугубо декоративный, стрелять с него невозможно. Но, несмотря на это, Царь-пушка всегда производила впечатление своим видом.

Царь-пушка

Отражение в истории и культуре

Существует любопытное описание Царь-пушки, которое осталось в историческом источнике, точнее, в дневнике белорусско-литовского шляхтича Самуила Маскевича. В 1610 году он посещал Московский Кремль в сопровождении гетмана Гонсевского и увидел артиллерийское изобретение необычайных размеров. Увиденным колоссальным орудием шляхтич поразился и описал Царь-пушку как что-то удивительное.

По его словам, влезть в это орудие можно было троим людям и там играть в карты под окном, которое представляет собой запал. Шляхтич назвал Царь-пушку мортирой и предположил, что она сделана как бы «для показу». Замечательный оружейный объект нашёл позже отражение и в нумизматике, и в филателии: Царь-пушка изображена на советской почтовой марке 1978 года, на памятной монете Банка России 1998 года.

Золотая памятная монета 2006 года хранит изображение пушки рядом с Царь-колоколом. Но орудие само по себе является памятником искусства, храня на своём бронзовом теле изображение русского монарха. А его лафет особенно любопытно рассматривать в качестве работы Александра Брюллова, вошедшего в историю как академик архитектуры и выдающийся живописец.

Царь-пушка

Как добраться

Быстрее всего будет доехать к достопримечательности Кремля на метро. Ближайшие к Царь-пушке станции — это «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая». По длинному пешеходному переходу можно выйти к кассе, где продаются билеты для прохода на территорию Кремля. Можно прибрести единый билет, дающий право на посещение всех важных достопримечательностей.

Проход в Московский Кремль нужно осуществить через Троицкую башню. Пройдя мимо Дворца съездов, нужно следовать до самой Царь-пушки. Сюда можно добраться и на автобусе, необходимо выйти на остановке у станции метро «Библиотека им. Ленина». Номера автобусных маршрутов — М1, М2, М3, М6, М27, Н11, Н2, 144. Ну а тем, кто не является поклонником общественного транспорта, можно воспользоваться частным транспортом, каршерингом или такси.

Любой турист, неравнодушный к истории России и её древним артефактам, может посетить Царь-пушку каждый день, кроме четверга. Время посещения Соборной площади отличается согласно временам года: с 1 октября по 14 мая время работы с 10 утра до 5 вечера, с 15 мая по 30 сентября — с 9:30 утра до 6 часов вечера. Если купить единый билет, можно увидеть Церемониальный развод караулов Президентского полка, который проходит по субботам.

Царь-пушка
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Царь-пушки

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх