Кунсткамера

Россия, Санкт-Петербург

Кунсткамера — это прообраз нынешних музейных экспозиций, созданный Петром I в 1714 году. Дословный перевод названия с немецкого языка означает «комната искусств» — такие комнаты существовали в Европе во дворцах знати и предназначались для хранения ценных предметов. В России развитие подобных идей Петра I пошло в более широком направлении, и позднее на базе первого музея была создана Кунсткамера РАН.

//

История создания Кунсткамеры

Кунсткамера — это первый российский музей, являющийся творением Петра I. Первое заграничное путешествие царя состоялось в конце XVII века — он отправился в Голландию и Англию для изучения всего редкого, диковинного и неизвестного ранее. Его целью было создание подобного в России, правитель мечтал о возвышении страны в культурном отношении до уровня более развитых западных стран того времени.

Царь скупал за границей множество ценностей, которых, по его мнению, не хватало в России — книги, живопись, диковинные инструменты и пр. Отсюда и возникла идея создания такой комнаты — изначально это был довольно простой аналог западных хранилищ. В результате родилась первая Кунсткамера, являвшаяся упрощённым прототипом сегодняшнего музея. Это был первый музей Петра I и новшество для России.

До создания музея ценности, привезённые царём, хранились в помещении Людских палат на территории Летнего сада возле летней резиденции Петра I. Именно в 1714 году собранная экспозиция была названа Кунсткамерой, эта же дата считается началом создания музея. Примечательно, что в периоды поездок по европейским странам царь начал интересоваться внутренним устройством людей, сталкиваясь с антропологическими экземплярами в музеях.

Соответственно, первоначальное здание Кунсткамеры начало пополняться и такими экспонатами. Музей разрастался, и по приказу Петра в 1718 году на территории Васильевского острова начали возводить специальное строение, которое закончили уже после смерти царя в 1734 году. За это время всю коллекцию перевезли в Кикины палаты. Помещение принадлежало бывшему ближайшему соратнику Петра I — Александру Кикину.

Кикин был казнён в том же году за поддержку опального царевича Алексея. А здание, предоставленное под музей, сохранилось и до сих пор находится в Санкт-Петербурге по адресу: Ставропольская улица, дом 9. Стилистика дома относится к периоду уникального петровского барокко. Именно здесь собранная Петром I музейная экспозиция была открыта для широкой публики.

Благодаря созданию специализированного музейного комплекса возле Стрелки Васильевского острова началось строительство планируемого в этом месте городского торгово-административного центра. Одним из вдохновителей и первых помощников Петра при строительстве Кунсткамеры считается немецкий архитектор Маттарнови — именно он придумал и воплотил в жизнь первый проект здания музея.

Строение многократно перестраивали и улучшали с помощью разных архитекторов. Были изменены размеры и форма кровли, а также подверглись переделке большая часть фасада и купола центральной башни. В целом здание перестраивалось в течение нескольких лет после 1735 года, в том числе дополнялись разнообразным оборудованием внутренние помещения. Впоследствии доработкой архитектурного комплекса занимался архитектор Гербель.

В результате окончательный вариант помещения для музея «Кунсткамера» был завершён. Его выполнили в стиле петровского барокко, соорудили два корпуса и три этажа. Построенная по проекту немецких архитекторов центральная купольная башня объединяла оба корпуса в единый ансамбль. Верхняя часть купола была оснащена астрономическим старинным инструментом — армиллярной сферой.

Кунсткамера

Кунсткамера после смерти Петра I

После окончания строительства основного здания Кунсткамеры его пополнили экспонатами из Кикиных палат и особенного Кабинета редкостей Петра I — данные ценности располагались в восточной части помещения. В западной части разместили Петербургскую Академию наук — это также было детище Петра I, созданное по его распоряжению в 1724 году. В верхней башне разместили Обсерваторию и Готторпский глобус.

Масштабный Анатомический театр с большим количеством тематических экспонатов расположился в среднем зале здания. Таким образом, Кунсткамеру вместе с Обсерваторией, библиотекой и Анатомическим театром можно считать прототипом современной Российской Академии наук, а точнее — её естественнонаучной базой. Кунсткамера демонстрирует начало развития науки в России, положенное Петром I.

Михаил Ломоносов

Исторически Кунсткамера считается первым и главным этапом в истории создания Российской АН. Музей неразрывно связан и с именем Михаила Ломоносова, который начал учиться в Академическом университете Петербурга в 1736 году, а уже в 1741 году поступил на службу в должности сотрудника Академии. В те же годы ему было поручено формирование и составление каталога экспонатов для Минерального кабинета Кунсткамеры.

Именно там хранились окаменелости и минералы, нуждавшиеся в детальной систематизации. Позднее Ломоносов получил звание первого российского естественнонаучного академика и стал всемирно известным профессором химии. Имя великого учёного считается легендой среди отечественных химиков и историков, последние изучают деятельность Ломоносова в привязке к истории тогдашней Кунсткамеры.

Дальнейшее развитие Кунсткамеры

В число первых «кабинетов» Кунсткамеры входило 4 экспозиционных музейных помещения. Первое называлось «Натур-камерой» и использовалось для хранения раритетов по естествознанию — здесь были собраны образцы пород, драгоценных камней, останки редких животных. В следующем «кабинете» под названием «Мюнцкамера» содержалась коллекция, состоявшая из старинных ценных монет и тому подобных экземпляров — медалей, артефактов.

Непосредственно комната «Кунсткамера» демонстрировала уникальные редкие экземпляры из области быта разных народов и предметы прикладного искусства. В Кабинете Петра Великого хранились личные вещи государя, представляющие ценность для потомков. Через время сотрудники Академии наук опубликовали каталог из 2-х томов с перечнем всех экспонатов Кунсткамеры, дополненный иллюстрациями и пояснениями на немецком языке.

Декабрь 1747 года стал фатальным для музея — возникший пожар практически полностью уничтожил центральную башню и находящийся внутри уникальный Готторпский глобус. Примечательно, что башню не восстанавливали несколько веков вплоть до 1947 года. В конце XVIII века Кунсткамеру украсили тематическим декором из скульптурных бюстов различных учёных, на фасаде появились аллегоричные группы, созданные скульптором Павловым.

В первой половине XIX века здание было украшено росписями авторства художника Рихтера. К 1830-м годам экспонатов стало слишком много, из-за чего главное помещение Кунсткамеры не могло вместить все предметы и ценности. Поэтому музей разделили на несколько тематических аналогов — Ботанический, Минералогический и Этнографический. В главном здании остались Академия наук и другие отделения Кунсткамеры.

Начало XIX века стало временем активного накопления экспонатов музея. В коллекцию ценностей добавлялись находки не только учёных России, но и зарубежных исследователей. Экспонаты действительно отличались уникальностью: например, в Кунсткамере хранятся редкости, добытые в экспедиции Кука в Полинезию, и привезённые Миклухо-Маклаем из Новой Гвинеи. Не менее интересны предметы, доставленные из экспедиций в Сибирь, на Камчатку.

Примерно в этот же временной период Кунсткамеру ещё раз разделили на отдельные музеи. Теперь комплекс состоял из Зоологического, Этнографического, Ботанического, Минералогического, Египетского и Азиатского филиалов. Действующий Кабинет Петра Первого оставался неизменным. Все музеи разместились в двух зданиях. Впоследствии Зоологический и Антропологический музеи объединили в один.

Объединённый из двух музеев со схожей тематикой комплекс сохранился до наших дней в полном составе — сейчас это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Среди экспонатов находятся различные артефакты и интересные находки, рассказывающие о происхождении человека. Подобная информация интересно дополнена различными данными, которые рассказывают об истории различных культур, наций и народностей.

Кунсткамера

Залы и экспозиции Кунсткамеры

В современных залах музейного комплекса представлены коллекции, которые достаточно сильно отличаются от изначально созданных Петром I, но некоторые предметы и артефакты сохранились до настоящего времени. Наиболее масштабным считается Антропологический музей — он состоит из множества специальных залов, которые знакомят посетителей с происхождением различных рас и культур.

В каждой из тематических комнат представлен быт народностей, предметы обихода и ценности. Здесь расположены залы: Северной и Латинской Америки, Индонезии, Индокитая, Индии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Японии, Монголии, Китая и Кореи. В каждом из помещений создана атмосфера всего периода становления определённой культуры, которую можно подробно проследить на экскурсии.

Зал Северной Америки

Вся экспозиция посвящена образу жизни и особенностям быта эскимосов и алеутов. Посетители с удовольствием изучают атрибуты их ритуалов — вызова дождя, урожая, солнечной погоды и лечения больных шаманскими практиками. В экспозиции «Северная Америка» прослеживается связь северной и южной частей континента от Аляски до Калифорнийского побережья. Экспонаты относятся к быту индейцев начала XIX века.

Особой гордостью данного зала является наличие деревянных алеутских головных уборов, замшевой одежды атапасков, которая украшена иглами дикобраза. Здесь же хранятся образцы байдарок, поворотных гарпунов и меховых парок жителей северных регионов. Из глубин североамериканского континента до наших дней дошли предметы быта калифорнийских индейцев — плетёная домашняя утварь, наряды и атрибутика тлинкитских воинов и шаманов.

Кунсткамера

Залы Индии, Океании, Индонезии

Особенностью данных залов является уникальная и очень разнообразная подборка различных экспонатов, собранных с континентов и островов. Например, в индийском зале привлекает внимание старинный текстиль, по праву считающийся произведением искусства. Наследием народов Индостана являются шикарные коллекции древнего оружия, которые впечатляют наличием ювелирной чеканки и точностью исполнения действующих механизмов.

Индонезийский зал славится наличием интересных кинжалов-крис, деревянных и металлических масок, старинных театральных костюмов и марионеток. В довольно большом количестве представлена домашняя утварь народов этого региона, представляющая ценность для историков, — это уникальная резная посуда со сложной инкрустацией, резные деревянные украшения и необычные изделия в технике прорезной эмали.

Залы Китая, Монголии, Японии

Прикладное искусство этих стран отличается от большинства увиденных экспонатов других народностей относительно одного временного периода. Традиционные монгольские юрты привлекают посетителей простотой и самобытностью, а маски Цам, выполненные в технологии папье-маше, считаются непревзойдённым произведением монгольского искусства. Масочные мистерии были частью древних ритуалов и символизировали буддийских божеств.

Япония представлена большим количеством предметов быта, которые также имели сакральное значение. Все манекены, курильницы и статуэтки не были простым декором — каждая из них имеет свою историю и была для японцев оберегом или предметом поклонения. Не менее интересны японская одежда, детские игрушки, посуда и обувь — в каждом предмете можно определить принадлежность к какому-либо древнему божеству.

Китай представлен наиболее богатой коллекцией экспонатов — это самое раннее и обширное собрание этнографических артефактов МАЭ РАН. Особенно интересна коллекция древнего китайского фарфора. Стоит заметить, что более поздние фарфоровые изделия из Китая считаются ценными и представляют интерес для коллекционеров. Китайский зал популярен среди любителей тончайшей резьбы по слоновой кости, дереву, камню.

Зал Среднего и Ближнего Востока

Не менее интересны коллекции, экспонаты которых добыты в Иране, Афганистане, Турции и других арабских странах. Здесь можно ознакомиться с рукописными и печатными экземплярами Корана, арабскими принадлежностями для письма и чтения. Посетителей привлекает атрибутика шиитских мистерий «Мохаррам», шёлковые полотна, преподнесённые в дар семье Романовых бухарскими эмирами. В залах представлены образцы холодного оружия и предметы быта бедуинов, старинные мечи и шлемы.

