Выставка достижений народного хозяйства — крупный российский выставочный комплекс. Общая площадь ВДНХ составляет 240,2 га, — на 30,2 га больше, чем княжество Монако, — а вместе с ботаническим садом и парком Останкино — 520 га. ВДНХ представляет собой уникальный архитектурный ансамбль из 50 памятников культурного наследия: 49 — это отдельные объекты, а 50-й — комплекс в целом.
12 064 2 1 31 мин. на чтениеВыставка достижений народного хозяйства была открыта 1 августа 1939 г., за месяц до начала Великой Отечественной войны, для большой демонстрации сельскохозяйственной продукции страны. Место, тогда известное как «Останкинский парк», было выбрано в 1935 г., а генеральный план, созданный Вячеславом Олтаржевским, утверждён в 1936 г.
Выставка должна была открыться в июле 1937 г. Разрешение на создание этого выставочного центра было дано 17 февраля 1935 г. для проведения сельскохозяйственной выставки бывшего Советского Союза под названием «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ). Иосиф Сталин перенёс открытие на 1938 год, а Никита Хрущёв — на 1939 год.
В 1989 г. в выставочном центре было 82 павильона общей выставочной площадью 700 тысяч кв. метров. В период Советского Союза в центре ежегодно проводилось около 300 национальных и международных выставок. При правительстве во главе с Никитой Хрущёвым было принято решение превратить его в постоянную выставку в виде обширного парка.
Павильонный парк должен был освещать преобразования экономики, науки и техники в стране. Он открылся под названием «Выставка достижений народного хозяйства Советского Союза», или ВДНХ. Парк занимает площадь 2375000 квадратных метров (больше, чем княжество Монако), с 266000 квадратных метров закрытых павильонов с примерно 400 зданиями.
С распадом Советского Союза, особенно в начале 1990-х годов, большинство павильонов было заброшено или сдано в аренду под простые коммерческие магазины. Плохой уход за статуей Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» привёл к таким повреждениям, что она была демонтирована. А павильон «Космос», посвящённый космической программе СССР, был превращён в цветочный магазин.
Некоторые здания или павильоны из-за скудости или отсутствия государственного финансирования стали использоваться как склады для различных материалов. В 1992 г. выставка была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр», или ВВЦ, тем самым отказавшись от советского наследия. Но пространство сохранило своё старое название среди населения.
В административном отношении ВДНХ становится Открытым акционерным обществом, Государственным акционерным обществом «Всероссийский выставочный центр». Выставка достижений народного хозяйства является членом Международного союза выставок и ярмарок с 1991 г. и Всемирной ассоциации выставочной индустрии (IFU) с 1997 г.
Период 1990—2000 годов был для парка не очень удачным. С одной стороны, некоторые места исчезают, 5 уничтожены пожарами и ещё 5 разрушены, в том числе Туполев-154 в 2008 г., вызвавший массу негативных реакций. Он был выбран для реставрации и последующей установки поверх нового павильона в 2008 г., но сокращение бюджета затруднило восстановление.
На первых порах павильоны республик бывшего СССР, ставших членами СНГ, сдавались им в аренду за символическую сумму один рубль в год. На тот момент правительству Москвы принадлежало 30% акций компании. В 2013—2014 гг. правительство Москвы по указу президента выкупило все акции компании. 4 апреля 2014 г. комплексом начала заниматься команда правительства Москвы.
В этот же период было выделено 3 миллиарда рублей (около 60 миллионов евро) на обновление парка, пострадавшего от длительного отсутствия ухода. 6 мая в результате соглашения, заключённого по результатам общественного голосования, которое имело начало 26 марта 2014 года, было принято решение переименовать ВВЦ и вернуть его прежнее название — ВДНХ.
В 2014 г. мэрия Москвы после голосования взяла под контроль парк и начала программу реставрации и реконструкции. Менее чем за год были восстановлены фасады около двадцати павильонов, главный вход и южный вход. Кроме того, размер комплекса был увеличен за счёт примыкающих ботанического сада и парка Останкино, что увеличило его площадь вдвое — она достигла 520 га.
Ежегодно ВДНХ посещают более 20 миллионов человек. В России это крупнейший музей-экспозиция. На территории размещаются павильоны, фонтаны и монументы. Но ВДНХ — это не только шедевры архитектуры. Здесь много живописных аллей, зелёных зон, развивающих и развлекательных мест. Территория архитектурного ансамбля — прекрасное место для тихого отдыха и спокойных прогулок.
На проспекте Мира, напротив гостиницы «Космос», стоит аллегорическая статуя «Рабочий и колхозница». Герои дружно идут в будущее, держа на расстоянии вытянутой руки серп и молот (символы рабочего и сельскохозяйственного мира). Этот объект, реализованный Верой Мухиной, предназначался для украшения павильона Советского Союза на Парижской международной выставке в 1937 г.
На выставке композиция была признана лучшей, предпринимались попытки выкупить шедевр. Впервые в истории скульптуры была использована хромоникелевая сталь — цвета фигур менялись при изменении точек освещения. После выставки монумент стал легендой ВДНХ. В 2003—2009 гг. скульптура была установлена на специально построенный постамент в верхней точке первого павильона.
Фонтан «Дружба народов» — яркий символ, воплощающий идею единства союзных республик. Огромный золотой фонтан, реализованный по проекту К. Топуридзе и Г. Константиновского к открытию выставки в 1954 г. 16 женских статуй с национальными декоративными элементами наглядно отображают тот порядок, в котором знаменуемые ими республики были указаны в Конституции СССР.
Многоцветный фонтан «Каменный цветок» был спроектирован на основе сказок П. Бажова. Идея принадлежит К. Топуридзе и П. Добрынину. Ядро композиции являет собой фигуру с золотистыми элементами и лепестками, украшенными мозаичной смальтой — непрозрачным стеклом с добавлением металлов, а периферия — кристаллы разных цветов, отражающиеся в воде.
Рядом с фонтаном «Дружба народов» функционирует летний «Кинопарк», в котором помещается до 200 зрителей. Здесь можно посмотреть на 16-метровом экране старые и новые фильмы. Вечерние киносеансы под открытым небом, с тёплым чаем из термоса и пледами, в окружении памятников архитектуры — то, что нужно для приятного завершения дня в летнее время.
ВДНХ, являясь символом союзного прошлого, отдаёт дань аэрокосмическим достижениям СССР. Освоение космоса символизирует 38-метровый макет «Востока» — ракеты, которая вывела на орбиту космический аппарат с Ю. Гагариным. Монумент «Покорителям космоса» — уникальный памятник, второй по величине в России (после монумента Победы на Поклонной горе), увенчан ракетой.
Основание монумента «Покорителям космоса» украшено изображениями людей, внёсших вклад в исследование космоса. Памятник был создан при участии ракетостроителя С. Королёва — именно он предложил сделать облицовку шлейфа из отполированных титановых пластин, вспыхивающих алым, словно настоящий ракетный след, на закате. Место внутри постамента занимает Музей космонавтики.
Музей космонавтики — один из самых больших в мире технологических музеев. Теперь его экспозиции располагаются в восьми залах. Здесь можно увидеть около 100000 объектов, символизирующих начало и развитие космической эры человека. Здесь можно увидеть чучела первых советских собак-космонавтов, научно-технические дубликаты скафандров, первого искусственного спутника Земли и пр.
Макет «Самолет Як-42» отражает авиастроительную отрасль, в которой СССР проявил себя не меньше, чем в освоении космоса. Именно на этом опытном образце авиаконструкторы и лётчики опробовали первый советский пассажирский самолёт с турбореактивными двухконтурными двигателями Як-42 перед запуском в серийное производство. В 2009 г. в салоне лайнера открылась новая арт-площадка.
Музей оптических иллюзий на ВДНХ появился в 2015 г. в павильоне №55. Внутреннее пространство музея — это около 100 изобразительных сюжетов в формате 3D. Достаточно стать на фоне одного из них и представить себя частью изображения, где можно ощутить себя в гуще событий. Есть как довольно устрашающие мотивы, так и популярные современные истории вроде мультфильма «Симпсоны».
Увидеть дома и улицы столицы можно в круглом здании с названием «Макет Москвы». За полчаса здесь легко охватить все детали центральной части мегаполиса. Макет содержит 19843 сооружения внутри Садового кольца и частично за его пределами. Он оснащён умной подсветкой: можно смоделировать любые атмосферные условия и также посмотреть, как смотрится столица в разное время суток.
История третьего знакового фонтана ВДНХ — «Золотого колоса» — началась в 1931 г. Его первый вариант сделали из медных листов, которые, несмотря на эффектный блеск, темнели и разрушались. Уже через 18 лет он пришёл в негодность и был демонтирован. В 1950-х в центре пруда возник 16-метровый железобетонный «Золотой колос», декорированный мозаикой золотой и красной смальты.
Но на ВДНХ можно заняться и более активными видами отдыха, чем созерцание достопримечательностей и неспешные прогулки по музеям. Так, здесь работает «Аттрапарк» — крупнейший в Москве развлекательный парк. В «Аттрапарке» с удовольствием катаются на американской «Водной горке», испытывают экстремальные ощущения, несясь вниз с 52-метровой «Башни свободного падения».
На входе в ещё один парк аттракционов на ВДНХ — «Москва-850» — гостей встречает большой батут. Здесь можно прокатиться на гигантских качелях «Марс», попасть в мёртвую петлю на аттракционе «Кобра», попытать счастья на аллее с тирами. Функционирует 5D-кинотеатр, где эффект присутствия создаётся с помощью мобильного вибрирующего кресла, распыления воды и распространения запахов.
В парке развлечений «Москва-850» раньше находилось одноимённое колесо обозрения высотой 73 м, демонтированное в 2016 году. Взамен было построено «Солнце Москвы» — 140-метровая конструкция у южного входа ВДНХ на Останкинской улице. Открытое в 2022 году, оно остаётся самым крупным в Европе, на 5 метров превышая размеры прежнего рекордно высокого колеса обозрения «Лондонский глаз».
Для детей на ВДНХ работает музей «Жили-были», где можно принять участие в театрализованных экскурсиях. Здесь оживают сюжеты фольклора и авторских сказок с помощью атрибутов старины и актёров в нарядных костюмах. Дети сами перевоплощаются в сказочных богатырей, Иванов-царевичей и других персонажей, проходят по пути героя, находя подсказки в древних книгах, куклах и предметах быта.
Посетителей привлекает и океанариум «Москвариум» — один из самых больших в Европе, средоточие морской фауны. Редкий комплекс открыт для посещений с 2015 г. Более 600 видов обитателей глубин находятся на нулевом этаже, гуляя по туннелям которого, можно наблюдать за ними со всех сторон. Вторая часть океанариума складывается из зоны водных представлений и центра плавания с дельфинами.
Вейкпарк помещается на прудах Запрудной зоны, ближе к Ботаническому саду. Здесь можно заняться экстремальным спортом, выбрав вейкборд или вейкскейт, под наблюдением опытных инструкторов. Защитное снаряжение предоставляется самим вейкпарком, а трамплины и буксировочные тросы, несмотря на устрашающий вид для новичков, испробованы тысячами посетителей. Длина водного маршрута — 170 метров.
Недалеко от вейкпарка, у Лихоборского въезда, есть рыбацкая деревня. В водоёмах разводят осётра, белугу, есть форелевая речка и пруд, где можно ловить карпов. Прокат удочек работает круглосуточно. Рядом находятся заведения, где можно отведать ухи и яства из свежевыловленной рыбы и морепродуктов. Здесь же находится пейнтбол-клуб. Локация для игры оборудована полосой препятствий.
На Главной аллее располагается цирк-театр экспромтов, экспериментов и эклектики «Базиллиум». Здесь можно приятно провести время, сидя за уютными столиками и глядя на занимательные номера, которые артисты, в том числе из знаменитого театра «Дю Солей», исполняют на возвышающейся сцене. Акробатика, танцы и театральные постановки здесь объединены в единое целое.
В сравнительно новом павильоне №84 можно организовать себе экскурс в историю анимационного кино, своими глазами увидев мультипликационную технику The Walt Disney Company, Nickelodeon Animation, Warner Bros. Pictures и других студий — всего в хранилищах музея числятся 9000 экспонатов. В «Мастерской» молодые аниматоры могут создать свой мультфильм. В музее также на заказ организовываются дни рождения.
С сентября 2019 г. частью ландшафтного парка «Природа дикая» можно наслаждаться с высоты крон деревьев Шереметьевской дубравы: здесь пролегает «Воздушная экотропа». Автор идеи — популярный французский ландшафтный архитектор Мишель Пена. Железные пролёты на витых опорах петляют в листве, расстояние до земли в некоторых местах достигает 6,5 м. В РФ это единственное сооружение в своём роде.
Над долиной реки Яузы проходит Ростокинский акведук — один из пяти водоводов, построенных в XVIII столетии. В первоначальном виде установка представляла собой 356-метровый понтон из известняка. Для России того времени это был самый большой каменный мост и самый дорогой строительный проект. В 2004—2007 гг. х памятник превратили в красивую пешеходную зону, получившую название «Миллионный мост».
Но помимо памятников, парков и развлекательных пространств, на ВДНХ можно насладиться архитектурой — практически каждый павильон, символизирующий союзную республику или отрасль хозяйства, имеет свои уникальные черты. Главные архитектурные направления — сталинский ампир, советский модернизм, ар-деко — приобрели здесь элементы, взятые из символики разных народов.
Первое, что гости видят перед собой на ВДНХ, — Главный павильон авторства архитекторов Ю. Щуко и Е. Столярова. Это внушительное трёхъярусное здание, увенчанное шпилем, отсылает к традициям русского ампира, в котором выполнена башня Главного адмиралтейства в Северной столице. Павильон был возведён дважды: в 1939 г. это было бревенчатое строение, а в 1954 г. на его месте появилось нынешнее здание.
Павильон №2, «Народное образование», — белоснежное здание со статными колоннами. Архитектор Сергей Полупанов привнёс в него курортные мотивы — это высокие окна, филигранная аркада и зимний сад. Первая выставка, располагавшаяся в павильоне, рассказывала о Северном Кавказе и Крыме. Во время расцвета космической отрасли здесь демонстрировались искусственные спутники Земли.
Павильон №4, «Киргизия», прямоугольный в плане, вначале предназначался для демонстрации достижений Эстонской ССР. Архитекторы Х. Арман, А. Вольберг и Н. Тарвас разместили на фасаде майоликовую мозаику и герб республики. В 1960-х павильон был посвящён биологии. Сейчас в здании гармонично сосуществуют эстонский орнамент и герб Кыргызстана под портиком входа.
Павильон №5, «Физика», — это бывший павильон Латвийской ССР. Главный фасад украшен колоннами, а в резных дверях раньше сверкал янтарь. После того, как на ВДНХ стали отражать отраслевые достижения, здесь демонстрировались научные приборы. Далее в павильоне размещался Центр здоровья, который проводил бесплатные акции по диагностике физического состояния населения.
Павильон №6, «Абхазия», ранее тоже принадлежал прибалтийской советской республике — Литве. Это одно из самых богато украшенных строений ВДНХ — выдержанное в стиле сталинского ампира, изнутри оно было украшено льняными полотнами, морёным дубом, а окна сверкают на свету витражами через переплетения кованых решёток. В 2014 году павильон был сдан в аренду Абхазии.
Павильон №7, «Семена», был построен на 25 лет позже предшествующих — в 1979 г. — и сильно выделяется своим архитектурным обликом в духе советского модернизма, символизируя синтез природы и архитектуры. Тематика павильона полностью отвечала названию — здесь проводились выставки-ярмарки по сортам и гибридам овощных и цветочных культур. Сегодня здесь размещается «Союзмультпарк».
