«Тысячелетие России» — величественный монумент, воздвигнутый в честь свершившегося тысячелетнего юбилея российского государства. Памятник был сооружён в 1862 году в Великом Новгороде. Архитектурным стилем монумента был выбран неовизантийский стиль, отлит памятник целиком из бронзы. Его высота составляет 15,7 метра, а по форме он напоминает шапку Мономаха. «Тысячелетие Росиии» имеет статус объекта культурного наследия народов РФ.
861 1 0 15 мин. на чтениеИз «Повести временных лет», являющейся историческим документом, можно узнать, что в Новгородских землях жили разные народы. Эти места населяли разные племена: кривичи, чудь, веси и ильменские словене. В 862 году все они решили объединиться, а для правления пригласить варягов, происходящих из народа русь. Выбраны для княжения были Рюрик и его братья. Князь Рюрик был наречён первым правителем Новгородского княжества.
Фактически он стал основателем государства Древней Руси. Его братья тоже заняли территории — Синеус стал править в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Этот исторический факт обрёл известность как «призвание варягов». Правда, всего через два года братья Рюрика умерли, и тогда вся единоличная власть перешла к князю. Династия Рюриковичей затем стала великокняжеской, а впоследствии и царской.
Рюриковичи правили Русью до начала XVII века. Их род оканчивается монархами Фёдором I Иоанновичем, который скончался в 1598 году, и Василием Шуйским, время царствования которого длилось с 1606 по 1610 гг. Вся история государства Российского за период в тысячу лет отображена на уникальном памятнике, распоряжение об установке которого отдал император Александр II. Это был личный его указ: сотворить необычайный монумент, который собрал бы все факты о России.
Вначале правительством был организован конкурс на лучший проект монумента, который мог бы быть предложен. Одновременно было разостлано извещение о сборе средств, которое осуществлялось добровольно. Об этом свидетельствуют архивные записи. В них говорится, что величественный монумент был воздвигнут в честь тысячелетней годовщины призвания на территорию Руси варяжских князей.
То событие было началом русской государственности, о которой свидетельствует возведение в 1862 году в самом сердце Великого Новгорода памятника, названного «Тысячелетием России». Дата его открытия, 8 сентября, совпала ещё с несколькими важными событиями: с 482-й годовщиной Куликовской битвы, праздником Рождества Пресвятой Богородицы и 19-летием Николая, молодого цесаревича.
Тогда были объявлены трёхдневные празднования и народные гуляния. На празднике в Новгородском кремле присутствовал император Александр II со своей семьёй, военнослужащие, число которых составило 12 тысяч человек, и многотысячная толпа. Людей в те дни в городе прибавилось вдвое. Многие недоумевали: почему такой великолепный монумент возвели не в столице, а в Новгороде, считавшемся периферией?
Ответ был прост: именно здесь начал править Рюрик, первый из русских князей. И сам памятник задумывался как возвышающий и славящий всё государство, а не отдельный город. Император Александр II мечтал о таком монументе, взглянув на который, можно было бы прочитать всю историю государства Российского, сквозящую через века. И такой проект был реализован.
История создания памятника родилась из спора между двумя друзьями. Когда был объявлен конкурс на лучший проект, два товарища прочитали заметку об этом. Одним из них был 24-летний Михаил Микешин, русский художник-баталист. Его друг Иван Шрёдер был скульптором. Поспорив между собой, что за ночь они придумают лучший проект, утром оба представили свои работы. Победил художник Микешин, ведь Шрёдер так ничего и не придумал.
У Михаила Микешина родился необычный проект: на его эскизе был памятник аж в три яруса, и венчался он возвышением державы. В создании такого проекта автору помогло его художественное видение, оно словно расширило все привычные горизонты, стерев границы между живописью и монументальным искусством. Это было именно то, что так хотел видеть император. Он указал отразить на памятнике образы важных в истории России персон.
Празднование такого важного для страны юбилея, как тысячелетие России, — это идея, пришедшая в голову генералу инженерных войск, Виктору Даниловичу Кренке. Он предположил, что дата, указанная в «Повести временных лет», должна иметь место в истории государства, и написал об этом письмо Александру II. Тот подхватил мысль устроить праздник в честь знаменательного для страны события.
Когда пришла советская власть, от разрушения монумент спасло только то, что его спрятали под огромной трибуной. Наверху этой деревянной трибуны находилось городское руководство во время прохождения митингов и демонстраций. Тогда по всей стране поголовно уничтожались «наследия царского режима» — скульптуры и монументы, и лишь трибуна помогла памятнику выжить.
Во время Великой Отечественной войны величественный монумент был безжалостно разрушен фашистами-гитлеровцами. Случилось это в зимние месяцы 1943—1944 годов. Вскоре Новгород был освобождён, советские войска заняли улицы города, выдворив неприятеля. Памятник находился в поистине плачевном состоянии. Немцы уже начали его разбирать, решив вывезти в Германию по частям. Этой участи на тот момент подверглись железная решетка и фонари из бронзы.
Искорёженный памятник лишился множества своих деталей — мечей, посохов, принадлежащих фигурам, их копий и щитов, — всего около 1,5 тыс. элементов. Их пришлось кропотливо создавать заново, отливая из бронзы. «Тысячелетие России» восстанавливала целая команда архитекторов, реставраторов и инженеров под руководством Захарова, художников Чернышёва, Давыдкина.
Было делом принципа восстановить его в кратчайшие сроки, поэтому реконструкция проходила в ускоренном режиме. Для этого пришлось проделать специальную узкоколейную тропу, чтобы по ней передвигались рабочие, возвели леса. Торжественное открытие обновлённого памятника осуществилось в ноябре 1944 года, ещё до того, как завершилась Великая Отечественная война. Все детали вернулись на своё место.
Интересно, что помог восстановить его в первозданном виде фотоальбом, найденный в архиве совершенно случайно. В альбоме содержались дагерротипные снимки, по которым стало возможным воспроизвести мелкие детали, что были на монументе в день его открытия, и реконструировать великий мемориал. Необычных фактов о «Тысячелетии России» хватает, и в наше время он напоминает о мощи и трудной истории нашей страны.
Другого такого памятника, как «Тысячелетие России», нет во всём мире. Это история страны, увековеченная в бронзе. Монумент возведён в честь не какого-то человека, а целого народа. Посвящённый 1000-летию российского государства памятник не решились тронуть даже большевики, поголовно сносившие в своё время скульптурные объекты. Его 128 фигур — это целая летопись нашей страны.
Памятник «Тысячелетие России» создавался на протяжении двух лет. Воздвигнут монумент был на постамент, выполненный из сердобольского гранита — камня, который добывался в те годы в каменоломнях на севере Ладожского озера. Постамент представляет собой колоколообразную форму, а на нём водружён гигантский шар-держава. Шесть скульптурных групп, изображающих разные вехи истории России, окружают шар. На шаре находится крест весом в 28 пудов.
Высота пьедестала памятника составляет 6 метров, креста — 3 метра, а фигур — 3,3 метра. Весь горельеф в диаметре насчитывает 26,5 м. Вес бронзовой скульптурной композиции — 100 тонн. Для того, чтобы понять идею вместить всю историю государства, необходимо вдумчиво и скрупулёзно изучить его со всех сторон. И тогда пытливому зрителю откроется секрет отражения в монументе всех значимых для страны событий, поражающих и волнующих.
Форма колокола, которую напоминает общий вид памятника «Тысячелетие России», словно возвещает о тех славных делах и начинаниях, которые сопровождали государство в первое его тысячелетие. А ещё эта форма напоминает знаменитую «шапку Мономаха», которая символизирует величие и богатство России. Венчает скульптурную композицию нежный ангел, который поддерживает крест, а рядом — женщина, преклонившая колени.
Ангел олицетворяет православную церковь, а женщина — это Россия. Две фигуры расположены на самом верху державы — символе государственной власти, присущей монарху. Держава покрыта узором из многих крестов и украшена рельефом из них, что означает единство церкви и самодержавной власти. Вокруг державы идёт надпись о годе возникновения памятника и царствовании Александра II.
Середину монумента занимают «колоссальные фигуры», их 17. Они группируются в шесть скульптурных групп, каждая из которых означает разные периоды в истории России, важнейшие на тот период, когда памятник возводился. Символизм каждой группы состоит ещё и в том, что они ориентированы на разные стороны света, это словно означает, что каждый государь того времени вносил свой вклад в укрепление государственных границ.
Нижнюю часть скульптуры покрывает фриз, который вмещает горельефы, изображающие 109 исторических фигур. Это символизирует опору, которая словно поддерживает самодержавную власть. В числе фигур находятся и российские просветители — князья, представители церкви, основатели монастырей, историки и писатели. К востоку обращены 26 «людей государства» — русские цари и императоры, князья и дипломаты, патриархи.
Северо-восточную сторону монумента занимают «военные люди и герои» в количестве 36 фигур. И ещё одну скульптурную группу составляют знаменитые русские учёные, архитекторы, поэты и писатели, драматурги, музыканты и художники. Перечень персон, которые должны были присутствовать в композиции памятника, создавался скрупулёзно и оценивался лично Александром II. Из этого списка убрали царя Ивана Грозного.
Сделано это было специально, из уважения к жителям Новгорода, ведь опричники царя совершили здесь множество убийств. События, происходившие в городе в 1570 году, тогда напоминали кровавую резню, в которой были убиты тысячи горожан, не желавших поглощения Великого Новгорода Московским княжеством. Кроме Ивана Грозного, из списка «отсеяли» Фёдора Ушакова, Антиоха Кантемира, Алексея Кольцова и Ивана Дмитриевского.
В число фигур памятника «Тысячелетие России» входят шесть изображений женщин. Первая олицетворяет Россию; вторая символизирует христианку, ребёнок которой отдан на крещение; третья женская фигура — княгиня Ольга, остальные три — Анастасия Романова, Екатерина II и Марфа Борецкая. Последняя расположена прямо под фигурой Петра I. Эта женщина до последнего боролась против присоединения автономного Новгорода к Москве.
Монумент отлит из бронзы, на его изготовление пошли также старые монеты из Монетного двора. Поэтому, образно говоря, монумент сделан из денег. Кстати, на его установку собрали 100 тысяч рублей пожертвований, это составило лишь одну пятую часть от стоимости памятника «Тысячелетие России». Остальные 400 тысяч пришлось выделить из государственной казны.
Все фигурные группы на монументе достойны внимания так же, как и их расположение. Мощная фигура первого государя Руси князя Рюрика изображена в доспехах, с щитом в руке, на котором содержится надпись о годе призвания варягов. Следующая композиция — «Крещение Руси» — также вызывает восхищение. В её центре — князь Владимир, рядом с ним молодая мать несёт младенца на крещение.
Дмитрий Донской, победивший одного из воинов татарского ига, олицетворяет веху в истории государства, когда Россия освободилась от захватчиков. В руке князь держит бунчук, регалию власти татарского ханства. Следующая группа многочисленна и состоит из пяти фигур, она олицетворяет начало самодержавия. Западную сторону монумента украшает группа «Венчание на царство Романова», где изображены Минин и Пожарский, охраняющие молодого царя.
Величественная фигура создателя Российской империи Петра I обращена на центральную часть Софийской площади. У его ног — побеждённый швед, над императором распростёрся «гений славы». Фигуры на нижнем горельефе также поделены на четыре части, каждая вмещает изображения людей, оставивших след в истории государства. Писатели и художники, просветители, государственные люди нашли место на нижнем ярусе, словно давая опору державе.
Работа над таким огромным и мощным по замыслу творением, как монумент «Тысячелетие России», сама по себе была нереальной, так как требовалось соорудить памятник всего за два года. Над его созданием трудилась целая компания скульпторов и архитекторов, а руководил ими Микешин, по сути юнец, вчерашний ученик этих мастеров. Огромную долю работы взял на себя и Иван Шрёдер, его друг и скульптор.
Памятник «Тысячелетие России» нашёл широкое отражение в нумизматике, он изображался на русской монете в 50 копеек и банкноте 1997 года номиналом в 5 рублей. В 2012 году была выпущена памятная монета достоинством 10 рублей, на ней отчеканено было изображение монумента, рядом с которым был указан год рождения Руси. Можно увидеть объект культурного наследия и на почтовых конвертах и марках.
К грандиозному сооружению, открывающему историю в лицах и событиях и гордо возвышающемуся в сердце Великого Новгорода, можно добраться на общественном и на личном автотранспорте. До центра города, где находится монумент, едут автобусы под номерами 1, 16, 17, 20, 1А, 5, 6 и другие, доехать нужно до остановки «Розважа», что находится на одноимённой улице. Также сюда доезжают и маршрутные такси №53 и №58.
Обсуждения