Монумент «Родина-мать зовёт!» — одна из высочайших скульптур в мире и самая высокая — в России. Статуя в виде устремившейся вперёд женщины с мечом была возведена в послевоенное время в Волгограде. Она является композиционным центром памятника-ансамбля, открытого в 1967 году на Мамаевом кургане и посвящённого победе в Сталинградской битве. Монумент входит в число объектов культурного наследия России.
5 016 3 0 13 мин. на чтениеМонумент «Родина-мать зовёт!» входит в число сооружений волгоградского мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Идея возвести памятник-ансамбль со скульптурой Родины-матери возникла в прошлом веке по окончании Великой Отечественной войны в связи с важным стратегическим значением возвышенности в военное время.
Мамаев курган в 1940-х годах назывался Высотой 102, так как он возвышается на 102 метра над уровнем моря. Курган сыграл важную роль в одной из крупнейших битв между Красной армией и вермахтом — Сталинградской. Курган называли и «красным» из-за цвета, в который окрашивалась земля от рукопашных схваток, и «железным», из-за того, что в землю на полметра уходили осколки снарядов, и «мёртвым» из-за десятков тысяч погибших тут солдат.
Сталинградская битва длилась 200 дней, из которых 135 шло сражение за Мамаев курган. Победа в нём изменила ход войны, позволив красноармейцам перейти от обороны в контрнаступление. 3 февраля 1943 года, на следующий же день после окончания боевых действий, на Высоте 102 появился первый памятник. Создать же тут памятник-ансамбль было решено спустя полгода, в сентябре 1944 года.
Как известные, так и безызвестные архитекторы, обычные солдаты, представители советского народа и жители других стран переносили на бумагу свои задумки, создавали наброски и отправляли их по военно-полевой почте. Среди идей был и огромный монумент Сталина, и пирамида в 150 метров высотой из переплавленных танков. Десятилетний конкурс на генпроект завершился избранием автором будущего памятника Евгения Вучетича.
На тот момент советский скульптор-монументалист Евгений Вучетич уже прославился в роли скульптора ВСХВ. Вместо установки на Мамаевом кургане одного памятника он предложил создать целый мемориальный комплекс. Запуск строительства памятника был осуществлён в 1959 году. Вместе с ним трудились скульпторы, архитекторы, руководитель инженерной группы Николай Никитин, был привлечён также диктор Юрий Левитан.
Задумка «озвучить» памятник-ансамбль, создать звуковые композиции пришла в голову Вучетича при поездке в Италию. Образ Родины-матери создавался 2 года, а сама скульптура — 8, начиная с 1958 года, когда первый секретарь ЦК КПСС подписал соответствующий приказ. На всех этапах возведения мемориала группу исполнителей консультировал Василий Чуйков, командир 62-й армии РККА, удержавшей Высоту 102 и отстоявшей Сталинград.
Первоначальный проект «Родина-мать зовёт!» отличался от скульптуры, которая возвышается сейчас на Мамаевом кургане. Рядом с Родиной-матерью, держащей знамя Советского Союза, планировалось установить скульптуру солдата, ставшего на колени и протянувшего ей свой меч. Однако, по мнению Вучетича, композиция не была бы достаточно динамичной. Кроме того, солдат никому не должен был отдавать своё оружие.
В итоге Евгений Викторович оставил только устремлённую вперёд женскую фигуру с мечом, призывающую вступить в бой против врага. У фигуры женщины атлетического телосложения в развевающемся облачении есть сходство с древнегреческой скульптурой богини Ники Самофракийской — образом летящей победы. Для монумента позировала статная советская легкоатлетка Нина Думбадзе. Лицо же принадлежит жене скульптора — Вере Владимировне.
Несмотря на то что в знакомом нам виде монумент предстал перед советским народом только в 1967 году, образ Родины-матери существовал ещё до его сооружения. Впервые он возник на агитплакате 1941 года, который был создан грузинским живописцем и графиком Ираклием Тоидзе. На плакате он изобразил выражение лица своей жены, вбежавшей в его мастерскую, чтобы сообщить о том, что началась война.
Однако существует легенда, согласно которой образ женщины с мечом возник задолго до этих событий, ещё в конце XIV века, когда Тамерлан намеревался захватить волжские земли. Это был единственный поход грозного завоевателя, от которого Тимур Хромец отказался. Находясь уже у Волги и несмотря на тщательную подготовку, он приказал своим военачальникам развернуть своё многотысячное войско.
Легенда гласит, что за день до этого люди Тамерлана начали разбивать лагерь вокруг Мамаева кургана, а самому полководцу установили юрту на возвышенности, примерно на том месте, где сейчас стоит монумент «Родина-мать зовёт!». В полночь Тамерлану было видение — женщина с мечом, грозно сказавшая ему чтобы тот уходил, если не хочет быть разбит. Так, Тимур последовал её наказу и обратился в бегство.
За сооружение мемориала вместе с Вучетичем взялись лучшие скульпторы и архитекторы СССР. Все расчёты проводил Николай Никитин, один из создателей высотного здания Московского государственного университета и автор проекта Общесоюзной радиотелевизионной передающей станции им. 50-летия Октября — Останкинской телебашни. Архитекторами же памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы стали Яков Белопольский и Вениамин Дёмин.
Для укрепления фундамента монумента он был засыпан 150 тысячами тонн земли. Несмотря на то что к возведению мемориала было подключено много людей, работа продвигалась медленно. Строительные леса, которые монтировали на протяжении 18 месяцев, были установлены на возвышенности лишь в 1964 году. Внутри соорудили арматуру из стали и деревянную опалубку, после чего уже приступили к наращиванию бетона.
На протяжении почти девяти лет возводилась скульптура. Чтобы обеспечивать надёжность конструкции, всё это время к ней должен был постоянно поставляться бетон. В связи с такой необходимостью на транспортные средства, привозившие бетон, не распространялись ПДД. Кроме основных работ, проводившихся на месте, отдельные элементы скульптуры изготавливались в мастерских, а потом поднимались краном и крепились к монументу.
Торжественное открытие памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» с монументом «Родина-мать зовёт!» состоялось в октябре 1967 года, накануне 50-летнего юбилея Великого Октября. На праздничном мероприятии присутствовал генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, участники Сталинградской битвы, в том числе Василий Чуйков и другие герои Советского Союза, а также тысячи волгоградцев.
Ещё при СССР дважды проходили реставрации монумента, в результате которых был заменён меч, а сама скульптура была покрыта водоотталкивающим средством. Эту процедуру стали проводить каждый год. Последняя реставрация состоялась уже в наше время. Сначала монумент был осветлён, а стальные тросы — заменены, к 75-летию Победы подготовили открытие Родины-матери с отреставрированной внешний поверхностью.
Волгоградский монумент «Родина-мать» — главный элемент мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Выполнена скульптура в виде устремлённой вперёд женщины с мечом, которая оборачивается назад с призывом защитить родную землю от врага. Эффект динамичности создаётся и за счёт растрепывающихся ветром волос, резких контуров и эмоционального тревожного выражения лица с широко открытыми глазами и ртом.
Изначально скульптуру планировалось изготовить 36-метровой, однако Никита Хрущёв распорядился возвести монумент выше американской статуи Свободы, без пьедестала высота которой составляет 46 метров. Так, была создана 52-метровая фигура Родины-матери с возвышающимся над ней на 33 метра мечом в руке. Вместе с постаментом высота статуи составила 87 метров, благодаря чему скульптура более 20 лет была самой высокой в мире.
Из-за беспрецедентной высоты скульптуры привычные для подобных изваяний материалы обошлись бы очень дорого. Вместо бронзового или каменного монумента Вучетичем, автором проекта, было предложено сделать статую из цемента. С одобрения Первого секретаря ЦК КПСС, Родина-мать была возведена такой, как её видел Евгений Викторович, и стала первым железобетонным памятником в Союзе Советских Социалистических Республик.
Скульптура Родины-матери весит чуть менее 8000 тонн при том, что внутри она полая. Около 2400 тонн приходится на металлические конструкции и 5500 — на бетон. Устойчивость скульптуры обеспечивают 99 металлических тросов по 60 тонн каждый, а также внушительный вес композиции и 150 тонн грунта в основании. Никакими дополнительными способами к земле памятник «Родина-мать зовёт!» не крепится.
