Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из крупнейших и известнейших православных монастырей на территории России. Он был основан в XV веке в Псковской области, выполнен в стиле псковской архитектурной школы. За своё продолжительное существование обитель ни разу не прекращала своей монашеской деятельности и сегодня является объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
1 048 4 0 15 мин. на чтениеНазвания: Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 57.810163 северной широты, 27.61495 восточной долготы
Адрес: Россия, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, 5
Дата основания: 1473 год
Архитектурный стиль: русская архитектура, псковская архитектурная школа
Основатель: Иона Псково-Печерский
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий, музейный комплекс
Официальный сайт: https://ppmon.ru/
Псково-Печерский монастырь находится вблизи города Пскова. Отсюда, с северо-запада Руси, продвигалось на остальные русские земли православие, начало которому положила княгиня Ольга, родившаяся недалеко от Пскова и даже основавшая тут первый монастырь, не сохранившийся до наших дней. Сегодня каждая четвёртая обитель, расположенная в Псковской области, входит в число объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
История Псково-Печерского монастыря, одного из крупнейших в России, насчитывает более пяти веков. Согласно летописям, ранее на месте монастыря был лес. Однажды, охотясь, двое людей услышали доносившиеся из него ангельские голоса и почувствовали благовония. Через некоторое время, рубя в этом лесу деревья, один крестьянин обнаружил под его корнями пещеру с надписью, свидетельствующей о ее божественном происхождении.
Основателем Псково-Печерского монастыря стал Иона (Иоанн) из Москвы, выполнявший до этого религиозную миссию в Восточной Эстонии. Защищая семью от гонений «поганых», немцев и латинян, Иоанн вернулся на родные земли и обосновался в Пскове, услышав о созданной Богом пещере поблизости от города и жившем там подвижнике Марке. Недалеко от пещер, на холме у реки Каменка, Иоанн построил церковь.
Освящение церкви в 1473 году в честь Успения Богородицы считается годом основания Псково Печерского монастыря. Первой в монахини новообразованной обители постриглась Мария, супруга Иоанна, сильно заболевшая и получившая перед смертью имя Вассы. После кончины жены Иоанн также стал иноком — Ионой. Почтенная чета стала в числе первых причисленных к лику преподобных Псково-Печерского монастыря.
После погребения Ионы его миссию принял на себя иеромонах Мисаил, построивший на горе, именуемой сегодня Святой, другие кельи и храм. Пещеры же стали служить в качестве мест захоронений для монахов. Однако в скором времени богохульники из Лифляндской губернии напали на обитель, разграбив храм и предав огню сооружения из дерева. Дойдя до Успенского храма, святотатцы были изгнаны из него огнём, охватившим постройку.
В основе названия монастыря лежит упоминание о пещерах, из-за которых была возведена обитель. По подобию Киево-Печерской лавры игуменом Герасимом здесь был введен монастырский устав — правила дисциплины для монахов, проживающих в общежительных монастырях. События, относящиеся к появлению и первым годам существования обители, отражены в монастырской летописи, а более поздние зафиксированы и в Псково-Печерском патерике.
В XVI веке монастырь продолжал строиться: игумен, преподобный Корнилий, установил трапезную, расширил церковь, возведённую Иоанном, воздвиг каменные стены и церковь в честь Николы Мирликийского над воротами. У этих ворот Иван IV и убил Корнилия в 1570 году, заподозрив в измене. А когда раскаялся в убийстве, сам отнёс тело в Успенскую церковь. Так, дорога до неё от ворот стала называться «кровавым путём».
Крепостные стены защищали Псковско-Печерский монастырь от нападений со стороны поляков и шведов полтора века, пока в 1721 году не был заключён Ништадтский мирный договор между Российским царством и Шведским королевством. А в XVIII—XIX веках насельцами были возведены ещё Покровская, Лазаревская и Сретенская церкви, а также Михайловский собор в честь отступления армии Наполеона.
В результате того что в 1920 году Печоры перешли к Эстонии (в составе которой были до 1940 года), Псково-Печерский монастырь, в отличие от оставшихся в России обителей, не закрылся после прихода советской власти. Однако Вторая мировая война не могла его не коснуться: некоторые корпусы пострадали во время взрывов, а сами насельники распространяли религию среди населения на оккупированных землях.
Пока шла война, представители высшего духовенства региона съезжались в Псково-Печерский монастырь на совещания, поддерживали Андрея Андреевича Власова и разделяли взгляды Русской освободительной армии. Вывоз за границу ризницы был осуществлён, по версии монахов, для обеспечения сохранности ценных предметов. А сразу после окончания войны начались восстановительные работы, продолжавшиеся вплоть до 1975 года.
В год завершения Второй мировой войны Печорский район отошёл к Эстонской ССР, и на протяжении сорока лет в РСФСР оставались открытыми только два монастыря: Псково-Печерский и Троице-Сергиева лавра. Назначенный игуменом в 1959 году Алипий (Воронов) способствовал возврату драгоценностей, увезённых в Германию, и восстановлению каменного ограждения и сооружений внутри него.
На сегодняшний день Псковско-Печерский монастырь активно занимается издательской и просветительской деятельностью: на его территории функционирует филиал Сретенской духовной академии, а также Псково-Печерская духовная семинария с митрополитом Тихоном во главе. Кроме того, здесь открыт Паломнический центр, а познакомит посетителей с историей и архитектурой обители организованная ею Экскурсионная служба.
Крепостные стены более 700 метров в длину, идущие по склону оврага, возвышаются над протекающим под монастырём ручьём Каменец. Высота башни, построенной на самом дне оврага, достигает 25 метров. За каменными стенами, на территории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, находятся одиннадцать церквей, включая пещерные, а также Михайловский собор, звонница, жилые помещения для настоятеля и братии, святые источники, ризница и пещеры.
Главным и древнейшим храмом монастырского комплекса является Успенская церковь, основанная Ионой. Её отличительной чертой является то, что у неё есть только передний фасад, выполненный в XVIII веке в барочном стиле на украинский манер (по подобию Киево-Печерской лавры), а задняя сторона переходит в холм. Собор увенчан куполами в несколько ярусов и украшен живописными росписями.
Свод церкви облицован кирпичом и опирается на 13 массивных столбов. Внутри есть главный придел, где возносил свои молитвы правитель. Здесь установлен резной позолоченный иконостас. Также есть придел преподобных Антония и Феодосия Печерских. За ним сохранились старинные фрески, на которых изображены святые отцы. А в самой глубине собора находится рака с мощами особенно почитаемого обителью преподобного Корнилия.
Общий фасад объединяет Успенский собор с Покровским храмом, войти в который можно из дальних пещер. А вот общая кровля — у Никольской башни и надвратной церкви Николы Ратного, построенной в 60-ые годы XVI века из известняка и служившей ранее, вероятнее всего, основным входом в обитель. Положение церкви над воротами было необычным для Пскова, так как храм обычно строили недалеко от них.
К архитектурным особенностям церкви относится наличие крыльца, башни в форме подковы, двухпролётной звонницы с пятью колоколами. Из-за того что храм назван в честь Николы Вратаря, или Ратного, внутри неё размещено рельефное изображение святителя Николая Чудотворца, держащего меч. Интересен и иконостас, датируемый концом XVI века. Над ним работали три талантливых живописца.
Восточнее Успенской церкви находится Большая звонница — каменное сооружение из нескольких столпов, заменившее в первой четверти XVI века прежнюю постройку из дерева. Эта звонница является одной из самых больших на северо-западе России: первый ярус образуют шесть главных пролётов, а второй — достроенный позже седьмой пролёт. Здесь свыше трёх десятков колоколов, самый тяжёлый среди которых — Праздничный.
Использовавшийся во время православных праздников Праздничный колокол декорирован литыми барельефами: иконой Божией Матери «Умиление» и «Спасом Нерукотворным», между которыми находится изображение распятия на горе Голгофе. Полиелейный колокол, звонивший по определённым праздникам, украшают растительный и животный орнаменты: детализированные животные, а также стебельки и лепестки растений.
В отличие от Праздничного и Полиелейного, Вседневный колокол характеризуется маленькими размерами. В него звонили ежечасно, чтобы оповестить о начале богослужения или о том, который сейчас час. Этот колокол также декорирован объёмными изображениями — молитвой, которая читается в праздник Успения Богоматери. Над этими колоколами размещён набор маленьких, выполнявших исключительно декоративную функцию.
Михайловский собор, крупнейшая постройка на территории Псково-Печерского монастыря, появился только в начале XIX века в честь освобождения Пскова от наполеоновских войск. Швейцарский зодчий Луиджи Руска выполнил его в классическом стиле. Внутри собора установлены доски из металла с позолотой, на которых значится количество воинов отдельного корпуса под командованием Петра Витгенштейна.
Сретенская церковь появилась в 1870 году в результате перестройки трапезной, возведённой тремя веками ранее и прилегавшей западной стороной к Благовещенской. Сретенская церковь сохранила стены бывшей трапезной. В её подклети изначально находились служебные помещения: для просеивания муки и выпечки хлеба, склад и казна. На сегодняшний день на их месте находятся читальный зал и погреб для овощей.
В XVII веке монастырская казна перекочевала из подклети трапезной в отдельно построенное трёхэтажное здание, примыкающее к Сретенской церкви. В кирпичной ризнице напротив главной колокольни хранится утварь для богослужений, а также ценные предметы, которые жертвовали обители члены царской семьи и богатые прихожане. Здание ризницы со складом и библиотекой внутри увенчано синим куполом, расписанным жёлтыми звёздами.
Среди реликвий Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря особенно выделяются два старинных образа Богоматери. Икону «Успение Божией Матери» написал местный монах Алексей Малый и в первой четверти XVI века подарил её обители. Некоторое время она была храмовым образом Успенской церкви. Однако до сегодняшнего дня икона не сохранилась, вместо нее в храме размещён её точный список, появившийся в конце XVI века.
Образ «Умиление Божией Матери Псково-Печерской» появился в монастыре при Корнилии. Инок Арсений переписал его с Владимирской иконы Богоматери. Во времена правления царя Фёдора I Ивановича образ вместе с иконой «Успение» отправляли воинам-защитникам Пскова, дававшим отпор польским войскам. В честь спасения города икону «Умиление» украсили жемчужинами и драгоценными камнями и разместили в Успенской церкви.
Одной из наиболее известных святынь монастыря является десница раннехристианской мученицы Татианы, переданная обители в 1970-е годы иеромонахом Владимиром. К Владимиру святыня перешла от его брата Афанасия, который тоже был священником. Афанасию мощи были переданы прихожанами, выкупившими десницу после разорения Царско-Сельского дворца. Сейчас рука Татьяны находится в Михайловском соборе, справа от алтаря.
Среди важных для православной веры святынь в монастыре — мощи преподобного Корнилия, хранящиеся в Успенском соборе, и мощи первых насельников обители: Марка, Ионы и его супруги Вассы, Лазаря и Симеона. К святым мощам Вассы и Симеона Псково-Печерских можно приложиться во время богослужений в Сретенском храме. Однако большинство останков размещены в пещерах, с которых и началась история монастыря.
Пещеры служат подземными усыпальницами за счёт постоянных низких температур: благодаря этому тела практически не подвержены тлению. Здесь находится около 10000 захоронений, среди которых не только мощи святых, но и гробы с телами воинов, павших в Ливонской войне, а также могилы известных людей и их родственников — близких Михаила Кутузова, Модеста Мусоргского, предков Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Николаевича Плещеева и других.
Помимо икон и мощей святых, в ходе восстановительных работ в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря были обнаружены фрески, относящиеся, предположительно, к XVIII веку. Археологи пришли к мнению, что эти фрагменты росписей украшали западный фасад одного из приделов старинной церкви, снесённого позже. Сейчас реставраторы работают над неизвестными до недавнего времени фресками.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь располагается по адресу: Псковская область, город Печоры, ул. Международная, 5. Обитель принимает посетителей с начала утреннего и до конца вечернего богослужения. Экскурсии по территории обители проходят с 9:00 до 16:00. Сретенская церковь открыта с утра и до вечера, а Успенский и Михайловский соборы доступны только во время служений. Пройтись по дальним пещерам же можно заранее при согласовании этого вопроса с дежурным священником.
Для посещения монастыря необходимо соблюдать требования, касающиеся внешнего вида: женщинам следует быть одетыми в длинные юбки и верх, прикрывающий руки до локтей. Мужчинам не разрешается заходить в обитель в футболках и шортах. Вопросы по расположению и возможности фотографирования объектов, размещённых на территории монастыря, можно задать священнику в Сретенском храме с 10 утра до 6 вечера.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь находится в 50 километрах от Пскова. Желающим посетить обитель необходимо сначала добраться до города Печоры. Доехать из Санкт-Петербурга можно на электричке «Ласточка» от Балтийского вокзала до железнодорожного вокзала города, а оттуда — на автобусах №4, №5, №6 до Октябрьской площади. Расстояние от неё до монастыря преодолевается пешком за 7 минут.
Из Москвы сначала следует добраться до Пскова на поезде «Москва — Псков» или на авиарейсе Москва (Внуково) — Псков (Кресты). Из аэропорта до ж/д вокзала следуют автобусы №9 и №12. По прибытии на железнодорожный вокзал Пскова необходимо пройти около 400 метров до автовокзала, откуда можно за час-полтора добраться до Печор на автобусе №207. От автостанции до монастыря дорога займёт не более 15 минут.
Обсуждения