Монумент «Рабочий и колхозница» — настоящая скульптурная аллегория, символ эпохи социализма, в полной мере олицетворяющий союз крестьян с рабочим классом и чётко передающий динамику того периода социалистического строительства, которое велось в СССР. Величественный памятник был создан для выставки в Париже, а сегодня украшает Северный вход на территорию ВДНХ в Москве.
22 032 7 0 13 мин. на чтениеСкульптура «Рабочий и колхозница» была задумкой известного архитектора Бориса Иофана, разработкой которого стал величественный Дом советов, украшенный фигурой вождя пролетариата В. И. Ленина, высота монумента составляла 100 метров. Она должна была возвышаться на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Началась война, которая помешала реализовать в жизнь грандиозный проект.
Но памятник «Рабочий и колхозница» всё-таки был воздвигнут. Работала над ним Вера Мухина — известнейший в стране художник и скульптор. Она же разобрала монумент на 65 частей, чтобы в 1937 году отправить его на международную выставку, открывшуюся в Париже. После возвращения из Франции уникальную композицию, выполненную из нержавеющей стали, снова собрали и установили у входа на ВДНХ.
В своём первоначальном виде фигуры должны были быть обнажены. Прообразом для них послужила известная скульптура тираноборцев, созданная в Древней Греции как символ афинской демократии. Однако приёмная комиссия не одобрила первоначальный проект и велела скульптуры «одеть». В результате в руках колхозницы появился шарф — своеобразная драпировка, скрывающая тело. Изготавливали его достаточно долго.
В результате был донос на В. Мухину, будто она специально затягивает работу и отодвигает срок сдачи памятника. Для большей убедительности доносчики сумели усмотреть в складках шарфа черты лица Л. Троцкого, который тогда считался врагом страны. Подобная клевета никак не повлияла на творчество и судьбу скульптора. На открытие монумента приедет сам И. В. Сталин, который не увидит здесь никакого Троцкого.
Прототипом для фигуры колхозницы была телефонистка, работавшая в НКВД, Анна Богоявленская, славящаяся своей красотой и спортивным телосложением. Рабочего создавали сразу с двух прообразов. Фигуру лепили с танцовщика И. Басенко, а лицо готовой скульптуре «подарил» строитель С. Каснер, поскольку профилю и анфасу танцора, по мнению авторов проекта, не хватило пролетарского вида.
Собранный из 65 частей уникальный монумент произвёл настоящий фурор на выставке в Париже. Французы дружно ахнули от неописуемого восторга, газеты и журналы назвали скульптуру В. Мухиной монументальным произведением современности. Работа мастера получила гран-при, после чего французы захотели приобрести монумент, однако подобная символичная композиция должна была вернуться на родину.
В 1970-х годах появилась идея перенести монумент на другое место — на стрелку, расположенную неподалёку от знаменитого Дома художников на Крымском Валу, однако памятник порядком обветшал и в таком состоянии не был готов к переносу. Решено было оставить его на старом месте, а на стрелке установили памятник Петру Великому работы знаменитого Зураба Церетели.
Многие годы скульптура «Рабочий и колхозница» служила заставкой для кинолент студии «Мосфильм». Правда, стояла она на уменьшенном постаменте, который был высотой всего 10 метров, хотя первоначальный оригинал насчитывал 35 метров. Уже в 2003 году начался процесс реставрации уникального памятника. Чтобы разобраться в том, какие детали подлежат замене, его разрезали на 40 частей.
На долгие 6 лет фигуры исчезли с постамента и с поля зрения москвичей. Некоторые подшучивали, говорили, что рабочий и колхозница эмигрировали или развелись. В 2009 году обновлённую скульптуру установили на павильон, высота которого составляет 34,5 метра. В результате памятник стал пятым в стране по высоте, уступив монументу Победы, скульптуре «Покорителям космоса», памятнику Петру I и монументу «Родина-мать зовёт!».
По замыслу Б. Иофана, фигуры должны логично слиться с архитектурой павильона, где они были установлены. Они будто двигались вперёд, шаг в шаг, в руках у них были серп и молот — символы Советского государства. Однако скульптура получилась слишком вертикальной, ей явно не доставало динамики и лёгкости. Автор попытался скрыть этот недостаток с помощью развивающегося полотнища, расположенного на бёдрах мужчины.
Это никак не спасло ситуацию, в результате достаточно сырая идея памятника была передана Вере Мухиной, которая считала, что каждая фигура должна была отразить собственную неповторимую специфику, никак не связанную с существующей архитектурой павильона. Более того, она смущала её, поскольку павильон был похож на пьедестал для скульптуры и значительно искажал её параметры.
Мучительно долгие творческие поиски помогли принять единственно верное решение использовать для скульптурных объёмов принцип горизонтального построения. В результате воплощения в жизнь оригинальной идеи в руках женщины появился знаменитый шарф, который придавал всей композиции стремительность и динамику, гармонично связав фигуры с конструкцией павильона. Эффект усиливался разлетающимися складками юбки.
Другая новаторская идея известного скульптора позволила превратить грузные фигуры в утончённую летящую композицию, благодаря появлению свободного пространства между некоторыми деталями статуи. Монумент стал ещё динамичнее и изящнее. Однако согласование первоначального эскиза сопровождалось множественными эксцессами, в результате чего понадобилась его существенная доработка.
Изначально обнажённую фигуру рабочего необходимо было одеть, так на нём появился комбинезон. Колхозницу надлежало избавить от мешков под глазами. Кроме того, приёмной комиссии оказался не по душе пресловутый шарф. В. Мухина пыталась доказать, что без него утратится связь с павильоном. Её мнение было услышано, но определённую уступку пришлось сделать. Было решено оставить от сдвоенного шарфа лишь одну полосу.
Когда эскиз был единогласно утверждён, необходимо было создать уменьшенную копию памятника. Чтобы избежать ошибок и неточностей, размер её должен был быть не менее одной пятой от существующих оригинальных параметров. На эту работу у Мухиной совсем не оставалось времени. На помощь пришёл главный инженер машиностроительного завода Пётр Львов, который предложил изготовить метровую копию памятника.
Он взялся увеличить изготовленную копию в 15 раз. Специалист предложил использовать для отливки отдельных деталей хромоникелевую сталь, самостоятельно разработал технологию точечной сварки, чтобы их соединить. Стальные элементы создавали по деревянным шаблонам. Изготовить головы таким способом было невозможно, для их создания были изготовлены специальные глиняные болванки.
Работа по созданию копии памятника шла в три смены, к ней были привлечены 160 опытных мастеров. Ажурный шарф весил 5 тонн, длина его составляла 30 метров. Каркас памятника весил 63 тонны, стальная обшивка потянула на 12 тонн, толщина её составила 0,5 мм. Толщина досок для создания шаблонов составляла 15 см. К работе был привлечён строительный кран, высота его составляла 35 метров.
Практически 70 лет монумент стоял в своём первозданном виде, что не могло не сказаться на его состоянии. В 2003 году началась реставрация, которая продлилась целых 6 лет. Был выполнен огромный масштаб работ, создан новый прочный каркас, разработаны современные антикоррозионные материалы, проведён спектральный анализ каждого отдельного элемента композиции и рентгеноскопическое исследование сварных швов.
Конструкция обновлённого павильона практически полностью напоминала изначальный проект, который разрабатывал Б. Иофан, однако выделенный для его установки участок территории оказался сравнительно небольшим, поэтому длину сооружения пришлось сократить до 66 метров. Главный фасад павильона украшает герб СССР, который создавался в 1937 году, специально к парижской выставке.
Увидеть сегодня монумент «Рабочий и колхозница» можно на территории современного ВВЦ, можно посетить и нынешний павильон, который разделён на несколько этажей. Здесь проводятся всевозможные выставки и конференции. Постоянно действующая экспозиция рассказывает об истории создания памятника. Здесь много архивных документов и исторических фотографий, личных вещей авторов проекта В. Мухиной и Б. Иофана.
Верхние этажи павильона выполнены в стиле минимализма. Все помещения отданы под выставочные залы. Лаконичное внутреннее убранство оттеняет уникальные предметы экспозиции, выводя их на первый план. Помещения прекрасно оборудованы, отлично продумана инфраструктура — удобные лифты, просторная зона отдыха с мягкими кожаными креслами, комната матери и ребёнка, удобные пандусы для инвалидов.
Небывалый успех настоящего шедевра советского реализма в Париже позволил правительству страны более серьёзно отнестись к композиции, изначально созданной исключительно для павильона. Уже в 1948 году монумент «Рабочий и колхозница» стал официальной эмблемой киностудии «Мосфильм». Для этого В. Мухина создала копию памятника из гипса, послужившего в дальнейшем заставкой к фильмам.
Однако эта не первая связь скульптурной композиции с кино. В 1939 году вышел в свет кинофильм «Подкидыш», в кадрах которого многочисленные зрители без труда узнали знаменитый объект. Символ советской эпохи увековечили на медали «Лауреат ВДНХ СССР». Были созданы коллекции уникальных монет и серия почтовых марок, на которых была изображена знаменитая на весь мир скульптура.
Копии памятника установлены в нескольких городах России. Значимость великого и гениального произведения, сумевшего в своё время поразить умы избалованных шедеврами и эксклюзивами французов, не поддаётся никакой переоценке. Скульптурная композиция, отображающая сплочённость и великую мощь советских людей, их творческий порыв, не раз становилась источником вдохновения для художников и поэтов.
Скульптура создала тогда настоящий тренд, который заключался в изображении людей обычных профессий в качестве героев того времени. На арке, венчающей главный вход в ВДНХ, в 1954 году появилась архитектурная композиция из двух людей, держащих над головой сноп пшеницы. Монумент «Тракторист и колхозница» стал данью уважения автора С. Орлова, проявленного к известной скульптуре.
Памятник «Рабочий и колхозница» расположен в Останкинском районе Москвы и установлен прямо у входа ВВЦ. Доехать сюда можно любым способом. Если отправиться на собственном автомобиле, припарковать его можно будет в удобной подземной парковке, расположенной у выставки. Воспользовавшись услугами такси, можно доехать сюда абсолютно без проблем из любого района столицы.
Можно отправиться прямо до места на метро. Это особенно удобно, когда весь город стоит в пробках. Если выйти на станции метро «ВДНХ», то до монумента нужно буквально 10 минут пройти пешим ходом. Из центральных районов столицы, например, от станции «Библиотека имени Ленина», можно также доехать до станции «ВДНХ», но придётся добираться с пересадкой. Время в пути не составит более 30 минут.
Можно воспользоваться услугами наземного транспорта. Примерно в 100 метрах от монумента расположена остановка «Улица Сергея Эйзенштейна», где проходит маршрут трамвая №17. Сюда же довезут несколько автобусных маршрутов и городское маршрутное такси. Интервал движения общественного транспорта столицы, проходящего здесь, достаточно удобен, долго стоять в ожидании не придётся.
Практически все посетители ВВЦ останавливаются у памятника «Рабочий и колхозница». Среди них жители столицы и гости города, молодёжь и люди преклонного возраста. Для каждого из них монумент значит многое. Для молодёжи это возможность окунуться в историю страны. А пожилым людям памятник особо важен, ведь они сами стали частицей той истории, которая навечно запечатлена в памяти народа.
Обсуждения