Алмазный фонд

Россия, Москва

Алмазный фонд — это уникальная выставка на территории Московского Кремля, демонстрирующая на постоянной основе экспонаты, которые имеют особую историческую, культурную и художественную ценность. Национальная сокровищница была открыта в 1967 году в Оружейной палате. На сегодняшний день здесь размещаются более 110 экспонатов, среди которых необычные драгоценные камни, самородки и шедевры ювелирного искусства.

//

История создания Алмазного фонда

Начало формирования Алмазного фонда относится к Петровской эпохе в истории России. В 1719 году последний русский царь издал указ о создании госорганизации, в ведении которой было бы хранение дворцовых драгоценностей и особо важных церковных реликвий. Всё это должно было тщательно охраняться в городе, которому вскоре предстояло стать столицей Российской империи, — в Санкт-Петербурге.

В образованной Петром Великим Бриллиантовой комнате разместились ценные дворцовые предметы, которые передавались в царской семье от поколения к поколению, а также дорогие подарки от иностранных партнёров. За сохранность содержимого отвечали казначеи, первым делом инвентаризовавшие ценности и организовавшие место для каждой вещи. Эта должность не была упразднена после смерти Петра I, но порядок хранения реликвий менялся.

Бриллиантовая комната представляла собой помещение во дворце, относившееся, как правило, к покоям правителя. Когда к власти пришла Екатерина Великая, хранилище было пополнено большим количеством самородков и императорскими регалиями. Оно находилось в бывшей спальне императрицы, ставшей за счёт этого самым дорогим кабинетом императорской России за весь период её существования.

Чтобы внутреннее убранство комнаты соответствовало хранившимся тут ценностям, интерьером помещения занялся зодчий Юрий Матвеевич Фельтен, помогавший Растрелли в возведении Зимнего дворца. Параллельно этому проводилась инвентаризация, в результате которой промаркированные и взвешенные изделия были внесены в реестры. Так, с 1760-х годов ценности короны хранились в одной из парадных комнат императрицы.

В центральной части Бриллиантовой, или Алмазной комнаты под колпаком, изготовленным из хрусталя, находились главные знаки верховной власти монархов: скипетр, держава и корона. Вокруг них располагались другие изделия, которых становилось всё больше. В скором времени для них в помещении были установлены стеклянные витрины, ключи от которых хранились у Скороходовой, прислужницы Екатерины Великой.

В кабинете императрицы было такое количество ценностей, что несмотря на тщательный контроль, они часто терялись, находясь потом в неожиданных местах. Однако не все исчезавшие драгоценности возвращались обратно: время от времени их использовала императрица для наградных наборов для своих вельмож и выдающихся военных деятелей. В последние годы на престоле Екатерина Великая переместила сокровищницу в лоджии Рафаэля.

На протяжении долгих лет Алмазная комната была хранилищем самых важных существовавших в империи драгоценностей, пока в 1910-х годах их в срочном порядке не перевезли из столицы в Москву. Необходимость эвакуации была вызвана тем, что линия фронта проходила недалеко от Санкт-Петербурга. Хоть раритетные предметы эвакуировали в спешке, транспортировали их очень аккуратно.

Вместе с описью конца XIX века, уцелевшей до сих пор, содержимое Алмазной комнаты было помещено в Оружейной палате Московского Кремля. Когда же монархию свергли и власть перешла к советам, ценности короны перешли в ведение Гохран СССР как Алмазный фонд государства. Его также пополнили источник по генеалогии русского дворянства «Российская родословная книга» и письменные предсмертные распоряжения императорской семьи.

Вплоть до 1967 года драгоценности и раритеты из Бриллиантовой комнаты не были доступны для свободного осмотра посетителями. Лишь к 50-летнему юбилею Октябрьской революции правительством было решено организовать временную выставку. Её открыли на год, однако вызванный к ней интерес и чрезвычайная популярность привели к тому, что экспозицию сделали постоянной.