Павильон №8 отводится экспозиции «Юные натуралисты». Он был создан по проекту аспирантов Московского архитектурного института в 1953 г. Приковывают взгляды его сверкающий купол и два боковых флигеля, а также высокие стройные арки. Для юннатов здесь проводились научно-популярные мероприятия, работал мини-зоопарк. Сегодня здесь царит сказка — музей «Жили-были».
Павильон №9, «Юные техники», вначале именовался «Торф». Это определило особенности экстерьера здания — в его облике зазвучали парковые мотивы. Доминанта фасада — портик, состоящий из четырёх колонн. Их капители декорированы лепными элементами, оконные рамы и дверные створки — растительными орнаментами, а задний фасад — изваяниями в виде торфообразующей растительности.
Павильон №11, «Металлургия» (ранее называвшийся «Казахстан»), имеет большую историю: первое бревенчатое строение построили ещё в 1937 г. В облике современного сооружения звучат мотивы казахского зодчества: главный вход обрамляет тонкая арка, фасад украшен национальными орнаментами, в оформлении применяли майолику и бронзу, а венчает павильон прозрачный купол со шпилем.
Павильон №13, «Здравоохранение» (в прошлом — «Армения»), — один из немногих, сохранившихся с 1939 г. За долгие годы он успел побывать и «Пищевой промышленностью», и «Здравоохранением». Стройные аркады, узорчатые решётки, изящные колонны, сочетание совершенного белого и золотого цветов — таким сегодня предстаёт павильон Армянской ССР.
Павильон №15, «Радиоэлектроника и связь» (в 1954—1958 гг. — «Поволжье»), ранее представлял собой символический металлической мост над бурным каскадом вод Большой Волги. Далее фасад был немного демонтирован. Его новый фальш-фасад был собран из металлических пластинок и напоминал стилизованный радиоприёмник. В 2014 г. стартовали работы по возвращению павильону исторического облика.
Павильон №16, «Гидрометеорология», рядом с настоящей метеостанцией со стеклянной крышей, был построен к послевоенному открытию выставки. Станция до сих пор изучает метеорологические явления и составляет прогнозы погоды. Сейчас слева от здания можно увидеть настоящую пушку для разгона туч. Но внутри павильона уже не увидишь оборудования метеорологов — здесь проводятся различные выставки.
Павильон №18, «Республика Беларусь», сделан в классическом стиле. Два ряда статных колонн, внутренний дворик, лёгкая ротонда на крыше — жёсткость линий разбавляют майолика, использованная для оформления павильона, и золотая фигура «Родина» — фигура со снопом колосьев и венком, а ниже ещё пять статуй — механизатора, колхозницы, охотника, доярки и учёного-агронома.
Возведение павильона №26, «Транспорт», стартовало в 1937 г. Для оформления фасада архитекторы предпочли стиль ар-деко, украсили его резьбой с цветочными образами. После войны 1941—1945 гг. постройка подверглась масштабной реконструкции. В облике «Транспорта», который тогда именовался «Земледелием», возникли элементы сталинского ампира.
Далее следуют павильон №28, «Пчеловодство», в стиле ар-деко, где можно увидеть стеклянный улей с живыми пчёлами, облицованный мрамором необычной конструкции павильон №29, «Цветоводство», и украшенный лепниной и колоннами павильон №31, где располагается экспозиция «Геология».
Павильон №34, «Космос», можно назвать одним из старейших на ВДНХ. Первоначальное назначение здания — демонстрация достижений в машиностроении — предрешило его облик: оно исполнено в виде громадного эллинга — строения для ремонта дирижаблей. Позднее к нему прибавились огромный купол и арка с фасадом из зеркального стекла, обрамлённая постаментами со скульптурами цвета золота.
Восьмиугольный павильон №35, «Табак», бросается в глаза на фоне других зданий ВДНХ своей непривычной архитектурой и богатством оформления. Красно-кирпичный, с элементами зелёного, он напоминает восточную беседку с куполом и шпилем, оформленную в восточном стиле. «Беседка» окружена галереей из изысканных колонн. Средний уровень фасада складывается из декоративных кокошников и фальш-окон.