Меч длиной в 33 метра весит порядка 14 тонн. Он относится к полиптиху, куда также входят магнитогорский монумент «Тыл — фронту» и берлинский «Воин-освободитель». Рабочий вручает выкованный им меч солдату, что отражено в монументе «Тыл — фронту», стоящем у Магнитогорского металлургического комбината. Родина-мать поднимает этот меч против врага, а солдат, дойдя до Берлина, опускает его.
В 1975 году Госбанк СССР выпустил 1-рублёвую юбилейную монету с изображением монумента «Родина-мать зовёт!». Слева от памятника — пентакль с серпом и молотом, а под ним выбита надпись «1941—1945». На фоне шесть линий формируют «XXX», что обозначает тридцать лет со Дня Победы. В 2016 году было выпущено 5 тысяч 3-рублёвых монет с двуглавым орлом на одной стороне и Родиной-матерью — на другой.
«Родина-мать зовёт!» изображена на почтовых карточках 1972, 1978 и 1989 годов. В 1971 году была выпущена марка в честь 20-летия Международной федерации борцов Сопротивления, а в 1973 году — 30-летия победы в Сталинградской битве. В 1980 году появились марки с Родиной-матерью в честь 35-летия победы в ВОВ, в 1989 году — посвящённые 400-летию Волгограда, в 1983 году марку с Родиной-матерью выпустили в ГДР.
В 2017 году на Мамаевом кургане снимали фрагменты мини-сериала «Каждому своё» о двух друзьях, воспитанниках волгоградского детского дома. Кроме того, про мемориальный комплекс снято множество документальных фильмов. Одним из самых известных является фильм «Родина-мать» из цикла «Советская империя». В нём проводится экскурсия по внутренним лабиринтам монумента и рассказывается история его создания.
Помимо Книги рекордов Гиннесса, куда скульптура Родины-матери была занесена в 1967 году как самая большая в мире, монумент упоминается и в художественной литературе. Так, его название встречается в повести Татьяны Владимировой «Люпиновое поле», произведении Анны Матвеевой «Голев и Кастро. Приключения гастарбайтера», в сборнике Наринэ Абгарян «Всё о Манюне» и других литературных источниках.
Образ Родины-матери фигурирует и в стихотворениях как малоизвестных, так и знаменитых авторов. Скульптуре посвятил стихотворение Рябов Иван, очеловечивший в своём произведении монумент. Отсылка к монументу содержится в стихотворении Виталия Фёдорова. Евгений Безруков также писал о Родине-матери, которая стоит с мечом, «оживляя память всем». А в стихотворении Ирины Цапковской она называется отечественной статуей свободы.
Монумент «Родина-мать зовёт!» расположен в Волгограде, на вершине Мамаева кургана. Самый быстрый способ преодолеть расстояние в 970 км от Москвы до Волгограда — приобрести билет на двухчасовой прямой рейс. Также добраться к монументу можно на автомобиле: за 11—12 часов без остановок или за 18—20 часов в комфортном темпе. Дольше вы будете ехать на автобусе или поезде: в этом случае дорога займёт от 14 до 19 часов.
Отправляясь из Москвы к скульптуре «Родина-мать зовёт!» на машине, следуйте по указателям направления движения на Волгоград на автодороге Р-22. Чтобы наиболее точно рассчитать время в пути и построить наиболее удачный маршрут, воспользуйтесь навигатором. Введите в него координаты монумента: 48°44′32″ с. ш., 44°32′13″ в. д. На парковке возле кургана мало мест, поэтому лучше оставить машину возле ближайших ТЦ.
Из центра Волгограда добраться до памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», где установлена скульптура Родины-матери, можно как пешком, так и воспользовавшись личным или общественным транспортом. Сюда ходит автобус №123, троллейбусы №8а, №9, №10а и №15а и маршрутные такси №57, №100, №3с, №7к, №10а, №123, №160, №260. Ближайшая к монументу остановка — «Мамаев курган».
Обсуждения