Алмазный фонд

Экспонаты Алмазного фонда

Коллекции Алмазного фонда России размещаются в двух залах здания, занимаемого Оружейной палатой. Среди самых старинных экспонатов — коронационные регалии, в числе которых можно увидеть изготовленные для коронации Екатерины Великой державу с крупным сапфиром из Шри-Ланки и Большую императорскую корону, в которой почти пять тысяч бриллиантов по 0,58 карат в среднем каждый, 75 жемчужин из Индии и шпинель массой почти 400 карат.

Во время экскурсии посетителям также демонстрируются украшения середины XVIII века, созданные в период правления Елизаветы Петровны. Одним из самых известных экспонатов этого периода является «Большой букет», украшавший парадное платье Елизаветы. Брошь представляет собой букет выложенных из бриллиантов цветов на стеблях из золота с изумрудными листочками, вздрагивавшими при ходьбе.

Изделия второй половины XVIII века — это светлые камни в сочетании с серебром. Такая тенденция объяснялась по большей части тем, что специалисты обучились идеальной огранке бриллианта и повсеместно использовали навык. Примером работы является портбукет — маленький сосуд для цветов, прикалываемый к одежде и датируемый 1770-ми годами. Изделие украшено стеблями из золота с лентой и бантом из бриллиантов.

В XIX веке в Европе началась мода на античность. Очень популярными украшениями на голову в это время в России были диадемы, стилизованные под кокошники. Одна из таких диадем, принадлежавшая супруге Павла I, сохранилась по сей день и представлена в музее. Украшение треугольной формы выполнено из разнообразных бриллиантов, включая редкий нежно-розовый массой почти 13,4 карата и подвижные камни каплевидной формы.

На выставке Алмазного фонда Московского Кремля демонстрируются и драгоценные камни, которые очень ценны сами по себе. Так, здесь находится семёрка так называемых исторических камней (трёх алмазов и четырёх самоцветов), известных во всём мире, именные алмазы, а также самородки платины и золота, среди которых «Уральский великан» весом более 7 килограммов и золотой «Верблюд», который весит почти 9,3 килограмма.

За стеклянной витриной также можно рассмотреть награды времён Российской империи и СССР. К первым относится, например, орден Святого апостола Андрея Первозванного с распятым на голубом кресте апостолом. Из наград периода СССР демонстрируются орден «Победа» и звезда маршала Советского Союза, выполненные в 1950-х годах из платины с использованием бриллиантов, золота и синтетических рубинов.

Большая императорская корона

Большая императорская корона

Особенности архитектуры Алмазного фонда

Алмазный фонд — небольшой музей, не имеющий выделенного исключительно под него сооружения. Он размещается в здании Оружейной палаты, возведённом в середине XIX века под руководством русского зодчего Константина Андреевича Тона. Благодаря тому, что сооружение выполнено в стиле, свойственном русской архитектуре XVII века, оно не выделяется на фоне архитектурного ансамбля Большого Кремлёвского дворца.

Здание, где расположен Алмазный фонд, не только соответствует внешне дворцу, но и словно продолжает его благодаря спроектированному на втором этаже переходу. Этот переход позволял пройти из выставочных залов Оружейной палаты прямо в парадные залы дворца. Анфилада помещений была создана для того, чтобы впечатлить гостей Кремля. Само сооружение представляет собой прямоугольную двухэтажную конструкцию с дополнительным, цокольным этажом.

Часть первого этажа занимает Алмазный фонд, остальную часть и весь второй этаж — коллекции Оружейной палаты, размещенные в девяти залах. Несмотря на то что декор здания довольно скромен, в целом оно выглядит очень элегантно и богато. Цвета фасадов — жёлтый и белый, крыша выкрашена в зелёный. Вся стена сооружения представляет собой многочисленные симметричные вертикальные линии с окнами.

