Сампсониевский собор — один из старейших храмов Санкт-Петербурга и уникальный памятник церковной архитектуры. Возведён по указу Петра I в честь победы над шведами. Его архитектура и внутреннее убранство выполнены стиле аннинского барокко. Главные святыни — масштабный золочёный иконостас и мощи преподобного Сампсония.
1 140 0 0 8 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 59.968438 северной широты, 30.342994 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 41
Дата основания: 1740 год
Архитектурный стиль: барокко
Основатель: Пётр I
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://sampsony.ru/
27 июня 1709 года русские войска одержали сокрушительную победу над шведами в битве под Полтавой. Это сражение решило исход Северной войны. В честь значимой победы Пётр I лично повелел построить церковь возле Выборгской дороги, которая вела в шведское королевство. В конце 1709 года была возведена небольшая деревянная церковь. Поскольку победа пришлась на дату поминовения Сампсония Странноприимца, она была названа его именем.
В 1710 году церковь была освящена. По внешнему виду она была обычной: низкая, однопредельная с маленькими окнами; двускатная крыша увенчана шпилем с золотым шаром и крестом. Несмотря на скромность постройки, считалась одной из самых богатых. В главном алтаре было 18 икон. Богатые прихожане жертвовали ценные вещи. Среди пожертвований были серебряные кресты с драгоценными камнями, сосуды, большое Евангелие. Был и дар от императора Петра I — «Камчатские красные резы».
Ввиду того что Сампсониевский храм находился далеко от центра Петербурга, в нём больше проводились богослужения для военных, находившихся на Выборгской, Петербургской сторонах и на Охте. Ежегодно, в годовщину Полтавского сражения, проходила особая служба, на которую съезжались военные со всей России. При царствовании Екатерины II эта традиция была забыта. С годами военных прихожан в церкви становилось меньше.
В 1911 году близ храма было устроено православное кладбище, а рядом — католическое и протестантское. На православном кладбище среди погребённых много военных чинов и людей из близкого окружения Петра I, среди них главный врач царя Лаврентий Блюментрост. На втором покоились иностранцы — архитекторы и скульпторы, работы которых определили облик Санкт-Петербурга. До наших дней кладбища не сохранились, на их месте находится Сампсониевский сад.
В 1728 году было решено перестроить обветшавшую церковь в камне. Проект нового храма, предположительно, разработал Пьетро Трезини, который был признан одним из талантливейших российских зодчих своего времени. Большую часть средств на перестройку пожертвовал купец Иван Лапшин. Завершилось строительство собора и колокольни в 1740 году уже при императрице Анне Иоанновне. В 1909 году была построена часовня в стиле елизаветинского барокко.
В 1932 году собор был закрыт, его колокола сняты и уничтожены (кроме главного 600-пудового). Храм был отдан под магазин, затем использовался как овощной склад. С 1939 по 1943 год собор находился в ведении Государственного Эрмитажа. Во время войны единственный оставшийся колокол был повреждён снарядом. После войны собор стал складом библиотеки Академии наук, а позже был передан Главунивермагу.
В 1972 году здание переходит в ведение военно-исторического мемориального музея Суворова. Все его иконы были переданы на хранение в Русский музей, а в самом храме была организована выставка военного искусства. В 1981 году его передают музею «Исаакиевский собор». В 1999 году завершилась полная реконструкция храма, колокольни, часовни и икон придельных иконостасов. В 2000 году он получил статус музея-памятника.
Первое после 70-летнего перерыва богослужение в соборе святого Сампсония Странноприимца прошло в мае 2002 года. Службы проводились только по праздничным дням. Ежедневные богослужения начали проводиться только в 2010 году. Позже он был передан Русской православной церкви. Его настоятелем стал архимандрит Серафим. У здания храма была установлена точная копия ранее находившегося здесь памятника Петру I.
Торжественная архитектура Сампсониевского собора выполнена в стиле аннинского барокко. В ней смешаны черты архитектуры допетровской эпохи и европейского барокко. Соборный комплекс состоит из главного храма, трёхъярусной колокольни и каменной часовни. Фасад строений окрашен в светло-голубой цвет. Торжественность фасадов подчёркивают рустованные пилястры, профилированные карнизы и декоративные оконные рамы.
С южной и северной сторон нижняя часть храма оформлена галереями с частными сводами. В пилоны вмонтированы надгробные плиты. Над входной дверью размещён скульптурный выпуклый рельеф, изображающий ангелов с трубами и херувимов. На полукруглой апсиде установлена маковка с крестом. Завершает архитектуру храма купольное покрытие в форме восьмигранного барабана, увенчанного пятиглавием с золочёными крестами.
Колокольня построена в форме трёхъярусной квадратной башни с восьмигранным шатром с луковичной главкой. В первом ярусе арочный проезд и пристройки-флигели. На третьем ярусе расположен чугунный колокол. Имя автора проекта колокольни неизвестно. Рядом находится небольшая часовня. Она украшена барельефом «Всевидящее Око Господне», а на стенах — плиты с текстом речи, которую произнёс Пётр I до и после Полтавского сражения.
Внутреннее убранство Сампсониевского собора уникально. Большая часть образов датирована началом и серединой XVIII века. Невероятно красивый золочёный барочный иконостас — жемчужина храма, впечатляющая богатством орнаментальных мотивов. Он состоит из пяти ярусов, включает 48 икон и занимает всю восточную стену. Его каркас выполнен из сосны, резной декор — из липы. Иконостас создан в 1737—1739 годах.
Северный иконостас состоит из четырёх ярусов и включает в себя 17 икон. Южный состоит из 22 икон. В алтарной части храма находятся престол и надпрестольная сень, изготовленные в XVIII веке. Престол украшают херувимы, цветочные гирлянды и опоры в виде скульптурных изображений тельца, орла, льва и ангела с раскрытым Евангелием. В центре расположен ковчег для святых мощей. Сень выполнена в форме балдахина на четырёх колоннах.
Под сводом главного нефа находится масштабное изображение Петра I в полный рост. Император изображён в молитве. На южной и северной стенах нефа обустроены ниши, в которых расположены иконы «Лицевые святцы». В позолоченных рамах размещены по шесть икон. На них изображены святые, которые поминаются в течение литургического года. В центральном приделе находится шестиярусное посеребрённое паникадило, изготовленное русскими мастерами.
В 1894 году в храм была перенесена часть мощей святого Сампсония Странноприимца. Святой жил в V-VI века, всю свою жизнь помогал страждущим. Принимал странников, предоставлял еду и кров нищим, избавлял от недугов тяжелобольных. По рождению он римлянин, был образованным человеком и вёл активную благотворительную и врачебную деятельность. По легенде, он исцелил от смертельного заболевания императора Юстиниана.
К главным святыням храма также относятся уникальный иконостас и иконы XVIII века: «Святой Иоанн Воин и Михаил Малеин», «Тихвинская Богоматерь», «Коронование Богоматери», «Святитель Николай Чудотворец в житии». В конце XIX века в Сампсониевском соборе продолжительное время находилась икона с частью Ризы Господней. Также привозились для поклонения уникальные святыни из храма на Святой горе Афон.
Собор является действующим, открыт во время богослужений, которые проводятся ежедневно. В будние дни и в субботу литургия проводится в 10:00, всенощное бдение — в 17:00, воскресный акафист — в 17:00. Вечернее богослужение в праздничные дни начинается в 17:00. Для посетителей собор открыт ежедневно с 10:00 до 18:00. За полчаса до закрытия впуск посетителей прекращается.
Обсуждения