Музей кино разместился в павильоне №36. Первые выставки, помещённые в стенах здания, рассказывали гостям о водном хозяйстве, осушении и улучшении земель для выращивания всевозможных культур и их последующего использования в пищевой промышленности. Соседствующий павильон №37, «Птицеводство», построен в 1968 г. в стиле советского модернизма, передний план украшает колонна с фигурой петуха.
Павильон №38, «Рыболовство», имеет несколько ярусов. Стены выставочного строения украсили элементами и барельефами на морскую тематику. Павильоны №40 («Хлебопродукты»), №41 («Корма») и №43 («Коневодство»), имеющие цвет слоновой кости, представляют собой образцы сталинского неоклассицизма и похожи на конные усадебные дворы XVIII—XIX веков, с теми же арками и высокими ровными колоннами.
Павильон №44, «Кролиководство», напоминает старинный дом эпохи Возрождения. Он стоит на небольшом стилобате — общем цоколе, соединяющем ряд зданий — и окружён колоннами, объединёнными архитравом — балочным перекрытием, поддерживающем верхнюю часть здания. Рядом с дверью есть ниши, в которых поставлены скульптуры, представляющие собой женщин с кроликами в руках.
Павильон №46, «Экономика и организация АПК», выполнен в манере советского модернизма. Строение облицовано светлым камнем, с пирамидальной крышей. Сегодня здесь размещаются администрация и пресс-центр Политехнического музея. Павильон №47, «Свиноводство», декорирован треугольным фронтоном и двумя барельефными изображениями свиней.
Павильон №48, «Овцеводство», напоминает строение, которое можно увидеть в сельской местности, и в оформлении походит на предшествующий ему. Здание имеет форму буквы Г, фасад декорирован пилястрами — прямоугольными полуколоннами — вдоль центральных дверей и на углах здания. Каждую пилястру венчает барельефное изваяние в форме головы овцы.
На павильоне №51, «Мясная промышленность», имеющем персидские мотивы, возвышается скульптура «Боец с быком». Павильон №55, «Электрификация», решён в манере советского модернизма. Павильон №58, в котором ранее располагались экспозиции Украины, сооружён по проекту А. Тация в 1954 г. По углам крыша украшена золотыми скульптурами украинских девушек, а вход — венком из злаков, овощей и фруктов.
Образец московских зодческих традиций, 50-метровый павильон №59, «Зерно», напоминает башню Кремля. Отличительными чертами павильона №60, «Потребительская кооперация», являются вогнутый фасад с колоннадой, и фриз — горизонтальная лента — украшен русскими национальными орнаментами. Здание павильона №61, «Центросоюз», впечатляет башней-шатром, украшенной кокошниками.
Достоинство Липовой аллеи выставки — павильон №62, «Охрана природы». Его центральная часть выполнена из тёмного стекла. Портал и карниз отделаны орнаментами, обелисками и кокошниками. Павильон №64, «Оптика», делится на три блока. Центральный сложен из двух ярусов, каждый дополнен колоннадой. Блоки по правую и левую стороны ограждены галереями. За ним находится статуя «Мальчик с рыбой».
Элементы сталинского ампира можно найти и в экстерьере павильона №66, который ранее был посвящён Узбекистану, а сегодня имеет название «Культура». Здание выполнено в форме буквы П. Доминантой композиции является высокая ротонда в духе узбекского национального зодчества, по бокам и чуть впереди находятся украшенные колоннами строгие фасады с пиками на крышах.
На фоне многих строений ВДНХ, выполненных в традициях сталинского ампира, павильон №67, «Советская печать» (ранее «Карелия»), отсылает к стилистике северных деревенских домов. Фасад выполнен из тёмного дерева. Павильон №68, «Армения», выделяется высоким изящным портиком, состоящим из шести колонн. На каждой из них — барельефы, на которых представлены люди разных профессий.