Для нижнего этажа характерна свойственная классическому стилю отделка под рустику. На этом уровне простые окна и массивные белокаменные пилястры. Элемент барочного стиля — двухсветные окна, украшающие второй этаж сооружения Оружейной палаты. Благодаря им один реальный этаж со стороны кажется двумя. Помимо создания иллюзии расширения пространства, такие окна в два ряда способствуют лучшему освещению помещений сооружения.

Нижний этаж занимают залы с низким сводчатым потолком, который поддерживают мощные опоры, как это было во времена Древней Руси. Второй этаж — высокий, он завершается готическими крестовыми сводами. Снаружи пилястры нижнего этажа переходят в классические белые полуколонны, украшающие второй этаж. Чтобы добавить этому элементу средневековый оттенок, зодчий декорировал полуколонны резными растительными орнаментами.

Оружейная палата

Алмазный фонд сейчас

После того как в 1967 году посетители познакомились с на тот момент ещё временной выставкой, её увидели уже более 5 миллионов человек, включая иностранцев. Так как экскурсии по Алмазному фонду проводятся только в сопровождении местного гида и только на русском языке, гости из-за рубежа могут воспользоваться аудиогидом. Они подготовлены для туристов из англоговорящих стран, из стран Европы, Китая и Японии.

На сегодняшний день выставка коллекций Алмазного фонда является постоянной и занимает два больших помещения: в первом демонстрируются самородки и драгоценности, а во втором — предметы, имеющие особую историческую ценность. Экспонаты музея изображены на серии 3-рублёвых и 25-рублёвых серебряных монет, выпущенных в ограниченном тираже в 2016 году, а также на советских и современных почтовых марках.

Алмазный фонд

Режим работы Алмазного фонда

Алмазный фонд работает каждый день, кроме четверга, с 10 утра до 6 часов вечера с обеденным перерывом, который начинается в час дня и длится 60 минут. Касса, расположенная в Александровском саду у Кутафьей башни, начинает работу за час до открытия музея — в 9 утра. Кассы закрываются на часовой обед в 12:00. Купить билет тут можно до 16:30, а зайти в Алмазный фонд — до 17:20.

В отличие от Оружейной палаты, вход на выставки которой осуществляется всего четыре раза в день, Алмазный фонд принимает посетителей каждые 20 минут. Длится экскурсия с гидом от 40 до 50 минут. Стандартный билет в музей стоит 800 рублей, а льготный — 100 рублей. Билет можно приобрести как в порядке живой очереди в кассах Кремля, так и онлайн на официальном сайте музея, поменяв потом в кассе электронный на бумажный.

Обычно проход на территорию музея осуществляется через Боровицкие ворота, однако в период реставрационных работ вас могут попросить пройти в здание Оружейной палаты через Кутафью башню. Собираясь посетить Алмазный фонд, посетители должны учесть, что фотографировать или снимать на видео экспонаты строго запрещено. Нельзя брать с собой крупногабаритные вещи, а также заходить в музей в верхней одежде.

Алмазный фонд

Как добраться

Алмазный фонд располагается в Оружейной палате на территории Большого Кремлёвского дворца. Доехать сюда можно как на подземном, так и на наземном транспорте. В первом случае ближе всего идти от станции метрополитена «Боровицкая» — около десяти минут. Чуть больше времени займёт дорога от станций «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» или «Арбатская» — четверть часа.

Если вы решили ехать на автобусе, то вам нужно сесть на транспортное средство, которое проезжает остановки «Боровицкая площадь» или «Библиотека имени Ленина». Ненамного ближе надо будет идти со стоянки, если вы отправитесь в музей на автомобиле. Ближайшие недорогие наземные парковочные зоны находятся на улице Ильинка и в Ветошном переулке. Координаты здания Алмазного фонда: 55°44′58.98″ с. ш. 37°36′49.32″ в. д.

Украшения Алмазного фонда
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Алмазного фонда

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх