Зимний дворец Петра I — шедевр архитектора Доменико Трезини и одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построен в 1716—1727 гг., был резиденцией основавшего его Петра Великого. Является величайшим памятником архитектуры XVIII века и ярким примером архитектурного стиля петровского барокко. Входит в состав Государственного Эрмитажа, находится на набережной Зимняя канавка.
1 388 1 0 13 мин. на чтениеКоординаты: 59.942087 северной широты, 30.318287 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 32
Дата основания: 1711 год
Архитектурный стиль: петровское барокко
Архитектор: Георг Маттарнови, Николай Гербель
Основатель: Пётр I
Первый Зимний дворец был совсем не таким огромным и роскошным, каким видит его турист, стоя перед восхитительным зданием на Дворцовой площади. Это небольшое двухэтажное строение, которое было возведено в 1711 году на каменном берегу реки Невы, состояло из основного портала и примыкающих к нему сбоку пары флигелей. Главным его украшением являлись угловые выступы, пилястры и красивые наличники, декорировавшие окна.
Сам император говорил, что это был «маленький домик» для «корабельных дел мастера», коим себя и называл Пётр I. Оформление этого дома было в стиле голландской архитектуры. У него имелись черепичная крыша и высокое крыльцо. Строение для Петра являлось подарком на свадьбу, который преподнёс первому русскому императору Александр Меншиков, являвшийся тогда губернатором Петербурга.
Здесь действительно было проведено свадебное торжество, соединившее Петра I и бывшую его служанку Екатерину I. Существует предание, согласно которому спустя 12 лет в том самом зале, где проходила их свадьба, император Пётр Великий подвёл ее к зеркалу, изготовленному из венецианского стекла. Тогда он узнал об измене Екатерины, своей любимой жены, сопровождавшей его повсюду.
Пётр указал на зеркало и сказал жене, что, хоть оно и сделано из простых материалов, но может быстро превратиться в «полное ничтожество». После чего с силой ударил по стеклу тростью. На что Екатерина тут же парировала: «Разве теперь ваш дом стал краше?». После той размолвки супруги перестали общаться и помирились лишь тогда, когда Пётр находился на смертном одре. Он скончался в 1725 году в ночь с 27 на 28 января на руках у своей жены.
Но спустя четыре года после их свадьбы Свадебные палаты, которые оказались слишком тесными, пришлось расширить. С северной стороны были вбиты сваи, была проложена новая набережная, на территории которой Пётр I решил устроить по своему вкусу и стилю собственную резиденцию. Разработку проекта нового здания император поручил архитектору Георгу Маттарнови, что было реализовано в 1716 году.
Местоположение своего дома Пётр выбрал крайне удачно: отсюда открывался впечатляющий вид на ближнюю и дальнюю акватории Невы. По описаниям того времени, из дворца можно было рассмотреть не только город с крепостью и княжеский дом Меншикова, но и открытое море, виднеющееся через речной рукав. Пока шло строительство новых царских покоев, император с семьей оставался жить в скромных Свадебных палатах.
Перестроить своё жилище Пётр решил после совершённой им поездки в Европу в 1718 году, откуда он привёз много впечатлений о технических новинках того времени. Все они воплотились в строительстве: так, новые покои были оснащены центральным отоплением, проливной канализацией, водопроводом с горячей и холодной водой. Маттарнови создал эскизы, согласно которым в отделке дворца использовались красный мрамор, гипсовые рельефы, солидные двери из дуба.
После внезапной кончины архитектора Маттарнови Зимний дворец продолжил строить Николай Гербель. Дворец получился торжественным и самым величественным во всём Петербурге. При своей шикарной архитектуре, он довольно органично вписывался в окружающую его застройку невской набережной. С нового Зимнего дворца начинается пора ансамблевого зодчества, характерного для Северной столицы.
Осенью 1723 года строительство было окончено. По этому поводу состоялся грандиозный пир с неизменным красочным фейерверком, без которого не обходилось ни одно торжество Петра. Царь любил свой дворец на набережной Невы, именно здесь он скончался спустя три года после строительства нового его здания. Его жена Екатерина I после смерти супруга решила ещё больше расширить здание.
Её желание было воплощено благодаря проекту Трезини. Были возведены новые флигели, и здание превратилось в огромное каре, расположенное на набережной. В 1727 году в составе здания находилось больше ста комнат. Все они были шикарно отделаны, а одна из них — роскошней всех. Ее отделка состояла из янтаря и изделий из него, подаренных Петру королем Пруссии. Назвали комнату Янтарным кабинетом.
За богатый подарок русский царь в своё время послал в Пруссию 55 специально отобранных солдат. Известно, что Янтарный кабинет был перевезён спустя какие-то время в Царское Село, а затем, во время Великой Отечественной войны, похищен из города Пушкина фашистами во время его оккупации. В 1731 году была коронована новая императрица — Анна Иоанновна. Она поселила в Зимнем дворце своих служащих, но сама здесь не жила, выбрав более нарядный дом графа Апраксина.
Дочь Петра I Елизавета Петровна, взошедшая на царский престол после Анны I благодаря гренадёрам Преображенского полка, разместила в покоях Зимнего дворца лейб-гвардейцев. Именно они 25 ноября 1741-го устроили под личным началом Елизаветы дворцовый переворот, возведя её в императрицы. Позже новая государыня стала капитаном лейб-компании, единственной ролью которой была личная её охрана.