Готторпский глобус

Экспонат расположен в верхней части здания и имеет свою уникальную историю. Глобус изготовили в Германии XVII века — мастера Гольштейнского герцогства преподнесли его Петру I в качестве дипломатического подношения. Это был крупный шар, составлявший в диаметре более трёх метров. Внутри находилось звёздное небо, снаружи — довольно подробная топографическая карта Земли.

Глобус установили на третьем этаже тогдашней Кунсткамеры, пройти к нему можно было через специальный люк. После крупного пожара экспонат практически полностью сгорел — на пепелище были найдены остатки каркаса и металлических деталей. В середине XVIII века российские механики смогли сделать вполне удачную копию. Во время блокады Ленинграда глобус вывозили из города из-за особой ценности экспоната.

Готторпский глобус

Другие экспонаты музейного комплекса

В музее Кунсткамеры находятся экспонаты, овеянные собственными легендами. Большинство посетителей интересуется пропавшей головой Марии Гамильтон. Героиня своеобразных легенд была английской шпионкой и детоубийцей. Ей отрубили голову, которая в качестве экспоната хранилась в Кунсткамере в заспиртованной ёмкости. Когда её похитили, виновными признали моряков-англичан.

Останки черепа Марии так и не были найдены, соответственно, до сих пор ходят разные легенды и домыслы. Не менее интересным экспонатом является флейта, изготовленная монгольским шаманом для связи с потусторонним миром. Её главная особенность заключается в материале изготовления — это берцовая человеческая кость.

Коллекция анатомии Рюйша привлекает и пугает одновременно. В её состав входит довольно большое количество мёртвых младенцев и частей их тел — в музее насчитывается более 900 подобных экспонатов. Необычные сокровища заспиртованы в банках, создатель коллекции собирал материалы более 50 лет, а Пётр I вёл переговоры о покупке всех экземпляров около двух десятилетий и всё-таки смог уговорить голландца.

Музей имени М. В. Ломоносова

Большой вклад в развитие музея внёс великий русский учёный-естествоиспытатель Ломоносов, который работал здесь в течение 24 лет. Среди экспонатов можно ознакомиться с его творчеством — учёный писал стихи. Здесь же хранятся его личные вещи, приборы, используемые для экспериментов, карты и предметы быта. Музей интересен для изучения личности великого учёного и его литературного творчества.

Ломоносов отличался любовью к коллекционированию редких книг и ценных предметов старины, что особенно ощутимо при знакомстве с его имуществом. Среди книг и рукописных трудов проскальзывают старинные скульптуры, живопись и старинная мебель, искусно вырезанная индийскими и арабскими мастерами. Впечатляет и богатый декор, а также другие коллекционные предметы прикладного искусства, интересовавшие великого учёного.

Кунсткамера

Условия посещения Кунсткамеры

Музей расположен по адресу: Университетская набережная, 3, Санкт-Петербург, входная группа расположена со сторона Таможенного переулка. Кассы музея работ с 11.00 до 17.00, открытие и закрытие Кунсткамеры осуществляется в 11.00 и 18.00 соответственно. Важно учитывать: по понедельникам и в последний вторник каждого месяца музей не принимает посетителей, актуальную информацию лучше уточнять на сайте.

Кунсткамера

Как добраться до музея «Кунсткамера»

Можно доехать на метро до любой из станций: «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный двор», «Василеостровская», «Спортивная». Далее стоит ехать до Университетской набережной на любом подходящем автобусном маршруте. Путь на автомобиле считается более простым, если не учитывать пробки на дорогах в час пик. Для построения маршрута удобно пользоваться онлайн-картами. Обычно автомобилисты едут по Невскому проспекту.

Кунсткамера
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Кунсткамеры

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх