Вознесенский Печерский мужской монастырь — это древняя православная обитель, расположенная в Нижнем Новгороде. Монастырь относится к Нижегородской и Арзамасской епархии, является детищем известного святителя Дионисия Суздальского. Первые строения святыни возводились с 1328 по 1330 годы, официальная дата создания — 1328 год. Сейчас монастырь действует, принимает верующих и туристов.
83 0 0 10 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 56.323245 северной широты, 44.049532 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская Слобода, 108
Дата основания: 1328 год
Основатель: митрополит Дионисий
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://www.pecherskiy.nne.ru/
Создателем масштабного монастырского комплекса является митрополит Киевский Дионисий. Инок искал уединения, в результате обосновался в небольшой рукотворной пещере под Нижним Новгородом. Дионисий вырыл своеобразный грот на известняковой горе, находящейся на берегу Волги. Место стало пристанищем святителя и впоследствии основой для строительства монастыря.
Монах-подвижник притягивал множество единомышленников, желающих посвятить себя служению религии. Вокруг создавались самодельные пещеры, которые становились пристанищем отшельников. Казалось бы, горный уступ подходил для строительства святынь. Первым храмом стала деревянная Вознесенская церковь, постепенно строились монастырские здания. Название «Печерский» произошло из-за пещер, ставших кельями для первых монахов.
К 1330 году территория монашеских пещер превратилась в полноценный монастырский комплекс, состоящий из Вознесенского храма с колокольней, тёплой церкви Богородицы, деревянного храма Николая Чудотворца. Были построены кельи для послушников и хозяйственные помещения. В стенах монастыря была создана Лаврентьевская летопись, в которую входят «Повесть временных лет» и другие исторические сказания.
Изначально в укладе монастыря действовал принцип киновии: плоды труда и собственность являлись коллективными. Развитие когда-то скромной обители способствовало появлению крупного духовного центра, вошедшего в состав Суздальско-Нижегородского княжества. Монастырские деятели помогали русским князьям в борьбе с монголо-татарами. Дионисий стал игуменом монастыря, впоследствии возглавил митрополию Киевскую и всея Руси.
Монастырский комплекс периодически подвергался различным разрушениям из-за вражеских набегов и восстанавливался благодаря князьям и другим богатым меценатам того времени. Во времена финансового благополучия монастырские угодья расширялись за счёт масштабных подарков — водоёмов, земельных участков, крупных денежных сумм, благодаря которым возводили новые строения монастырского комплекса.
18 июня 1597 года считается датой страшной трагедии — известняковая гора, к которой примыкал монастырский комплекс с востока, обрушилась. Оползень разрушил почти все строения, но обошлось без человеческих жертв. Кроме того, были обнаружены когда-то похороненные в горе мощи схимонаха Иоасафа, который умер за 30 лет до разрушения горы. После обрушения горы было решено выбрать новое место для строительства.
Возведение нового монастырского комплекса началось чуть выше по течению Волги на более ровном грунте. Строительство осложнилось и замедлилось из-за отсутствия должного финансирования — наступил период Смуты, и началась борьба за российский престол. Первыми строениями были деревянные церкви, деньги собирали с верующих, обращались за помощью к царю Фёдору Ивановичу.
В результате монарх выделил финансирование и отправил строителей из Москвы. В XVII веке наконец сформировался полноценный архитектурный ансамбль, которые можно увидеть сегодня после множества реставраций. Монастырь активно помогал действующей монархии, в том числе занимался финансированием армии в Первую мировую войну. После прихода к власти большевиков Вознесенский Печерский монастырь закрыли, но не уничтожили.
Официальная дата закрытия обители — 1924 год. После этого помещения использовались для жилья и хозяйственных нужд, в подвалах обустраивали овощехранилища, кельи монахов использовались в качестве мастерских. Корпус архимандрита был переоборудован под кинотеатр «Колхозник». С 1971 года началось постепенное возрождение монастыря — на территории заработала реставрационная мастерская, в 1994 году обитель вновь стала действующей.
Святитель Дионисий имел множество учеников и последователей, который в дальнейшем приобрели известность среди православных верующих. Особенно выделяются Евфимий Суздальский, Макарий Унженский и Желтоводский. Евфимий прославился открытием Спасо-Евфимиева мужского монастыря в Суздале. Макарий основал два монастыря и Макарьевскую пустынь, являвшуюся когда-то местом для отдыха бывших узников монголо-татар.
Среди других известных последователей Дионисия стоит обратить внимание на философа П. Высоцкого, который являлся учителем Евдокии, жены Дмитрия Донского. Последовательница Васса Нижегородская была основоположницей женской Зачатьевской обители рядом с Нижегородским кремлём. Позднее обитель расширилась, превратившись в масштабный Крестовоздвиженский женский монастырь.
Известный сегодня архитектурный ансамбль Вознесенского Печерского монастыря полноценно сформировался к середине XVII века под руководством известного в те годы нижегородского архитектора Антипа Возоулина. Постоянное возведение новых монастырских строений способствовало созданию большой ограды. До XIX века забор был деревянным. Новое каменное ограждение выполнили в стиле русского зодчества с аккуратными башенками без бойниц.
Главные Западные ворота монастыря построили в конце XIX века. Конструкция выполнена в двуглавом формате, что придаёт торжественность и монументальность всей входной группе. На входе перед посетителями открываются двери трапезной, где можно угоститься вкусным монастырским чаем. Дальше виднеются часовня и аллея царской династии Романовых, которая постоянно помогала монастырю в сложные времена.
В 1645 году была построена Надвратная церковь Евфимия Суздальского. Строение выполнено из камня и является единственным в России надвратным шатровым храмом. Строение аналогично Архангельскому храму в Нижегородском кремле. Проход из церкви на территорию монастыря украшен росписью XVII века, которая выполнена нижегородскими мастерами. Одна из стен надвратного храма является частью монастырской ограды.
Строительство Вознесенского собора завершилось в 1632 году. Это пятикупольное строение, являющееся доминантой монастырского комплекса. Вознесенский храм возводили по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Строение дополнительно оснащено собственной трапезной, галереей и массивной колокольней, пристроенной к резному левому крыльцу.
Довольно необычным строением является колокольня, привлекающая посетителей из-за оригинального внешнего вида. Её построили в XVII веке, при возведении конструкция слегка отклонилась от вертикальной оси. Оплошность стала заметна не сразу, поэтому здание выпрямить не получилось. Сейчас нижегородскую колокольню часто называют одной из достопримечательностей в стиле «падающих» башен.
В 1649 году на территории монастыря построили Успенскую церковь. Она относится к тёплым храмам за счёт внутренних печей, которые богато украшены балахнинскими изразцами. Изначально обитель строилась в шатровом формате и соединялась с трапезной. Впоследствии шатровый купол перекрыли арочными сводами, сейчас форма крыши носит декоративный характер. Стены и основание храма построены в стиле церковного четверика.
Все фасадные стороны Успенской церкви обустроены тремя закомарами, которые в свою очередь делятся на три части. Все конструктивные детали украшают необычные декоративные лопатки. Основной фасад выполнен в многоярусной конструкции. Декоративными украшающими элементами главной фасадной части церкви являются яркие кирпичные наличники. Особенность Успенской церкви — богатый декор, ассоциирующийся с итальянским зодчеством.
Церковь соединялась с трапезной и библиотекой. Трапезную украшают два монументальных алтаря. По соседству с библиотекой находилась ризница, хранившая главные церковные богатства и реликвии. Среди библиотечных экземпляров в церкви хранились древние русские рукописи и уникальные печатные издания, большая часть которых оказалась утеряна при закрытии монастыря при советской власти в 1924 году.
На территории монастыря расположен некрополь. Монастырское кладбище было последним пристанищем для монахов Нижегородской епархии и представителей знати Нижнего Новгорода до прихода советской власти. После 1917 года некрополь разгромили. В начале XXI века кладбище частично восстановили, собрав часть памятников. Иногда посетители находят могилы родственников среди сохранившихся погребений.
На территории монастыря действует Музей истории Нижегородской епархии. Познакомиться с историей религиозных святынь можно в здании монастыря, которое расположено в центральной части комплекса. Нижний этаж музея демонстрирует артефакты, найденные во время раскопок первого монастыря, исчезнувшего под слоем известняка из-за оползня. В залах представлены церковная утварь и предметы быта иноков и отшельников.
Также есть необычное фотоателье, позволяющее сделать памятные фото в старинных интерьерах. Здесь же можно посетить другие комнаты, осмотреть остатки нарядов духовенства, награды того времени и ознакомиться с архивными документами Нижегородской епархии XVI—XIX веков. На втором этаже представлены религиозные экспонаты XX века — личные вещи священников, фотоархив, современная церковная утварь.
Вознесенский Печерский мужской монастырь расположен в Нижнем Новгороде по адресу: Приволжская Слобода, 108. Монастырский комплекс принимает посетителей по пятницам с 07.00 до 18.30, по субботам, воскресеньям, понедельникам, вторникам, средам и четвергам — с 07.00 до 18.00. Время работы музея: 09.00—15.00 со среды по воскресенье, перерыв с 12.00 до 12.30. Нужно учитывать правила одежды для входа в церковные здания.
Обсуждения