После кончины Елизаветы дворец снова стал домом для служителей и музыкантов. Править страной стала Екатерина II, которая очень любила театры, даже сама являлась автором драм и комедий, отчего её прозвище было «Семирамида». Она решила подвергнуть Зимний очередной переделке, на этот раз — в придворный театр. Создателем проекта был назначен архитектор Джакомо Кваренги, который выстроил на месте дворца Эрмитажный театр.
Взошедший в 1825 году на престол император Николай I приказал найти ту самую комнату, в которой скончался великий государь Пётр I. Его покои казались навсегда погребены под театральным зданием, созданным Кваренги. Поиски так и не принесли результата. И лишь начиная с 1976 года, археологические раскопки, предпринятые Е. М. Баженовой, позволили найти под сценой дворец Петра.
Находка оказалась сенсационной. Дело в том, что при строительстве театра архитектор Джакомо Кваренги применил для несущих конструкций первый и цокольный этажи петровских покоев, поэтому дворец Петра словно был стёрт с лица земли. После обнаружения шести его помещений, фрагментов парадного двора, нескольких жилых комнат открытия казалось поистине фантастическими.
Были обнаружены покои императора Петра Великого Малые палатки, с серым фасадом и крышей из красной черепицы; воссозданы уникальные интерьеры царских комнат — столовой, Конторки, Сеней и Токарни, Чулана истопника… Открылись взору в своём первоначальном облике печи в изразцах с каминами, окна, украшенные наличниками из благородного дуба, паркеты и панели на стенах. Слои штукатурки скрывали изначальное убранство дворца первого императора.
Таким образом, пространство под театральной сценой открыло невиданное сокровище — памятник истории под памятником архитектуры. Кваренги сохранил огромные территории и помещения, части парадного дворцового двора, участки рядом с фасадом. Возможно, тому причиной была острая нехватка времени, ведь императрица отмерила всего полтора года на строительство театра.
Первоначальный дворец Петра I был утерян ещё в XVIII веке, поэтому о его архитектуре можно судить лишь по небольшому участку стены у восточного берега Зимней канавки, обозначенному другим цветом. Вначале «Зимний дом», в котором жил первый русский император, был выполнен из дерева и, к сожалению, его изображения не дошли до наших дней. Второй Зимний дворец был уже творением рук Доменико Трезини, он начал возводиться на месте разобранного в 1711 году дома Петра.
Свадебные палаты — так назвали следующее строение. Здесь состоялось торжество по поводу венчания государя с Екатериной I. Пробыли они здесь недолго, уже в 1720 году переехав в третий по счёту дворец, созданный по проекту Маттарнови. Он был как раз на том месте, где позже возник Эрмитажный театр. При его возведении были всё же сохранены фундамент и стены прежнего сооружения.
В жилых помещениях «Малых палаток» были потолки высотой от 3 до 3,8 м, площадь их составляла от 16 до 21 кв. м. Известно, что Пётр не жаловал большие помещения с высокими потолками, любил уют. Ровно под подмостками Эрмитажного театра был обнаружен парадный двор с пятью арками фасада. Изначально двор покрывал кирпич, сложенный «ёлочкой», затем булыжник. Сохранились две двухэтажные галереи, расположенные на первом этаже.
Екатерина решила оставить личные покои Петра в целости, так же, как и свои. И хотя дворцу, в котором жил первый русский император, суждено было исчезнуть с лица земли, сейчас каждый может увидеть восстановленные фрагменты двора и палат, принадлежавших русскому императору. Стену окрасили именно в тот цвет, который обнаружили под слоем штукатурки, поэтому она выделяется на фоне остального здания, напоминая о былом.
Помещения Зимнего дворца Петра I, которые были найдены археологами, были восстановлены, и в 1992 году здесь заработала постоянная экспозиция. Ключевой её фигурой является Восковая персона Петра Великого, созданная Бартоломео Растрелли, который сразу после смерти царя снял слепки с его лица, кистей рук и ступней. Такова была воля супруги императора Екатерины, пожелавшей сохранить его образ для потомков.
На посетителей экспозиции фигура Петра оказывает самое разное впечатление — от интереса до страха. На «персоне» — настоящие волосы императора, которые были сострижены им в одном из походов, они использованы для бровей, усов и парика. Камзол с кафтаном, как и остальная одежда, взяты из личного гардероба правителя. Туловище было вырезано из дерева липы, а руки и ноги соединены с ним шарнирами.
Экспозиция также включает кабинет Петра I, где он скончался. Конторка, чертёж которой был изготовлен в Англии, наполнена предметами, принадлежащими государю: часы — солнечные и механические, зрительная труба, сохранившийся подарок короля Пруссии — янтарная шкатулка. Личные вещи царя также собраны в Токарной мастерской, где представлен его товарно-копировальный станок.
Раскопки центральной части позволили потомкам увидеть столовую царя. Она украшена картинами голландских живописцев, в интерьере присутствуют английские часы и фламандская шпалера. Также были обнаружены бутылка вина и ведёрко-холодильник, кубок из хрусталя, китайское блюдо из фарфора. Всё бережно выставлено на столе. Интерьер этих комнат и царских покоев был восстановлен по описанию в исторических документах.
Парадный двор, на котором представлены найденные археологами садовая коляска Петра Великого и его карнавальные сани, Токарная мастерская государя, его столовая и личный кабинет — части экспозиции Зимнего дворца царя. Размещение экспозиции — подвальный этаж здания Эрмитажного театра, вход со стороны Дворцовой набережной, 32. Музей работает с 10:30 до 18:00, по средам и пятницам — до 21:00, выходной — понедельник.
Обсуждения