Павильон №69, «Товары народного потребления», представляется ярким примером веяний 1970—1980-х гг. в советской архитектуре, а именно — брутализма с его массивными выразительными формами, ассиметричностью и отсутствием декора. Союз архитекторов СССР отметил этот павильон дипломом в конкурсе лучших строений 1986 г. Сегодня в этом громоздкого вида здании проводятся мероприятия.
Павильон №70, «Москва», среди граждан назывался «Летящей крышей». В конце 1960-х он демонстрировался в Монреале. Его верхняя часть похожа на трамплин, поддерживаемый стальными опорами в форме буквы Y, а нижняя представляет собой простой прямоугольник из прозрачного стекла. Архитекторы отмечали, что их задачей было выражение динамичности. В 2000-х здесь проходили выставки кошек.
Павильон №71, «Атомная энергия», внешне не отражает своего первоначального назначения. Его убранство сходно с многими другими зданиями ВДНХ — небольшое, бело-золотое, украшенное колоннами. Но по бокам стоят аккуратные ротонды, они же — балконы второго яруса. Зато внутри можно обнаружить МФЦ с современным оборудованием. За павильоном закрепилось название «Дворец госуслуг».
Последний павильон, «Шелководство», под номером 311, — один из немногих сохранившихся с довоенного времени. Он был построен в стиле сталинского неоклассицизма. Здание невысокое, центральный его объём повышен до уровня двух этажей. В центре декорировано пилястрами, имитирующими портик. Над входом размещён лепной барельеф с изображением ветвей шелковицы и листьев дуба.
ВДНХ открыта круглосуточно, а вход бесплатный для всех желающих, так что здесь можно отдохнуть в утренней тишине, когда аллеи ещё не заполнены людьми, прогуляться днём среди туристов или совершить ночную вылазку. Но зайти внутрь павильонов можно лишь в определённое время: они работают, согласуясь с режимом проведения мероприятий и выставок — как правило, с 10:00 до 22:00.
Режим работы парков развлечений, ресторанов и кафе, а также уличных лавок с водой и мороженым зависит от сезона. Летом они открыты с 10:00 до 23:00, а зимой закрываются на час раньше. Музеи на ВДНХ открывают свои двери с 10:00 до 20:00 по будням и с 10:00 до 20:00 по выходным, понедельник считается выходным днём. Перед посещением лучше свериться с расписанием сеансов.
ВДНХ расположена в Останкинском районе Москвы, расстояние от границы комплекса до Останкинской башни составляет менее километра. Добраться до ВДНХ удобнее всего с помощью метрополитена — в 4-х минутах от центрального входа в парк находится одноимённая станция Калужско-Рижской линии. Это наиболее комфортный и быстрый способ, чтобы доехать до знаменитого комплекса — 15 минут от центра столицы.
Добраться до ВДНХ можно и наземным транспортом. Рядом останавливаются десятки автобусов: №76, №136, №154, №533 и другие, включая ночной — №н6. До остановок «ВДНХ», «ВДНХ южная» и «ВДНХ северная» идут трамвайные маршруты №11, №17 и №25. Можно воспользоваться и маршрутными такси №333, №578, №551 и пр. От Останкинской башни и ближайших остановок удобно доехать на монорельсе.
При поездке на автомобиле стоит учитывать, что парковки рядом платные. Оставить личный транспорт можно на улице С. Эйзенштейна и в Парковой зоне №4040. На такси до ВДНХ из центра можно доехать примерно за 500 рублей, а если ехать из более отдалённых мест, стоимость может увеличиться в разы, в зависимости от погоды, загруженности дорог и спроса.
Внутри ВДНХ можно передвигаться на экотакси. Этот вид транспорта предназначен для индивидуальных поездок, цена начинается от 250 рублей. Также можно взять в аренду электросамокаты — они располагаются по всей площади комплекса, а стоимость минуты использования составляет 5 рублей. Для этого потребуется телефон и указанное на стоянке приложение, чтобы отсканировать QR-код.
хЙду